Jump to content
Замки и Крепости Украины - Форум
Sign in to follow this  
vasylsahaidak

Горожанка: замок

Recommended Posts

Горожанка вперше згадується у 1445 році, а міський статус набула у 1578 році.

На пагорбі, на західному березі річки Горожанка, що протікала через містечко, стояв невеликий замок. Цей замок був збудований у 16 столітті шляхетською родиною Маковецьких.

Замок, являв собою не надто велику фортифікаційну споруду. Це був одноповерховий житловий будинок з вежами на кутах, але з величезними залами, сіньми і коридорами. Під замком знаходилися досить довгі пивниці, в кінці однієї з них був вхід у підземелля довжиною 4-5 кілометрів, яке виводило оборонців замку в разі невдалої оборони. Хід йшов до села Дрищева. Замок був оточений валом з землі і ровом, і до нього провадив звідний міст. До речі вхід до підземного тунелю замурували досить давно, ще до руйнації і до перебудови на палац. Під час воєн турецьких, козацьких та домашніх, замок кілька разів нищили, але завжди відбудовували, допоки, власники не махнули на нього рукою. На руїнах замку постав двір місцевих дідичів. Одні джерела кажуть що двір на замкових руїнах збудували Малиновські, але можуть бути і Хоєцькі.

Загалом при відбудові було використано збережені замкові руїни, судячи по всьому, замок не був сильно зруйнований. Над збереженим першим поверхом було надбудовано другий, з залишків наріжних башт було зроблено різні кімнати і покої, чому вони і називалися баштовими. Було використано партер давнього замку і його готичні пивниці.

Джерело

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если поверить наводке ("Галицька брама", например, об этом пишет), то речь идёт о западном береге реки, т.е. объект на левом (восточном) берегу, отмеченный красным контуром на карте Мига, не может быть тем самым замком/замочком.

Что касается западного берега реки, то там на карте Мига обведён такой большой район, что, в общем-то, на его площади могли разместиться и несколько замков. К тому же не совсем понятно, чем именно этот район так примечателен, если не считать его центрального расположения.

Немного истории Горожанки от путеводителя "Podole Przewodnik po Ukrainie Zachodniej część II":

post-1-0-26750100-1331767541_thumb.jpg

Больше всего интригует информация о том, что "На взгорье над Горожанкой" вроде бы сохранились "руины резиденции", той самой, которую построили на месте старого замочка. Об оборонном прошлом объекта, насколько я понял, и в наши дни напоминают следы земляных укреплений. Усадьба, построенная на месте укрепления, была разрушена в годы Второй Мировой и более не восстанавливалась.

Насколько я понял, усадьба-двор на месте замочка появилась довольно поздно, путеводитель даже утверждает, что в 19 веке, но тогда нет сомнений в том, что на карте Мига замочек должен присутствовать в том виде, в котором он был до перестройки. Однако на карте явно различимых следов укреплённого объекта я не заметил. Это может означать, что перестроили замочек на усадьбу ещё в 18 веке, до составления карты Мига, а может укрепления замочка были настолько мало выражены, что и на карте их даже не удосужились обозначить...

P.S. Село Дрищев (или Дрыщев), в сторону которого, якобы, тянулся от замочка подземный ход, мне на карте обнаружить не удалось. Интересно, его переименовали или просто слили с каким-то другим селом?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможно этот дом - дворец, а может какой-то другой )

Может у Романа Афтанази найдётся какая-то информация по теме этой усадьбы. А кроме того, её строения разрушили относительно недавно, в годы Второй Мировой, а разобрали, наверное и вовсе после войны, так что вполне возможно, что местные смогут чётко указать на место, где был дворец, тем более, что путеводитель намекает - там могли сохраниться остатки земляных укреплений или даже каких-то строений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Афтанази пишет, что замок находился на западном берегу «ручья, впадающего в Днестр». Построен он был, вероятно, в 16 веке. Со всех сторон он был окружен искусственно выкопанным рвом и земляным валом, которые, вместе с подъёмным мостом, существовали ещё в середине 19 века. Засыпали ров и выровняли вал молдаване ( :blink: ?). По состоянию на период между Первой и второй мировой войнами от былых укреплений остался лишь небольшой курган (холм?).

