Jump to content
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Стрый (Стрий): локализация укреплений города, замка, храмов и т.д.

Recommended Posts

Stryi, спасибо за очередной интересный материал. Он подогрел интерес к теме церквей города, часть которых, как утверждал Орест Мацюк, были оборонными. И если поначалу казалось, что Мацюк не мог ошибаться, ведь многие церкви в то неспокойное время приспосабливались к оборонным нуждам, то сейчас, после более детального ознакомления с темой, в этом немного начал сомневаться. Точнее так – в теории любой объект, даже простой жилой дом, мог стать оборонным объектом, в случае если бы кто-то решил его оборонять, но это не значит, что этот объект был изначально приспособлен к обороне.

Начнём с вопроса о количестве церквей. Орест Мацюк чётко пишет «У тому далекому минулому Стрий мав п'ять церков, деякі з них були оборонними». Был ли он прав на счёт количества? Путеводитель «Мандрівки вулицями Стрия» вначале подтверждает информацию Мацюка: «Українське населення Стрия в ХVІІ столітті мало своїх 5 церков, з яких дві — Успення Пресвятої Богородиці та Різдва Пресвятої Богородиці — в межах міста», а затем опровергает и, получается, спорит сам с собой: «три століття тому у Стрию функціонували… чотири дерев’яні церкви». А теперь вот в статье Романа Сулика снова читаем, что церквей было 4. Кстати, читая эту статью после прочтения текста путеводителя, обратил внимание, что тексты обоих источников местами похожи, можно сказать, слово в слово. То ли Роман был одним из авторов путеводителя, то ли кто-то просто без изменений включил его слова в текст «Мандрівок вулицями Стрия». Впрочем, это лирическое отступление, теперь вернёмся к теме. Так вот, есть мнение, что Мацюк ошибся - церквей было не 5, а 4.

Другой вопрос – какие из них могли изначально приспособить к обороне? Первый ответ, который сразу возникает в голове, такой – никакие, поскольку все они были деревянными. Однако деревянные укрепления долгое время исправно служили для защиты (деревянные замки, деревянные башни, деревянные стены, остроги и т.д.)… может просто нам непривычно воспринимать хрупкий деревянный храм с его стройной колокольней как объект, призванный, помимо всего прочего, уничтожать живую силу противника... Но всё же нужны доказательства того, что у храма были оборонные черты. Например, какой-то боевой эпизод, описывающий участие храма в обороне города или же описание его архитектурных черт, где бы значилось, что церковь готовили к отражению атак неприятеля.

Если же вообразить, что Мацюк не фантазировал, а действительно знал, какие из этих 4-х церквей были оборонными, то я бы стал их искать за линией городского вала, т.е. внутри старого города. Те деревянные храмы, которые были расположены вне укреплений города, в теории могли как-то защищаться, но в случае более-менее значительного нападения на город (а слабые отряды на город вряд ли решились бы нападать) удел такого укрепления был скорей всего один – быстрый захват, разграбление и зачастую поджог/уничтожение. В то же время церковь, прописавшаяся под защитой вала, в обороне города могла неплохо помочь, ведь колокольня (или что самая возвышенная часть храма) могла выполнять функцию башни, как минимум дозорной, как максимум – боевой. В свете этой теории больше всего внимания обратил на два храма, поскольку они находились на территории старого города. О них речь пойдёт ниже.

Кстати, предварительно создалось ощущение, что информации о церквях Стрыя сохранилось очень мало, а это значит, что информация Мацюка о том, что некоторые из них могли быть оборонными - это ни что иное, как личное допущение автора, возможно, не подкреплённое ничем иным, кроме его личных субъективных умозаключений.

Роман Сулик пишет «В місті «під валом» стояла церква Вознесіння Пр. Богородиці. Далі церква Народження Марії (за іншими даними, Різдва Господнього), звана Виговською». Если ничего не путаю, то упомянуты две церкви, находящиеся под защитой городского вала. Вероятно это те самые церкви, о которых сказано, что они расположены «в межах міста». Интересно, как трактовать слово «Далі»? Насколько «Далі»? Совсем рядом/поблизости/по соседству? Или через несколько сотен метров? И где было это место, которое «під валом»? Размышляя над этими вопросами, вспомнил карту фон Мига, где в районе северо-западного угла городских укреплений можно увидеть несколько храмов. Копия карты плохого качества, но на ней чётко просматривается два храма в «углу» рыночной площади:

strij-mig-cerk-1.jpg

Как мы знаем, в том районе находится костёл, возможно/вероятно, это он обозначен:

