Filin

Модераторы
  • Публикации

    4 039
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Days Won

    301

Filin last won the day on 10 июля

Filin had the most liked content!

Репутация

527 Очень хороший

2 подписчика

О Filin

  • Звание
    Хозяин Замка

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Киев

Контакты

  • Skype
    zamki-kreposti

Посетители профиля

50 906 просмотров профиля
  1. Рік видання: 2017 Автор: Марина Ягодинська, Богдан Строцень Видавництво: Folio, Харків Мова: українська Формат: ? Обкладинка: інтегральна Папір: ? Кількість сторінок: 96 Ілюстрації: фото, карти. Наклад: ? ISBN: 978-966-03-7864-3 Сторінка путівника на сайті видавництва Анотація: Приклади сторінок:
  2. Ясногорский монастырь в Польше. Наверное, можно сказать, используя слова К. Липы, что он окружён "локальними пентаграмами, у певний бік спрямованими". Источник
  3. Что касается православия, то у солидных монастырей-крепостей 16-17 вв. пятиугольники найти можно. Вот, к примеру, Соловецкий монастырь. Можно сказать, что тут вытянутый и не совсем ровных пятиугольник лишь с натяжкой может сойти за пентаграмму, но ту же К. Липу искажение формы не особо отпугивало, потому к категории укреплений, находящихся под гипотетической защитой "пентаграмм" у ней попадали объекты, вне зависимости от того, соответствовали ли тамошние пятиугольники очертаниям классической пентаграммы. План Соловецкого монастыря. Источник Пятиугольная башня Саввино-Сторожевского монастыря: Источник Пятиугольная башня Симонова монастыря: Источник Пятиугольная башня Новоспасского монастыря: Источник И т.д.
  4. В книге Теорія архітектури, містика і війна (2016) Катерина Липа выдвинула ряд оригинальных гипотез, к одной из которых хотел бы присмотреться в рамках этой темы. На стр. 110-112 упомянутой книжечки находим такую вот информацию: В рамках одной из презентаций своей книги К. Липа ещё немного дополнила и развила свою гипотезу: После чтения этого у меня вырисовались такие вот тезисы: И православное и католическое духовенство не использовало пятиугольники в проектировании монастырей, причём это касается как планировки всего крепостного периметра, так и планов его отдельных элементов (башен, бастионов). Бастион К. Липа также склонна рассматривать, как этакую пентаграмму. Если просто сопоставить разные тезисы автора, а также поразмышлять на эту тему, то возникнет много вопросов. К примеру: В книге К. Липа пишет, что шестиугольные в плане укрепления духовенство не использовало по причине "сомнительной" символики шестигранника, а в презентации сообщила, что шестигранных башен у монастырей хватало, ибо шестигранник вообще совершенная оборонная форма. На презентации сообщила, что "шестигранник - это можно", а в книге пришла к выводу, что шестригранных монастырских укреплений именно потому и нет, что форма была под этаким табу. В итоге получилось, что в планировке ограды укреплений шестигранник использовать нельзя, но при этом в планировке башен всё же можно. Судя по количеству обнаруженных К. Липой пентаграмм, строители замков и крепостей в Украине фанатели от западных мистических учений, но при этом многие из хозяев твердынь-"пентаграмм" были весьма набожными людьми (иногда даже более набожными, чем некоторые настоятели монастырей), и редко какое укрепление обходилось без часовни или даже полноценного храма. К тому же хозяева замков/крепостей зачастую поддерживали тесные связи с духовенством, оказывая друг на друга взаимное влияние, и всё же как-то так получалось, что все знали об одном и том же и верили в одно и то же, но у духовенства с пятиугольниками и шестиугольниками не сложилось, а у разных магнатов-феодалов с этой формой проблем не было. К примеру, у Бережанского замка, в чертах укреплений которого К. Липа высмотрела сразу две пентаграммы, во дворе стоит Троицкий костёл. Такие странные сочетания (с точки зрения высказанной К. Липой гипотезы) автор не объясняет. Проведя параллель между бастионами и пентаграммами К. Липа создала противоречие, ведь бастионные укрепления у монастырей найти не очень сложно, но как же у монастырей могли появиться бастионы, если они по сути тоже пентаграммы? Или какие-то пентаграммы (в виде бастионов) можно, а какие-то (в виде башен) нельзя? Очень и очень часто бастионам, в т.