Filin Опубликовано: 4 июня 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 4 июня 2014 Обычно подобные темы я начинаю со сведений о местонахождении описываемого места, но в данном случае поиск места, где находился (или мог находиться) объект – это задача, которую ещё предстоит решить. Потому перейдём к основной части. Как известно, знаменитый исторический роман "Огнём и мечом" (впервые издан в 1884 г.) был экранизирован в 1999 г. режиссёром Ежи Гофманом, который ранее экранизировал два другие романа трилогии Г. Сенкевича: Пан Володыевский (1969) и Потоп (1974). "Огнём и мечом", как в формате книги, так и в формате фильма, отличается эпичностью и размахом. Казалось бы, что на фоне событий, сотрясающих целые государства, на фоне осад замков и разрушений городов какому-то небольшому и грубоватому оборонному двору было сложно выделиться, но благодаря любовной линии Разлоги всё же умудрились занять в истории вполне достойное место. О значении Разлогов для автора книги говорит хотя бы тот факт, что первое название книги было "Волчье логово" или "Волчье гнездо" (Wilcze gniazdo), а это прямая отсылка к Розлогам, ведь, по словам книги, Разлоги первоначально назывались Красными Разлогами, а потом "от множества волков, наполнявших их окрестности" поселение назвали Волчьими Разлогами. В итоге автор отказался от первоначального названия и выбрал "Огнём и мечом", но усадьба из романа не исчезла. Позднее, уже в процесс экранизации книги, Ежи Гофман также уделил Разлогам немало внимания, и это притом, что в целом фортификационный компонент в его фильмах представлен на довольно примитивном уровне (об этом в отдельной теме). Вот как описаны Разлоги в романе: Цитата Достаточно было взглянуть на Разлоги, чтобы угадать, что за люди живут в них. Когда посол и Скшетуский въезжали со своими повозками во двор, они увидели не барский дом, а скорее обширный сарай, сбитый из огромных дубовых бревен, с узкими, похожими на бойницы окнами. Помещения для челяди и казаков, конюшни и амбары примыкали непосредственно к дому, образуя неправильную и такую убогую и простую постройку снаружи, что, не будь света в окнах, трудно было бы принять ее за человеческое жилье. Во дворе стояли два колодца, ближе к воротам столб с кольцом, к которому был привязан ручной медведь. Тяжелые ворота, сделанные из крепких дубовых бревен, вели во двор, окруженный со всех сторон рвом и забором. Видно было, что дом-этот выстроен прочно и хорошо защищен от нападения; он во всех отношениях напоминал собою порубежную казацкую полянку, хотя большинство шляхетских усадеб были в то время довольно убоги и просты, но Разлоги скорее напоминали собою разбойничье гнездо, чем усадьбу. Челядь, вышедшая с факелами навстречу гостям, была больше похожа на разбойников, чем на прислугу. Огромные дворовые псы гремели своими цепями, как бы желая сорваться с них и броситься на прибывших; из конюшен доносилось ржание лошадей. Молодые князья и княгиня кричали на прислугу, отдавая приказания. Среди такого шума гости вошли в дом. Розван Урсу, увидев наружную дикость и бедность, сожалел, что согласился остаться здесь на ночь; но, войдя в дом, он был поражен, потому что внутреннее убранство этого дома нисколько не соответствовало его наружному виду. Прежде всего, они вошли в просторную комнату, стены которой почти сплошь были завешаны сбруей, оружием и звериными шкурами. В двух огромных печах горели дрова, и при ярком их свете можно было разглядеть богатую конскую сбрую, блестящие панцири, турецкие кольчуги, на которых сверкали дорогие каменья, проволочные полупанцири с золочеными пуговицами, дорогую стальную броню, польские и турецкие шлемы и шишаки. На противоположной стене висели щиты, уже вышедшие в то время из употребления, рядом с ними польские копья и татарские дротики, много оружия, начиная от сабли и кончая ятаганами и кинжалами, с рукоятками, усыпанными драгоценными каменьями, блестевшими, как звездочки. По углам висели лисьи, волчьи, медвежьи, куньи