Filin Posted May 15, 2011 Report Share Posted May 15, 2011 Обсуждается этот объект: Свиржский замок В этой теме присмотримся к различным декоративным элементам, который украшают замок. И начнём, пожалуй, с самого знаменитого – с Грифона. Он примостился над окном юго-западной угловой замковой башни. Хоть про Грифона часто упоминают, но пока я не натыкался на детальное описание истории его происхождения. Чаще всего пишут, что это герб рода Свиржских. Но с этим сложно согласиться. Не знаю, какой у Свиржских был герб, но зато я знаю, что им Свирж принадлежал до 1-ой половины 17 века, после чего замок перешёл под властью рода Цетнеров. Они же и перестроили замок, сильно. В общем, от замка Свиржских после всего этого мало что осталось, и уж тем более не уцелел бы на башне их герб. Далее Свиржем долго владели Цетнеры, их гербом был «Пржерова» (Przerowa) – военное знамя, обвивающееся вокруг наклонённого древка, наполовину сломанного. Т.е. грифонами там не пахнет. Не буду перебирать остальных владельцев замка, а перейду сразу к делу. В 1890-х годах замком владела Клаудия из рода Чайковских, а гербом этого рода как раз был «Gryf», т.е. в переводе с польского – Грифон. Похоже на то, что при ней окно и украсили Грифоном. Таким образом, рельефное изображение мифического зверя, вероятно, относится к концу 19 века. Впрочем, и по косвенным признакам можно судить, что Грифон – относительно «свежий» элемент. Во-первых, оборонные башни не принято было декорировать. И это логично – зачем создавать хрупкую красоту там, куда вполне могли полететь ядра противника. В виде исключения могли украсить ворота – такой ход не был редкостью. Позже, когда замок перестали рассматривать как оборонный объект, могли приступить к декорированию, тогда уже было можно. Во-вторых, Грифона поместили над окном, а окно в башне, как можно догадаться - это поздний архитектурный элемент, появившийся опять же в период, когда войны миновали, и можно было позволить на месте бойниц прорезать оконные проёмы. В книге Владимира Пшика Укріплені міста, замки, оборонні двори, та інкастельовані сакральні споруди Львівщини XIII-XVIII ст. (2008) упомянуто, что во 2-ой половине 19 века владелец Свиржа Валерьян Чайковский провёл основательную реставрацию замка. Упоминание этой реставрации (да и то беглое) встречал только у Пшика. Если сопоставить факты, то можно предположить, что Валерьян был в родстве с упомянутой выше Клаудией (фамилии на это намекают), затем крепим к этой истории реставрацию, а к этим работам уже можно притянуть и появление Грифона. Итого может получиться, что Грифона к башне могли прилепить во время какой-то малоизвестной реставрации конца 19 века. Вообще в плане композиции Грифон кажется не сильно гармоничным элементом – стоит себе на окне просто так, без ничего, смещён относительно оси башни, даже в некотором роде нарушает гармонию... В связи с этим интересной кажется версия, что Грифон – это лишь часть композиции, а полная её версия могла включать другого такого же грифона на 2-м окна, а между ними могла находиться какая-нибудь плита с девизом или полным гербом. Как-то так: Версия интересная, она привносит гармонию туда, где её недостаёт. Но этой версии противоречит рисунок М. Ковальчука из книги Романа Афтанази. Как значится в комментарии к рисунку, он сделан «около 1890 года», допустим, что в 1890-х. Период нужный, если я не ошибся, отнеся Грифона к концу 19 века. Но уже на этом рисунке Грифон изображён в одиночестве: Кстати, обратите внимание, какое высокое окно нарисовано в верхней части башни, а под 2-мя большими окнами видно нечто, то ли маленькое окно, то ли плита… Сейчас на башне этот элемент отсутствует. На юго-восточной башне приблизительно в этом месте находится бойница. Можно предположить, что такая же бойница могла быть прорезана и в юго-западной башне, потом её могли превратить в небольшое окошко, которое впоследствии могли замуровать. Ну и бойницы нижних ярусов сейчас почти полностью поглотили наносы земли, а 100 лет назад они ещё не были так скрыты, да и форму имели адекватную. Начало расследованию положено, надеюсь, что по теме Грифона встретятся новые материалы... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted May 16, 2011 Author Report Share Posted May 16, 2011 Над порталом главного въезда в замок можно увидеть нишу с надписью... Вероятно, изначально в нише было нечто другое, может какой-то рельефный декоративный элемент, выкорчеванный непонятно когда и кем. После того как замок сгорел в 1914-м, его восстановил владелец - генерал Лямезан-Саллинс, а в память о проделанной работе на плите в нише высекли надпись: Надпись написана на латыни, смысл написанного приблизительно такой: "Этот дом (дворец) во время войны сгорел, в году Господнем 1917 восстановлен". Та самая дата "1917" хорошо видна на плите, она написана римскими цифрами: MCMXVII, где M (1000) + CM (1000 - 100 = 900) + X (10) + V (5) + I (1) + I (1) Интересно, что "Ilustrowany Przewodnik Po Galicui" Мстислава Орловича, изданный в 1919 году, упоминает замок как восстановленный, а также пишет, что, получив согласие владельца замка, его можно осмотреть. Вроде бы всё логично - надпись на плите, вероятно, свидетельствует об окончании реставрации, Орлович писал уже о восстановленном замке. Но почему-то ряд солидных источников относят реставрацию к чуть более позднему периоду... Неожиданный сюрприз от "Памятников градостроительства и архитектуры Украинской ССР": Откуда взялась дата "1919" непонятно. Напрашивается мысль об опечатке или банальной ошибке, что для "Памятников..." большая редкость, всё же издание готовили тщательно. Заслуженный архитектор Украины Андрей Шуляр в журнала "Галицька брама: Замки Львівщини" отнёс реставрацию к началу 1920-х годов: Даже Роман Афтанази пишет, что к реставрации приступили вскоре после 1920-го: Вот и повод поломать голову, почему все в едином порыве перестали замечать дату на портале... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted May 19, 2011 Author Report Share Posted May 19, 2011 Арка главных ворот замка с внешней стороны и со стороны внутреннего двора украшена порталами, а те в свою очередь были украшены гербами. Гербы эти известны – это Елита (Jelita) и Пржерова (Przerowa). Владельцем Пржеровы был хозяин замка Александр Цетнер (? - 1667), а Елита принадлежала его жене Анне Замойской. Ворота замки с порталом: Вид на оба герба. От левого мало что осталось, а правый похож на новодел: А это уже портал со стороны замкового двора. Здесь уже гербы лучше «читаются»: Роман Афтанази пишет, что по бокам каждого герба находились буквы C – P, а затем уточняет, что могли они означать Cetner – Przerowa (т.е. имя Рода + название Герба). По другой версии, упомянутой тем же автором, буквы могли означать Chorąży Podolski (Хорнунжий Подольский – звание Александр Цетнера). Тут не обойтись без комментариев. Во-первых, Афтанази пишет, что буквы были по бокам каждого герба, сейчас же они видны только со стороны внутреннего двора. Во-вторых, там не C – P, а CH – P, как минимум. Кстати, из текста Афтанази у меня создалось ощущение, что в Свирже он не был, а описание составлял на основе имеющихся под рукой материалов. Теперь вкратце о гербах… Пржерова (Przerowa) – герб Цетнеров Основной элемент герба – хоругвь (воинское знамя), обвивающее сломанное древко. Хотя, как я понял, в таком формате герб использовался либо только Цетнерами, либо не так уж и часто, поскольку встречаются и другие варианты герба, где знамя не обвивает древко и где древко не сломано. Тут, кстати, можно вспомнить герб Свиржа, описанный А Шнейдером так: «В червленом поле серебряный одноглавый орел, держащий увенчанный золотой короной с тремя страусиными перьями червленый щит, в котором серебряная сломанная хоругвь (герб