ч. и тем, которые защищали всякого рода сакральные центры, давали название в честь святых. Тут тоже получаем гротескное сочетание, когда пентаграмму называют в честь святого. Впрочем, я с К. Липой согласен в том, что правильные пятиугольные или шестиугольные по планировке монастыри действительно найти сложно, но, как по мне, объяснение загадки тут кроется не в нежелании использовать пентаграмму, а в сочетании целого ряда других обстоятельств. То же самое относится и к пятиугольным башням и бастионам - когда считали нужным, то монастыри снабжали и тем и другим, о чём ниже ещё будет сказано. Точно также малое количество основательных пятиугольных крепостей и цитаделей на территории Украины вовсе не признак того, что строители сторонились пентаграмм, просто строить такие укрепление было необычайно дорого и хлопотно. Поскольку К. Липа обратилась к "непрямым, но красноречивым" доводам в поддержку своей гипотезы, я тоже зайду немного с тылу и предложу вам обратиться к корням, чтобы посмотреть, были ли у духовенства проблемы с пентаграммами, как то утверждает К. Липа. Не буду мелочиться - в качестве примера возьму сердце католицизма, т.е. Папскую область Италии, а в качестве действующих лиц задействую преимущественно пап и кардиналов, т.е. вершину пирамиды католического духовенства, того самого, которое якобы сторонилось пентаграмм. Начнём с рубежа 15-16 вв, когда появляются первые занятные примеры пятиугольных модерновых укреплений. В 1496-1499 г. в городке Чивита-Кастеллана начинается строительство пятиугольного укрепления, усиленного ранними образцами небольших пятиугольных бастиончиков. Проект замка был создан Антонио да Сангалло Старшим, а в качестве заказчика выступил папа Александр VI. Когда в 1503 г. последний умер, папский престол занял Юлий II, при котором "пентаграмма" была достроена и более того - с тех пор в замке на века обосновалась одна из загородных папских резиденций. Форт Сангалло, Чивита-Кастеллана. Источник Где-то между 1515 и 1530 гг. кардинал Алессандро Фарнезе заказал Алессандро да Сангалло Младшему (сыну того Сангалло, о котором упомянул выше) создание проекта укреплённой резиденции в г. Капрарола, пятиугольной в плане, усиленной небольшими бастионами. Стройка сбавила обороны в 1534 г., когда Фарнезе стал папой Павлом III. В 1547 г. резиденцию принялся достраивать кардинал Алессандро Фарнезе Младший, внук Павла III, который в итоге на пятиугольнике укрепления возвёл роскошный многоэтажный дворец. Дворец Фарнезе, г. Капрарола. Источник В 1533-1534 гг., после восстановления контроля над Флоренцией, папа Климент VII и его протеже Алессандро Медичи построили в городе так называемую Нижнюю крепость, пятиугольную в плане. Авторами проекта были Пьер Франческо да Витербо и уже знакомый нам Антонио Сангалло Младший. Нижняя крепость во Флоренции. Источник Павел III, только-только став папой (после смерти Климента VII), тут же обеспокоился вопросом укрепления Рима бастионами, т.