и горностаевые шкуры охотничьи трофеи молодых князей. Ниже, по стенам, дремали на кольцах ястребы, соколы и огромные беркуты, привезенные из далеких восточных степей и употребляемые для охоты на волков. Из этой комнаты гости вошли в большую приемную. И тут также в камине ярко горел огонь. Эта комната была убрана с еще большей роскошью. Стены были обиты дорогими тканями, на полу разостланы чудесные восточные ковры. Посредине стоял длинный стол, сколоченный из простых досок, а на нем кубки, золотые и из венецианского стекла. У стен стояли столы поменьше, комоды и полки, а на них погребцы, ящики, бронзовые и медные подсвечники, часы, отнятые турками у венецианцев и, в свою очередь, у турок казаками. Вся комната была завалена предметами роскоши, употребление которых даже не было известно их хозяевам; всюду роскошь эта мешалась с простотой; дорогие турецкие комоды, отделанные бронзой, черным деревом и перламутром, стояли рядом с неотесанными полками; простые деревянные стулья возле мягких диванов, покрытых коврами. Подушки, лежавшие по восточному обычаю на диванах, были покрыты парчой и шелком, но редко которая была набита волосом, большей частью сеном или гороховой соломой. Все эти дорогие ткани и предметы роскоши частью были куплены за бесценок у казаков, частью же приобретены на войне еще старым князем Василием и молодыми князьями, предпочитавшими странствование на чайках по Черному морю женитьбе и хозяйству. Все это нисколько не удивляло Скшетуского, хорошо знакомого с украинскими обычаями, но зато валах недоумевал, видя, что, несмотря на всю окружающую их роскошь, князья Курцевичи одеты в простые сапоги и кожухи нисколько не лучше тех, какие носила прислуга; недоумевал и Подбипента, привыкший у себя на Литве к иным порядкам. Вот так оборонный двор выглядел в фильме: А это он после погрома и пожара: Интерьеры: Как видим, в фильме усадьба выглядит чуть более презентабельно, чем в книге, во всяком случае, главное здание не похоже на "обширный сарай", а окна не настолько узки, чтобы можно было принять их за бойницы. Декораторы реконструировали и внешнюю линию обороны двора, представленную рвом, деревянным частоколом, воротами и подъёмным мостом. Можно присмотреться к деталям. Например, можно понять, как по мнению декораторов функционировал подъёмный мост – его поднимали при помощи двух воротов, установленных на территории внутреннего двора усадьбы: Подъёмный мост и небольшой мокрый ров, скос которого утыкан кольями: Частокол имел высоту около 2,5 метров, потому всадник, сидящий на коне, мог заглянуть во двор, да только ров мешал это сделать. В частоколе прорезали треугольные бойницы. Расположили и достаточно высоко, на уровне где-то 2 метров от земли и потому непонятно, как их могли использовать, ведь с внутренней стороны частокола нет никакой площадки, воспользовавшись которой можно было бы подступиться к бойницам: Секции забора, расположенные по бокам от ворот, почему-то решили показать в виде глухих стен, хотя там бойницы пришлись бы очень кстати: Ворота выглядят не особо прочными, но после того, как поднимался мост, оборонный потенциал проезда увеличивался. Кстати, в фильме есть момент, когда Юрко Богун сотоварищи ночью подскакивает к воротам, но мост в этой сцене показали опущенным. Это прокол, т.к. на ночь его должны были поднимать, о чём упомянуто и в книге: Цитата Два всадника подъехали к воротам. - Кто там? - раздался голос ночного сторожа. - Не узнаешь меня, Максим? - А, это ваша милость! Слава Богу! - На веки веков! Отворяй. Ну что у вас? - Все хорошо. Да уж давно вы не были в Разлогах. Ворота пронзительно заскрипели, через канаву перекинули мост, и всадники въехали на двор. С внутренней стороны частокол подпирают палки. Интересно, это так имитировали систему обороны или же просто декораторы укрепляли свою конструкцию, чтобы она не завалилась: Рядом с воротами можно увидеть сигнальный колокол: Разумеется, ни один шляхетский двор (пусть даже и маленький) не