Цетнеров «Пржерова»)» Елита (Jelita) – герб Замойских Основной элемент герба – три копья, скрещенных в виде звезды. Центральное копьё направлено остриём вниз, боковые копья – остриями вверх. Интересно, что название герба переводится как «Кишки» и связано с одним военным эпизодом, когда раненый солдат при встрече короля постарался привести себя в порядок, запихнув обратно в свой распоротый живот выпадающие потроха. Короля эта сцена впечатлила и позднее воину (да-да, он выжил) был дарован титул лорда. Подробней о гербе здесь. Так что как будете в замке, присмотритесь к гербам, они того стоят Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted September 18, 2013 Author Report Share Posted September 18, 2013 Пополнение фото-коллекции декора Грифон: Фронтоны, украшающие стены главного фасада: Декор арки ворот, снаружи и со стороны внутренего двора: Мемориальная плита, вмурованная над воротами, сообщающая о ремонтно-реставрационных работах, завершённых в 1917 году: Здесь виден портал, ведущий из арки ворот в сторону пристенного корпуса: Оформление лестницы, расположенной в Верхнем дворе замка: Резной наличник одного из окон главного фасада: Наличник окна, ориентированного на Верхний внутренний двор: Декор окошечек под ступенями (Верхний двор): Декор одного из окон, смотрящих на Нижний двор замка: Портал: Парочка порталов в интерьерах: Источник Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted September 27, 2013 Author Report Share Posted September 27, 2013 Источник Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted April 28, 2014 Author Report Share Posted April 28, 2014 Гербы (о них я писал в 3-м сообщении темы), украшающие портал главных ворот замка (вид со стороны внутреннего двора): Источник фото: 1, 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Askold Posted April 30, 2014 Report Share Posted April 30, 2014 Все правільно - ліплений грифон, це щитодержач. Такий самий повинен був бути з іншої сторони, а герб по середині. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
rbrechko Posted July 29, 2015 Report Share Posted July 29, 2015 Роман Афтанази пишет, что по бокам каждого герба находились буквы C – P, а затем уточняет, что могли они означать Cetner – Przerowa (т.е. имя Рода + название Герба). По другой версии, упомянутой тем же автором, буквы могли означать Chorąży Podolski (Хорнунжий Подольский – звание Александр Цетнера). Тут не обойтись без комментариев. Во-первых, Афтанази пишет, что буквы были по бокам каждого герба, сейчас же они видны только со стороны внутреннего двора. Во-вторых, там не C – P, а CH – P, как минимум. Кстати, из текста Афтанази у меня создалось ощущение, что в Свирже он не был, а описание составлял на основе имеющихся под рукой материалов. Якщо подивитись на фото в повідомленні №6, то там чітко видно букви А С СН Р. Тому можна припустити, що ці букви означають Aleksander Cetner CHorąży Podolski. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
rbrechko Posted August 10, 2015 Report Share Posted August 10, 2015 В 16.05.2011 в 00:59, Filin сказал: В связи с этим интересной кажется версия, что Грифон – это лишь часть композиции, а полная её версия могла включать другого такого же грифона на 2-м окна, а между ними могла находиться какая-нибудь плита с девизом или полным гербом. Как-то так: В нижче наведенему відео згадується про грифона, і говориться про те, що їх свого часу було два і вони тримали табличку, на якій було зображено дату спорудження замку - 1484 рік. Щоправда невідомо на яких джерелах це все грунтується, та й взагалі чи не є це вигадкою чи легендою. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest 154 Posted August 5, 2016 Report Share Posted August 5, 2016 Печатка Андрія Свірзького з гербом Свірзьких, де факто - першого власника, чи вірніше співвласника замку: Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.