Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Рекомендованные сообщения

Обсуждается этот объект: костел в Чишках

с. Чишки находятся в каких-то 15 км к юго-востоку от Львова:
chishki-01.jpg 
Карта Визиком


В центре села в наши дни можно увидеть террасу, оставшуюся в наследство от укрепления, которое некогда окружало местный храм. Костёл, первоначально деревянный, а с конца 15 в. перестроенный в камне, также относят к категории оборонных объектов. 

chishki-04-1.jpg

Поскольку археологические раскопки в центральной части села, насколько мне известно, не велись, а о существовании здесь какого-нибудь славянского городка письменных сведений нет, то в моём распоряжении есть только осторожные устные предположения отдельных археологов, допускающих, что костёл в Чишках мог быть посажен на участок небольшого городища, которое могло входить в сферу влияния расположенного неподалёку Звенигорода. Но пока в нашем распоряжении нет убедительных доказательств в пользу версии о существовании здесь укреплений, возведённых до 13 в., то остаётся сдвигать их появление уже к периоду, когда в укреплённый пункт превращали местный костёл, т.е. не ранее конца 15 в., а земляными валами, следы которых видимы ныне, локацию могли прикрыть ещё позже, возможно уже ближе к концу 16 в. или даже в 1-й половине 17 в.


Есть парочка источников, которые довольно подробно описывают как ключевые события из истории села в целом, так и историю самого костёла в частности. Первый - это целая книга Czyszki koło Lwowa: w pięćsetną rocznicę utworzenia parafii rzymsko-katolickiej (1920) авторства Антония Прохаски, увидевшая свет в честь 500-летия католической парафии. Второй - размашистая справка о костёле из 8 тома (издан в 2000 г.) серии "Materialy do dziejow sztuki sakralnej. Wojewodztwo ruskie" (ниже для краткости этот источник буду называть "Materialy"). Этого издания в Сети нет, но, благодаря помощи Александра Волкова удалось ознакомиться с его содержимым. Много информации по истории Чишек можно найти на сайте Марека Бартошевича, этот же автор издал 2-томник Czyszki koło Lwowa, но с его содержанием пока не имею возможности ознакомиться. Есть также книжечка "Штрихи до історії села Чишки" (1999), с которой мне пока не удалось пересечься, но буду очень удивлён, если там найдутся сведения, которые не были опубликованы поляками. Если я правильно понял, то именно последним источником активно пользовалась Ирина Пустынникова, заполняя страничку Чишек у себя на сайте

Пройдёмся по истории села и костёла.

2-я половина 14 - 1-ая половина 15 в. В собственности Дмитровских.

"Історія міст і сіл УССР. Львівська обл." (1968) в справке о селе (с. 605) из полезных сведений сообщает только дату первого письменного упоминания села - 1437 г. а из археологический находок отмечает лишь орудия каменной эпохи. "История городов и сёл УССР. Львовская обл." (1978) также скупа на информацию, прибавляя к общей картине упоминание о находке на территории Чишек "поселения первых веков н.э. (пшеворская культура)". На самом деле не с 1437, а с 1420 г. уже давным давно связывают первое письменное упоминание села. Тогда в Чишках было построен первый, тогда ещё деревянный, костёл Всех Святых. Кстати, не так давно местная парафия праздновала 600-летие.

Известно, что в 1442-1443 гг. корона пыталась доказать своё право на владение Чишками, и по этому случаю владелец села Ян Дмитровский был вызван в суд, где ему, однако, удалось доказать, что упомянутое поселение в течение нескольких поколений принадлежала роду Дмитровских, и что ещё в 1364 г. оно было передано в собственность Вацлаву, сыну Жеготы из Голухова, который также именовался Дмитровским по названию соседнего с. Дмитровичи [A. Prochaska, s. 11].

В 1-й четверти 15 в. Николай Дмитровский, "католик от отца и матери" и богатый землевладелец, стимулирует формирование в Чишках нового католического центра, для чего приглашает обживать село польских и немецких колонистов [A. Prochaska, s. 6-7]. Вокруг поселения располагались преимущественно православные поселения, и чтобы в новом католическом очаге пламя лучше разгоралось 11 ноября 1420 г. в Чишках был построен первый деревянный костёл, посвящённый Всем Святым, а рядом, очевидно, в отдельном домике, поселился настоятель храма, которому также выделили немного земли для содержания парафии [A. Prochaska, s. 7, Materialy, s. 53]. Текст фундационного документа в полном виде можно почитать в книге А. Прохаски [A. Prochaska, s. 8-11, 132-135]. В дальнейшем владельцами села были Ян (выше его уже упоминал в контексте судебного разбирательства 1442-1443 гг.) и Станислав Дмитровские, вероятно, сыновья Николая [A. Prochaska, s. 11]. 

От Дмитровских к Струмилам.

У Яна Дмитровского был сын, также названный Яном, который вступил в доминиканский орден, а Чишки он записал на свою сестру. В 1456 г. Чишки уже числились в собственности львовского хорунжего Ежи (Юрий) Струмило, а это, вероятно, означает одно из двух - либо село в качестве приданого перешло к Ежи в результате его брака с сестрой Яна, либо поселение могло быть просто ему продано [A. Prochaska, s. 11].

От Струмилов к францисканам.