мог обойтись без орудий истязания: Главные здания подобных оборонных дворов наверняка также приспосабливали к обороне. Генрик Сенкевич описывает постройку, возведённую из огромных дубовых брёвен с узкими окнами, похожими на бойницы. Важная деталь – Г. Сенкевич пишет, что "Помещения для челяди и казаков, конюшни и амбары примыкали непосредственно к дому", в результате чего образовывалась "неправильная" постройка (вероятно, подразумевалось отсутствие симметрии). В фильме же показали вполне симметричную избу, которая была отделена от других жилых и хозяйственных построек, окружавших двор. Дом в фильме напоминает укрепленный объект главным образом благодаря выступам на углах, которые похожи на миниатюрные башни: Если допустить, что такие выступы были на всех четырёх углах, то сходство с оборонной планировкой ещё больше усиливается. Правда, чтобы использовать эти выступы в качестве башенок, откуда можно было обстреливать подступы к входу и стены в целом, то нужно было бы в боковых стенках устраивать бойницы, а их там не видно: Может показаться, что я излишне придирчив к декорации, которая служит в качестве фона, но мне кажется, что на её создание потратили много времени и денег, привлекали специалистов-консультантов и всё такое. Вполне вероятно, что в качестве основы использовали реконструкцию какой-то реальной усадьбы. Во всяком случае, дома-замочки (как каменные, так и деревянные) с подобной планировкой мне известны, потому не думаю, что декорация Разлогов возникла на пустом месте. На этой страничке нашлись интересные рабочие материалы, касающиеся Разлогов. Вот эскиз ворот: А вот и план декораций всей усадьбы, которые позволяет вычислить её основные размеры/пропорции: Обратите внимание, как хитро работали декораторы – у зданий создавались только внешние стены, а ограда была сделана только на небольшом участке, который попадал в кадр. Дорисовывая съему, можно допустить, что главное здание всё же могло быть с четырьмя башенками: Фото со съёмочной площадки, запечатлевшее сгоревшую усадьбу: Источник "Сгорела" она, конечно, не очень реалистично, выглядит так, будто её после возгорания сразу успели потушить. В книге усадьба была сожжена полностью: Цитата Они въехали в лес, который промелькнул, как молния, пронеслись через яр, а за ним уже и Разлоги. Еще минута и решится его судьба. А ветер свистит ему в уши, шапка слетела с головы, конь храпит и чуть не падает. Еще мгновение, они выедут из яра. Вот... уже? Но вдруг страшный, нечеловеческий крик вырвался из груди Скшетуского. Двор, хозяйственные постройки, конюшни, частокол и вишневый сад - все исчезло. Бледный месяц освещал холм с кучей черных, обгорелых бревен, которые перестали уже дымиться. Ни один звук не прерывал тишины. Скшетуский безмолвно стоял над рвом, подняв руки кверху, и все смотрел и смотрел, как-то странно покачивая головой. Татары остановили лошадей. Он слез, отыскал остаток сгоревшего моста, перешел по балке через ров и, сев на камень, лежавший среди майдана, начал озираться кругом, как человек, который, впервые увидев какое-либо место, желает ознакомиться с ним. Верные казаки подхватили ослабевшего от бешенства атамана и повезли его опять в Разлоги, но, вернувшись, не застали даже и следов двора: его сожгли вместе с князем Василием соседние крестьяне, рассчитывая, что если князья Курцевичи или князь Иеремия захотят им мстить, то они свалят всю вину на Богуна и его казаков. Все было выжжено дотла, вишневый сад был вырублен, а челядь вся перебита. Чернь безжалостно мстила за притеснения, какие она терпела от Курцевичей. Декорация дома спустя некоторое время после съёмок (скансен в г. Серпц, Польша). Видно, что воссоздали только часть строения: Источники фото: 1, 2, 3 P.S. В ближайшие несколько лет поляки в с. Мельник (Польша) планируют построить исторический парк "Трилогия", посвящённый книгам Г. Сенкевича и фильмам Е. Гофмана. Проект в числе прочих объектов из книг/фильмов предполагает воссоздание и оборонного двора в Разлогах: Источник: 1, 2 Парадокс – поляки у себя готовы воссоздавать Разлоги, а у нас в той же Полтавской области, где эти Разлоги фактически находились, о подобном проекте никто не задумывается, хотя есть масса материалов и готовая история, от которых можно отталкиваться. Если фантазии ноль, можно скопировать то, что показали в фильме, если же привлечь к проекту одного-двух специалистов, то можно создать объект даже более реалистичный, чем тот, который реконструировали поляки. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 5 июня 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 5 июня 2014 Где находились/находятся Разлоги? Объект совсем небольшой, по сюжету его уничтожают, потом снова восстанавливают, но пока толком непонятно, существовал ли Разлоги на самом деле? С одной стороны Генрик Сенкевич использовал фантазию, а с другой стороны автор старался привязываться к реальным событиям, реальным людям и реальным локациям. В его книге можно встретить вполне узнаваемые исторические личности, там упомянуто множество реально существующих городов, замков и сёл, но есть и выдуманные персонажи и, наверняка, есть локации, которых в реальности не было. К какому типу локаций принадлежали Разлоги я пока сказать не могу. Но можно хотя бы ориентировочно прикинуть, где они могли находиться, где их размещал автор. Воспользуемся наводками из книги. Впервые Разлоги появляются в повествовании, когда Ян Скшетуский сотоварищи отправляется из Чигирина в Лубны: Цитата Несколько дней спустя отряд Скшетуского быстро продвигался к Лубнам. Переправившись через Днепр, отряд пошел широкой степной дорогой, которая соединяла Чигирин с Лубнами и проходила через Жуки, Семь Могил и Хорол. Поскольку упомянуто, что Скшетуский переправился через Днепр, то очевидно, что Разлоги находились на отрезке между переправой и Лубнами, а поскольку всё левобережье Днепра в районе поисков относится к Полтавской области, то сразу же можно утверждать, что и Разлоги находятся на территории этой области. К сожалению, ни в Полтавской области, ни в Украине вообще села с таким названием я не нашёл. Та же история с Красными Разлогами и Волчьими Разлогами. С Лубнами и Хоролом вроде всё ясно, поскольку эти города не трудно отыскать на карте. Жуки. В Украине есть три села с таким названием (причём все три в Полтавской обл.), но как по мне, то только одно (село в Глобинском р-не) подходит, поскольку расположено более-менее на пути. Семь Могил. Это, вероятно, село Семимогилы (Глобинский р-н). В наши дни, если ехать из Чигирина в Лубны, то через Днепр проще всего перебраться в районе Светловодска и Кременчуга, но в 17 веке ещё не было Кременчугского моря, появившегося в результате создания Кременчугской ГЭС, потому переправа, возможно, находилась выше по течению. Но где именно? Далее идёт описаний событий, предшествовавших встрече с владелицей Разлогов: Цитата В эту самую минуту, когда поручик с Лонгином подъезжали к берегу Каганлыка, над головами их прошумела целая стая журавлей, летевших так низко, что в них можно было попасть палкой. В Полтавской области есть река Сухой Кагамлык. Река небольшая, впадает в Днепр. Река протекает через Семёновский, Глобинский и Кременчугский районы Полтавской обл. Именно на этой реке находится вышеупомянутое село Жуки: В момент встречи с вдовой князя Курцевича, владелицы Разлогов, звучит несколько дополнительных подсказок: Цитата - Рыцари, - обратилась к ним старшая из дам, - кто бы вы ни были, я думаю, вы не откажетесь помочь женщинам, с которыми случилось несчастье в дороге и которые не знают, что им делать. До дому нам осталось не больше трех миль, но у коляски лопнула ось, и нам, пожалуй, придется ночевать в поле; я послала кучера к своим сыновьям за какой-нибудь повозкой, но пока он доедет и вернется, будет уже темно; оставаться же в поле, да еще вблизи могил, страшно. - А так как до Лубен вам предстоит еще далекий путь, то не побрезгуйте гостеприимством нашим. Мы из Разлог-Сиромах - Мои сыновья теперь дома; я же возвращаюсь из Черкасс, куда ездила на поклонение Пресвятой Богородице. И вот на обратном пути и случилось с нами это несчастье, и, если бы не ваша любезность, нам, пожалуй, пришлось бы ночевать в степи. Итак, вторая компания двигалась из Черкасс, переправилась через Днепр и застряла где-то неподалёку от Сухого Кагамлыка. До Лубен было далеко, а вот до Разлог от места аварии было всего три мили. Также интересно упоминание названия "Разлоги-Сиромахи". Сиромаха – это вроде бы синоним волка, потому фактически Разлоги-Сиромахи были иносказательным названием Волчьих Разлог или Разлог-Волчьих. Об альтернативных названиях Разлогов узнаём из краткого описания истории одной из ветвей рода Курцевичей: Цитата На службе этой он своими подвигами приобрел себе славу знаменитого воина, а за оказанные им князю важные услуги последний подарил ему в собственность Красные Разлоги, названные впоследствии Волчьими - от множества волков, наполнявших их окрестности. И вот ещё интересный момент из биографии хозяйки Разлогов: Цитата Жена Константина, взятая им из семьи сомнительного происхождения, была суровой, вспыльчивой и энергичной женщиной, которую один только муж умел держать в руках. После его смерти она забрала управление Разлогами в свои железные руки. Слуги и дворовые дрожали перед ней и боялись её как огня, а вскоре она дала себя знать и соседям. На третьем году своего управления она дважды совершила набег на Сивинских в Броварках, одетая по-мужски, вооруженная, сама предводительствуя своею челядью и наемными казаками. Однажды, когда полки князя Иеремии разгромили толпу татар, разбойничавших около Семи Могил, княгиня во главе своих людей уничтожила окончательно оставшуюся недобитой часть татар, которые, спасаясь от преследований, подошли почти к самым Разлогам. Снова упомянуты Семь Могил, как поселение, расположенное где-то неподалёку от Разлогов. Также мы узнаём, что по соседству с Разлогами есть поселение под названием Броварки. В наши дни в Полтавской области есть три села с таким названием, но только одно из них находится в районе поиска, причём неподалёку Сухого Кагамлыка: Во время очередной поездки Яна Скшетуского в Разлоги в описании пути встречается упоминание ещё одного села: Цитата Скшетуский, не останавливаясь и не теряя времени, переправился на другой берег и немедленно направился в Разлоги. Уверенность, что он скоро узнает, что сталось с Еленой, и надежда, что она с теткой и князьями укрылась в Лубнах. вернули ему и силы, и здоровье. Он пересел из повозки на коня, немилосердно подгоняя своих татар, которые, считая его послом, а себя - его телохранителями, не смели противоречить ему. Они неслись, словно за ними гналась погоня, взбивая копытами лошадей целые облака пыли. Край был пуст, усадьбы обезлюдели, так что они долго не встречали ни одной живой души. Вероятно, все прятались от них. Скшетуский приказал искать людей в садах, пасеках, закромах и на чердаках, но никого не удалось найти. Только за Погребами один из татар увидел какое-то человеческое существо, старавшееся скрыться в прибрежных тростниках Каганлыка. Снова упоминается Кагамлык и расположенное рядом с ним село Погребы: Из разговора пана Заглобы с поселенцами в Разлогах: Цитата - А далеко до Лубен? - спросил он одного старичка - Ой, далеко, пане! - ответил мужик. - К утру можно доехать? - Ой, не доедете, пане! - А к полдню? - К полдню? Пожалуй, можно. Получается, что Разлоги были от Лубен удалены на порядочное расстояние, раз туда нужно было ехать ночь и пол дня. Заглоба с Еленой решают, куда бежать: Цитата Черт возьми! - сказал Заглоба. - Бывал я в разных переделках, но такой оказии со мной еще не случалось. Спереди Хмельницкий, сзади Богун. Глупо я сделал, что сразу не уехал с вами, княжна, в Лубны, но теперь не время говорить об этом. Тьфу! Все мое остроумие годится теперь разве только на чистку сапог. Что делать? Куда деваться? Видно, во всей Польше нет угла, где бы человек мог