strij-mig-cerk-2.jpg

Тогда соседний храм, расположенный в непосредственной близости от «угла» городского вала – это одна из церквей:

strij-mig-cerk-3.jpg

А это тот же район на карте 1778 года. Чётче просматривается костёл и, какая понимаю, деревянная церковь:

sriy-1778-cerk.jpg

И тут опять голова начинает ломаться от мыслей. Дело в том, что судя по плану 1778 года и расположению церкви, городские ворота нужно искать в конце улицы Богдана Хмельницкого, однако чуть южнее расположена Замковая улица, а, как мы знаем, именно она вела в сторону замка, потому логика и другие данные подсказывают, что ворота города находились в конце Замковой улицы. Вот и загадка – где именно были ворота?

strij-mnogovorot.jpg

Идём дальше. Хорошо известно, что колокольни храмов зачастую примыкали к западным фасадам, и если церковь примыкала к западной линии вала, то её колокольня (или любая другая возвышенная точка), могла служить в качестве башни, выглядывающей из-за линии вала. Тут снова вспомнился гетман Ян Амор Тарновский (о нём я упоминал в теме Стрыйского замка), основатель Тернополя, где было две церкви (Надставна и Середня) и обе были расположены вблизи городских ворот, рядом с городским валом. Впрочем, в случае с историей Стрыя вряд ли речь шла именно об этом Тарновском, может о каком-то другом, тем не менее сходство в структуре взаимодействия храмов и городских укреплений имеется.

Напоследок спутниковый снимок этого места. Он намекает, что в наши дни на месте церковной территории мы можем увидеть среднюю школу №7:

strij-sputnik-cerk.jpg

Если первая церковь, её месторасположение, более-менее вырисовалась на карте, то где находилась та вторая церковь, которая тоже была построена за линиями укреплений города? Может в противоположном углу укреплений? Карта фон Мига:

strij-mig-cerk-4.jpg

P.S. Эх, почитать бы Прохаску, его труд «Historja miasta Stryja», Lwów, 1926 :) Жаль, что в открытом доступе нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 15.06.2012 в 18:04, Filin сказал:

Другой вопрос – какие из них могли изначально приспособить к обороне? Первый ответ, который сразу возникает в голове, такой – никакие, поскольку все они были деревянными.

Не знаю, поможет ли чем-то эта картинка в обсуждении этой темы. Но, думаю, даже такой "девятнарик" - это лучше, чем ничего.

К сожалению, на рисунке не подписано, что это за церковь. Одно понятно - оборонностью в ней и не пахнет. Ну и, судя по рисунку, она расположена ни на площади, ни возле вала.

post-6-0-82607900-1339791653_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, что если бы стояла задача приспособить такой объект к обороне (представим, что подобный храм находился неподалёку от вала), то это вполне можно было сделать - в верхней части срубов вместо окон прорезать бойницы (особенно с тех сторон, которые "смотрели" в сторону вала), а в верхней части центрального купола обустроить дозорную/боевую площадку.

P.S. Давно руки чешутся затронуть тему оборонных черт деревянных храмов. Наверное, время пришло ) Оформлю для этого отдельную тему.

Share this post


Link to post
Share on other sites

План города, опубликованный в книге Ивана Брика, фрагментом которой поделился Stryi, побудил ещё раз вернуться к теме локализации укреплений.

post-1-0-58723500-1339861374_thumb.jpg

Вначале мне казалось, что городской вал проходил как-то так:

post-1-0-46093300-1339861369_thumb.jpg

Или так (т.е. восточная линия укреплений ещё чуть дальше отодвинулась от центра):

post-1-0-82454900-1339861372_thumb.jpg

Однако план 1778 года и теперь ещё и эта схема предлагают поискать укрепления немного в других местах:

post-1-0-03750700-1339861376_thumb.jpg

Я неуверен в точности плана из книги Брика, т.к. при сопоставлении его со спутниковым снимком не везде удачно стыковались кварталы. Это может означать, что либо план ориентировочный, либо что раньше кварталы имели немного другие очертания, особенно это касается северной части старого города. Потому открытым остаётся вопрос, где проходила северная линия укреплений – вдоль улицы Независимости (вул. Незалежності) или она была выдвинута ещё дальше в северную сторону?

