Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 04/14/2018 во всех областях
-
До недавнего времени в нашем распоряжении была всего одна детально проработанная концепция развития укреплений Каменец-Подольской крепости в 12-16 вв. (речь о работах Евгении и Ольги Пламеницких), но с тех пор, как на пост директора музея-заповедника в Каменце заступил Александр Заремба, там активизировалась исследовательская деятельность по изучению ранних этапов формирования фортификации замка, чему также поспособствовал возросший интерес со стороны Европы к литовскому периоду в истории города. Объединив усилия, несколько сотрудников заповедника имеющийся в их руках багаж данных и выдали на-гора новую концепцию развития оборонных сооружений крепости, закрепив свои изыскания вначале в ряде статей и 3D-модели, а затем решили пойти дальше и заказали визуализацию своей концепции в формате физического макета, о котором речь и пойдёт ниже. И если бы этот макет фиксировал некий всеми принимаемый постулат, было бы не так интересно, и тема была бы только про макет, однако тут у нас нечто большее - визуализация свежей местной гипотезы, что даёт нам возможность сравнивать все за и против, высказанные Пламеницкими, с за и против, высказанными со стороны музея-заповедника, взвешивать данные гипотез на двух чашах весов и решать, какая из них больше заполнена логикой и обоснованиями. В любом случае появление новой концепции - это плюс, поскольку это как минимум стимулирует нас более детальней присматриваться к доводам и мыслям, высказанным с двух сторон. Но вернёмся к макету. Как уже написал выше, облик укрепления со всеми его большими и мелкими деталями был сформирован музеем-заповедником, и по предоставленным схемам/чертежам в рельефе задумку воплотил Алекс Вельт, широко известный в узких кругах мастер-макетчик и большой фанат фортификации. Работа заняла около трёх месяцев (январь - начало апреля 2018). Крепость, выполненная в масштабе 1:100 расположилась на основании размером 1,9х1,4 м. Одной из изюминок макета стала демонстрация рельефа, поскольку одно дело просто сделать макет укрепления, а другое - толково показать, как он вписан в рельеф, и какую роль рельеф играет в его обороне. К сожалению, у нас макеты (пусть даже хорошие) довольно редко дополняют так же хорошо проработанным рельефом, примером чему может служить хотя бы Парк миниатюр "Замки Украины" в том же Каменце, где с макетами поработали неплохо, а вот о рельефе того же не скажешь. Так что решил тут Алекс Вельт развернуться, высекая знаменитые знаменитые каменецкие склоны в миниатюре: Если говорить об основных различиях двух концепций, то по версии Пламеницких к концу 14 века крепость уже обзавелась сплошным поясом каменных укреплений, усиленных многочисленными башнями (подробней об этом читайте в монографии Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець), тогда как музей-заповедник придерживается версии, что даже в конце 15 века значительная часть оборонного периметра была выполнена из дерева, а ряда башен, появление которых Пламеницкие относили ко 2-ой половине 14 века, на самом деле были построены не ранее рубежа 15-16 вв. Общий вид на укрепления с севера и юга: Напольная (западная) линия укреплений: Цитадель: Обширный двор литовского замка: Замковая церковь Покрова Пресвятой Богородицы: Восточная линия укреплений с башнями, которые нам известны как Папская и Чёрная: За основной линией замковых укреплений показан колодец, который в наши дни скрыт внутри Новой Восточной башни: Макет украсит экспозицию музея-заповедника, потому увидеть его смогут все желающие. Если хочется узнать больше деталей по теме обоснования гипотезы авторства музея-заповедника, то страждущих знаний отправляю к статье, опубликованной в сборнике материалов конференции "Археологія & фортифікація України" (2017): В том же сборнике читайте статью Андрея Хоптяра "Башти Кам’янецького замку кінця XV - першої третини XVI ст.: проблема датування", где предложен новый вариант датировки ряда башен крепости, что также имеет значение в рамках рассматриваемой здесь темы.1 балл
-
