Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Таблица лидеров

Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 04/01/2020 во всех областях

  1. В данной теме речь пойдёт о самом дорогом, масштабном и необычайно сложном макете Львова, который, к сожалению, так и не был закончен. Этот макет должен был стать одним из украшений города, но так случилось, что во Львове "в полный рост" он никогда не экспонировался, а сейчас макет и вовсе находится в Польше, хотя изначально создавался львовянином исключительно для Львова. Общий вид макета: Источник Бернардинский монастырь: Источник Автор и руководитель проект Януш Витвицкий (Janusz Witwicki) родился 10 сентября 1903 г. во Львове. Здесь же, в родном городе, он умер 16 июля 1946 г. Ему было чуть более 40. К сожалению, смерть была насильственной. Януш Витвицкий: Источник Януш Витвицкий и макет старой львовской ратуши: Источник История создания макета Львова, очевидно, началась в Париже, где Януш Витвицкий увидел впечатляющие макеты укреплённых городов, созданных фортификатором Вобаном. Увидел и загорелся. Если хотите понять, какие виды/образы оказали необратимое влияние на сознание молодого творца, проследуйте сюда, а затем сюда. У Януша Витвицкого, восхищённого французскими макетами, появилась идея воссоздать в похожем формате старый Львов, чтобы показать людям, каким был город во 2-ой половине 18 века (а точнее - в 1772-1775 году). Нужно отметить, что в облике Львова в конце 18 - начале 19 века произошло много изменений. В середине 18 века многие объекты (и прежде всего линии укреплений) всё ещё существовали, хотя находились в стадии упадка, но после того, как в результате Первого раздела Речи Посполитой (1772) город отошёл Австрийской империи его укрепления стали разбирать, валы разравнивать, рвы засыпать, и Львов постепенно утратил часть своего средневекового колорита. Старый город в 1920-х: Источник Казалось бы, город прекрасно сохранился, но на самом деле в его облике недоставало многих деталей и потому их воссоздание могло совершенно в ином свете показать старый Львов. Замысел был грандиозным – воссоздать средместье (Старый город со всей его застройкой и укреплениями), а также частично показать предместья. Всё это должна была дополнить масштабная картина-панорама, изображающая ближайшие околицы Львова. К слову, термин "панорама" в данном случае многомерен, поскольку включает в себя макет и его окружение. В целом всё это должно было создавать эффект присутствия. Я. Витвицкому было 26 лет, когда он приступил к реализации своего амбициозного замысла. Тогда он не знал, что создание этого макет превратится в дело его жизни. Вряд ли он мог тогда, в начале пути, предположить, что даже через 18 лет ему так и не удасться довести свой труд до конца. Работа над проектом началась с масштабных исследований, в процессе которых была накоплена масса уникальных сведений, касающихся архитектуры Львова. Накопление необходимых материалов, а также изучение множества планов города, рисунков, гравюр, чертежей и прочих документов заняло годы. Всё это сопровождалось натурными обмерами сохранившихся памятников архитектуры, изучением рельефа Львова и другими работами. Были созданы макеты нескольких выдающихся строений Львова: ратуша, королевский арсенал, королевская каменица. Макеты этих строений, презентованные публике в рамках выставки в Познани в 1929 г., в итоге пополнили коллекцию Исторического музея во Львове. Макет Ратуши от Я. Витвицкого, 1929 г. Макет города нужно было воссоздать в серьёзном масштабе 1:200, и это было дорогое предприятие. Чтобы найти инвесторов и презентовать будущий проект публике, для начала решили создать макет города в масштабе 1:500. Он был лишён жилой застройки, не блистал деталями, однако и в таком исполнении Старый город удивлял львовян. Этот макет впоследствии, к сожалению, исчез при невыясненных обстоятельствах и на данный момент считается утраченным. В 1936 году, когда уже был готов макет в масштабе 1:500, и стало понятно, как воплотить в жизнь главную цель (воссоздание Львова в масштабе 1:200), была выпушена книжечка-брошюра "Пластическая панорама старого Львова" ("Panorama plastyczna dawnego Lwowa"). Это было своего рода презентационное издание, описывающее проект Я. Витвицкого, его плюсы и коммерческую составляющую. Главной целью публикации было привлечение меценатов/спонсоров, без которых реализация проекта была бы невозможной. Об этом издании в деталях читайте в следующем сообщении. Спустя два года, в 1938-м, брошюру переиздали. Параллельно с выпуском брошюры началась работа над главным макетом. По началу работы финансировались самим Я. Вивтицким. Позднее специально было создано товарищество, занимавшееся "пиаром" макета, сбором средств на его создание и т.д. Масштаб, как уже писал выше, 1:200. Основные материалы: дерево (липа), фанера, картон, свинец, медные листы и проволока. Патину имитировали при помощи красок и растворов кислот. Общая стоимость проекта была оценена в 192 тыс. злотых. Ознакомившись с проектом, городские власти дали согласие на финансирование 1/3 части работ, но, к сожалению, к началу Второй Мировой войны со стороны города было перечислено только 10 тыс. злотых. Постепенно к проекту, который привлёк большое внимание, подтянулись энтузиасты. В общей сложности за всё время в создании макета приняли участие около 30 человек. Творила команда Я. Витвицкого на 2-м этаже дома "Времён года", расположенного по адресу ул. Армянская, д. 23, т.е. в черте старого города. В наши дни дом занимает Львовская национальная академия искусств: Источник К началу Второй Мировой была готова основа (подмакетник), а также были созданы макеты главных достопримечательностей города. Работа над макетом не прекращалась и в годы войны, причем тогда (с 1939 по 1944) был выполнен довольно большой объём работ, в результате которых город обзавёлся десятками новых строений. Можно сказать, что именно в период оккупации макет окончательно сложился. И это несмотря на массу сложностей, о которых будет рассказано ниже. Пороховая башня (бастея) городских укреплений, где планировали экспонировать макет/панораму: Источники фото: 1, 2 После Второй Мировой, перекроившей границы Польши, макет планировали вывезти из Львова, но советские чиновники этому всячески мешали. В своих попытках получить разрешение на выезд Я. Витвицкий, как указывает несколько источников, даже добился личной встречи с Хрущёвым. Летом 1946 года Я. Витвицкий всё же получил разрешение на выезд. Несколькими днями ранее представителями Академии наук Украинской ССР были конфискованы всего его наработки по Львову (книги, карты, чертежи и т.п.), которые вывезли в Киев, где они пополнили коллекцию Государственного научно-исследовательского института теории и истории архитектур и градостроительства. Буквально за несколько дней до отъезда Я. Витвицкого посетили несколько человек, представившихся "искусствоведами", с которыми автор макета покинул квартиру. Жена Я. Витвицкого позднее сообщила, что один из "искусствоведов" был сотрудником НКВД. На следующий день Януша нашли мёртвым. Причина смерти не до конца ясна, но ряд источников сообщают, что он был застрелен. Так или иначе, смерть была насильственной. Януша похоронили на Лычаковском кладбище во Львове: Источник Так закончилась история создания макета. С 1946 года развитием проекта перестали заниматься. Вскоре жена Я. Витвицкого всё же решает довершить дело мужа, и ей каким-то образом удаётся вывезти громоздкий макет в шести массивных коробах, каждый из которых был размером с диван, и нескольких десятках более мелких коробок. Макет переправили в Варшаву, где он некоторое время тайно хранился то ли в запасниках Национального музея, то ли в подвалах Королевского замка. Опекуны макета больше всего опасались, что как только о его пропаже и местонахождении станет известно, макет тут же потребуют вернуть, потому с момента, как макет покинул Львов, все его передвижения были максимально засекречены. Спустя какое-то время макет перевозят во Вроцлав. Среди мест, где он мог храниться, указывают Вроцлавскую