Filin Опубликовано: 9 февраля 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано: 9 февраля 2018 Медаль, о которой речь пойдёт ниже, является одним из важнейших источников, затрагивающих тему внешнего вида укреплений Каменца образца 17 века, потому её изображения не раз публиковались на страничках работ исследователей из Польши и Украины. Однако при этом качество этих изображений зачастую оставляло желать лучшего, потому образ укреплений в большинстве случаев не получалось рассмотреть в деталях. Теперь эта проблема решена. В книжечке Drukowane plany i grafiki oraz medale z wizerunkiem twierdzy Kamieniec Podolski (2016) её автор Лешек Опирхал дал наводку на изображение этой медали в хорошем качестве + снабдил нас дополнительной информацией, которой хочется с вами поделиться. Собственно, та самая медаль, находящаяся в коллекции дрезденского художественного собрания SCD (Staatliche Kunstsammlungen Dresden): Странички из упомянутой книги Л. Опирхала: Переведу и уточню некоторые моменты.Общая информация: Цитата Название/заголовок (на латыни): Caminiec in Podolia gloriose recuperatum d[ie] 22 sept(embris] 1699 (в переводе: Каменец на Подолье со славой [в своём статусе] восстановленный 22 сентября 1699). Автор: Марцин Хенрик Омейс / Marcin Henryk Omeis. Дата: 1699 год. Место [создания]: Дрезден (Германия). Материал: серебро или золото [хотя ниже будет сказано, что также есть экземпляры из бронзы - Filin]. Диаметр: 44 мм. Вес: 43,55 (серебро), 69,558 (золото). Когда увидел, что одна из самых интересных версий медали хранится в Дрездене, то немного этому удивился, но, как видим из сопроводительной информации, она в Дрездене была сделана, потому хоть стало понятно, откуда там взялся этот экземпляр. Точнее так - как раз эта-то дрезденская медаль у себя дома, а вот другие разъехались по миру. Расшифровки для подраздела Музеи и сигнатуры, т.е. список мест/коллекций, где есть образцы этой медали (разумеется, речь только об официальных коллекциях): Цитата Серебряные медали: ZKW - Zamek Królewski w Warszawie - Muzeum. Rezydencja Królów i Rzeczypospolitej / Королевский замок в Варшаве (Польша) / Музей королевская резиденция и Речи Посполитой. MNK - Muzeum Narodowe w Krakowie / Национальный музей в Кракове (Польша). MNW - Muzeum Narodowe w Warszawie / Национальный музей в Варшаве (Польша). MMW - Muzeum Miejskie Wrocławia we Wrocławiu / Городской музей Вроцлава Золотая медаль: SCD - Staatliche Kunstsammlungen Dresden / Государственные художественные собрания в Дрездене (Германия) Отсюда мы узнаём, что из шести образцов медали, который смог обнаружить Л. Опирхал, пять находятся в Польше, и только одна в Германии, но при этом все польские образцы серебряные (и, вполне возможно, что именно их изображения приводились в польских публикациях), тогда как дрезденский вариант выполнен в золоте, т.е. эта медаль в некотором роде уникальна и, возможно, при этом наименее известна из-за своего расположения в Германии, и быть может Л. Опирхал о ней бы не написал, если бы медаль не оцифровали и не опубликовали бы фотографии в разделе онлайн-коллекций музея. Потому, очевидно, как с точки зрения ценности экспоната, так и с точки зрения эстетики (золотая медаль в книге смотрится куда эффектней серебряных) автор для иллюстрации использовал именно дрезденский вариант, что вполне логично. Как видим, из пяти польских медалей три находятся в Варшаве (из них две в Королевском замке), одна в Кракове и одна во Вроцлаве. В примечаниях Л. Опирхал отметил, что две медали, которыми может похвастаться Королевский замок в Варшаве, также доступны онлайн. После недолгих поисков удалось их обнаружить, и вот они (они, судя по данным сайта, также сделаны в Дрездене тем же гравёром):N.830/2599:N.143: Кстати, у всё того же Королевского замка онлайн есть ещё две медали того же автора. Расшифровки для подраздела Копии, где, судя по названию, сосредоточены некие копии медалей: Цитата BN - Biblioteka Narodowa w Warszawie / Национальная библиотека Польши в Варшаве. W.E. Tentzel, Saxonia Numismatica..., t. 3, poz. 720. Под "копиями", как я понимаю, подразумеваются старые перерисовки медалей. В примечании Л. Опирхал сообщает, что на ребре одной из этих медалей была надпись на латыни "Reges creantur regibus", что он перевёл как "Созданный королём королей", и тут хотелось бы понять, идёт ли речь о создании медали или может самого Каменца, или речь о "создании" триумфального возвращения? И если "король королей" - это Бог, то речь может идти о возвращении города, т.