Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 06/10/2014 во всех областях
-
1 балл
-
Парафіяльний костел Петра і Павла був збудований у 1620 році і перебудований, після зруйнування татарами у 1675 році: * для перегляду краще завантажити на компютер. Храм збудовано на підвищенні: Товщина стін костелу біля 2-х метрів (3 польські лікті по 74 см ?): Оборонні риси фари збереглись і до наших днів. З південної та східної сторони є залишки муру товщиною біля 1,5 метра (2 польських лікті?): з ключовидними бійницями: Вірогідніше за все, укріплення мало дві вежі, розташовані із західного боку ("напільна" сторона). Півнчно-західна вежа перебудована на дзвіницю: Південно-західна на такий будиночок:1 балл
-
Обычно подобные темы я начинаю со сведений о местонахождении описываемого места, но в данном случае поиск места, где находился (или мог находиться) объект – это задача, которую ещё предстоит решить. Потому перейдём к основной части. Как известно, знаменитый исторический роман "Огнём и мечом" (впервые издан в 1884 г.) был экранизирован в 1999 г. режиссёром Ежи Гофманом, который ранее экранизировал два другие романа трилогии Г. Сенкевича: Пан Володыевский (1969) и Потоп (1974). "Огнём и мечом", как в формате книги, так и в формате фильма, отличается эпичностью и размахом. Казалось бы, что на фоне событий, сотрясающих целые государства, на фоне осад замков и разрушений городов какому-то небольшому и грубоватому оборонному двору было сложно выделиться, но благодаря любовной линии Разлоги всё же умудрились занять в истории вполне достойное место. О значении Разлогов для автора книги говорит хотя бы тот факт, что первое название книги было "Волчье логово" или "Волчье гнездо" (Wilcze gniazdo), а это прямая отсылка к Розлогам, ведь, по словам книги, Разлоги первоначально назывались Красными Разлогами, а потом "от множества волков, наполнявших их окрестности" поселение назвали Волчьими Разлогами. В итоге автор отказался от первоначального названия и выбрал "Огнём и мечом", но усадьба из романа не исчезла. Позднее, уже в процесс экранизации книги, Ежи Гофман также уделил Разлогам немало внимания, и это притом, что в целом фортификационный компонент в его фильмах представлен на довольно примитивном уровне (об этом в отдельной теме). Вот как описаны Разлоги в романе: Вот так оборонный двор выглядел в фильме: А это он после погрома и пожара: Интерьеры: Как видим, в фильме усадьба выглядит чуть более презентабельно, чем в книге, во всяком случае, главное здание не похоже на "обширный сарай", а окна не настолько узки, чтобы можно было принять их за бойницы. Декораторы реконструировали и внешнюю линию обороны двора, представленную рвом, деревянным частоколом, воротами и подъёмным мостом. Можно присмотреться к деталям. Например, можно понять, как по мнению декораторов функционировал подъёмный мост – его поднимали при помощи двух воротов, установленных на территории внутреннего двора усадьбы: Подъёмный мост и небольшой мокрый ров, скос которого утыкан кольями: Частокол имел высоту около 2,5 метров, потому всадник, сидящий на коне, мог заглянуть во двор, да только ров мешал это сделать. В частоколе прорезали треугольные бойницы. Расположили и достаточно высоко, на уровне где-то 2 метров от земли и потому непонятно, как их могли использовать, ведь с внутренней стороны частокола нет никакой площадки, воспользовавшись которой можно было бы подступиться к бойницам: Секции забора, расположенные по бокам от ворот, почему-то решили показать в виде глухих стен, хотя там бойницы пришлись бы очень кстати: Ворота выглядят не особо прочными, но после того, как поднимался мост, оборонный потенциал проезда увеличивался. Кстати, в фильме есть момент, когда Юрко Богун сотоварищи ночью подскакивает к воротам, но мост в этой сцене показали опущенным. Это прокол, т.