е. "пентаграммами". В частности, именно по заказу Павла III Антонио да Сангалло Младший в 1534-1542 гг. усилил линию городских укреплений парочкой первых бастионов. Бастионы Сангалло в Риме. Источник Вероятно, при том же Павле III всё тот же Антонио да Сангалло Младший также получил заказ на проектирование внешней пятиугольной линии укреплений вокруг главной папской резиденции - Замка св. Ангела. Но по ряду причин "пентаграмма" была построена позднее, в 1559-1565 гг., когда папой был Пий IV. Автором проекта был Франческо Лапарелли, получивший известность благодаря созданию впечатляющих укреплений г. Валетты на о. Мальта. Замок св. Ангела в Риме. Источник При уже упомянутом Пие IV начали, а при Пие V закончили возводить линию бастионных укреплений вокруг Ватикана, и в очертаниях этого оборонного рубежа при желании также можно отыскать немало пятиугольников. Один из бастионов Ватикана. Источник Ватикан, конечно, не совсем классический монастырь, но это всё же резиденция высшего духовного руководства, и тут, как видим, такой мега-значимый сакральный центр с одной стороны был прикрыт мощной "пентаграммой" Замка св. Ангела, а с других сторон был защищён рядом более мелких "пентаграмм" бастионов. В 1545 г. папа Павел III, заполучив контроль над г. Пьяченца, передал его своему сыну Пьеру Луиджи Фарнезе, который инициировал строительство новой пятиугольной крепости-цитадели по проекту Антонио да Сангалло Младшего. Особенно интересен тот факт, что участок цитадели поглотил часть городской застройки, включая комплекс построек Бенедиктинского монастыря. Не знаю, устроит ли такое сочетание монастыря и "пентаграммы" К. Липу, но оно явно показывает, что когда речь шла о строительстве таких мощных конструкциях, как бастионные пятиугольники, то застройку сносили кварталами, не жалея ни церквей, ни монастырей, потому монастырям приходилось лишь мечтать, чтобы такие мощные укрепления были построены исключительно для их защиты. Цитадель в г. Пьяченца, в одном из углов двора видны постройки монастыря. Источник Или вот интересный пример - с 1598 г. Феррара переходит под власть папского престола. В 1608 г., при папе Клименте VIII, началось строительство пятиугольной цитадели, которое было закончено в 1618 г., при папе Павле V. Папская цитадель в г. Феррара. Источник Список можно продолжить, но суть, думаю, и так понятная - с момента появления пятиугольных укреплений лидеры католической церкви пару веков вполне охотно использовали эту форму для строительства собственных резиденций и крепостей. Кроме того, папы, кардиналы и другие богатые духовные особы фактически финансировали развитие укреплений-"пентаграмм", активно сотрудничая с теми архитекторами, которые считали эту форму одной из наиболее идеальных для обороны.
  5. AnKo, к сожалению, нет ни списка, ни фото. Точнее - может они и есть, но не у меня.
  6. Люблю самостоятельно отвечать на свои же вопросы ) Всё же удалось выйти на книгу, поискав информацию по её издателю - Мишелю Луиджи Мутио (Michele Luigi Mutio). Вот здесь обнаружилась интересная и весьма размашистая биографическая справка по этой персоне (на итальянском, но Google-переводчик поможет решить проблему), а потом нашлась и сама книга: Источник Труд состоит из 2-х томов, изданных в Неаполе в 1692 г. В отличии от книги 1690 г., новый вариант расширили (теперь события описывались до 1691 г.) и украсили десятками рисунков, которые можно разделить на две группы - портреты сильных мира того времени, принимавших участие в войне, а также изображения всевозможных городов, замков и крепостей, принимавших участие в военных компаниях. Рисунок Каменца находим во 2-м томе, между стр. 52 и 53, в разделе, где описываются события 1687 г., а именно военные действия поляков против турок и татар на Подолье. Рисунок в книге чёткий, потому всё различимо вплоть до мелочей, которые не передались на фото, показанном выше. Собственно, оригинал: Или в зеркальном (читайте - правильном) варианте:
