Jump to content
Замки и Крепости Украины - Форум

Filin

Модераторы
  • Content Count

    4,623
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    557

Filin last won the day on February 16

Filin had the most liked content!

Community Reputation

1,101 Очень хороший

5 Followers

About Filin

  • Rank
    Хозяин Замка

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Киев

Контакты

  • Сайт
    https://www.facebook.com/zamki.kreposti
  • Skype
    zamki-kreposti

Recent Profile Visitors

63,143 profile views
  1. @grey, если пополните тему свежими фото укрепления с разных ракурсов, то буду благодарен )
  2. Привет! К сожалению, оцифрованная версия на глаза не попадалась, но подозреваю, что её можно заказать в физическом виде с доставкой в Украину, только нужно искать интернет-магазины, которые смогут взять на себя этот труд (подозреваю, что такие имеются).
  3. Сводная таблица Список и карты дают представление об объектах с точки зрения общего внешнего вида башен, их датировок, расположения. Но также нужно было хотя бы в общих чертах проанализировать планировки и размеры башен, а также то, как они располагались относительно других укреплений. Таблица здесь Не по всем объектам удалось достать нужные сведения, но и то, что получилось узнать даёт много пищи для размышлений, а полученной информации вполне достаточно для того, чтобы сделать ряд важный выводов. К примеру: Использовали пятиугольные пентагоны в объектах самых разных калибров - от сторожевых башен или башен береговой обороны и до замков или укреплений городов. Видим огромное разнообразие вариантов планировок пятиугольников, которые могли быть исполнены в самых разных вариациях, от "вееров" (когда фасы отходят в сторону друг от друга, как у буквы "V") до подтреугольных, когда пятиугольник приобретает почти клиновидную форму. Использовали пятиугольники по всякому: в виде главных башен, стоящих либо за внешней линией укреплений, либо наоборот - пентагоны встраивали в эти линии; посреди линий и на углах; на глухих участках или рядом с воротами и т.д. Углы, которые образовывали фасы (две лицевые стены) имели внушительный размах колебаний: от острых (60-70°) до предельно тупых (140-150°). Видим, что толщина стен не возрастала по экспоненте по мере приближения к 14 и 15 в. и даже наоборот - в 13 в. можно обнаружить башни с толщиной стен более 2 м., а в 15 в. объекты, у которых стенки не дотягивали и до 2 м. Меня особенно интересовало изменение размеров пятиугольных башен с течением веков (это особенно важно для анализа пятиугольников Украины). На основе данных таблицы сделал такую вот схему, в которой башни размещены исходя из времени строительства (горизонтальная шкала) и площади в метрах (вертикальная шкала). В таком варианте визуализации лучше всего видно, как в конце 12-13 вв. был всплеск интереса к пентагонам, тогда же появился ряд самых крупных построек такого типа, в 14 в. интерес к пятиугольникам (по инерции?) сохраняется, но размеры башен уже не достигают показателей 13 в., в 15 в. пятиугольники хоть и продолжают строить, но не так уж и активно, причём крупных башен среди них немного, а большинство пентагонов этого периода относятся к категории небольших (и даже более того - именно 15 в. датированы самые мелкие из встреченных мной пятиугольных башен).
  4. Пятиугольные башни Италии на карте Чтобы было проще анализировать информацию о башнях нужного типа, перенёс объекты на карту, разбив их на группы по периодам возведения, каждый из которых обозначен своим цветом. Иконками со звёздочками отмечены швабские имперские укрепления. Практически все метки привязаны к объектам, кроме нескольких случаев, когда не удалось отыскать нужные руины. Если в списке, приведённом выше, помимо башен также были представлены ранние бастионы, которые в источниках именовались "пунтоне", то на карте представлены только башни. Вот лишь некоторые из моментов, которые проявляются на карте: Самые ранние пятиугольники сконцентрированы на северо-востоке Италии, поскольку именно там в 5 в. н.э. возводили преграды на пути варварских волн. Фиксируется импорт византийских пятиугольных башен в 6 в. н.