Подбросил план немного информации и по теме ворот:

post-1-0-82201500-1339861377_thumb.jpg

Видно, что западные ворота не совпадают с линией Замковой улицы. Они обозначены там, где их хотелось искать изначально, однако обнаружение Замковой улицы спутало все карты. Теперь непонятно, если ворота города не находились на Замковой улице, то почему эта улица была так названа? Или эта улица получила название уже в более позднее время, когда городского вала уже не было и именно с этой улицы кратчайшим путём можно было добраться до замка?

Что касается второго места, похожего на ворота, расположенного в северном валу, то хотелось бы понять, действительно ли это место старых ворот или это относительная свежая брешь в валу, появившаяся, когда в укреплениях уже не было особой нужды?

Что касается замка, то ориентировочное сопоставление вырисовало такую картину:

post-1-0-08964200-1339861366_thumb.jpg

Я не уверен, что всё было именно так, но эта картинка может послужить опорой в дальнейших поисках истины.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Маю багато (відносно) матеріалу про сакральні споруди. Сьогодні оглянув та про оборону нічого не знайшов. Не те, щоб як такої не було, просто церкви в основну розглядалися в плані культурному й просвітницькому (діяння Братств). Протягом деякого періоду церков було 5, але через руйнування пізніше стало 4. Щодо костелу то про нього коротко можете почитати у Вікіпедії (маю більше інформації). В Стрию також були синагоги (якщо цікавить, хоча інформації про них обмаль) (Трохи інформації є тут). Я би з радістю чимось більше допоміг, ніж зіскановані сторінки, та проте обмаль вільного часу, та й літо як-не-як :) Можу завтра зісканувати сторінки про церкви. Також дехто із дослідників посилається на Географічний словник Королівства Польського, там про Стрий і зокрема про те що Вас цікавить є декілька сторінок. (Онлайн версія)

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что касается замка, то ориентировочное сопоставление вырисовало такую картину:

post-1-0-08964200-1339861366_thumb.jpg

Я не уверен, что всё было именно так, но эта картинка может послужить опорой в дальнейших поисках истины.

А что, современная улица, огибающая предполагаемую территорию замка, вполне может соответствовать берегу озера, на котором он находился!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Stryi, вопросы, которые я задаю, вовсе не требуют быстрых ответов ) Иногда я сам задаю вопросы, а потом, спустя некоторое время нахожу ответы и сам себе отвечаю :lol: Это как стенограмма мелькающих в голове мыслей. Хорошо, если кто-то помогает в поиске ответа, как вы например, но если нет, то я не сильно расстраиваюсь, думаю, что рано или поздно ответы будут найдены, а сейчас главное задать вопрос.

Костёл я пока трогать не буду. В его оборонном прошлом мало сомневаюсь. Думаю, что по его истории материалов масса, начну в них копаться, когда дело дойдёт до создания странички костёла на сайте.

«Географический словарь» интересный источник, есть там ценная информация по истории города.

Касательно количества церквей «Словарь…» пишет, что их было 5, однако в их числе упоминает и «монастырь в поле от реки» («monaster w polu od rzeki»). Получается, что в число церквей был включен и монастырский храм. Наверное, потому в одних местах упоминают 4 церкви, а в других 5.

Там же упомянуто, что церковь Рождества Девы Марии находилась «от реки за воротами» («położoną od rzeki za bramą»). Если узнать, где находилась эта церковь, и какую именно реку имел виду «Словарь…», то можно понять, о каких воротах идёт речь. Если в описании монастыря значилось, что он расположен «od rzeki» и в описании церкви есть такой же оборот, то значит ли это, что ворота, о которых идёт речь, находились с юго-восточной стороны? Тот же вопрос касается вторых ворот, Львовских. Возле них находилась Церковь Святого Духа («cerkiew za bramą lwowską leżącą»). Если понять где находилась эта церковь, можно понять, где находились Львовские ворота.

Касательно синагоги. Насколько я понял, евреям было позволено построить первую синагогу в 1634 году, однако построили они её только в 1660-м. Вероятно, она была каменной, т.к. в 1689 году евреям позволили построить ещё одну синагогу, и на этот раз уточняется, что она была деревянной. Если та синагога, которую возвели в 1660 году, была каменной, то вполне возможно, что её могли приспособить к обороне. На данном этапе больше всего интересует, где она находилась? На том ли месте, где сейчас находятся руины другой синагоги, построенной в 1-ой половине 19 века? Интересно также, когда и при каких обстоятельствах старая синагога 17 века прекратила своё существование.