Под властью Ежи Струмило село пробыло совсем недолго - 15 апреля 1456 г. он выхлопотал у короля право подарить своё имущество какому-либо монастырю [Materialy, s. 53], а через месяц, 15 мая, во Львове был подписан документ, согласно которому Ежи передавал Чишки во владения францискам. Также сохранился документ от 24 августа 1463 г., подтверждавший эту передачу. Оба документа, написанные на латыни, в полном виде приведены в Akta grodzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej ..., T. 5, s. 188-191. Перевод документа 1456 г. на польском есть у А. Прохаски [A. Prochaska, s. 12-17]. Кстати, факт передачи села францисканам, как и текст документа 1456 г. нам известны благодаря документу 1463 г. - именно там был приведён текст 1456 г., не сохранившийся в оригинале [A. Prochaska, s. 17].

Передача села в собственность одного из монашеских орденов во многом была вызвана некоторым кризисом местной парафии, которая не особо активно развивалась, поскольку находилась на попечении львовских священнослужителей, которые в Чишках бывали время от времени, тогда как создание в селе филиала одного из монастырских орденов давало возможность снабдить село постоянными пастырями [A. Prochaska, s. 27].

Францисканы в селе закрепились на века - Чишки под их контролем находились вплоть до 1-й половины 20 в. "Słownik geograficzny Królestwa Polskiego ...", Т. 1 (1880) на с. 188 в очень краткой справке сообщает, что римо-католическая парафия находилась в Чишках, и что "Владение принадлежит францисканскому монастырю во Львове". "Ilustrowany przewodnik po Lwowie" (1925) авторства Мечислава Орловича кратко сообщает, что в растянувшемся на 3 км вдоль р. Маруньки "чисто польском селе", всё ещё принадлежавшем львовским францисканам, из достопримечательностей имеется парафиальный костёл.

Конец 15 в. Строительство каменного костёла.

Ок. 1490-х г. Чишки были опустошены татарами, которые сожгли деревянный костёл [A. Prochaska, s. 19, 113]. После этого францисканы начали строительство каменного костёла, и именно потому нижний порог датировки существующего в наши дни храма установлен на уровне конца 15 в. Строительство, скорей всего, было закончено к 1492 г., поскольку в документе того времени уже фигурирует храм, очевидно, новый, посвящённый уже в честь св. Леонарда [A. Prochaska, s. 19, 113]. 

Здесь интересно отметить, что выбор св. Леонарда в качестве покровителя храма имел под собой явный экономический подтекст, поскольку тогда через Чишки проходила одна из дорог на Львов, которой активно пользовались купцы, курсировавшие между востоком и западом, а они упомянутого святого считали своим покровителем, и потому, отправляясь в опасное путешествие или возвращаясь домой, купцы, конечно, охотно делали остановку у местного костёла, обогащая францисканский филиал своими пожертвованиями [A. Prochaska, s. 22]. Другой серьёзной статьёй дохода францисканцев была сдача сельских земель в аренду [A. Prochaska, s. 35]. В дальнейшем росту благополучия храма способствовал также тот факт, что в Чишках был центр католического прихода, включавшего ряд окрестных сёл [A. Prochaska, s. 40, 122; Materialy, s. 54]. В общем, строительство солидного каменного храма было экономически оправдано. 

Как именно выглядел тот каменный костёл точных сведений нет. В книге А. Прохаски по этому поводу приводятся путаные сведения - в одном месте автор утверждает [A. Prochaska, s. 25], что в ходе перестройки последней четверти 18 в. от старого храма "не осталось и следа", поскольку его "разобрали до фундаментов". Однако в дополнительной статье, размещённой в той же книге, но написанной уже другим автором, приводятся совершенно другие сведения [A. Prochaska, s. 113-115, 117], согласно которым от первой каменной версии костёла сохранилась алтарная часть, а также примыкающая к ней с юго-востока пристройка "скарбец" (т.е. хранилище костёльных ценностей). Также стоит отметить, что ни в одном из сохранившихся документов не упоминается, что в процессе реконструкции/перестройки 18 в. старый костёл был разрушен до фундаментов [Materialy, s. 63]. В сохранившейся до наших дней алтарной части храма угадываются готические мотивы - узкие и высокие окна (3 из них были позднее замурованы), стены, усиленные контрфорсами, элементы декора. Вероятно, основная часть храма также носила следы поздней готики. На основе описания костёла 1755 г., в тексте которого мелькнуло упоминание аж 8 алтарей, было сделано предположение, что на самом деле у первой версии каменного храма был не один неф, а целых три, т.к. в однонефном сооружении было бы сложно разместить 8 алтарей, однако в наши дни эта версия подвергается сомнениям [Materialy, s. 55], поскольку в более ранних, так и в более поздних описаниях храма встречаются упоминания только 6 алтарей, а это значит, что цифра 8 могла быть указана по ошибке. Уже в наши дни была высказана версия, согласно которой то, что в наши дни выглядит как алтарный сегмент, на самом деле в конце 15 в. могло считаться полноценным храмом, доказательством чему служит неплохо сохранившийся амещённый над алтарём фронтон (кирпичный, декорированный), который можно увидеть, если заглянуть в пространство между сводами и кровлей [Materialy, s. 63], правда, полной уверенности в датировке этой части храма нет, ведь готические архитектурные элементы в этих краях использовали вплоть до 17 в., и потому готические детали могли появиться уже в ходе перестроек 16 или 17 вв. [Materialy, s. 63]. Проблему могло бы разрешить базовое обследование архитектуры храма, в рамках которого можно было сделать зондажи, обследовать кладку, растворы, стыки и различные архитектурные детали, однако такие обследования не проводились, хотя были моменты, когда такие работы были уместны, к примеру, если бы их провели во время последнего тотального ремонта храма 2000-х гг.