е. фразу можно понимать в значении "Произошло по воле Божьей"? Три из "копий" сохранились в Национальной библиотеке в Варшаве, вот единственный из трёх экземпляров, доступных онлайн: Ещё одна копия приведена в 3-м томе издания Saxonia numismatica oder Medaillen-Cabinet von Gedächtniß-Müntzen & Schaupfennigen... (1705), но там показано изображение только аверса с ликом монарха: В подразделе Репродукции, как я понял, указан список изданий, в который приводились различные изображения медали. Авторы в своём подавляющем большинстве польские, и только одно имя (Ольги Пламеницкой) представляет Украину. Подраздел Литература, как я понимаю, представляет список источников, которые упоминали медаль, но при этом не публиковали её изображения? Напоследок Описание медали от Л. Опирхала (в переводе): Цитата Медаль, отчеканенная в золоте и серебре, по случаю отвоевания Каменца Подольского в 1699 г. по условию Карловицкого мира; существуют также экземпляры из бронзы. На аверсе изображён бюст короля Августа II Сильного в короне и доспехах, а вокруг надпись [на латыни]: D[ie] G[ratia] Frid[ericus] August[us] Poloniarum Rex Sax[oniae] Dux et Elect[or] ("Фридрих Август по Божьей милости король Польши Саксонских герцог и курфюрст"). На реверсе представлена коленопреклонённая женщина в короне, держащая щит, на котором находится герб Подолья – солнце. Вдалеке видна каменецкая крепость, [расположенный] с левой стороны замок соединён мостом с городом, находящимся с правой стороны. Мост многоарочный, опирающийся на пилоны, и это свидетельствует о том, что [изображение на] медали основывалось на рисунках, созданных до 1687 г., когда был закончен ремонт [реконструкция] моста, полностью изменивший его облик. По кругу видна надпись Caminiec in Podolia ("Каменец на Подолье"). Вверху Gloriose recuperatum ("Славно восстановленный [в своём статусе]") D[ie] 22 sept[embris] ("22 сентября"), на плоскости медали [указан] год 1699. На ребре медали надпись [на латыни]: Divino annuente numine ex voto non iniąuo non injusto feliciter et ("с помощью благоприятия Бога, законом и справедливым желанием к счастью это сделано"). Марцин Хенрик Омейс (1650-1703) родился и работал в Нюрнберге (Германия)]. Был призван при Августе II Сильном на дрезденский монетный двор, где он был гравёром штемпелей для монет и медалей. Этот текст ещё больше проясняет связь медали с Дрезденом. Именно там родился Август II Сильный, который, помимо того, что был королём Польши, также был курфюрстом Саксонии. В саксонском Дрездне, родном городе короля, работал монетный двор, где по воле короля и родилась медаль 1699 г., а также ряд других медалей, созданных Марцином Хенриком Омейсом для того же заказчика. Из текста также узнаём, что помимо надписей на аверсе и реверсе, есть также надпись на ребре медали, которой на фото не видно. Такая вот основная информация, проливающая свет на историю создания медали. Далее уже можно анализировать детали. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 10 февраля 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 10 февраля 2018 Присмотримся к деталям: Сравним изображения укрепления с трёх медалей: Как по мне, то на золотой медали лучше сохранилось рельефное изображение города, однако у одной из серебряных медалей лучше очерчено рельефное изображение крепости, вплоть до кладки на бастионах. В целом, детализация укреплений прекрасная, как для такой мелкой вещицы, и качество изображений на уровне. К примеру, в монографии О. Пламеницкой Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець (2012) было опубликовано изображение более низкого качества и смазанной деталировкой: Судя по ракурсу, перед нами вид на Каменец с юга:Карта Google Что же мы видим на изображении? С одной стороны