A_Wolkoww, улица вокруг замчища получила такой причудливый игиб, конечно же, не просто так. А если учесть то, что по картам можно проследить наследственность (от контур озера к контуру улицы), то мало останется сомнений в том, что улица в значительной мере повторяет очертания озера.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Збірник праць «Стрийщина крізь призму століть» / В. Петрик, І. Смуток, Л. Тимошенко, В. Ханас, А. Петрик. — 3. — Дрогобич: КОЛО, 2004. — 188 с. — 300 прим. — ISBN 966-7996-44-5

post-833-0-96273600-1340281158_thumb.jpg post-833-0-01029500-1340281230_thumb.jpg post-833-0-35880600-1340281305_thumb.jpg post-833-0-09822800-1340281380_thumb.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

«Стрийщина» (сторінки історії). — Книга 1. — Стрий: Щедрик, 2009. — 688 с. — ISBN 978-966-1524-01-8

Зісканував дві книжки, надіюся допоможуть. Найближчим часом мало чим зможу допомогти.

post-833-0-29735200-1340282129_thumb.jpg post-833-0-43441000-1340282156_thumb.jpg post-833-0-30751100-1340282182_thumb.jpg post-833-0-86751500-1340282207_thumb.jpg post-833-0-97657500-1340282239_thumb.jpg post-833-0-14723000-1340282267_thumb.jpg post-833-0-53146100-1340282293_thumb.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Перемальований план міста із Прохаски. Цінний тим, що тут є підписані об'єкти.

+ "Історія Станіславсько-Коломийсько-Стрийських земель" (англійською мовою), значна увага приділена євреям. Та інформація цінна тим, що вказує хто коли бував у стрийському замку, та згадується про синагогу, очевидно муровану, бо про будівництво дерев'яних уточнювалося. Зокрема цікаві такі речення: "In 1660 Jews built a synagogue in Stryj. The building was well fortified and adapted to military actions in case of enemy attack."

Точно не знаю, можливо інформація й переписана із польських першоджерел.

Edited by Stryi
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

План, кажется, намекает, где находился тот самый фольварк, который мог иметь какие-то свои укрепления:

post-1-0-85815400-1342355162_thumb.jpg

Немало информации даёт план и по теме укреплений города:

post-1-0-24702900-1342355237_thumb.jpg

К сожалению, даже после знакомства с этим планом некоторые вопросы всё ещё остаются без ответа. Так, например, непонятно, как выглядела площадка между замком и городом, там, где обозначены некие ворота, ведущие к замковому мосту. Продолжает интриговать линия рвов, особенно в той части, где на плане стоит подпись "Оборонні споруди", т.е. в восточной части города.

Монастырь, находящийся на северной окраине города, вряд ли играл значительную оборонную роль. Судя по плану, укрепления города, замка и рукава реки его защищали со всех сторон, так что обитель находилась в относительно безопастном месте.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Листая относительно недавно изданную книгу «Місто Кам’янець-Подільский в 30-х роках XV-XVIII століть» неожиданно для себя наткнулся на план города Стрый. По каким причинам он там оказался я пока не понял, возможно просто иллюстрация по теме какого-то общего вопроса. Но интересно даже не это, а то, что план необычный:

Проектный план г. Стрый, 1843 г.

post-1-0-58017400-1342795245_thumb.jpg

Наверное, план - это вырезанная часть из какого-то более крупного плана, поскольку справа и слева явно не хватает кусков.

Замок крупнее:

post-1-0-00688400-1342795246_thumb.jpg

Во-первых, обращает на себя внимание несимметричная форма замка, а, во-вторых, непонятно, что это за сооружение изобразили в центре? Такое планировали соорудить на замчище или на момент создания плана такое там уже было? Явно не постройка старого замка, поскольку их предпочитали размещать у стен, а не в центре двора.

Я так понимаю, что проект предусматривал создание новой линии бастионных укреплений вокруг Стрыя. Очевидно, он не был реализован или что-то там в рамках этого проекта всё же начали делать?

Насколько я понял, новые укрепления должны были состоять из 13 бастионов (13-й бастион был за замком и озером?) и других построек бастионного начертания, соединённых между собой куртинами, а также замка, отмеченного под номером 14. Интересно и то, что монастырь должен был очутиться на территории бастиона №9.

В общем, занятный план, а оригинал наверняка ещё более интересный.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 15.06.2012 в 23:23, A_Wolkoww сказал:
В 15.06.2012 в 18:04, Filin сказал:

Другой вопрос – какие из них могли изначально приспособить к обороне? Первый ответ, который сразу возникает в голове, такой – никакие, поскольку все они были деревянными.