Год издания: 2014. Автор: Марек Грошковский (Marek Groszkowski). Издательство: Napoleon V, Освенцим (Польша). Язык: польский. Формат: 16,9х24,1х1,3 см. Переплёт: твёрдый. Бумага: офсетная. Количество страниц: 124. Иллюстрации: 3 карты/схемы, 1 план замка. Тираж: ? ISBN: 978-83-7889-224-3. Книга на сайте издательства Аннотация (в переводе): Об авторе: Оглавление: На польском: Перевод: Примеры страничек: Правобережная Украина в 1660-х гг. (на основе карты, представленной картографическим издательством Daunpol). На карте отмечены границы Правобережья и тракты: Околицы Белой Церкви в 1660-х годах (авторская карта/схема): Укрепления Белой Церкви - план первой половины 18 века (Библиотека Чарторыйских, карта 122/67): Королевская Пруссия во второй половине 17 века (на основе карты из библиотеки Исторического института Варшавского университета):1 балл
-
Книжку пока не читал, потому могу поделиться общими предварительными впечатлениями. Когда впервые (и почти что случайно) узнал о существовании этой книги, то был немало удивлён самим фактом существования подобного издания - не часто можно встретить книгу, рассказывающую об одном из комендантов неплохо известной у нас крепости, а если в качестве коменданта выступает такая нетривиальная личность (штука ли - командующий гарнизонами укреплений Речи Посполитой на Правобережье), то тема вдвойне интересна. Тем более, что в Сети информации о Я. Стахурском кот наплакал, и если не считать странички на Википедии (где на момент написания этого текста, кстати, отсутствовал вариант статьи на украинском языке, есть только на польском и на русском), то упоминают его скорее бегло (как здесь или здесь, к примеру), в контексте событий, не преследующих цели сосредоточить внимание ни на теме Белой Церкви, ни на личности генерал-майора. Возможно в каких-то статьях или монографиях украинских авторов этот пробел восполнен, но беглый поиск в Сети наводок на подходящие источники не дал (правда, судя по поисковой выдаче, личность Яна Стахурского в своих публикациях время от времени упоминал Николай Крикун). В то же время Марек Грошковский наоборот полное внимание сосредоточил на личности Яна Стахурского и тем, как он распоряжался гарнизоном Белой Церкви и других укреплений, находящихся под его командованием. В 2013 г., во 2-м томе сборнике материалов "Studia nad staropolską sztuką wojenną" ("Исследования старопольского военного искусства") вышла его статья "Garnizon bialocerkiewski pod komendy Jana Stachurskiego w latach 1667-1668" ("Белоцерковский гарнизон при коменданте Яне Стахурском в 1667-1668 годах"), а в 3-м томе того же сборника, изданном в 2014 г., статья "Listy Jana Stachurskiego - komendanta Białej Cerkwi w latach 1664-1668" ("Письма Яна Стахурского - коменданта Белой Церкви"). В 4-м томе того же издания (2015) он всё так же пишет на тему Белой Церкви, но на этот раз речь о преемнике Я. Стахурского - "Jan Zygmunt von Loebel - komendant Białej Cerkwi. Działalność w okresie sierpień 1668 - lipiec 1669" ("Ян Зигмунт фон Лёбель - комендант Белой Церкви. Деятельность в августе 1668 года - июле 1669 года"). Такой интерес автора к одному укреплению, определённому периоду и занятным личностям порождает большой интерес к его работам. В основу описанной здесь книжки, насколько я понял, легла магистерская работа, которая в 2013 г. получила премию им. профессора Станислава Хербста (работал заняла 3-е место, а её автор получил денежную премию в размере 2 000 злотых). Объём книжечки относительно небольшой, но при этом издали её в твёрдом переплёте на нормальной бумаге. Из недостатков сходу отмечу отсутствие списков имён и географических названий, упомянутых в книге, хотя может, исходя из узкости темы, это и не особо критично, и всё же эти списки вряд ли были бы лишними. Как уже было сказано в предыдущем сообщении, больше всего вопросов генерирует странный блок иллюстраций, представленный четырьмя схемами/планами, каждая из которых вызывает нарекания - где-то качеством, где-то исполнением. Авторская карта района Белой Церкви действительно выглядит более чем странно, и не особо вяжется с уровнем, на котором подан текстовый материал. Кроме того, существует целый ряд планов укреплений Белой Церкви, но автор их не приводит (предположу, что тема фортификации его интересовала лишь в качестве фона для описания личности коменданта и событий 1660-х гг.), и даже легко доступное и весьма важное изображение укреплений города и замка-крепости, показанных на карте Боплана, здесь отсутствует. По этой причине создаётся ощущение, что эти иллюстрации не столько обогащают издание, сколько портят впечатление от него. К счастью, картинки тут только в качестве бонусов, основной же текстовый материал, несомненно, имеет более значительную ценность. После прочтения смогу высказаться по теме текстовой части.1 балл