э., когда Италию отвоёвывали у вандалов и остготов. Византийцы активничали в Южной Италии с 6 по 11 вв., причём были периоды, когда они контролировали значительные территории, воюя за них с разными противниками (арабами, лангобардами, немцами, нормандцами и т.д.). Известно, что онивизантийцы строили в Южной Италии новые укрепления и модернизировали старые, а также известно, что интерес к пятиугольным башням византийцы проносили через века, однако пока для Южной Италии не удалось наткнуться на пятиугольные византийские башни 7-11 вв. Видно расположение башен лангобардов, которые, вероятно, познакомились с пятиугольниками благодаря византийцам. Для периода 10-12 вв. видим значительное скопление пятиугольников в центральной части Италии. С чем это связано мне пока не до конца понятно. Нельзя не заметить взрывное распространение интереса к пятиугольникам в конце 12 - 1-й половине 13 вв., чему во многом способствовали вкусы немецких императоров, живо интересовавшихся полигональными башнями. Впечатляет не только количество объектов, но также ареал их распространения - от северных границ Италии до Сицилии. На примере некоторых регионов особо сильно ощущается момент, когда эстафетную палочку, брошенную византийцами, смогли подхватить только много веков спустя немцы/швабы. В 14 в. к пятиугольным формам просыпается интерес со стороны Флоренции, Венеции, Лукки и других известных итальянских игроков. 15 в. удивляет значительной концентрацией пятиугольников в регионах Эмилия-Романья, Марке и Тоскане, что связано с интересом к пентагонам со стороны узкого круга заказчиков и исполнителей. При этом видно, что в Северной и Южной Италии в этот период интерес к пятиугольникам практически сошёл на нет. И многое другое. По мере поступления новых сведений будем стараться пополнять и корректировать карту.
  5. Здесь высказали кое-какие мысли по поводу участка:
  6. 6 лет назад, когда тема стартовала, и когда здесь велось активное обсуждение, карт Боплана в таком качестве в Сети было сложно найти (если вообще возможно). Тут скорее проблема не в достоверности источников, а в их доступности, причём в качестве, которое бы позволяло анализировать всё в мельчайших деталях.
  7. Рік видання: 2020 Автор: Ігор Прохненко, Марія Жиленко, Володимир Мойжес Видавництво: Поліграфцентр "Ліра", Ужгород. Мова: українська Формат: 15 х 20,8 х 1,1 см (64х90/16) Обкладинка: тверда Папір: офсетний Кількість сторінок: 160 Ілюстрації: кольорові і монохромні фото, плани, схеми, малюнки Наклад: 100 прим. ISBN: 978-617-596-310-4 Скачать PDF-версию Аннотація: Приклади сторінок: Зміст: Вступ:
  8. Добрый день. Не уверен, что есть какой-то новый список объектов, во всяком случае, если говорить о замках. По сути, первый эксперимент с концессией провалился и вроде в последнее время не появлялось сведение о том, что снова какие-то объекты вдруг решили передавать в аренду.
  9. Небольшую секцию парапета в виде закрытой галерее показали в районе треугольного в плане выступа внешней линии обороны. Таким образом предлагали реконструировать стену только на одном участке, а на других оставить её в виде законсервированных руин. Т.е. авторы проекта, конечно же, не считали, что внешняя стена представляла собой обычный забор, просто они предлагали реконструировать только небольшую часть этой малоизученной линии обороны. Глядя на проект не забывайте, что это не графическая реконструкция того, как выглядел замок много веков назад, а предложение, как можно в наши дни преобразить имеющиеся руины. Потому с одной стороны могут предлагаться варианты частичной реконструкции тех секций, с первоначальным видом которых не всё ясно, а с другой стороны могут предлагать современные дополнения по типу двух рядов мансардных окон, которые можно видеть в кровле замковых корпусов - их, конечно же, у старого замка не было, но "Укрзахідпроектрестація", как и другие реставрационные учреждения советского периода, не редко не только реставрировала объекты, но и приспосабливала памятники под насущный нужды, для чего в проект могли вносить новые детали, осуществлять перепланировки и другие работы, отдаляясь от того облика, который был у замка на момент его функционирования.
  10. Галерея в центральной части донжона на проекте от института "Укрзахідпроектреставрація". Проект в более-менее полном виде опубликован в отдельной теме.
