Nimrod Posted February 14, 2014 Report Share Posted February 14, 2014 В небольшой книжке, подготовленной Государственным историко-культурным заповедником г. Дубно под ред. его директора П. Смолина "Дубно, княжий мой граде. Краеведческий очерк" (2 изд. Луцк, ВОД, 2005, 52 с., укр.яз., тир. 2000 экз.) упоминается любопытный исторический объект. Цит. в оригинале (с. 42): ... так званий Козацький Редут, що між селами Плоска і Семидуби,.. пам'ятка пов'язана з визвольною війною українського народу під проводом гетьмана Богдана Хмельницького. Досі височить серед поля курган, де, за народними переказами та й за історичними джерелами, на які посилається, зокрема, у своїй монографії "Битва під Берестечком" видатний вчений-археолог Ігор Свєшніков, вступили у бій з польскою шляхтою козаки та місцеві селяни. Нині про цю трагічну подію нагадують тесані кам'яні хрести, а ще пам'ятний знак у формі стилізованої дзвіниці з цифрою "1651" та каплиця, автором-проектантом яких є дубенський поет, художник, скульптор Микола Тимчак. Вже стало гарною традицією, що щороку в першу неділю липня прибувають сюди гості зблизька й здалека, аби віддати шану героям. И это всё. Ещё два фото. Действительно часовня, выглядящая довольно безвкусно из-за московских маковок-луковиц, стелла в виде стеновой колокольни, флагшток. Крест из камня, характерного для 16-18 вв. вида. Это всё что можно разглядеть. Сам на месте не был, описать ничего не могу. Вообще до того места от Пляшевой путь неблизкий... Посмотрел по карте Дубна и окрестностей из серии "Лицо города", что выпускает ДНВП "Картография". Объект действительно отмечен, как памятник архитектуры (?) за порядковым № 9 прямо на селе Плоска. "Козацький редут, 1651р. - с. Плоска". Сёла Семидубы и Плоска находятся недалеко от Дубно, южнее. Есть и упоминание в текстовом описании: "У 1651 році під час Визвольної війни українського народу під проводом Б. Хмельницького навколо села Семидуби відбувся запеклий бій козаків, яких було всього близько двохсот, із польським військом. Тесані кам'яні хрести, пам'ятні знаки у формі стилізованої дзвіниці, каплиця нагадують сьогодні про цю трагічну подію. Щороку в першу неділю липня тут збираються люди, вшановуючи пам'ять загиблих героїв." Ещё одно фото практически в том же ракурсе - часовня и колокольня. Может быть, кто-то сообщит больше, чтобы стало яснее что за объект там и тогда использовали при сопротивлении бойцы Хмельницкого. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted February 14, 2014 Report Share Posted February 14, 2014 Дубенский археолог Виталий Ткач дал наводку на объект и поделился интересной информацией... Так вот, оказывается, приведённых вами данных вполне достаточно, чтобы отыскать объект на карте. Он находится между сёлами Семидубы и Плоское, в поле, и хорошо заметен: На Викимапии он даже отмечен Несколько фото. Жаль, что в центре внимания не сам редут: Источники: 1, 2, 3 Часовенка действительно красотой не отличается. С типологией объекта, как оказалось, далеко не всё ясно. Здесь процитирую Виталия: "Обєкт загадковий, є версія, що це рештки кургану, який використали для добування селітри. Знахідками звідти ніхто й ніколи не хвалився". В монографии Игоря Свешникова "Битва під Берестечком" (1992) есть подраздел, посвящённый шанцу. Правда, более конкретной наводки дать не могу. Здесь и здесь (события 17 - 19 июня) можно немного почитать о военных действиях в районе Дубно. А это местность на карте Шуберта (1867):Живая карта Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nimrod Posted February 15, 2014 Author Report Share Posted February 15, 2014 отыскать объект на карте. К сожалению, мои навыки в использовании электронных карт оставляют желать лучшего. И сканера тоже нету. При открытии темы я заглянул на гугль-карту, но самое большее смог отыскать село Плоское) Так что, "всё что могу" ) Несколько фото. Вот первое слева похоже по ракурсу на те, что упоминал я, только оно в лучшем качестве. Причем на нем в отличие от тех уже видно край насыпи, достаточно невысокой. Крест похожий, но другой: тот целый. Их там определённо несколько) С типологией объекта, как оказалось, далеко не всё ясно. Казачий табор мог тогда стоять как возле созданного ранее кем-то шанца, так и возле старого кургана. Курган мог быть голый или на нем могла стоять сторожа с вышкой или даже деревянной башней. Дубно не далеко, место для заставы вполне подходящее. На спутниковом фото план читается равно как овал с раскопанной вершиной или как сильно оплывший ромб. Боюсь, что тут и раскопки едва ли прояснят чего-то, если не найдут фундаментов. Разве что документы с упоминаниями ранее 1651 года. Наконец, не очень вероятно, но курган мог возникнуть уже после боя, вследствие создания достаточно массовой братской могилы павших в этом бою. Думаю, самое лучшее пока называть объект так, как он уже известен. Спасибо за развитие и дополнение темы! Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted February 15, 2014 Report Share Posted February 15, 2014 В 15.02.2014 в 13:00, Nimrod сказал: Боюсь, что тут и раскопки едва ли прояснят чего-то, если не найдут фундаментов. Земляные шанцы, как курганы, возводились вроде бы без фундаментов. В 15.02.2014 в 13:00, Nimrod сказал: Наконец, не очень вероятно, но курган мог возникнуть уже после боя, вследствие создания достаточно массовой братской могилы павших в этом бою. В таком случае придётся предположить, что позднее он был выпотрошен, ведь от него остался один контур, ободок. Там всё вокруг распахано, потому радует, что объект вообще уцелел. Но вполне возможно, что часть его (если это был всё же курган) уже давно размазана по полю. Объект на карте Bing:Живая карта Добавлю, что диаметр "шанца" около 50 метров. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nimrod Posted February 15, 2014 Author Report Share Posted February 15, 2014 Земляные шанцы, как курганы, возводились вроде бы без фундаментов. Имеются в виду остатки строений внутри шанца, если это была застава: упомянутой деревянной башни, амбара под запасы, чего-то подобного. В таком случае придётся предположить, что позднее он был выпотрошен, ведь от него остался один контур, ободок. Добыча "трупной" селитры из курганов вообще не была редкостью, тем более археология в современном понимании появилась не так давно. Но в данном случае, учитывая далеко не древние события, с которыми был связан объект, его разрытие могло даже вызвать народные волнения. Опять - таки кресты при нем старые, то есть о могилах память была. Добавлю, что диаметр "шанца" около 50 метров. Ну чо, нормальные для редута размеры) В общем, ясно, что мало что ясно))) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
m_potupchik Posted February 16, 2014 Report Share Posted February 16, 2014 Наконец, не очень вероятно, но курган мог возникнуть уже после боя, вследствие создания достаточно массовой братской могилы павших в этом бою. Это распространенное заблуждение, но могу уверить что никто казаков в курганах никогда не хоронил. Все казаки были христиане. Для христианина быть погребенным в не приделов освященного церковью кладбища было позором, так хоронили только предателей и самоубийц, а уж им точно никто курганов не насыпал. Традиция сооружения курганов заканчивается на нашей территории в Х-ХI веках. Некоторое время еще продолжали хоронить в курганах своих мертвых только кочевники. Кольцевая структура могла остаться еще и после раскопок кургана археологами ХIХ века - у них была такая методика - раскапывался только центр. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nimrod Posted February 16, 2014 Author Report Share Posted February 16, 2014 Думаю, что победившая сторона похоронила своих погибших как подобает, а бунтовщиков "гайдамаков" в общей могиле без каких-бы то ни было обрядов или отпевания. Вскрытие центра кургана, чтобы добраться до захоронения, это конечно не научный метод раскопок, а пережиток кладоискательства) Как я заявил выше "археология в современном понимании появилась не так давно" и вот лишнее тому подтверждение) Чтобы не возвращаться к теме окрестностей Дубно, упомяну, что на вышеуказанной карте у с. Листвин (восточнее Дубно) значится памятник археологии за № 3: "Поселення культури Вербковіце-Костянець, давньоруське городище і курганний могильник". Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
m_potupchik Posted February 16, 2014 Report Share Posted February 16, 2014 Думаю, что победившая сторона похоронила своих погибших как подобает, а бунтовщиков "гайдамаков" в общей могиле без каких-бы то ни было обрядов или отпевания. Вполне вероятно, но курганов им не насыпали. Зачастую хоронить заставляли окрестных жителей, а те если и хоронили в общей могиле, то все равно свозили на кладбище. Как пример - Могила Данила Нечая - памятник национального значения возле села Красное Тывровского района Винницкой области. Это трехметровый курган, который за народной легендой насыпан над могилой Нечая, а из исторических источников известно, что останки Нечая были перевезены в Киев и похоронены в одном из монастырей. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nimrod Posted February 16, 2014 Author Report Share Posted February 16, 2014 Убедительно! Что ж, я сразу обозначил эту версию, как "не очень вероятную". И подразумевал скорее не меморальный характер созданного кургана, а естественное образование заметной насыпи при создании братской могилы больше 100 человек. Остаются более правдоподобные версии: старого кургана, старого кургана приспособленного под сторожу и наконец, - боевого шанца. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