образ укреплений города в целом достоверен, отдельные детали старательно прорисованы, но с другой стороны что-то автор мог показать точно (к примеру, бастионы, мост), а что-то мог показать и условно (застройку города или башни старого замка), потому важно понять, где проходит эта граница между достоверным и условным. Например, "остров" со Старым городом показан как возвышенность, доминирующая над противоположными стенами каньона, но это явно преувеличение, очевидно, призванное подчеркнуть обособленность и неприступность укреплений. Также интересно было бы узнать, на какое изображение опирался гравёр? Ракурс очень необычный. Может автор изображения имел под рукой неизвестный нам рисунок Каменца, сделанный с этого ракурса, а может рельеф был сделан на основе планов и карт 17 века? Другие детали: Новый (бастионный) замок, он же Горнверк. Старый замок. Замковый мост. Старый город. Тут сложней всего понять, где здесь проведена граница между реальным и условным. Дозорные башенки Нового замка. Они показаны на многих рисунках и планах Каменца. Башни Старого замка. С ними не всё просто. Видим вроде бы 8 конусов, которые можно интерпретировать как 8 башен. До того, как во время осады 1672 г. турки уничтожили Чёрную башню, у замка действительно было 8 высоких башен, и можно предположить, что мы их и видим, но есть и другие варианты (см. пункт 7). Сходу подумал, что это показана Папская башня замка, но также может быть, что так изобразили башню Св. Анны (она не входит в комплекс укреплений Старого замка) у Замкового моста. В пользу этой версии может свидетельствовать и её расположение у моста, и размеры башни (она была не маленькой), и её некоторая обособленность от укреплений Старого замка, все башни которого соединены высокой стеной на одном уровне, и только близ крайней башни №7 виден разрыв. Мутный узел близ въезда в Старый город со стороны Замкового моста. Там показано какое-то месиво, в чертах которого можно усмотреть что-то похожее на пару башен. Это важная деталь, поскольку ряд исследователей в Каменце склонны полагать, что никаких укреплений с этой стороны моста не было. Но, судя по рисунку, там определённо что-то было. Очевидно, Армянский бастион, показанный в виде массивной платформы. Эту постройку часто особенно выделяли на планах конца 17 века, потому не удивлён, что он и здесь отображён. То ли стены, то ли валы в юго-восточной части Старого города. Сложно сказать, насколько условно (или наоборот - детально) это изображение, но мы знаем, что все те башни, которые сохранились вдоль восточной линии обороны города, и которые сейчас воспринимаются как отдельно стоящие объекты, в 17 веке были связаны в одну линию как минимум валами довольно сложной конструкции (о её сложности свидетельствует, к примеру, наличие внутри вала тоннеля-прохода, стены и своды которого были выложены из камня). Вероятно, комплекс Русских ворот. Вот это очень интересно, поскольку, как мне кажется, в виде двух параллельных линий, тянущихся через каньон, показана стена со шлюзами, входившая в комплекс упомянутых ворот. Вероятно, так условно показаны дома, во множестве существовавшие на дне каньона, в долине Смотрича. Может у кого-то будут ещё какие-то мысли, идеи, возражения по поводу всего этого? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
ShadOR Опубликовано: 20 марта 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано: 20 марта 2018 Не выглядит ли неровность между и ниже 2 и 7, как Крестовоздвиженская церковь (точнее колокольня, а остальное, например, скрыто в рельефе)? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 20 марта 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 20 марта 2018 Речь об этой детали? Версия интересная, но сомневаюсь я в том, что эту деталь стали бы показывать. Застройка в каньоне в целом показана очень схематично. Я бы скорее ожидал увидеть мельницу под Замковым мостом (мельницы, к примеру, на военных планах Каменца фиксировали довольно часто), чем церковь (их как раз наоборот на военных планах показывали не часто). Мне кажется, что так показан каньон/рельеф: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.