Если допустить, что не только участок храма, но и сам костёл был приспособлен к обороне, то можно предположить, что в его верхней части, над нефом и алтарной частью был обустроен боевой ярус, который могли разобрать при перестройке храма в 18 в. Однако на текущий момент в объёме памятника не было обнаружено ни одной детали, которая бы явно свидетельствовала о приспособлении постройки к обороне, но с другой стороны это и не означает, что таких деталей никогда не было, поскольку многочисленные ремонты и реконструкции могли затирать и уничтожать подобные элементы.

Одним из оборонных сегментов комплекса храмовых построек могла быть стоящая рядом с костёлом колокольня, тогда ещё, вероятно, деревянная. Нынешняя постройка относится к концу 18 - 1-й половине 20 вв., но считается, что она была возведена на месте утраченной оборонной башни-колокольни [A. Prochaska, s. 123]. Интересно, что колокольня ориентирована по сторонам света не так, как храм, и это может быть связано с тем, что ориентация колокольни была задана вектором утраченной линии укреплений [A. Prochaska, s. 123]. В инвентаре 1774 г. было отмечено, что старая колокольня была построена из дуба [Materialy, s. 69].

16 век.

Близость дороги, ведущей во Львов, приносило не только доход, но и неприятности, поскольку по этому пути в Чишки довольно часто наведывался неприятель. Вероятно, село было опустошено в 1509 г. [A. Prochaska, s. 20], когда господарь Молдавского княжества Богдан III Кривой несколько дней осаждал Львов, а его войска параллельно грабили окрестности. Татары проносились по Чишкам в 1515 [A. Prochaska, s. 34], 1575 и 1579 гг. [A. Prochaska, s. 20]. Разумеется, каждый раз доставалось местному костёлу, который в лучшем случае могли просто грабить, в худшем - сжигать. Последствия частых набегов привели к полному упадку села, тотальному сокращению его населения. В 1592 г. даже пришлось присоединить чишскую парафию к львовскому монастырю францисканцев, чтобы благодаря этому слиянию снова можно было вернуть село к жизни и восстановить пребывавший в руинах костёл [A. Prochaska, s. 21, 135; Materialy, s. 53-54]. В 1595 г. по селу снова нанесли удар татары [A. Prochaska, s. 24].

Описание укреплений.

В книге А. Прохаски есть раздел, написанный францисканским историком Алойзыем Карвацким, где мы находим описание укреплений в Чишках [A. Prochaska, s. 110-111]. Поскольку в других источниках об укреплениях зачастую либо ничего не сказано, либо просто бегло упомянуто о том, что когда-то некие оборонные сооружения существовали, то посчитал нужным привести любопытный текст францисканца целиком (в переводе):

Цитата

Место, на котором в Чишках стоит главный костёл, в давние времена выглядело несколько иначе, чем его видим сегодня. Было оно оборонным; представляло собой городок или форталицию, природно и искусственно укреплённое, чтобы защитить костёл и местное население от неприятельских нападений. Хотя следы этой защиты давно затёрты, кто бы сейчас не посмотрел на то место повнимательней, ещё сейчас увидит следы валов и точно отметит, где они проходили вокруг костёла. Городок охватывал всю территорию вокруг костёла, а также дом пробоща [ксёндза] и значительную часть лежащего сзади за ним плебаньского сада. С севера и запада это место защищали довольно крутые берега и мутная речка, протекающая с той стороны. С востока и юга, поскольку там была ровная поверхность, были некогда человеческими руками вырыты глубокие рвы, а вдоль них, с внутренней стороны, насыпаны высокие валы, на которых стояла как минимум одна деревянная башня, служившая одновременно костёлу колокольней. Эти рвы и валы с восточной стороны начинались у речки неподалёку от костёла за главным алтарём; рядом, где сегодня ризница, поворачивали под прямым углом на запад и бежали по прямой линии к современной колокольне (ранее башне), пересекали плебаньский сад и снова заканчивались у реки. Крутые берега и валы ощетинивались частоколами, за которым легко можно было защититься даже от значительного татарского набега, тем более, что в прошлом татары не использовали тяжёлого огнестрельного оружия.

Выше уже писал, что мы не располагаем сведениям о времени постройки укреплений. Может они возникли ещё в 16 в., может в 1-й половине 17 в. или же оба варианта могут быть одинаково верными, если допустить, что укрепления могли поэтапно развиваться, с течением времени, возможно, охватывая всё большую площадь. Поскольку деревянный костёл погиб ещё в конце 15 в. в ходе татарского набега, и с начала 16 в. неприятель продолжал постоянно тревожить село, то вряд ли францисканцы и жители села стали бы ждать 17 в, чтобы создать в поселении какой-то первый укреплённый пункт.

Нет особых сомнений в том, что был укреплён участок в непосредственной близости от костёла, но реликты валов и описание территории, которую охватывали оборонные сооружения, намекают на то, что валами был прикрыт не только костёл, но и участок на подступах к храму, вероятно, бОльший по площади, поскольку туда, как было сказано выше, помещалась даже "значительная часть плебаньского сада". Из приведённого описания А. Карвацкого сложно составить точное представление о трассе линий укреплений, поскольку, к примеру, не до конца понятно, где именно находился дом ксёндза и какую площадь занимал расположенный "сзади за ним" сад, а также сложно связать описание францисканцы с картиной нынешнего дня, ведь сегодня вал костёльного участка лучше всего заметен с севера и запада, тогда как историк писал, что как раз с этих сторон участок полагался на естественную защиту, а валы/рвы находились с востока и юга, но где именно находились эти реликты мне неизвестно. На этом вопросе чуть детальней остановлюсь во 2-м сообщении данной темы.

chishki-04-2.jpg

chishki-04-3.jpg chishki-04-4.jpg


Также стоит упомянуть, что соседние сёла, расположенные на других львовских дорогах, также обзавелись храмами, прикрытыми земляными валами: к северу от Чишек имелась укреплённая церковь в Миклашеве, а к югу - костёл в Дмитровичах.
 