к. на ночь его должны были поднимать, о чём упомянуто и в книге: С внутренней стороны частокол подпирают палки. Интересно, это так имитировали систему обороны или же просто декораторы укрепляли свою конструкцию, чтобы она не завалилась: Рядом с воротами можно увидеть сигнальный колокол: Разумеется, ни один шляхетский двор (пусть даже и маленький) не мог обойтись без орудий истязания: Главные здания подобных оборонных дворов наверняка также приспосабливали к обороне. Генрик Сенкевич описывает постройку, возведённую из огромных дубовых брёвен с узкими окнами, похожими на бойницы. Важная деталь – Г. Сенкевич пишет, что "Помещения для челяди и казаков, конюшни и амбары примыкали непосредственно к дому", в результате чего образовывалась "неправильная" постройка (вероятно, подразумевалось отсутствие симметрии). В фильме же показали вполне симметричную избу, которая была отделена от других жилых и хозяйственных построек, окружавших двор. Дом в фильме напоминает укрепленный объект главным образом благодаря выступам на углах, которые похожи на миниатюрные башни: Если допустить, что такие выступы были на всех четырёх углах, то сходство с оборонной планировкой ещё больше усиливается. Правда, чтобы использовать эти выступы в качестве башенок, откуда можно было обстреливать подступы к входу и стены в целом, то нужно было бы в боковых стенках устраивать бойницы, а их там не видно: Может показаться, что я излишне придирчив к декорации, которая служит в качестве фона, но мне кажется, что на её создание потратили много времени и денег, привлекали специалистов-консультантов и всё такое. Вполне вероятно, что в качестве основы использовали реконструкцию какой-то реальной усадьбы. Во всяком случае, дома-замочки (как каменные, так и деревянные) с подобной планировкой мне известны, потому не думаю, что декорация Разлогов возникла на пустом месте. На этой страничке нашлись интересные рабочие материалы, касающиеся Разлогов. Вот эскиз ворот: А вот и план декораций всей усадьбы, которые позволяет вычислить её основные размеры/пропорции: Обратите внимание, как хитро работали декораторы – у зданий создавались только внешние стены, а ограда была сделана только на небольшом участке, который попадал в кадр. Дорисовывая съему, можно допустить, что главное здание всё же могло быть с четырьмя башенками: Фото со съёмочной площадки, запечатлевшее сгоревшую усадьбу: Источник "Сгорела" она, конечно, не очень реалистично, выглядит так, будто её после возгорания сразу успели потушить. В книге усадьба была сожжена полностью: Декорация дома спустя некоторое время после съёмок (скансен в г. Серпц, Польша). Видно, что воссоздали только часть строения: Источники фото: 1, 2, 3 P.S. В ближайшие несколько лет поляки в с. Мельник (Польша) планируют построить исторический парк "Трилогия", посвящённый книгам Г. Сенкевича и фильмам Е. Гофмана. Проект в числе прочих объектов из книг/фильмов предполагает воссоздание и оборонного двора в Разлогах: Источник: 1, 2 Парадокс – поляки у себя готовы воссоздавать Разлоги, а у нас в той же Полтавской области, где эти Разлоги фактически находились, о подобном проекте никто не задумывается, хотя есть масса материалов и готовая история, от которых можно отталкиваться. Если фантазии ноль, можно скопировать то, что показали в фильме, если же привлечь к проекту одного-двух специалистов, то можно создать объект даже более реалистичный, чем тот, который реконструировали поляки.1 балл
-
Фильм Ежи Гофана, как известно, является экранизацией романа Генрика Сенкевича. И книга и фильм достаточно хорошо известны, потому не буду утруждать вас описанием сюжетных перипетий, а вместо этого сосредоточу ваше внимание на некоторых деталях. Я не могу описать, насколько хорошо/плохо в фильме показаны доспехи, тактика боя и многое другое, в чём я особо не разбираюсь. Зато могу оценить то, как в фильме показаны оборонные объекты, ведь основное действие фильма развивается на территории Украины и в качестве фона часто мелькают знакомые укрепления, и некоторые из них можно даже в наши дни увидеть/пощупать. Забегая немного вперёд, хочется отметить, что по моему скромному мнению Ежи Гофману на уровень соответствия историческим прототипам, похоже, было наплевать. Никак иначе я не могу объяснить, почему создавая реконструкцию той эпохи, он ("он" - это собирательный образ из режиссёра и его консультантов) иногда вообще не старается показать в кадре аналоги тех укреплений, о которых речь шла в книге и которые реально существовали (а некоторые существуют до сих пор). Перейдём к примерам. Первым в кадре возникает Чигирин (Черкасская обл.). Именно так, по мнению Ежи Гофмана, выглядел город, владевший Магдебургским правом (с 1592 г.) и бывший с 1648 г. резиденцией Богдана Хмельницкого: А это укрепления Запорожской Сечи: Внимательный зритель заметит, что его пытаются обмануть, ведь одно и то же укрепление выдают то за Запорожскую Сечь, то за Чигирин. Но самое забавное, что укрепления 17 века, существовавшие в эпоху огнестрельного оружия и артиллерии, играет реконструированное Бискупинское городище (Польша), существовавшее где-то 5-7 веках до н.