Не знаю, поможет ли чем-то эта картинка в обсуждении этой темы. Но, думаю, даже такой "девятнарик" - это лучше, чем ничего.

К сожалению, на рисунке не подписано, что это за церковь. Одно понятно - оборонностью в ней и не пахнет. Ну и, судя по рисунку, она расположена ни на площади, ни возле вала.

post-6-0-82607900-1339791653_thumb.jpg

Ймовірно церква Благовіщення Пресвятої Богородиці на Ланах. Відома під назвою 'Вигова'

http://sommerfeld-sommerfeld.blogspot.com/2013/02/blog-post_2.html?m=1

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цікава тема. Але, на жаль, нічого конкретно про замок сказати не можу :unsure:

Але дуже зацікавили таблиці з написами латиною,вмуровані над порталами дверей і вікон костелу.Може щось цікаве про них знаєте?

Написи латиною - епітафії на родинній каплиці Нарайовських і Кашовських: http://www.kresy.pl/zobacz-kresy,miejsca?zobacz/kociol-w-stryju Обидві сім'ї послуговувались гербом Яніна. До речі зображення гербів теж присутні на каплиці і варті уваги.

Щоправда А. Прохаска пов'язував написи з Каковськими(герб Kosciesza)

Для нас цінніший напис на протилежній стіні: ''Богові найкращому найвеличнішому. Найсвітліший і славетний Христофор з Конєцполя Конєцпольський головний королівський хорунжий, стрийський і т.д. староста для хвали і слави Господа всемогутнього і Найсвятішої Діви Марії та всіх святих тут власними стараннями підвалини заклав і костел відновив Року Божого 1642''

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проглянув новий довідник Верес Г. В. Стрий: дати, події, факти, імена.-"ВД Укрпол", 2012. 568 с. ISBN 978-966-8955-41-9 (Багато помилок! Рецензію дам згодом у блозі)

Кілька згадок про замок: 1549 р. - гетьман Ян Тарновський зміцнив замок гарматами.

1811-1835рр. - спорудження оборонних ровів, наповнених водою...

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

1811-1835рр. - спорудження оборонних ровів, наповнених водою...

Точно XIX століття? Не запізно?

Share this post


Link to post
Share on other sites

1811-1835рр. - спорудження оборонних ровів, наповнених водою...

Точно XIX століття? Не запізно?

Прикро що немає покликань на джерела. У цей час відбувається регуляція русла річки і облаштування доріг. Наведений вище план 1843р. також свідчить про певні роботи.

Share this post


Link to post
Share on other sites

1811-1835рр. - спорудження оборонних ровів, наповнених водою...

Точно XIX століття? Не запізно?

Прикро що немає покликань на джерела. У цей час відбувається регуляція русла річки і облаштування доріг. Наведений вище план 1843р. також свідчить про певні роботи.

Втім п. Верес просто хибно зрозуміла фразу у Прохаски: "Z powodu bystrej gòrskiej rzeki, od ktòrej miasto wzielo nazwe, wznoszono w latach 1811-1835 ochronne wodne budowy..." Prochaska A. Historja miasta Stryja. - Lwow.1926. - s.176

Share this post


Link to post
Share on other sites

Sommerfeld, можете дать свою версию перевода предложения Прохаски, а то я не могу толком понять, что это за "ochronne wodne budowy", построенные в 1811-1835 гг.?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Sommerfeld, можете дать свою версию перевода предложения Прохаски, а то я не могу толком понять, что это за "ochronne wodne budowy", построенные в 1811-1835 гг.?

Речь идёт о земляных дамбах, защищающих город от разливов одноимённой реки. Т.к. говорить о строительстве каких-то оборонных "водных" сооружений в этот период - смешно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Це власне об'єкти водного господарства. Дамби і водовідвідні рови. Мій переклад речення: ' З огляду на стрімку гірську річку, від якої місто отримало назву, зведено у 1811-1835 рр. водозахисні споруди...' У Прохаски далі за текстом: 'Takie ochronne budowy(захисні споруди) w Hurniach, Dulibach, Koniuchowie wymagaly planow, projektow, komisji, spisywano stosy aktow, operatow dotyczacych koniecznosci regulacji rzeki...'

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цветная версия карты Ф. фон Мига (1779-1782), которую ранее уже публиковал здесь, но в чёрно-белом варианте не самого лучшего качества. Теперь вот можно присмотреться к деталям. Вал городских укреплений на карте хорошо читается, виден и замок, который мы обсуждаем здесь

strij-01.jpg strij-02.jpg
Живая карта

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...