17 век.

Хотя владения, принадлежащие духовенству, были свободны от постоя войск, это правило работало не всегда. В 1634 г. был интересный случай, когда опекун парафии не дал разрешения какому-то отряду войск стать на постой, при этом офицер грозился убить ксёндза где-нибудь за селом, на дороге, "как собаку" [A. Prochaska, s. 40]. Известно, что солдаты были остановлены где-то перед домом священника, а это, возможно, означает, что дальше им продвинуться помешал не только устный запрет, но и укрепления, которые находились где-то в том районе.

В 1620 г. село пострадало от очередного татарского набега, костёл был опустошён [Materialy, s. 53, 54-55]. В 1648 во время казацко-татарского похода на Львов в его окрестностях были разрушены множество сёл, в т.ч. и Чишки. Костёл тогда хоть и не был полностью разрушен, но внутри был полностью разграблен и изувечен [A. Prochaska, s. 23]. Экономическая ситуация не позволила исправить нанесённый урон, вероятно, был проводился только самый необходимый ремонт, но о возвращении храму былого величия и богатства нельзя было и помыслить [A. Prochaska, s. 24]. К тому же во 2-й половине 17 в. через село продолжали прокатываться вражеские волны: в 1655 казаки, татары и московиты, в 1657 г. войска Ракоци, в 1672 и 1675 гг. турки и татары, и это не считая более мелких нападений [A. Prochaska, s. 24]. С другой стороны предполагают, что скульптуры, которые и в наши дни можно увидеть на фасаде храма, могли быть созданы во 17 в., ими могли украсить храм либо после погрома 1620 г., либо после разорения 1648 г. [Materialy, s. 63].

18 век.

В протоколе визитации 1722 г. кратко упомянуто, что костёл находится в хорошем состоянии [Materialy, s. 55]. В визитационном документе 1741 г. костёл охарактеризован как "обширный и великолепный", на тот момент в храме шли масштабные ремонтные работы, в сопроводительном инвентаре описаны 6 алтарей и разного рода предметы культа [Materialy, s. 55, 66-68]. Есть мнение, что автор этого инвентаря застал не ремонт, а подготовку к полной перестройке/реконструкции храма [Materialy, s. 63]. Сохранилось описание костёла, составленное 20 июня 1755 г. Храм, описанный как добротно построенный в былые времена, на тот момент нормально функционировал и был снабжён всем необходимым, а рядом с ним тогда находилась деревянная колокольня с тремя колоколами [A. Prochaska, s. 43]. Ещё одна визитация состоялась в 1762 г., однако в документе, описывающем её итоги, вроде бы не содержится ничего принципиально нового [Materialy, s. 55].

Несмотря на то, что в 1-й половине и в середине 18 в. храм уже не подвергался разрушениям, его постройка, судя по всему, во 2-й половине 18 в. считалась ветхой, чему, наверняка, способствовал не только возраст, но и множество пережитых в 16-17 вв. перепетий. Состояние храма требовало радикальной реконструкции [A. Prochaska, s. 24]. Работы вроде как начались при львовском архиепископе Николае Выжицком (1696-1757), т.е. не позднее 1750-х гг. [A. Prochaska, s. 25], а закончилась при архиепископе Вацлаве Сераковском (1770-1780) где-то ближе к середине 1770-х гг., поскольку в 1774 г. новый храм освятили [A. Prochaska, s. 25], в память о чём сохранилась мемориальная плита [A. Prochaska, s. 111], а также инвентарь с подробным описанием храма того времени и ключевых эпизодов его истории [A. Prochaska, s. 49; Materialy, s. 55]. При этом в третий раз костёл сменил небесного патрона - освятили его уже в честь св. Николая [A. Prochaska, s. 25], правда, с этим освящением есть путаница, поскольку даже упомянутая мемориальная таблица убеждает, что в 1774 г. храм посвятили в честь св. Леонарда [Materialy, s. 55]. Как уже писал выше, А. Прохаска считал, что в ходе этой реконструкции старый костёл конца 15 - середины 18 вв. был снесён до фундаментов [A. Prochaska, s. 25], хотя в той же книге сообщается, что алтарную часть всё же оставили, включив её в объём новой постройки, правда, при этом несколько перестроили, в результате чего готические черты превратили в барочные [A. Prochaska, s. 115], а три окна замуровали [A. Prochaska, s. 117]. В качестве строительного материала служи кирпич [Materialy, s. 58]. Новый объём построили однонефным, с шестью окнами. По длине он был где-то на 1/3 меньше, чем неф, который можно увидеть в наши дни, на порядок скромнее был и его декор, так что в целом, несмотря на новое строительство, этот этап свидетельствовал о некоторой деградации архитектуры храма [A. Prochaska, s. 115]. Инвентарь 1774 г. также упоминает деревянный притвор/бабинец размером длиной 7,8 и шириной 10,8 м., пристроенный к западному фасаду храма и накрытый двускатной кровлей [A. Prochaska, s. 71; Materialy, s. 56, 68]. Внутри храма было 5 алтарей [Materialy, s. 56]. Текст инвентаря 1774 г. приводят "Materialy do dziejow sztuki sakralnej ..." на с. 68-72.