умереть естественной смертью. Благодарю за такой сюрприз, пусть другие пользуются им. - Милостивый государь, - проговорила Елена, - мои два брата, Юрий и Федор, живут в Золотоношах; может быть, они помогут нам спастись? - В Золотоношах? Подождите-ка... В Чигирине я познакомился с неким Унежицким, у которого там два имения: Кропивна и Чернобой. Отсюда далеко, дальше чем в Черкассы. Но что делать? Если другого выхода нет, то бежим хоть туда. Судя по всему, речь идёт о городе Золотоноша (Черкасская обл.), рядом с которым есть подходящие поселения – село Крапивна и пгт Чернобай: Как вы помните, от того места (а оно было где-то рядом с Кагамлыком), где Скшетуский впервые увидел Елену, до Разлогов было около 3 миль, но когда Заглоба с Еленой из Разлогов сбежали, то побрели непонятно куда, поскольку расстояние до реки увеличилось: Цитата Я не успокоюсь, пока не увижу каганлыкских зарослей и очеретов. Если бы мы не съезжали с дороги, то около Чигирина нашли бы реку, а отсюда до нее не меньше десяти верст. Когда приедем к ней, переправимся на другой берег. И вот они снова вышли в Кагамлыку: Цитата - … А вот и Каганлык. Теперь у нас, по крайней мере, все тростники под боком. Переправимся на другую сторону и, вместо того чтобы ехать по течению, подымемся вверх по реке, чтобы скрыть наши следы. Правда, что мы опять подъедем к Разлогам, но не так уж близка - Мы приближаемся к Броваркам, - сказала Елена, - откуда идет дорога в Золотоноши. Получается, что они были у Кагамлыка, но в то же время недалеко от уже упомянутого выше с. Броварки, при этом, чтобы приблизиться к Разлогам, нужно было подняться вверх по течению. От Броварков и в наши дни идёт дорога к Золотоноше. После небольшого путешествия беглецы оказались у села Демьяновка. Демьяновок в Украине масса, но, возможно, речь шла о Демьяновке (Полтавская обл., Семёновский р-н), которая находится неподалёку от дороги, ведущей в Золотоношу: Если всё верно, то наши герои поднимались от Броварков до Демьяновки, двигаясь параллельно Днепру по направлению к Золотоноше. Когда Богун пришёл в себя в Разлогах и кинулся в погоню за Беглецами, думая, что они направились в Лубны, то по пути ему встретилось село Василевка: Цитата Они летели таким образом до Васильевки, где стояла сотня княжеской венгерской пехоты. Дикий атаман, не колеблясь, ударил на нее, первый бросился в битву и, после непродолжительного сражения, истребил весь отряд, исключая нескольких солдат, которых пощадил с целью пыткой добиться от них необходимых сведений. Узнав, что они не видали никакого шляхтича с молодою девушкою, он не знал, что делать, и в отчаянии начал срывать с себя повязки. Идти дальше было невозможно: везде стояли княжеские полки, а жители, бежавшие из Васильевки, должно быть, уже предупредили их о нападении на Васильевку. Верные казаки подхватили ослабевшего от бешенства атамана и повезли его опять в Разлоги, но, вернувшись, не застали даже и следов двора: его сожгли вместе с князем Василием соседние крестьяне… Васильевок в Украине и даже в Полтавской области масса, но одно село есть в районе поисков: Через Днепр беглецы переправились у села Прохоровка, которое находилось за Золотоношей. Вот подходящее село: Хотя по сюжету Разлоги были полностью уничтожены, в книге, в самом конце, упоминается, что поселение возродилось: Цитата После смерти князя Иеремии Вишневецкого, который умер от военных трудов, когда лубненское княжество отошло от Польши, Богун завладел большей частью его земель. Потом говорили, что в конце концов он не захотел признавать над собой власть Хмельницкого. Сам Хмельницкий, проклинаемый собственным народом, искал покровительства за пределами родины, но гордый Богун отказывался от всякого покровительства и готов был саблей защищать свою казацкую свободу. Рассказывали также, что на лице этого удивительного человека никогда потом не появлялась улыбка. Он жил не в Лубнах, но в деревне, которую выстроил на старом пепелище и которая называлась