Также он утверждает (а у меня нет оснований ему не доверять ;) ), что замок был потом перестроен на небольшой дворец (усадьбу).

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дзенкуе, пан A_Wolkoww, бардзо дзенкуе ;)

"холм/курган" - это, возможно, какое-то обозначение насыпи/террасы, которую использовали в качестве площадки замочка. Или же речь идёт о земляных укреплениях, уцелевшем фрагменте вала, например?.. Если не сложно, брось нужное предложение или словосочетание в оригинале. Хочется увидеть, как пишется этот "курган" в польском варианте )

Интересная информация о том, что в середине 19 века замочек/оборонный двор мог ещё сохранять свои оборонные черты, такие как земляные укрепления, а также подъёмный мост (!). Опять же (об этом писал уже выше) при таких раскладах замочек должен присутствовать на карте фон Мига в том виде, который был у него до перестройки в "небольшой дворец".

А о судьбе усадьбы в период Второй Мировой и более позднее время Афтанази не упоминает? На каком моменте у него обрывается история этой резиденции?

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 15.03.2012 в 01:29, Filin сказал:
P.S. Село Дрищев (или Дрыщев), в сторону которого, якобы, тянулся от замочка подземный ход, мне на карте обнаружить не удалось. Интересно, его переименовали или просто слили с каким-то другим селом?

Село Підлісне на північ від Горожанки (185х):

post-8-0-87295100-1332361447_thumb.jpg

і Гугл :) :

post-8-0-47399300-1332362402_thumb.jpg

PS. Ось підказка до розташування замку:

В 18.03.2012 в 18:35, A_Wolkoww сказал:

Засыпали ров и выровняли вал молдаване ( :blink: ?).

Читаємо і уважно дивимось мапу Ф.фон Міга...

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чем вам место не понравилось? Я не считаю, что оно идеальное, но наводки указывают именно туда и потому интересно, что с этим местом не так.

Далеко не всегда укрепления строили в прекрасно приспособленном для обороне месте, потому можно найти и замки на равнинах, и на склонах холмов (а не на их вершинах) и даже под нависающими над ними возвышенностями (как в Чорткове, например).

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Може тому що квадрат там надто маленький і не рівний а на склоні. Я вам скидував фото горожанки на емеіл.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В описах згадується, що замок знаходився на правому березі річки навпроти пагорба, де розташований костел, хоча в селі люди говорять про розташування замку по лівому березі поруч із костелом на теперішній території шкільного саду, на тому місці залишилася яма зі слідами дому.

Між костелом і можливим місцем розташування замку є штучно насипаний пагорб, котрий пробували розкопувати в пошуках таємного 5-ти км. ходу, але нічого не знайшли, крім підсвічника та частинок глиняно-кераміного посуду.

Ще одне фото замку:

post-1-0-61614100-1452442304_thumb.jpg

Тут інформація про замок на сайті села Горожанка - Про замок в Горожанці

Костел та пагорб поруч:

post-1-0-68289800-1452442448_thumb.jpg post-1-0-04734900-1452442448_thumb.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Карта фон Мига неточна! Волощина і Бурти поміняні місцями.

Звучит очень критично, ведь можно понять, что карта не точна в целом, а речь, насколько я понимаю, о том, что две подписи стоят не на своих местах.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 12.01.2016 в 23:41, Filin сказал:
Звучит очень критично, ведь можно понять, что карта не точна в целом, а речь, насколько я понимаю, о том, что две подписи стоят не на своих местах.

Так, я мав на увазі конкретний скрін карти. Але, навіть, на цьому маленькому кусочку багато неточностей, наприклад, у назвах вулиць, поля, розміщенні кладовища.

post-1734-0-42109200-1452774023_thumb.jp

Я зробив позначки на карті. Мене цікавить, що означають значки, які я виділив номером 2?

Де можна подивитися умовні позначення до карти фон Міга?

Є такі припущення:

1. Розміщення замку Романовських

2. Костел Св.Духа

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Але, навіть, на цьому маленькому кусочку багато неточностей, наприклад, у назвах вулиць, поля, розміщенні кладовища.

А разве там подписаны названия улиц?

Про поля не понял. Там разве подписаны поля? Подписаны названия сёл, подписаны возвышенности (это военная карта, потом отмечалось всё, что могло пригодится военным). Но поля... Или речь не о подписях? Тогда о чём?

Что касается кладбищ, то их на карте фон Мига отмечали очень редко. Где вы там увидели кладбище? Может речь о символах в виде крестов, часто показанных у дорог? Если да, то это не кладбища, а придорожные кресты.

Мене цікавить, що означають значки, які я виділив номером 2?

Это два храма в центре села, ещё один виден на другом берегу реки. Какие именно храмы (православные, униатские, костёлы) точно непонятно, поскольку символы в данном случае особой смысловой нагрузки не несут, просто показывают, что это храмы, без уточнения их принадлежности к какому-то из религиозных течений.

Де можна подивитися умовні позначення до карти фон Міга?

Здесь можно и почитать о картах фон Мига, и узнать больше об условных обозначениях.

Є такі припущення:

1. Розміщення замку Романовських

2. Костел Св.Духа

Что касается объекта №1, то исходя из расположения и планировки создаётся ощущение, что это усадьба, состоящая из небольшого дворца и двух боковых вспомогательных построек (флигелей). Имел ли именно этот объект прямое отношение к месту, где стоял замок, мне пока непонятно. Вроде напрашивается вывод, что да, всё же имел, но с другой стороны есть наводки (о них речь шла выше), согласно которым замок всё же находился на другом (западном) берегу реки.

А один из объектов, отмеченных контуром №2, это скорей всего действительно костёл, но, насколько я понимаю, не тот, которых сохранился до наших дней, а храм-предшественник.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
А разве там подписаны названия улиц?

Тоді виходить, що Волощина було окреме село. А ось ці написи Siolo oder Burty і Zu Siolo oder Burty - це назви полів(фільварків, урочищ, пагорбів).

Зараз Волощина і Бурти це назви вулиць (районів) села. Так ось на карті вони знаходяться в протилежних положеннях.

Что касается кладбищ, то их на карте фон Мига отмечали очень редко. Где вы там увидели кладбище? Может речь о символах в виде крестов, часто показанных у дорог? Если да, то это не кладбища, а придорожные кресты.

Зрозумів. На другій карті (Second Military Survey) вказано, де знаходилися кладовища.

Это два храма в центре села, ещё один виден на другом берегу реки.

Цікаво, ніколи нічого не чув про храм на правому березі річки. До речі, приблизно на цьому місці, де позначений храм, зараз живу я :rolleyes:

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тоді виходить, що Волощина було окреме село.

Это точно не улица, и вполне возможно, что отдельное село/приселок, которое постепенно срослось с Горожанкой. Но может всё не так просто... Посмотрите на карту 19 века, которую демонстрировали в сообщении №9 данной темы. Так вот, где-то на территории в северной части нынешней Горожанки, судя по метке на карте, также существовала какая-то усадьба. И это ещё одно предполагаемое место замчища. Версия о расположении замка в этом месте выглядит особенно интересно, исходя из наводок источников, рекомендующих искать замчище именно на западном берегу, а это пока наиболее интересный участок/район на западном берегу реки.

А ось ці написи Siolo oder Burty і Zu Siolo oder Burty - це назви полів (урочищ, пагорбів).

Могу ошибаться, но скорей всего это раньше тоже было отдельное село, которое, как сообщает подпись на карте фон Мига, называлось "Село" (да-да, село под названием Село) или "Бурты".

Может возникнуть вопрос - почему название "Siolo oder Burty" написано два раза, причём несколько по-разному. Так вот, ответ очень прост - в районе села видна диагональная линия, как бы отрезающая две части Буртов друг от друга, и эта линия - след стыка дух листов карты (карта фон Мига состояла из множества отдельных листов), потому село подписали на одном листе и на другом, а когда уже в наши дни склеили оба листа, то получился дубль названий. Разница в написании названия, к примеру, может объясняться тем, что разные листы могли делали разные картографы из команды фон Мига.

Зараз Волощина і Бурти це назви вулиць (районів) села. Так ось на карті вони знаходяться в протилежних положеннях.

Это очень странно. Значит северная часть села (там, где могла быть предполагаемая усадьба на западном берегу реки, о которой писал чуть выше) - это Бурты, а не Волощина?

Зрозумів. На другій карті (Second Military Survey) вказано, де знаходилися кладовища.

И что, указаны немного не там или совсем не там?

Цікаво, ніколи нічого не чув про храм на правому березі річки. До речі, приблизно на цьому місці, де позначений храм, зараз живу я :rolleyes:

Это могла быть какая-то ветхая церквушка, которую могли разобрать, например, в конце 18 или в начале 19 века. Раз вы там недалеко живёте, то можете поспрашивать стариков, вдруг что-то слышали или находили. Часто на месте разобранных храмов ставили кресты, и старожилы могли, конечно, не помнить храмов, разобранных ещё до их рождения, но могли помнить кресты или знать из каких-либо других источников о существовании там храма.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Filin писал:
Это точно не улица, и вполне возможно, что отдельное село/приселок, которое постепенно срослось с Горожанкой.

Швидше за все це назви фільварків. До речі, центральну частину села зараз називають Місто.

Filin писал:
Это очень странно. Значит северная часть села (там, где могла быть предполагаемая усадьба на западном берегу реки, о которой писал чуть выше) - это Бурты, а не Волощина?

Так, Бурти на півночі, в бік села Дрищів (тепер Підлісне), а Волощина на півдні, в бік села Кінчаки.

І на скріншотах в повідомленні №9 показано розміщення замку на Буртах.

В селі було кілька поміщиків, які мали свої фільварки, відповідно могло бути і кілька панських палаців. Один з них точно був на тому місці, де я позначив номером 1. Ось якраз звідти, говорять, має йти підземний хід до села Дрищів.

Про церкву на правому березі ніхто не чув. Кажуть, що ще одна церква (Св.Миколая) була на Волощині, на лівому березі. Там і дотепер святкують храмове свято на Миколая.

Прикладаю теперішню карту села з вказаними назвами вулиць, районів, полів та урочищ.

post-1734-0-82267000-1452975964_thumb.jp

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжу наполнять тему источниками.

Краткая справка о замке в Горожанке была опубликована "Галицькій Брамі", №5-6 (149-150), май-июнь 2007 г.:

Цитата
Горожанка, с. (Монастириський р-н). Горожанка вперше згадується у 1445 р., з 1578 р. мала міський статус. Містечко колись мало чотири дільниці: Місто, Бурта, Гнилецька вулиця та Волощина. На пагорбі, на західному березі річки Горожанка, що протікала через містечко, стояв невеликий замок, оточений валом та ровом з водою. У XIX ст. на його місці стояв двір місцевих дідичів Малинов-сьхих [2]. Від замку вели підземні ходи до села Лрищева (4 км на північ). А. Чоловський датує замок XVII ст. [1]

Література:

