Глядя на эту подробную и действительно хорошо выполненную диараму, поражаешься, что к концу 19 века монастырь совершенно изменил свою архитектурную, культурную суть, что и отображено на его реконструкции. Ведь территориально, исторически и стилистически он принадлежал к козацким, слободско-украинским монастырским культово-оборонным ансамблям. А в период отраженный на макете, это уже характерный до уныния "синодальный" псевдовизантийский, российский ансамбль (что не изменилось и в наши дни, и продолжает воспроизводиться новыми сооружениями). От прежнего монастыря остались разве что отчасти подземные помещения и храмы, а также, к счастью, верхний трехкамерный, трехглавый храм св. Николая второй половины 17 в.
Именно в 17 веке в период своего первого расцвета монастырь имел не только каменнокирпичные и деревянные культовые сооружения и пещерную часть, но и деревянные стены и башни, как у подошвы возвышенности, так и вплоть до её вершины, отчасти даже напоминая знаменитую крепость Тустань (есть графические реконструкции). К сожалению, всё это исчезло бесследно, а верхняя часть меловых скал разрушилась.
Есть отчет одного путешественника, в котором показана не только эта, но другая диарама в монастыре, отображающая его намного более раннее состояние, видимо в начале 16 века. И на ней видим в монастыре одну обычную украинскую трехкамерную и трехглавую деревянную церковь.