Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 07/07/18 во всех областях

  1. 1 балл
    Немного впечатлений: В основе этого каталога находится такой обширный пласт данных, столько интересных имён, событий, исследовательских работ, что на базе всего этого можно написать докторскую, потому даже не буду стараться объять необъятное, а вместо этого постараюсь хотя бы в общих чертах обрисовать значимость этой работы. В 1983-1986 гг. Национальная библиотека в Варшаве приобрела коллекцию фотографий, которую в течение многих лет собирал Мечислав Орлович (1881-1959). У этой выдающейся личности есть страничка на Википедии, но там дано не так уж много информации о том, какой огромный вклад внёс Мечислав в развитие внутреннего туризма в Польше, а фактически он стоял у истоков развития организованного краеведческого туризма, выведенного на уровень значимой национальной программы. Мечислав был одним из первых, кто начал разрабатывать специальных путеводители для тех, кто любил путешествовать на автомобилях, поездах и даже самолётах. Его жизнь плотно связана с Львовской областью - родился в Комарно, учился в Самборе, Хырове и Львове, где им ещё в 1906 г. был организован туристический клуб. М. Орлович был автором великого множества отличных туристических путеводителей, в т.ч. по Галичине, Буковине, Волыни, Карпатам, по воеводствам/регионам/районам и городам. В общем, его жизнь и деятельность были плотно связаны с Западной Украиной. Уже с периода организации первых туристических походов (а это было ещё до Первой мировой войны), М. Орлович начал придавать большое значение фотографиям, которые использовал в своих путеводителях, в рекламе туристических маршрутов, лекциях и т.д, при этом он также осознавал большое значение фото с точки зрения документальной фотофиксации памятников. Самое интересное, что сам Мечислав не был фотографом и даже на аматорском уровне мало занимался фотографией, однако он сумел собрать вокруг себя внушительное количество фотографов-энтузиастов, некоторые из которых со временем превратились в прекрасных профессионалов, чьи фото уже давно стали классикой жанра. Среди них были Генрих Поддэмбский и Ян Булгак. В итоге в уникальной коллекции М. Орловича накопилось более 30 000 фотографий самых разных жанров - от пейзажей до фото памятников архитектуры и портретов, сделанных как на территории Польши, Украины, Белоруссии и Литвы. К сожалению, значительная часть этой коллекции была уничтожена в 1944 году, во время Варшавского восстания. Удалось спасти лишь несколько тысяч фото, которые были найдены под руинами, на свалках или же выкуплены в пунктах сдачи макулатуры. Это вообще отдельная впечатляющая история людей, которые в тяжелейшее время, среди руин занимались спасением осколков растерзанной фото-коллекции. К счастью, всё что уцелело, снова было передано М. Орловичу, благодаря чему уже после войны начался новый этап формирования коллекции, которая продолжала пополняться даже после смерти Мечислава (его не стало в 1959 г.). В 1980-х гг. Национальная библиотека приобрела 5314 фотографий из коллекции М. Орловича. Хронологически они охватывали почти 70-летний период - самые ранние кадры были сделаны до Первой мировой войны, в 1906-1914 гг., а последние были сделаны уже после смерти автора коллекции его единомышленниками и преемниками. Коллекции Орловича повезло, поскольку в итоге она оказалась в Национальной библиотеке, где более 30 лет работала Ядвига Игнатович, прекрасный специалист по истории фотографии, автор многочисленных публикаций в этой области. Ядвига в последние годы своей жизни (её не стало в 2006 г.) занималась структуированием наследия Орловича, атрибуцией фото, их привязкой и другими исследованиями. Она работала над подготовкой как минимум двух томов каталога, но полностью успела сделать только этот, по Кресам, который был издан в 2000 г. Второй том, где должны были быть опубликованы фотографии отдельных городов в алфавитном порядке, полностью не был закончен, но довольно цельная рукопись всё же была составлена, потому, очевидно, этот том также должен быть издан. В нынешнем томе представлены фото Восточных Кресов. На основе коллекции планировали издать и другие тома по разным темам, но мне пока не известно, получил ли этот проект продолжение. В томе по Кресам множество фото сделаны настоящими профи - уже упомянутыми Генрихом Поддэмбским и Яном Булгаком - в период между Первой и Второй мировыми войнами, т.е. 1918-1939 гг. В целом же коллекция, описанная в каталоге, составлена из кадров, сделанных 47 фотографами, часть которых были авторами сотен кадров, другие пополнили коллекцию всего одним или несколькими фото. Немного статистики. Всего в каталоге приведены сведения о 1263 фото, из них 200 кадров приведены в издании, а для 1063 фотографий есть только текстово-описательная информация. 1105 фото разбиты по воеводствам, ещё 150 фото не имеют чёткой географической привязки (в основном, пейзажи, значительная часть которых сделана в Карпатах), потому их вынесли в отдельные разделы. В каталоге фото снабжены базовой информацией: место съёмки, дата съёмки, автор фото, краткое описание того, что показано на фото, размер кадра, его инвентарные номера, публикации (если фото были опубликованы) и т.д. Поскольку коллекции М. Орловича создавалась не на научной основе, то в ряде случаев отдельные характеристики кадров (место съёмки, датировка и др.) были установлены ориентировочно. Чтобы установить все эти данные была проделана колоссальная работа и просто счастье, что подготовкой этого каталога занималась именно Я. Игнатович, один из немногих специалистов, прекрасно ориентирующихся в старых фотографиях. Благодаря работе Ядвиги каталог получил удобную структуру с многоуровневую навигацию - по географическим названиям, авторам фото и даже по отдельным объектам (к примеру, можно быстро узнать, на каких страничках искать фото замков, дворцов, ратуш и т.д. Кстати, фото замков в этой коллекции относительно мало - ок 30 шт.). Кроме того, каталог снабжён краткими биографическими справками, в которых приведены сведения о почти 50 фотографах, работы которых сформировали коллекцию М. Орловича. Жаль только, что этот каталог является этаким навигатором по коллекции (это скорее список, чем фотоальбом), который даёт множество наводок, но при этом не предоставляет полных сведений о кадрах. Так, в издании приведены сведения о 1263 фото, но только 200 из них представлены в самом каталоге, т.е. только для 16% фото имеются кадры небольшой или средней величины, из которых можно составить более впечатление о фото, понять, знакомо оно тебе или нет. Для остальных есть только краткое текстовое описания того, что показано на фото, но оно в большинстве случаев не даёт возможности понять, как именно выглядит кадр. Потому жаль, что 84% фото не снабжены картинками. Но, очевидно, что при другом формате (с миниатюрами для каждого из 1263 кадров) в итоге получился бы не каталог в мягкой обложке объёмом в 190 стр., а внушительный том, создание которого Национальная библиотека, очевидно, не осилила или же по каким-то причинам не видела необходимости в такой работе. В остальном же каталог является ценным источником, который приведёт пытливого исследователя к нужным кадрам, да ещё и предоставит информацию о том, кто и когда сделал эти фото.
  2. 1 балл
×