э. Иными словами, разнос между городищем и укреплениями 17 века превышает 2000 лет! Но, похоже, на такие "мелочи" съёмочная группа внимания не обращала. Или же укрепления, находящиеся под контролем казаков, умышленно показали такими примитивными? Бискупинское городище: Источник фото: 1, 2 Чигирин и Сечь в одном флаконе, план работы для декораторов: Источник Ежи Гофман так полюбил Бискупин, что решил впихивать его везде, где только можно. Вот, например, в фильме Старое предание. Когда солнце было богом (2003), повествующем о событиях 9 века н.э. Бискупинское городище также присутствует. Правда, было решено, что с каменной башней-столпом укрепление будет выглядеть более аутентично, прибавит баллов по шкале соответствия описываемой эпохе, потому её и вклеили в кадр: Создаётся впечатление, что консультанты, декораторы и мастера спецэффектов, работающие у Ежи Гофмана, каждый раз впадают в ступор, когда речь заходит о создании оригинальных укреплений, подходящих для описываемой эпохи. А это уже другая локация. Видим, как Михал Володыёвский тренируется у ворот замка в Лубнах (Полтавская обл.): Поскольку речь шла об одной из резиденций Иеремии Вишневецкого, то, очевидно, нужно было создать образ европейского замка-дворца (тут уж не получилось в третий раз использовать Бискупинское городище). В роли Лубенского замка выступил замок Пескова Скала (Польша). Эпизод не очень значительный, а замок показан как абстрактный фон, потому рассуждать не тему сходства/различия не буду. Могу лишь отметить, что до наших дней замок в Лубнах не дожил, а все его постройки, возвышающиеся над уровнем земли, давно уничтожены и разобраны. Ворота замка Пескова Скала, у которых тренировался Володыёвский, вид снаружи: Источник А это дворец (?) в укреплённом городке Топоров (Львовская обл.): О роли Топорова в истории, книге и фильме более-менее детально написал здесь. Если кратко, то, судя по данным книги и фильма, там некоторое время была ставка короля Яна Казимира, который со своим войском двигался на помощь осаждённому Збаражу. В роли Топорова также выступил упомянутый замок Пескова Скала, точнее его внутренний двор: Источники: 1, 2, 3 Укреплённая усадьба (оборонный двор) в Разлогах. Пока, к сожалению, не получилось понять, где именно находилась эта усадьба (если она в действительности существовала, а не была плодом фантазии Генрика Сенкевича), ясно лишь, что искать её стоит на территории Полтавской области. В деталях вопрос оборонного двора раскрыт здесь. Двор и в книге и в фильме занимает довольно важное место, т.к. служит фоном для развития любовной линии истории. Декораторам пришлось поработать. Итог получился интересным, дающим пищу для рамышлений: А вот так по мнению съёмочной группы фильма выглядит Бар (Винницкая обл.), до атаки казаков и после: На самом деле эта картинка не имеет ничего общего с Баром (здесь можете почитать об укреплениях замка), который расположен на боле-менее равнинной местности, а не на скале. Барский замок, акварель Наполеона Орды, 1871-1874 гг.: Источник Вероятно, Ежи Гофмана не устраивал реальный образ укреплённого Бара, потому и пришлось задвинуть укрепления на скалу, а раз уж пошли на такой ход, то реконструировать все прочие детали также не было никакого смысла. Бар в фильме играло Бенедиктинское аббатство в Тынце (Польша), который даже не особо ретушировали: Источник фото: 1, 2, 3 Ставка Хмельницкого в Переяславе (Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл.): В главной роли ворота Киево-Печерской Лавры. Их вставили в кадр со всеми деталями, которые появились в 18 веке и позднее: Источник В фильме много внимания уделено осаде Збаража (Тернопольская обл.), потому с этим объектом съёмочной группе пришлось повозиться. У Збаража было несколько постоянных рубежей обороны, а во время осады 1649 года сформировалось несколько новых, вспомогательных. В процессе осады защитников Збаража оттесняли всё дальше, к цитадели, в роли которой выступал Збаражский замок. В фильме осаду показали максимально упрощённо, а все укрепления Збаража декораторы и "мастера" спецэффектнов свели в один образ, который имел сходство со Збаражским замком. В этом образе меня озадачили купола православного (?) храма, спрятавшегося за бастионами и замковым дворцом (?). Может бастионы изображают городские укрепления, а то строение с башней, которое расположено за ними, это Збаражский замок? В этом случае картина выглядит ещё более нелепо. Схема осады Збаража: Источник Реконструкция облика Збаражского замка: Збаражский замок в наши дни: Источник Чтобы бастионы и куртины укреплений выглядели более внушительно, их полностью лишили всякого прикрытия, в том числе и рва. Наверное, консультанты не видели, как на местности расположен Збаражский замок, не знали они и того, что замок не так уж и сильно возвышался над уровнем окружающей местности, дабы избежать вероятности обстрела подошвы его стен прямой наводкой. В фильме же всё торчит и тянется вверх – бери и расстреливай, тем не менее, замок в процессе осады не получил никаких видимых повреждений: Самое забавное, что основная линия обороны, судя по сведениям фильма, была обустроена не за бастионными укреплениями, а перед ними. Пехота, конница и артиллерия сгрудилась перед воротами, где и оборонялась у символических окопов и валов, скромно утыканных толстыми кольями: В сценах обороны Збаража укрепления были превращены в фоновый объект, пугающий своей неуязвимостью и размерами, но при этом практически не использующийся для защиты. В общем, в фильме осада показана максимально обобщённо и даже примитивно. Как видите, несмотря на множество консультантов, несмотря на массу сохранившихся замков и крепостей, несмотря на достижения кинематографа в сфере спецэффектов и создания декораций, фортификационный компонент в фильме представлен на простеньком уровне. Интересно, другие детали, формирующие на экране антураж 17 века (одежда, доспехи, быт, манеры, военная стратегия/тактика и т.д.), воссозданы с таким же "вниманием"?1 балл
-
На фейсбуке высказали такое мнение: На момент создания фильма он считался самой высокобюджетной польской кинокартиной, т.е. фильм не дешёвый и потому, думаю, можно было позволить себе нанять одного-двух толковых консультантов. К тому же локаций было не так уж и много, часть из них вообще показывали мельком. Так почему бы не показать то, что соответсвовало историческим прототипам? Вот, например, возьмём Бар. Он пару раз мелькнул в кадре и всё. И в этом образе выступил не другой город, не другой замок, а... монастырь на скале. Думаете не могли найти в той же Польше бастионного замка, похожего на Барский? Конечно могли! Другое дело, что в этом, вероятно, не видели особого смысла. Потому при всей дороговизне фильма от него местами веет дешевизной. В фильме есть выдуманные персонажи и локации, но в основной фон (события, города, замки) вполне реальные. И в целом зритель воспринимает картину как реконструкцию тех событий. Думаю, что подобные фильмы, как и учебники истории, влияют на формирование образов ушедших эпох. А если информация не правдива, то она превращается в дезинформацию. И тут задумываешься, насколько хорошо в фильме реконструированы другие компоненты? Думаешь, только лишь к фортификации так отнеслись или всё там вот так криво? И разве нет ничего такого в том, что сотни тысяч и даже миллионы человек увидят всё именно так, особенно если всё было иначе? Речь не о том, чтобы строить макеты городов, нужно всего лишь подобрать адекватные аналоги, декораторам поручать создание макетов/рисунков укреплений, которые бы соответствовали историческим прототипам.1 балл
-
Есть такое в планах, но сразу могу сказать, что в двух остальных фильмах трилогии прослеживается тот же стиль. Так, например, в "Потопе" Подгорецкий замок исполнил роль замка Радзивиллов в Кейданах (Центральная Литва), о чём я как-то писал, а в "Пан Володыевский" соорудили бутафорскую Каменец-Подольскую крепость, которая отличалась от своего исторического прототипа, и т.д. и т.п.1 балл
-