  7. 21 апреля 2017 г. была открыта выставка "Історичні плани Кам'янця", организованная Национальным историко-архитектурным заповедником "Каменец". Практически все планы, представленные в рамках этой выставки, относятся к категории более-менее известных, они публиковались, их можно найти в Сети в оцифрованном виде и т.д., но одно изображение из этого ряда всё же выделилось. Дмитрий Бабюк предоставил фото занятного и явно малоизвестного вида на Каменец, к которому и предлагаю присмотреться: Подпись, сопровождавшая выставочный экспонат: План интересен тем, что показывает не избитый вид на город времён турецкой оккупации. "Lasagra lega la potenca Ottomana" (указанное "Місце збереження") это не какой-то музей или архив, как может показаться из подписи, а книга, где и было опубликовано это изображение. Более адекватное написание названия книги выглядит так - "La Sagra Lega contro la potenza Ottomana", т.е. в переводе с итальянского нечто вроде "Священная Лига против силы/мощи Османской [империи]". В книге рассказывается о различных аспектах борьбы Священной Лиги против турок в период с 1683 по 1689 г. Книга была впервые издана не позднее 1689 г., возможно, в 1690-м, а в дальнейшем (как часто бывало с популярными и актуальными трудами того времени) переиздавалась. В Сети не сложно найти оцифрованный вариант издания 1690 г., однако этот вариант лишён картинок. Вероятно, картинками снабдили более поздний вариант книги, изданный в указанном 1692 г., во всяком случае на это указывает и подпись выставки, где рисунок датирован 1692 г., и данные из Сети, где есть упоминания и других иллюстраций из варианта труда, изданном в 1692-м. Вот, к примеру, виды на Вену и Константинополь из того же издания (стиль оформления рисунков и подписей такой же, как и у картинки, показанной в Каменце): Источник Вполне вероятно, что прямо сейчас в Сети есть хорошая копия обсуждаемого здесь изображения Каменца, но я пока подходящий источник не нашёл, потому если знаете, где искать, то подскажите. А для первого знакомства более чем достаточно и того изображения, которое показано в начале сообщения. Для любого, кто знаком с топографией и архитектурой Каменца сразу же станет очевидным, что для правильного восприятия картинки нужно её отразить по горизонтали. На это намекает много деталей, начиная от направления течения реки (оно указано на плане стрелочкой) до расположения архитектурных объектов. Так что исходный вид на Каменец был вот таким: В скромной экспликации отмечено всего 6 пунктов, но и здесь есть интересные моменты: "Pago" (латынь?) - село/деревня/поселение (?) "il bagno Caldo" (итальянский) - "тёплая ванная"... турецкие бани? "monte doue si cauano li marmi" (итальянский) - тут, если правильно понял, что-то о горах и мраморе... упоминание каньона-рва? "Sepolture de turchi" (итальянский) - турецкие погребения/кладбище (?) "La Citta" (итальянский) - город. "La Fortezza" (итальянский) - крепость. Несмотря на свою схематичность, план во многом правдиво отображает систему укреплений города и даёт пищу для размышлений.
  8. На этом видео в кадр попал и участок Водной башни, доступ к которой, перекрыт забором. Со стороны дороги к башне протянули деревянный мостик:
  9. Рік видання: 2016 Автор: Богдан Томенчук Видавництво: "Симфонія форте", Івано-Франківськ Мова: українська Формат: 60 х 84/16 (15 х 21 х 4 см) Обкладинка: тверда Папір: офсетний Кількість сторінок: 596 Ілюстрації: велика кількість чорно-білих карт-схем, планів, малюнків, графічних реконструкцій Наклад: 300 примірників ISBN: 978-966-286-090-0 Про книгу: Про автора: Приклади сторінок: Зміст: Вступ (від автора):
  10. Пётр Рычков, научный консультант проекта и автор лежащей в основе макета исходной документации, поделился таким вот фото:
  11. Обсуждается один из планов Каменца-Подольского. О существовании плана узнал из книги Ольги Пламеницкой Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець (2012), где он был опубликован (с. 98-99) с такой вот краткой сопроводительной информацией: Фотокопию этого плана в неплохом качестве опубликовал сотрудник заповедника "Каменец" Валентин Пагор: