Filin Опубликовано: 9 октября 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 9 октября 2014 Обсуждается этот объект: Острожский замок В наши дни на территории замка внимание привлекают три оборонных объекта - две уцелевшие башни твердыни Острожских и приспособленная к обороне Богоявленская церковь. Каждое из этих звеньев обороны достойно отдельной полноценной темы, и такими темами башни и церковь в итоге обзаведуться. Здесь же, в этой теме, предлагаю обсуждать то, что касается замка в целом, как комплекса. Источник Источник Цитата Замок, XIV—XIX Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из «Вежи мурованной». Новой башни (Круглой). Богоявленской церкви и надвратной колокольни. Замок в г. Остроге. Генплан: 1 - "Вежа мурованная"; 2 - Новая башня; 3 - Богоявленская церковь; 4 - колокольня. «Вежа мурованная», XIV а. Расположена в юго-восточной части на крутом склоне холма. Древнейшее ядро сооружения — донжон — построен во второй половине XIV в. и был первым каменным сооружением укреплений Замковой горы. В конце XV — начале XVI вв. к первоначальному ядру сооружения пристроили юго-восточный угол прямоугольного в плане объема. В это же время и на протяжении второй половины XVI в. подверглись переделкам бойницы Вежи и частично своды в отдельных помещениях. Контрфорсы появились в период XV — XVII вв. В конце XVI в. здание получило ренессансный декор. В 1797 г. древний третий ярус за ветхостью был разобран и в начале XIX в. возведен заново. На протяжении XIX в. здание претерпело отдельные перестройки. "Вежа мурованная". План. В 1913—1915 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы с приспособлением сооружения для культурно-просветительских целей (исторический музей, библиотека, зал для народных чтений). Работы проводились архит. В. Г. Леонтовичем под руководством акад. П. П. Покрышкина. Архитектурный облик, сложившийся к концу XIX в., был сохранен. В настоящее время используется под городской краеведческий музей. Башня сложена из песчаника и кирпича. В плане приближается к прямоугольнику, на южном фасаде асимметрично размещен большой полукруглый выступ. С юга, запада и востока укреплена контрфорсами. Из-за резкого перепада рельефа местности сооружение с внешней стороны имеет три яруса (промежуточный расположен в восточной части здания), а со стороны двора замка — два. Нижний, или подвальный этаж состоит из четырех помещений, два из которых не имеют естественного освещения, в одном находился древний колодец. Главный зал подвала перекрыт храмовым сводом, другие помещения — полуциркульными сводами. В промежуточном ярусе сохранилась единственная первоначальная бойница башни. Средний ярус расположен на уровне двора детинца, состоит, как и нижний, из четырех помещений, перекрытых полуциркульными сводами, имеет два входа со стороны двора. Главный зал этого яруса имеет в полукруглой стене пять квадратных бойниц, перекрыт полуциркульным сводом с распалубками. Во внутренней стене, отделяющей зал от помещения, расположенного севернее, имеется готический портал стрельчатой формы, оформление которого состоит из плоских тесаных блоков и валиков, разделенных желобками. Один из валиков имеет внизу базу в виде витой колонки. Верхний этаж состоит из семи комнат и полукруглой веранды. Перекрытия плоские. Современная планировка — результат перестроек. В одной из комнат сохранился ренессансный портал (XVI в.), выложенный из тесаного песчаника, декорированного резьбой. Вход на верхний этаж по наружной лестнице. Вежа является уникальным произведением оборонной архитектуры средневековой Волыни. Новая башня [круглая], конец XVI в. Расположена на юго-западном углу замкового двора. Сложена из камня и кирпича, круглая в плане, со стороны двора — с трапециевидным вырезом. Трехъярусная, с цокольным ярусом со стороны рва, нижняя часть глухая, укреплена тремя контрфорсами, верхние ярусы имеют бойницы. Завершает башню пояс машикулей на фигурных каменных кронштейнах, несущий глухую аркаду с профилированными импостами, и фигурные зубцы. По художественным достоинствам башня является выдающимся произведением украинской архитектуры XVI в., развившейся под влиянием ренессанса. Круглая башня. План. Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. Богоявленская церковь. План. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готико-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолпная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехчастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг. Въездом на территорию памятника служит сквозной арочный проем первого яруса кирпичной, трехъярусной, два восьмерика на четверике надвратной колокольни, построенной в 1905 г. Источник: "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР", Том 3, стр. 317 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 9 октября 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 9 октября 2014 Askold поделился такой вот гипотетической реконструкцией облика замка. Насколько я понял, по мнению автора так замок выглядел в 15 веке: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 19 октября 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 19 октября 2014 Источник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Владимир Опубликовано: 4 января 2015 Жалоба Поделиться Опубликовано: 4 января 2015 Сейчас выглядит так: Источник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
rbrechko Опубликовано: 16 августа 2015 Жалоба Поделиться Опубликовано: 16 августа 2015 Фото зроблені на початку червня 2012 року: 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Askold Опубликовано: 29 января 2021 Жалоба Поделиться Опубликовано: 29 января 2021 Позитивні новини з Острога: реставровано крівлю палацової печі Януша Острожського. Також згадують що планують міняти крівлю в Острожському замку. П.С. На кадрі видно що міняють вікна на вежі-донжоні. Якщо з печею поступили правильно, то на рахунок донжона на мою думку процес є помилковим. Це не є ніяка реставрація, це просто відновлення надбудови з 19 ст. Мені дивно що реставратори не хочуть надати донжону той вигляд який він мав на 16-17 ст. https://fb.watch/3jeImNTXlq/ 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.