Я думаю, что есть и другая проблема - уверен, что не так уж и много людей понимает, что это взгляд на Украину. Иными словами, может показаться, что это где-то в Польше, ведь далеко не каждый украинец сможет сказать, где находится Збараж, Бар, не говоря уж о Топорове или Разлогах. Да, к форме действительно есть вопросы. Думаю, что одна из проблем изучения подобных построек - это их существование на стыке деревянной архитектуры и фортификации, ведь часто поклонники укреплений обходят внимание такие небольшие оборонные объекты, а специалисты по деревянной архитектуре могут смотреть на них немного под другим углом, без особого акцента на их оборонных функциях. Может у нас и нет толковых публикаций по нужной теме, а уж что там есть у поляков и вовсе не по ясно. Может круглая форма была выбрана декораторами, а может были дворы с такой планировкой. С другой стороны есть же региональные различия, потому даже если есть аналог такого двора на территории Польши, то вполне возможно, что ничего подобного на Левобережье не было, а были оборонные дворы какой-то другой планировки.1 балл
-
Интересное расследование, спасибо. То, что у нас не воспроизводят на местности объекты из Трилогии Сенкевича меня не удивляет, у нас она предсказуемо не популярна в массах, являясь олицетворением романтического польского национализма сознательно или подсознательно. Фильмы Гофмана в самом деле популярны чуть более, хотя и о них стали уже забывать. Это с любой стороны взгляд на Украину чужими глазами. Но вот сам по себе деревянный шляхетский двор, как характерное явление зодчества в Украине заслуживает единичного или множественного воспроизведения в одном из наших "скансенов". Пока что им не везёт, так же как уцелевшим каменным. Вызывает удивление "циркулярная" конфигурация ограды на реконструкциях двора в Розлогах. Если его не возводили на средневековом городище конечно.1 балл
-
1 балл
-
Где находились/находятся Разлоги? Объект совсем небольшой, по сюжету его уничтожают, потом снова восстанавливают, но пока толком непонятно, существовал ли Разлоги на самом деле? С одной стороны Генрик Сенкевич использовал фантазию, а с другой стороны автор старался привязываться к реальным событиям, реальным людям и реальным локациям. В его книге можно встретить вполне узнаваемые исторические личности, там упомянуто множество реально существующих городов, замков и сёл, но есть и выдуманные персонажи и, наверняка, есть локации, которых в реальности не было. К какому типу локаций принадлежали Разлоги я пока сказать не могу. Но можно хотя бы ориентировочно прикинуть, где они могли находиться, где их размещал автор. Воспользуемся наводками из книги. Впервые Разлоги появляются в повествовании, когда Ян Скшетуский сотоварищи отправляется из Чигирина в Лубны: Поскольку упомянуто, что Скшетуский переправился через Днепр, то очевидно, что Разлоги находились на отрезке между переправой и Лубнами, а поскольку всё левобережье Днепра в районе поисков относится к Полтавской области, то сразу же можно утверждать, что и Разлоги находятся на территории этой области. К сожалению, ни в Полтавской области, ни в Украине вообще села с таким названием я не нашёл. Та же история с Красными Разлогами и Волчьими Разлогами. С Лубнами и Хоролом вроде всё ясно, поскольку эти города не трудно отыскать на карте. Жуки. В Украине есть три села с таким названием (причём все три в Полтавской обл.), но как по мне, то только одно (село в Глобинском р-не) подходит, поскольку расположено более-менее на пути. Семь Могил. Это, вероятно, село Семимогилы (Глобинский р-н). В наши дни, если ехать из Чигирина в Лубны, то через Днепр проще всего перебраться в районе Светловодска и Кременчуга, но в 17 веке ещё не было Кременчугского моря, появившегося в результате создания Кременчугской ГЭС, потому переправа, возможно, находилась выше по течению. Но где именно? Далее идёт описаний событий, предшествовавших встрече с владелицей Разлогов: В Полтавской области есть река Сухой Кагамлык. Река небольшая, впадает в Днепр. Река протекает через Семёновский, Глобинский и Кременчугский районы Полтавской обл. Именно на этой реке находится вышеупомянутое село Жуки: В момент встречи с вдовой князя Курцевича, владелицы Разлогов, звучит несколько дополнительных подсказок: Итак, вторая компания двигалась из Черкасс, переправилась через Днепр и застряла где-то неподалёку от Сухого Кагамлыка. До Лубен было далеко, а