Разлоги. Там, кажется, Богун и умер. Такая вот история. Что ж, можно подытожить. С одной стороны так и не удалось понять, где именно находились Разлоги, с другой стороны все остальные упомянутые поселения привязать можно, и самое главное – они находятся более-менее в одном районе, а это значит, что автор книги имел хорошее представление о местности, где метались герои его романа. Вполне возможно, что Разлоги – это какое-то село или хутор на территории Глобинского района Полтавской области, но всё же нужно уточнить, какое именно. Также возможно, что Разлоги стоит искать на территории Семёновского района, соседствующего с Глобинским. Может кто-то знает район поиска достаточно неплохо, чтобы сразу узнать место, о котором писал Г. Сенкевич, может кто-то решит перечитать книгу, где могут быть и другие наводки на Разлоги, может у кого-то на основе всех вышеописанных наводок появятся свежие мысли/версии… 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Nimrod Опубликовано: 10 июня 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 10 июня 2014 Интересное расследование, спасибо. То, что у нас не воспроизводят на местности объекты из Трилогии Сенкевича меня не удивляет, у нас она предсказуемо не популярна в массах, являясь олицетворением романтического польского национализма сознательно или подсознательно. Фильмы Гофмана в самом деле популярны чуть более, хотя и о них стали уже забывать. Это с любой стороны взгляд на Украину чужими глазами. Но вот сам по себе деревянный шляхетский двор, как характерное явление зодчества в Украине заслуживает единичного или множественного воспроизведения в одном из наших "скансенов". Пока что им не везёт, так же как уцелевшим каменным. Вызывает удивление "циркулярная" конфигурация ограды на реконструкциях двора в Розлогах. Если его не возводили на средневековом городище конечно. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 10 июня 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 10 июня 2014 То, что у нас не воспроизводят на местности объекты из Трилогии Сенкевича меня не удивляет, у нас она предсказуемо не популярна в массах, являясь олицетворением романтического польского национализма сознательно или подсознательно. Фильмы Гофмана в самом деле популярны чуть более, хотя и о них стали уже забывать. Это с любой стороны взгляд на Украину чужими глазами. Я думаю, что есть и другая проблема - уверен, что не так уж и много людей понимает, что это взгляд на Украину. Иными словами, может показаться, что это где-то в Польше, ведь далеко не каждый украинец сможет сказать, где находится Збараж, Бар, не говоря уж о Топорове или Разлогах. Вызывает удивление "циркулярная" конфигурация ограды на реконструкциях двора в Розлогах. Если его не возводили на средневековом городище конечно. Да, к форме действительно есть вопросы. Думаю, что одна из проблем изучения подобных построек - это их существование на стыке деревянной архитектуры и фортификации, ведь часто поклонники укреплений обходят внимание такие небольшие оборонные объекты, а специалисты по деревянной архитектуре могут смотреть на них немного под другим углом, без особого акцента на их оборонных функциях. Может у нас и нет толковых публикаций по нужной теме, а уж что там есть у поляков и вовсе не по ясно. Может круглая форма была выбрана декораторами, а может были дворы с такой планировкой. С другой стороны есть же региональные различия, потому даже если есть аналог такого двора на территории Польши, то вполне возможно, что ничего подобного на Левобережье не было, а были оборонные дворы какой-то другой планировки. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 1 июня 2015 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 июня 2015 Дом в фильме напоминает укрепленный объект главным образом благодаря выступам на углах, которые похожи на миниатюрные башни... ... Если допустить, что такие выступы были на всех четырёх углах, то сходство с оборонной планировкой ещё больше усиливается. ... Дорисовывая съему, можно допустить, что главное здание всё же могло быть с четырьмя башенками. Созерцая небольшой замковый дворец в Городке (Хмельницкая обл.) отметил определённое сходство между ним и усадьбой в Разлогах. Важная деталь - в Городке у "палацика" присутствует всего 2 угловые башенки: И вот тут возникла мысль, что мой вывод о 4-х башенках усадьбы в Разлогах может быть ошибочным. Вполне вероятно, что в 17-18 веках происходила трансформация, в рамках которой у подобных усадебных сооружений исчезали черты оборонных объектов и появлялись черты классических дворцов. Таким образом, чем более модерновой была усадьба, тем меньше она могла походить на оборонный объект, и наоборот. Иными словами, 4-х угловых башенок у запроектированного в Розлогах дома могло и не быть, может есть аналогичные постройки с двумя башенками. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Merrii Опубликовано: 29 сентября 2015 Жалоба Поделиться Опубликовано: 29 сентября 2015 "Огнём и мечём" - один из моих самых любимых фильмов. Смотрела много раз. А сегодня решила заглянуть в книжку. И читаю знакомые названия Омельник, Кагамлык, Семь Могил. Оказывается, я 7 лет жила в Глобино и не знала, что "Огнём и мечём" - о тех местах. Возьмусь, наконец за книжку. Может смогу по описанию понять где же могли быть Разлоги. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Arsen Замки -Тернопільщини Опубликовано: 18 мая 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано: 18 мая 2018 В 01.06.2015 в 19:43, Filin сказал: И вот тут возникла мысль, что мой вывод о 4-х башенках усадьбы в Разлогах может быть ошибочным. Вполне вероятно, что в 17-18 веках происходила трансформация, в рамках которой у подобных усадебных сооружений исчезали черты оборонных объектов и появлялись черты классических дворцов. Таким образом, чем более модерновой была усадьба, тем меньше она могла походить на оборонный объект, и наоборот. Иными словами, 4-х угловых башенок у запроектированного в Розлогах дома могло и не быть, может есть аналогичные постройки с двумя башенками. Не зовсім помилковим є ваш вивід адже поляки планували реконструювати чотири кутових башеньки дому: 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 1 мая 2021 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 мая 2021 Текст и иллюстрация найдены здесь Цитата Розлоги – оборонний двір-маєток князів Булиг-Курцевичів на Задніпров'ї: ескіз Богдана Золле для екранізації роману «Вогнем і мечем» Генрика Сенкевича, 1989. Унизу праворуч – герб «Курч» із праці Шимона Окольського «Orbis Poloni...» (1641). Отже, ще трохи про Курцевичів герба «Курч» – потомків згаданого в попередньому дописі князя Івана (помер між 1513 і 1528-м). Нащадки його молодшого сина, князя Василя на прізвисько «Булига» (†1555), зберігши за собою клапоть землі на Волині, пустилися шукати кращої долі на Подніпров’ї. І не прогадали: розширили свої володіння, увійшли до рицарського кола Київського воєводства, тісно зійшлися з козацтвом. Серед князів Булиг були білоцерківські та черкаські підстарости, ігумен Трахтемирівського монастиря, а в другій половині XVII ст. навіть наказний гетьман Війська Запорозького. Саме цих князів Курцевичів зробив героями свого роману «Вогнем і мечем» Генрик Сенкевич: удову Костянтина Булиги, його п’ятьох синів і небогу княжну Гелену, за серце якої відчайдушно змагалися Юрко Богун і Ян Скшетуський. Про родину Курцевичів і їхній задніпровський маєток Розлоги Сенкевич пише з такими деталями, що часом здається, наче їх живцем узято зі старовинних рукописів. Насправді ж ці герої роману цілком вигадані. Реальні Булиги-Курцевичі, яких у середині XVII ст. також поглинув вир драматичних подій Хмельниччини, мали зовсім інші імена, були іншого віку, та й їхні долі склалися геть по-іншому. Текст канд. істор. наук Ігоря Тесленка. Репродукція: Sölle, Bogdan. Zapiski scenografa. Łódź: Muzeum Kinematografii w Łodzi, 2014. S.82. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.