m_potupchik Posted February 16, 2014 Report Share Posted February 16, 2014 Остаются более правдоподобные версии: старого кургана, старого кургана приспособленного под сторожу и наконец, - боевого шанца. На шанцы не очень похоже - форма какая-то яйцевидная. На древнерусское городище не тянет. Более вероятная версия раскопок кургана на селитру. Это действительно была распространенная практика у казаков (правда дело не в покойниках, а в больших массах дерна из которого часто сооружались курганные насыпи). Что в принципе не откыдывает возможность использования остатков насыпи при каких-либо военных действиях. А Листвин очень далеко что-бы привязывать его объекты к Семидубам или Плоской. У археологов практика привязывать объекты к ближайшему населенному пункту, а не 30 км. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nimrod Posted February 24, 2014 Author Report Share Posted February 24, 2014 ...Листвин очень далеко что-бы привязывать его объекты к Семидубам или Плоской. У археологов практика привязывать объекты к ближайшему населенному пункту, а не 30 км. Я не пытался связать объекты у Плоской и у Листвина в один археологический комплекс, но подразумевал только, что они могли возникнуть в один период (то есть как бы иметь общее происхождение). Вот нашёл пример раскопанного на селитру кургана (майдана) на р.Орель, обращенного, якобы вполне достоверно, впоследствии казаками в сторожу - редут. То же могло случиться и с обсуждаемым здесь объектом у Плоской. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
duben Posted April 24, 2014 Report Share Posted April 24, 2014 Відео - редут десь після 5,33 хвилини. З псевдоїсторичним супроводом. посилання на відео вже не працює 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
bob1955 Posted April 7, 2016 Report Share Posted April 7, 2016 Не думаю, что верно указано место редута. Ведь на карте четко видно расположение редутов. Их два рядом. Таким образом редуты находятся тут: Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted April 7, 2016 Report Share Posted April 7, 2016 Ведь на карте четко видно расположение редутов. Их два рядом. Встречный вопрос - а с чего вы вдруг взяли, то теми метками на карте обозначены именно редуты? Таким вот образом на карте Шуберта чаще всего обозначали курганы, да и парное расположение объектов также скорее означает, что это курганы, а не редуты. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
bob1955 Posted April 7, 2016 Report Share Posted April 7, 2016 В 08.04.2016 в 00:09, Filin сказал: Встречный вопрос - а с чего вы вдруг взяли, то теми метками на карте обозначены именно редуты? Таким вот образом на карте Шуберта чаще всего обозначали курганы, да и парное расположение объектов также скорее означает, что это курганы, а не редуты. Там отмечены два обозначения большой и маленький - большой и маленький - следовательно это форпост и редут рядом. Ну и до кучи еще обозначения: Да и место, которое я указал - наиболее высокое. Поправка - не часовня а КРЕСТ. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted April 10, 2016 Report Share Posted April 10, 2016 bob1955, есть объект, чётко видимый и локализованный, расположенный между сёлами Семидубы и Плоское. Тот объект, который считаете редутом вы, находится в другом месте, и даже толком непонятно, что это было - редут, курган, превращённый в редут или что-то третье. Эти два объекты (тот, фото которого показаны выше и тот, о котором толкуете вы) можно рассматривать параллельно, но вы утверждаете, что место расположения редута указано не верно. Скажем так - в начале темы верно указано расположение объекта, называемого редутом (он есть, физически существует, его видим на спутниковых снимках и фото с земли), но возможно таких объектов изначально было несколько. Касательно карты Шуберта, то там масштаб и качество не те, чтобы можно было чётко и однозначно трактовать заинтересовавшие вас символы как редуты. Может это просто так обозначена лесополоса, и на территории лесополос можно минут за 10 на том же листе карты насобирать ещё пару десятков "редутов": На карте, в основе которой лежит топосъёмка конца 19 века, показан интересный объект, но он, как мне кажется, расположен чуть северней той точки, которую вы поставили на спутниковом снимке, и чуть северней "редутов" на карте Шуберта: Кстати, обратите внимание, что место, где показан крест, и современное место с мемориалом - это немного разные локации. Вот ещё одно сопоставление ваших карт: Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
duben Posted December 11, 2017 Report Share Posted December 11, 2017 При "редуті" є міні-музей. З речей там немає нічого з самої пам'ятки. Натомість, місцевий художник намалював штурм редута, як він його собі уявляє. Люди в музеї так, схоже, і не зрозуміли, чому я реготав. Невеликий альбом по редуту: https://goo.gl/5s1bFu 1 3 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.