вот до Разлог от места аварии было всего три мили. Также интересно упоминание названия "Разлоги-Сиромахи". Сиромаха – это вроде бы синоним волка, потому фактически Разлоги-Сиромахи были иносказательным названием Волчьих Разлог или Разлог-Волчьих. Об альтернативных названиях Разлогов узнаём из краткого описания истории одной из ветвей рода Курцевичей: И вот ещё интересный момент из биографии хозяйки Разлогов: Снова упомянуты Семь Могил, как поселение, расположенное где-то неподалёку от Разлогов. Также мы узнаём, что по соседству с Разлогами есть поселение под названием Броварки. В наши дни в Полтавской области есть три села с таким названием, но только одно из них находится в районе поиска, причём неподалёку Сухого Кагамлыка: Во время очередной поездки Яна Скшетуского в Разлоги в описании пути встречается упоминание ещё одного села: Снова упоминается Кагамлык и расположенное рядом с ним село Погребы: Из разговора пана Заглобы с поселенцами в Разлогах: Получается, что Разлоги были от Лубен удалены на порядочное расстояние, раз туда нужно было ехать ночь и пол дня. Заглоба с Еленой решают, куда бежать: Судя по всему, речь идёт о городе Золотоноша (Черкасская обл.), рядом с которым есть подходящие поселения – село Крапивна и пгт Чернобай: Как вы помните, от того места (а оно было где-то рядом с Кагамлыком), где Скшетуский впервые увидел Елену, до Разлогов было около 3 миль, но когда Заглоба с Еленой из Разлогов сбежали, то побрели непонятно куда, поскольку расстояние до реки увеличилось: И вот они снова вышли в Кагамлыку: Получается, что они были у Кагамлыка, но в то же время недалеко от уже упомянутого выше с. Броварки, при этом, чтобы приблизиться к Разлогам, нужно было подняться вверх по течению. От Броварков и в наши дни идёт дорога к Золотоноше. После небольшого путешествия беглецы оказались у села Демьяновка. Демьяновок в Украине масса, но, возможно, речь шла о Демьяновке (Полтавская обл., Семёновский р-н), которая находится неподалёку от дороги, ведущей в Золотоношу: Если всё верно, то наши герои поднимались от Броварков до Демьяновки, двигаясь параллельно Днепру по направлению к Золотоноше. Когда Богун пришёл в себя в Разлогах и кинулся в погоню за Беглецами, думая, что они направились в Лубны, то по пути ему встретилось село Василевка: Васильевок в Украине и даже в Полтавской области масса, но одно село есть в районе поисков: Через Днепр беглецы переправились у села Прохоровка, которое находилось за Золотоношей. Вот подходящее село: Хотя по сюжету Разлоги были полностью уничтожены, в книге, в самом конце, упоминается, что поселение возродилось: Такая вот история. Что ж, можно подытожить. С одной стороны так и не удалось понять, где именно находились Разлоги, с другой стороны все остальные упомянутые поселения привязать можно, и самое главное – они находятся более-менее в одном районе, а это значит, что автор книги имел хорошее представление о местности, где метались герои его романа. Вполне возможно, что Разлоги – это какое-то село или хутор на территории Глобинского района Полтавской области, но всё же нужно уточнить, какое именно. Также возможно, что Разлоги стоит искать на территории Семёновского района, соседствующего с Глобинским. Может кто-то знает район поиска достаточно неплохо, чтобы сразу узнать место, о котором писал Г. Сенкевич, может кто-то решит перечитать книгу, где могут быть и другие наводки на Разлоги, может у кого-то на основе всех вышеописанных наводок появятся свежие мысли/версии…1 балл
-
Дунаїв, 2013 рік. Вид на замчище і "новий" палац з південно-західної сторони. Dunajów. Ракурс той самий, але фото зроблено майже 80 років тому (1930-ті роки). На передньому плані - маленька Ніна Найда. Це поки що єдине фото, на якому одночасно видно стіну, "старий" (СП) і "новий" (НП) палаци в Дунаєві. П. Ніна Найда на фоні замчища і "нового" палацу влітку 2013 року. Позаду три окупації, шахти Кузбасу і Червонограду... Я сумістив два фото, щоб було зрозуміло взаємне розміщення споруд (фортечної стіни і двох палаців) на замчищі. Спільними елементами для цих фотографій є вікно першого поверху (В) і габарити "нового" палацу (які не змінилися з 30-х років минулого сторіччя). Хрестиком (Х) позначено місце, де стоїть п. Ніна на фотографії 2013 року.1 балл