Когда узнаёшь, что старый костёл разобрали только для того, чтобы построить новый, а этот последний к 1774 г. уже был не только построен, но и освящён, то, конечно же, ждёшь увидеть метку храма на карте Фридриха фон Мига (1779-1783), однако с удивлением обнаружил, что подходящего обозначения в нужном месте нет. Раньше, до того, как ознакомился с историей памятника, я бы предположил, что картографы могли попасть на место как раз в тот промежуток, когда старый костёл был уже разобран, а новый ещё не был построен, и тогда отсутствие метки было бы вполне логичным, однако, судя по периоду создания карты, этот сценарий не подходит. Если всё же храм на карте отсутствует именно по этой причине, то в этом случае придётся предположить, что есть ошибка в датировке карты (что очень сомнительно) или в датировке строительства нового костёла (что также маловероятно). К сожалению, никаких явно выраженных следов укреплений на карте нет, но зато с её помощью можно составить общее представление о рельефе в нужном районе:

chishki-05-1.jpg
Mapire.eu

В алтарной части костёла, в нише, образовавшейся на месте одного из замурованных окон, разместили статую скорбящего Христа, на постаменте которой вырезана дата "1778" [Materialy, s. 59].

В 1789 г. вместо деревянной колокольни была возведена новая, кирпичная, дата возведения которой упомянута в инвентаре 1820 г. [Materialy, s. 56, 61]. Возможно именно тогда два угла нижнего яруса колокольни, обращённые к храму, украсили, вмуровав в стену 4 каменных барельефа. Ранее считалось, что они ещё в 17 в. украшали готический костёл [A. Prochaska, s. 122], но в наши дни эти произведения искусства датируют 3-й четвертью 18 в., а их происхождения считается неустановленным [Materialy, s. 62, 65]. В наши дни в северо-западном углу костёльной террасы, на склоне вала, можно увидеть колонну со скульптурой, датируемой 17 в. [Materialy, s. 62, 63, 65], вероятно, именно она в 1-й половине 20 в. стояла на кладбище [A. Prochaska, s. 114]. 

Есть также данные о храме, относящиеся к 1785, 1788, 1790, 1791 и 1795 гг., но в контексте данной темы они не особо интересны, поскольку сосредотачивают своё внимание на описи находящихся в костёле предметов (посуды, риз, картин и т.п.) [Materialy, s. 56].
 

19 век.

В 1802 г. к югу от храма из кирпича построили новую плебанию/дом ксёндза, подвергавшийся перестройкам в 1897 г. [A. Prochaska, s. 55; Materialy, s. 62]. Рядом также находилось кирпичное здание школы [A. Prochaska, s. 55], приписанное к храму. Кстати, первая школа при храме появилась ещё в конце 15 в. [Materialy, s. 54]. Инвентарь 1820 г. упоминает 3 алтаря, наличие нового органа, а также сообщает о существовании некого дополнительного входа в храм, которые в наши дни замурован [Materialy, s. 56-57].

8 июня 1823 г. костёл пострадал от сильного удара молнии, которая повредила своды и алтари, разбила шесть окон, разорвала несколько картин и разметала церковную утварь [A. Prochaska, s. 69]. 20 декабря 1825 г. возник пожар, уничтоживший две хозяйственные постройки на храмовом участке, а с конюшни пришлось сорвать крышу, чтобы остановить огонь, который мог перекинуться на костёл [A. Prochaska, s. 69].

Центр села с участком храма на кадастре 1856 г.:
chishki-08.jpg
Источник

В 1857 г. костёл, стены которого в интерьере ранее сверкали белизной, был расписан [A. Prochaska, s. 69; Materialy, s. 65]. Ещё раз храм расписывали в 1903 г. [A. Prochaska, s. 72].

К концу 19 в. костёл не вмещал даже и половины прихожан, и потому возникла необходимость увеличить объём здания. В 1894-1895 гг. была проведена значительная реконструкция храма - был полностью разобран западный фасад, а также примыкавшая к нему деревянная постройка притвора/бабинца, после чего неф был расширен (вытянут на два пролёта свода) в западном направлении [A. Prochaska, s. 71, 116]. В целом, этак реконструкция лишь удлинила ранее построенный неф, и дала храму новый фасад, не меняя при этом общую концепцию оформления интерьера [Materialy, s. 63]. Новый фасад, помимо всего прочего, был декорирован скульптурами тремя скульптурами 17 в. [Materialy, s. 58-59], которые украшали две предыдущие версии храма [A. Prochaska, s. 116].

Судя по всему, большую часть истории храма его кровля была гонтовой, в очередной раз новым гонтом костёл накрыли в 1897 г. [A. Prochaska, s. 71].

Костёл и его участок хорошо видны на австрийской карте 1861-1864 гг:chishki-05-2.jpg
Mapire.eu

Чуть позже, где-то между 1869 и 1887 гг., австрийцы сделали ещё одну карту, на которой даже отметили тот отрезок вала/склона костёльной террасы, который можно увидеть и в наши дни (отметил его на карте белыми стрелками, храм - красной):
chishki-05-3.jpg
Mapire.eu


1-ая половина 20 века

В 1908 г. колокольню надстроили ещё одним ярусом и накрыли жестяной кровлей, а внутри разметили три новых колокола. Какие-то работы на колокольне проводились и в следующем году, в память о чём в её стену вмуровали плиту с надписью "Odnow. R. 1909" [A. Prochaska, s. 73-74, 123]. В 1909 г. на костёльном участке были снесены ряд ветхих построек, а вместо них возвели новый хозяйственный корпус и несколько других сооружений [A. Prochaska, s. 74-75]. 

В 1911 г. вместо гонта кровлю костёла перекрыли черепицей, сделанной в Дрогобыче [A. Prochaska, s. 76, 118]. Интересно, что костёл не был первой постройкой на участке, который снабдили черепичной кровлей - плебания и хозяйственный корпус такой кровлей обзавелись в 1909 г. [A. Prochaska, s. 75]. 

В 1914 г. были запланированы масштабные работы по превращению костёльного участка в монастырский комплекс, и для этих целей уже были подготовлены и свезены на участок стройматериалы, в т.ч. 130 тыс. кирпичей, однако начало Первой мировой войны перечеркнуло эти планы [A. Prochaska, s. 76, 124]. Войну храм пережил без разрушений, правда, его начинку временами потрошили, а в 1918 г. были реквизированы 2 из 3-х колоколов [A. Prochaska, s. 80-81]. Удивляет то, что череду ограблений пережили ряд ценных предметов, среди которых находилась то ли чаша для причастия, то ли дароносица "с русской надписью", изготовленная ещё в 1673 г. В 1919 г. ей изготовили замену, а раритет был переправлен на хранение францисканскому монастырю в Кракове [Materialy, s. 58]. Инвентарь 1937 г. сообщает о том, что костёл снова (уже в третий раз) был расписан, а его алтари - отремонтированы [Materialy, s. 58, 59, 65]. Сходу не удалось узнать, когда костёл лишился черепичной кровли, которую заменили кровлей из листового металла. Несмотря на все перипетии, перестройки, ремонты и обновления, в интерьере храма в 1-й половине 20 в. можно увидеть ряд довольно старых предметов - так один из образов главного алтаря датируют 1-й четвертью 17 в., резное распятие  - 17-18 вв., один из боковых алтарей и ряд других произведений искусства - 18 в. [Materialy, s. 59-60]. Часть ценной костёльной начинки хоть и уцелела, но была вывезена из Чишек и в наши дни хранится в разных местах на территории Львовской обл. (краеведческий музей в Винниках, музей в Олесском замке) и в Польше [Materialy, s. 62, 64].

Старая плебания на фото межвоенного периода (второе фото 1937 г.):
chishki-10-1.jpg chishki-10-2.jpg chishki-10-3.jpg
Источник

Фото конца 1930-х - начала 1940-х гг. (?) и ещё один кадр 1943 г., где уже видим перестроенную плебанию:
chishki-09-1.jpg chishki-09-2.jpg
Источник

Интерьер костёла (первые два фото 1939 г.):
chishki-09-3.jpg chishki-09-4.jpg chishki-09-5.jpg
Источник


"Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР", том 3 (1985), с. 188:

Цитата

Чишки, село.

Николаевский костел, XV—XVIII вв., и колокольня, XIX в.

Первоначальный деревянный костел основан в 1420 г. После разрушения татарами в 1492 г. построен новый, каменный. В 1575, 1589 и 1648 гг. восстанавливался после очередных разрушений. Существующий памятник возведен в 70-х годах XVIII в. с использованием старой апсидной части и южного помещения. По состоянию на 1774 г. имел деревянный притвор. В 1894 г. расширен пристройкой к западному фасаду двух прясел и помещения к северной стене апсиды. Состоит из прямоугольного нефа, перекрытого цилиндрическим сводом с распалубками, и граненой удлиненной апсидной части, укрепленной контрфорсами. Завершенный высоким щипцом главный фасад стилизован под готику. Щипец оформлен зубчатым фризом. В нишах фасада размещена скульптура XVII—XVIII вв. Конек крыши завершает сигнатурка готической формы. 

К югу от сооружения находится колокольня. Каменная, двухъярусная, квадратная в плане, под высокой пирамидальной кровлей. Верхний ярус со спаренными арочными проемами надстроен в 1909 г. В стены нижнего яруса вмонтированы скульптурные рельефы XVII — XVIII вв. Памятник относится к значительным произведениям галицкой архитектурной школы.

chishki-02-1.jpg chishki-02-2.jpg
Николаевский костел в с. Чишки. Главный фасад; Колокольня Николаевского костела в с. Чишки. Общий вид. 

Как видно по тексту, справка скорей всего составлена с опорой на книгу А. Прохаски, однако его идею о полном разрушении старого костёла автор справки из "Памятников градостроительства ..." не поддержал, а вместо этого отдал предпочтение версии А. Карвацкого, согласно которой от старого костёла всё же сохранилась алтарная часть.


В "Памятниках истории и культуры Украинской ССР" (1987) на с. 335 очень скупо отмечено, что в селе есть "Костел и Колокольня, XV-XIX [вв.]".
 