1. Czołowski A., Janusz B. Przeszłość i zabytki wojewódstwa Tarnopolskiego. - Tarnopol, 1926. - S. 52

2. Słownik geograficzny Królewstwa Polskiego i innych krajów słowiańskich, wydany pod redakcyą F. Sulimierskiego, B. Chlebowskiego, W. Walewskiego. - Warszawa, 1882. - Т. III. - S. 155

В источнике №1, книге Przeszłość i zabytki województwa tarnopolskiego (1926) Горожанка упоминается мельком в списке замков, которые по мнению авторов книги появились в 17 веке:

chol-h.jpg

Больше сведений находим в источнике №2 - "Słownik geograficzny Królewstwa Polskiego...", где на стр. 154-155 есть описание Горожанки, какой она была в конце 19 века. Там, кстати, написано не просто "Горожанка", а "Горожанка (с Буртами, Селом и Волощиной)". Переведу сведения, имеющие отношение к истории и замку:

Цитата
Село это удалено на 30 км (судя по карте - около 21 км - Filin) к юго-западу от Подгайцев, посредине его течёт речка [Горожанка], приток расположенного неподалёку Днестра, на западном берегу которой некогда стоял оборонный замочек, ныне превращённый в особняк, где проживает род Малиновских; напротив двора на крутом холме стоит костёл.

Как видим, "Географический словарь" чётко пишет, что замчище находилось напротив холма, на котором был построен костёл. Эту же информацию сообщает и путеводитель, о котором я писал в 4-м сообщении данной темы, а если точнее, то закончив с описанием замка-усадьбы, путеводитель сообщает, что "на соседнем холме стоит костёл Св. Духа". Правда, велика вероятность, что путеводитель в данном случае всего лишь пересказал своими словами данные "Географического словаря", потому путеводитель, возможно, нельзя рассматривать как отдельный источник. Так или иначе, вырисовывается ситуация, что замок и костёл находились неподалёку друг от друга.

В 7-м сообщении темы @A_Wolkoww, пересказывая текст из книги Романа Афтанази, приводит следующую информацию:

В 18.03.2012 в 18:35, A_Wolkoww сказал:
По состоянию на период между Первой и второй мировой войнами от былых укреплений остался лишь небольшой курган (холм?).

В 14-м сообщении приводит фотографию некоего холма, похожего на курган, расположенного неподалёку от костёла.

Всё это в целом наводит на мысль, что вот этот объект на карте фон Мига и есть замчище:

h-z.jpg
Живая карта

Во всей этой схеме непонятными остаются два нюанса:

1. Почему "Географический словарь" и другие источники (которые, правда, могли в качестве основы использовать всё тот же "Географический словарь") предлагают искать замок на западном берегу реки? Ошибка?

2. Если замок был в центре села на восточном берегу реки, то что за объект находился на западном берегу реки, в том месте, на которое обратил внимание @HOUSE MD в 9 сообщении?

Нужно достать полный текст из книги Романа Афтанази, где, подозреваю, есть много интересной информации о замке и дворце.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Нужно достать полный текст из книги Романа Афтанази, где, подозреваю, есть много интересной информации о замке и дворце.

Опис села знаходиться в томі №7, ніде не можу знайти саме цей том.

upd: Згадав у кого може бути цей том. Написав, пообіцяли скинути за кілька днів.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гарна новина, отримав фото сторінок про Горожанку із книги Афтаназі.

Там пише, що замок розташований на правому боці річки, хоча, можливо, Афтаназі просто переписав і доповнив інформацію із іншого джерела [в використаних матеріалах вказано: Slownik geografichny], яке, як першоджерело, вказало невірні дані. Також я не дуже зрозумів про розміщення костелу, чи він розміщений на протилежному пагорбі чи на протилежному боці пагорба [тонкощі перекладу] - польської не знаю.

Буду в селі - розпитаю знаючих людей, але впевнений - вони скажуть, що замок був розташований на лівому березі річки.

Фото викласти не можу, мені надали їх тільки на правах особистого використання.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...