Политехнику. Живая карта В 1975 г. макет переносят в Музей архитектуры во Вроцлаве. Всё это время, пока макет тайно переезжал с места на место, он пылился и разрушался. Но хуже всего было то, что за этот период макет лишился ряда важных достопримечательностей, пропавших неведомо когда и при каких обстоятельствах. В числе пропаж значились макеты Доминиканского собора, башня Корнякта и ряд других строений. С развалом СССР макет решили наконец-то показать публике, но за годы тайного хранения он пришёл в плачевное состояние (не говоря уж об утраченных фрагментах). Некоторое время макет реставрировали и вот, в 1994 году, он впервые был выставлен на обозрение публики в Историческом музее во Вроцлаве. Правда, макете пришлось показывать не в полном виде, и на месте пропавших зданий зияли бреши. В конце 1990-х наследники Витвицкого передали права на владение макетом Национальной Библиотеки им. Оссолинских. Параллельно с демонстрацией макета продолжались работы по его реставрации, которые, впрочем, так и не были завершены, а бреши так и не были заполнены. Уже в начале 21 века злоключения макета продолжились, поскольку музей, где он экспонировался, вступил в стадию реорганизации. Макет снова запаковали в коробки и перестали экспонировать. И вот свежая новость – макет, хоть и спрятанный от глаз публики, не лишился внимания специалистов. Министерство культуры и национального наследия Польши выделило деньги на "консервацию и восполнение утраченных элементов макета". В общем, сейчас проводится реставрация макета и даже есть план наконец-то воплотить в жизнь часть задумок Я. Витвицкого, которые так и не были реализованы. С момента создания макета прошло немало времени, изменились технологии, и сейчас можно воплотить в жизнь многие мечты автора макета. Так, к примеру, Я. Витвицкий хотел, чтобы в его павильоне существовала смена дня и ночи, дабы посетители, к примеру, могли увидеть старый Львов в свете утренней зари или в ночном образе, и сейчас всё это возможно показать в лучшем виде. Отдельное внимание исследователей приковывают недостающие детали, потерянные здания. Но и здесь есть подвижки. Так, есть надежда на возвращение здания Доминиканского собора, макет которого, по слухам, уцелел и сейчас составляет часть коллекции одного из жителей Вроцлава. Разумеется, можно заполнить бреши современными макетами, но опекуны оригинального макета делают всё возможное, чтобы современных вкраплений там было минимум. Радует, что Украина не осталась в стороне от проекта восстановления макета. Поляки пишут, что из Киева им помогают сканами оригиналов документов из коллекции Я. Витвицкого, которая, как уже писал выше, была конфискована и вывезена в Киев в 1946 г. Чтобы лучше ориентироваться в укреплениях, показанных на макете, пользуйтесь этой схемой: Фото макета в его нынешнем состоянии: Восточная часть Старого города: Общий вид (разумеется, не все детали присутсвуют), на котором видно 6 секций макета: Ворота близ костёла иезуитов (западная линия укреплений): Нижний (Низкий) замок. На заднем плане Краковские ворота: Ворота Нижнего замка: Нижний замок (фрагмент): К Краковским воротам мчит карета львовских архиепископов: Кстати, её оригинал можно увидеть в Музее этнографии: Источник Фрагменты и секции макета: Осмотр секции города с южной стороны: Вид на секции макета старого города с запада: Набор городских строений, в числе которых видим синагогу "Золотая Роза". Оригинал этого макета авторства Я. Витвицкого, к сожалению утрачен, потому пришлось заменить его копией: Латинский кафедральный собор. Ещё один макет, созданный уже в наши дни взамен утраченного: Армянский собор: Бастея внешней линии укреплений на фоне Нижнего замка: Одно из укреплений внешней линии обороны (вероятно, до реставрации и после): А это та самая панорама, которая по замыслу Я. Витвицкого должна была окружать макет: "Босацька хвіртка" в восточной линии укреплений (вид "до реставрации"): А так этот участок выглядит в наши дни: Источник Застройка: Источники фото: 1, 2
    1 балл
×
×
  • Создать...