Справка из каталога-информатора Владимира Пшика Укріплені міста, замки, оборонні двори та інкастельовані сакральні споруди Львівщини XIII-XVIII ст. (2008):

Цитата

Чишки

Розташоване на р. Маруньці, за 30 км на пн. сх. від районного центру. Перша згадка про село походить з 1420 р. Поселення, мабуть, входило до маєтку Вацлава, сина Жеготи з Ґолухова, який він отримав в 1364 р. разом з головною садибою в Дмитровичах. Від назви села члени сім’ї почали називатись Дмитровськими. Чишки належали цій родині до 1449 р., доки її не викупив львівський хорунжий Юрій Струмило. У 1465 р. останній подарував село львівським францисканам, які були його власниками аж до XX ст. Оскільки Чишки знаходилися на шляху татарських нападів на Львів, то неодноразово потерпали від них. Мабуть, єдиним пунктом опору в поселенні міг бути зведений наприкінці XV ст. мурований костел св. Леонарда, в пізніші часи — св. Миколая. Костел розташований у сх. частині села, на пд. від дороги, на невеликому підвищенні, яке в давні часи було вигідним місцем для влаштування малої форталіції.

Оборонний костел в с. Чишки. Фото Станіслава Міхти.
chishki-03-1.jpg


Література:

  • Słownik geograficzny Królewstwa Polskiego i innych krajów słowiańskich. — Warszawa. - І. - S. 887
  • Akta grodzkie і ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej. — Lwów. - V. - S. 188-191. - № CXLV
  • Prochaska А. Czyszki koło Lwowa - w pięćsetlietnią rocznicę utworzenia parafii rzymskokatolickiej. - Lwów, 1920. - S. 11-14
  • Orłowicz M. Przewodnik po Lwowie. — Lwów-Warszawa, 1925. - S. 254-255
  • Tylus Sac S. Fundacje kościołow parafialnych w średniowiecznej archidiecezji lwowskiej. — Lublin, 1999. - S. 67-68, 120-122
  • Materiały do dziejów sztuki sakralnej. Województwo ruskie. — Kraków. - VIII. - S. 53-65
  • Історія міст і сіл УРСР. Львівська область. — Київ, 1968. - C. 605
  • История городов и сел Украинской ССР. Львовская область. — Киев, 1978. - C. 494-495
  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. — Киев, 1985. — III. - C. 188
  • Памятники истории и культуры Украинской ССР. — Киев, 1987. - С. 335. 
     

Практически все источники, на которые опирался В. Пшик, я привёл выше. Не нашёл только "Fundacje kosciolow parafialnych w sredniowiecznej archidiecezji lwowskiej", но вряд ли там есть какие-то сведения об архитектуре храма, о его укреплениях или о военной истории Чишек, которые бы не встретились в других источниках. Интересно, что ссылка на книгу А. Прохаски рекомендует искать нужную информацию на с. 11-14, однако практика показала, что масса других сведений о костёла имеется и на других страничках книги, а описание земляных укреплений и вовсе находятся на с. 110-111, так что, возможно, Владимир до них и не добрался, а если добрался, то ссылок на эти страницы не дал. 


Костёл на фото 1996 и 2000 гг., опубликованных в издании "Materialy do dziejow sztuki sakralnej". Фото предоставил А. Волков:
chishki-06-1.jpg chishki-06-2.jpg

chishki-06-3.jpg chishki-06-4.jpg


В наши дни храм находится под крылом УГКЦ. К сожалению, мне лично не нравится то, как уже в наши дни храм преобразился снаружи и в интерьере - на место сдержанности, лаконичности и простоте линий/форм/декора пришли спорные дизайнерские решения, а местами даже откровенный китч. Хорошо хоть, что к моменту моего приезда нелепый козырёк, установленный перед фасадом, уже был демонтирован, однако все другие прелести остались.

chishki-07-1.jpg chishki-07-2.jpg
Источники: 1, 2

P.S. В книге А. Прохаски есть также упоминание десятков курганов, находившихся в окрестностях Чишек [A. Prochaska, s. 58-59]. Их наличие запротоколировано в документе кадастровой комиссии, которая в 1787 г. описывала границу села. По мнению А. Карвацкого, которое приведено в той же книге [A. Prochaska, s. 111-112], эти курганы, часть которых удобно располагалась на возвышенностях, были визуально связаны друг с другом и с курганами близ других соседних населённых пунктов, а это давало возможность использовать древние "копцы" в качестве обширной сигнальной системы, для чего на верхушках курганов собирали кучи хвороста, которые поджигали при появлении татар, и, таким образом, сигнал тревоги передавался дальше и дальше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Штрихи к портрету

В Чишках я побывал в формате короткого набега, и пробыл там всего минут 10-15, толком не успев не то что вокруг побродить, но даже и костёл как следует не осмотрел, а в истории участка начал копаться уже после поездки. Потому локация напрашивается на повторный визит, во время которого уже можно будет всё обследовать чуть детальней, а пока предлагаю вашему вниманию кое-какие сырые зарисовки по теме. 

Взглянем на спутниковый снимок. Слева - чистый, справа - с пометками. В наши дни исторический центр села огибает речушка (№5), правда, такой изгиб она имела не всегда, но, как мы помним, именно она прикрывала укрепления с севера и запада. Рядом с костёлом (№1) виден хорошо различимый склон невысокой террасы (№3), прорезанной перед западным фасадом дорогой. Если террасу сопоставить с участком укрепления, то становится понятно, что оно существенно превышает по площади тот участок, который в наши дни занимает храм. К югу от костёла видно здание плебании 19 в. (№6), и, как я понял, именно за ним, судя по тексту А. Карвацкого, находился сад (предположил, что его участок находился там, где разместил метку №7). Карвацкий сообщает, что укрепления охватывали не только участок плебании, но и значительную часть сада, но где именно проходила южная и восточная линии обороны мне неизвестно. Казалось бы, что колокольня (№2), оказавшаяся между костёлом и плебанией, располагалась как бы внутри линии обороны, однако всё тот же Карвацкий сообщал, что колокольня первоначально играла роль башни и находилась на линии одного из валов. Сходу казалось, что этот вал должен был проходить как-то так, как я его показал на снимке (№4), однако непонятно, как с такой трассой вала увязать сообщение Карвацкого, который сообщал о том, что после стыковки с колокольней вал, тянувшийся в западном направлении, пересекал сад, и выходил к реке. Отсутствие чёткой синхронизации описания укреплений, оставленного А. Карвацким, с тем, что видно на местности завело меня в некоторый тупик. То ли я неправильно понял, где располагалась плебания и сад, то ли то, что я принял за следы укреплений, на самом деле ими не является, но так или иначе даже общего образа укрепления в Чишках пока сформировать не удалось. А №8 - это, разумеется, кладбище, имеющее отношение к участку и истории костёла.