  11. В недрах института Укрзахідпроектреставрація была сделана масса любопытных проектов реставрация замков Западной Украины, которые есть за что похвалить (к примеру, за эффектную визуализацию), а после того, как пройдёт первый вау-эффект, то найдётся и за что поругать. Большинство из этих проектов широкому кругу поклонников фортификации Украины не известна вообще, другая часть известна только фрагментарно, поскольку отдельные детали этих работ в разное время выбирались для украшения научных статей или информационных стендов. Тем приятней, когда появляется возможность увидеть проект практически целиком. К нашему счастью много лет назад Александр Волков сделал фото нескольких литов проекта по Невицкому замку и любезно согласился поделиться этими ценными материалами с нами. Об обстоятельствах создания проекта практически никакой информации нет, так что буду признателен за любый дополнительные сведения. Время создания: 1990-е гг. (более точных сведений нет) Авторы: Николай Гайда, Лидия Горницкая. Исполнитель: Я. Мартынюк. Место разработки: институт Укрзахідпроектреставрація, АРМ-3, Львов (?). Техника: бумага, тушь, перо. Лист 1. Общий вид замка, каким он должен был стать по итогам реставрации: Лист 2. Разрезы с видами на корпуса верхнего двора, несколько планов, фото с раскопок наиболее интересных участков: Разрез с видом на западное и северное крылья замкового корпуса: Разрез с видом на южное крыло корпуса: Разрез с видом на восточное крыло корпуса: План внутреннего двора верхнего замка, срез на высоте 1 м: План внутреннего двора верхнего замка, срез на высоте 4,5 м: Общий план-схема: Кстати, обратите внимание на терминологию - есть вежи, есть бастеи, но вообще нет башен. Или вот ещё момент - на фото №7 треугольный выступ внешней линии укрепления подписан как "бастион", а на плане это уже "вежа-бастея". Фото с раскопок (они, кстати, сами по себе ценны, поскольку также не относятся к категории известных): Вид на археологический раскоп, заложенный во внутреннем дворе замка, взгляд со 2-го яруса южного корпуса. Руины колодца и примкнувший к нему фрагмент фундамента круглой вежи. Фундамент квадратной вежи, найденной на территории внутреннего двора замка. Лист 3. Александру Волкову этот лист на глаза не попадался, и пока толком непонятно, был ли он вообще. На его существование намекает нумерация фото - на одном листе показаны кадры №1, 2 и 3, на другом №6, 7, 8, 9. Логично предположить, что был ещё один лист, на котором присутствовали фото №4 и 5, а также, вероятно, какие-то другие схемы/чертежи. Лист 4. Несколько фото современного (на тот момент) состояния замка, северный и южный замковые корпуса в сечении, а также план: Северный (разрез 1-1) и южный (разрез 2-2) замковые корпуса в сечении: План (срез на отметке 9,5 м) чуть крупнее:
  12. Изображение это видел в коллекции одного моего приятеля во Львове. Попробую достать, и если получиться, то опубликую его на форуме. Что касается лестницы, то поручни, вероятно, в итоге добавят. Подобные лестницы (с вырезами в ступенях), кстати, используются в Каменец-Подольской крепости. Это как раз чисто-туристический вариант, поскольку пользоваться ими из-за этих вырезов удобно, поскольку ноги за перекладины не цепляются. Там, кстати, вообще одним поручнем довольствуются: Источник
  13. В. Пагор поделился своей статьёй, в которой речь идёт о событиях 1633 г. и о связанных с ними укреплениями. Лагерь по мнению автора находился "в районі Гунських криниць".
  14. Ранее мне попадался какой-то эскизный проект-предложение по реставрации замка, выполненный где-то в 1990-х, и там также была показана деревянная галерея в той части, где её прикрепили к башне в наши дни. Другое дело, какой вид она имела в период функционирования замка? Не исключено, что не совсем такой. Правда, тут подумал, что вроде бы на реконструкциях замка А. Дзембаса (к слову, вот его страничка) башня вроде бы не показывалась без этой галереи.
  15. Во втором томе, где речь идёт о рукописных планах, думаю, будут приведены все сведения о местах хранения оригиналов. Насколько я знаю, в ряде случаев Лешек заказывал оцифровку удалённо. И да, не редко он был первым, кто заказывал оцифровку того или иного редкого плана города, так что была проведена действительно масштабная работа.
×
×
  • Create New...