chishki-08-1.jpg chishki-08-2.jpg
Bing-карта


Поскольку собственными фотографиями самых интересных участков Чишек я пока не обзавёлся, воспользуюсь кадрами, которыми со мной поделилась Татьяна Перова. На них можно увидеть линию террасы, тянущуюся по оси запад-восток вдоль дороги:

chishki-09-1.jpg chishki-09-2.jpg chishki-09-3.jpg


Что касается восточной и южной линий валов и рвов, то, возможно, эти рубежи обороны укреплений были затёрты по часто применявшейся схеме - вал сворачивали в ров, а образовавшийся участок застраивали, засаживали огородами, секли дорогами и всякими другими способами маскировали границы укреплённого участка. Но это только предположение, а как там было на самом деле, возможно, ещё узнаем.


Одним из итогов знакомства с источниками, описывающими историю храма, был пересмотр облика памятника - если раньше он казался довольно цельным, то сейчас костёл для меня выглядит как загадочный слоёный пирог, что и постарался в общих чертах показать на картинке. К сожалению, как следует из сведений, изложенных в первом сообщении темы, по самым старым объёмам храма нет чётких и достоверных данных, и потому, к примеру, алтарная часть и "скарбец" могут быть как постройками конца 15 в., так и 16 или 17 в., а тот же А. Прохаска считал, что они и вовсе относятся к 18 в. Центральная и восточная часть нефа с одной стороны более-менее однозначно была достроена в начале 1770-х гг., однако неясно, возводилась ли она с нуля от фундаментов или же включала в себя стены предыдущего строительного периода. Лишь где-то с конца 18 в. уже имеем более чёткое понимание, что и когда строилось, пристраивалось и наращивалось. Картинка будет ещё более пёстрой, если вспомнить, что фасад костёла украшают статуи 17 в., а в нижний ярус колокольни вмонтированы барельефы 3-й четверти 18 в.

chishki-10.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Некоторое время назад Т. Перова, уже упоминавшаяся в предыдущем сообщении, озаботилась вопросом выяснения возможных границ укреплений в Чишках, для чего проводила разведку на местности и опрос местного населения. По итогам набросала такую вот схемку, на которой видим вид на старый центр Чишек к северо-запада:

1.jpg

Без пояснений тут не обойтись. Итак, в центре видим "храм", рядом с ним колокольню, по соседству три здания, принадлежащих школе (подписаны "шк"). Коричневыми линиями показаны дороги, синим пунктиром - гипотетическая линия уже не существующего рва. В целом, на рисунке заметен четырёхугольник, который, по мнению Татьяны, мог быть тем самым укреплением. Зелёным заштрихованы наклонные берега террасы, спускающиеся к реке, которая, как мы помним, защищала укрепления с севера и востока. Местные жители рассказывают о существовании целого ряда подземных ходов (куда же без них, когда речь идёт о старом месте), и, судя по рассказам, они пересекаются в районе колокольни, а от неё идут к костёлу, и в трёх других направлениях, причём восточный ход на своём пути вроде как стыкуется с целым рядом подвалов. Эти гипотетические ходы отмечены на схеме волнистыми линиями.

В целом, судя по этой схеме, укреплённый участок вписывается приблизительно в такой вот контур:
2.jpg
Google-карта

Если с показанными границами участка с севера, востока и запада я могу предварительно согласиться (поскольку и сам ранее склонялся к похожему их расположению), то местонахождение южной линии вызывает вопросы. Дело в том, что южный сектор практически полностью занят кладбищем, причём оно там, судя по всему, начало формироваться аж в конце 18 в., тогда как первоначально кладбище было рядом с костёлом (уже в наши дни натыкались на захоронения близ храма, когда проводили ремонтные работы на участке по случаю 600-летия парафии). Возможно старое кладбище у костёла было закрыто австрийской властью, которая была известна своим стремлением выносить кладбища за пределы заселённой территории, дабы они не отравляли грунтовые воды и другими способами не нарушали эпидемиологическую ситуацию. При этом участок современного кладбища на карте фон Мига вообще показан в виде пустыря, а раз там отвели место под кладбище, то, вероятно, вряд ли там была какая-то заселённая территория, чего можно было бы ожидать, если бы она находилась внутри валов. В общем, на основании имеющихся сведений тянет сократить территорию гипотетического укрепления как минимум до такой:

3.jpg

Но даже такое расположение не во всём выглядит логичным. К примеру, при таких очертаниях укреплённого центра гипотетическая башня-колокольня оказывается в центре, а не на линии одного из рубежей обороны, а ведь А. Карвацкий уверял, что с колокольней стыковалась одна из линий валов... В общем, остаётся ждать поступления новые сведений или новых мыслей, которые бы прояснили картину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...