Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

"Zamki na Kresach" (2008) Zbigniew Szczepanek


Рекомендованные сообщения

Zamki-na-Kresach_zps91d41a60.jpg

Год издания: 2008

Автор: Збигнев Шчепанек (Zbigniew Szczepanek)

Издательство: Bernardinum

Язык: издания двуязычное (польский + английский)

Формат: 29,5 x 25,5 x 3 см

Переплёт: твёрдый + суперобложка

Бумага: мелованная (?)

Количество страниц: 352

Иллюстрации: десятки авторских акварелей и эскизов

Тираж: ?

ISBN: 978-83-7380-599-6

Ориентировочная цена: 110-150 злотых (280 – 380 грн.).

Об изданнии:

Четвёртый альбом Збигнева Шчепанека, украшенный авторскими акварелями, показывает самые известные замки на Кресах. В альбоме находятся описания и иллюстрации 59 твердынь: 44 из Украины, 7 из Литвы, 7 из Беларуси и 1 из Словакии. Около 40% объектов украшены акварелями, на которых показаны авторские реконструкции объектов, остальные 60% - фиксируют текущее состояние памятников. Образ некоторых укреплений был реконструирован впервые и потому отдельные реконструкции можно считать уникальными в своём роде.

Объекты, о которых речь идёт в книге:

Украина: Бережаны, Бучач, Вишневец, Галич, Дубно, Жванец, Жолква, Збараж, Золотой Поток, Золочев, Каменец-Подольский, Клевань, Корец, Кременец, Крехов, Кудринцы, Луцк, Львов, Меджибож, Межирич, Микулинцы, Новомалин, Окопы Св. Троицы, Олеско, Олыка, Острог, Пнёв, Подгорцы, Подзамочек, Подкамень, Поморяны, Свирж, Сидоров, Скала-Подольская, Скалат, Старое Село, Староконстантинов, Теребовля, Токи, Хотин, Червоногруд, Чорнокозинцы, Чортков, Язловец.

Беларусь: Гродно, Гольшаны, Лида, Любча, Мир, Несвиж, Новогрудок.

Литва: Биржай, Каунас, Мядининкай, Раудондварис, Таураге, Тракай, Вильнюс.

Словакия: Стара Любовня.

Видео с презентации (на польском):

Далее ряд скринов из видео.

Автор (здесь можно ознакомиться с некоторыми примерами его работ):

post-1-0-15351500-1384708261_thumb.jpg


Оригиналы акварелей на презентации:

post-1-0-26903800-1384708266_thumb.jpg post-1-0-59052800-1384708266_thumb.jpg post-1-0-92449500-1384708266_thumb.jpg


Книга:

post-1-0-47700400-1384708261_thumb.jpg post-1-0-75581000-1384708261_thumb.jpg


Мини-превью акварелей + карта. Помогут составить представление о том, какие объекты попали в поле зрения автора:

post-1-0-02548500-1384708262_thumb.jpg post-1-0-33005000-1384708262_thumb.jpg post-1-0-99303800-1384708262_thumb.jpg post-1-0-68860900-1384708264_thumb.jpg

Каждый замок/крепость, о котором идёт речь в книге, может похвастаться персональной иллюстрацией, но это не значит, что иллюстраций там столько же, сколько и объектов. На самом деле их там больше, поскольку отдельные твердыни проиллюстрированы серией работ (от 2 до 11 иллюстраций).


Старый замок в Каменце-Подольском (Хмельницкая обл.):
post-1-0-02463600-1384708273_thumb.jpg post-1-0-24368000-1384708273_thumb.jpg post-1-0-54978500-1384708273_thumb.jpg

Острожский замок (Ровенская обл.):
post-1-0-00727700-1384708275_thumb.jpg post-1-0-35509400-1384708275_thumb.jpg

Язловецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-81193300-1384708273_thumb.jpg post-1-0-65830100-1384708274_thumb.jpg

Новомалинский замок (Ровенская обл.):
post-1-0-74505500-1384708275_thumb.jpg

Замок в Галиче (Ивано-Франковская обл.):
post-1-0-04862100-1384708276_thumb.jpg

Чортковский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-28796600-1384892576_thumb.jpg

Верхний замок в Луцке (Волынская обл.):
post-1-0-41601500-1384708276_thumb.jpg

Бережанский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-73881300-1384708282_thumb.jpg

Замок в Староконстантинове (Хмельницкая обл.):
post-1-0-04560200-1384708283_thumb.jpg

Хотинская крепость (Черновицкая обл.):
post-1-0-93073600-1384708283_thumb.jpg

Червоногрудский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-27368400-1384708284_thumb.jpg

Замок в Старом Селе (Львовская обл.):
post-1-0-61437100-1384708284_thumb.jpg

Подгорецкий замок (Львовская обл.):
post-1-0-97652000-1384708284_thumb.jpg

Кременецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-30033900-1384708285_thumb.jpg

Подавляющее большинство объектов, описанных в книге, находятся на территории Украины, но есть твердыни и из других стран.

Мирский замок (Беларусь):
post-1-0-92974100-1384708285_thumb.jpg post-1-0-55469900-1384708286_thumb.jpg

Несвижский замок (Беларусь):
post-1-0-77485900-1384708286_thumb.jpg post-1-0-45887800-1384708292_thumb.jpg

Замок в Гродно (Беларусь):
post-1-0-31446600-1384708293_thumb.jpg

Лидский замок (Беларусь):
post-1-0-22591100-1384708294_thumb.jpg

Укрепления Вильнюса (Литва):
post-1-0-97774500-1384708292_thumb.jpg

Мядининкай (Литва):
post-1-0-89208400-1384892576_thumb.jpg

Тракайский замок (Литва):
post-1-0-53893500-1384708294_thumb.jpg


Вот ещё в Сети накопал акварели из упомянутой серии:

Каменец-Подольская крепость (Хмельницкая обл.):
post-1-0-40195600-1384708531_thumb.jpg post-1-0-67435000-1384708531_thumb.jpg

post-1-0-96156500-1384708531_thumb.jpg post-1-0-28499500-1384708532_thumb.jpg
Источник: 1, 2

Замок в Бучаче (Тернопольская обл.):
post-1-0-94085800-1387290909_thumb.jpg
Источник

Вишневецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-36626500-1423605827_thumb.jpg
Источник

Дубенский замок (Ровенская обл.):
post-1-0-78460200-1384709641_thumb.jpeg
Источник

Збаражский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-48392300-1399628119_thumb.jpg
Источник

Замок в Золотом Потоке (Тернопольская обл.):
post-1-0-83428500-1411158939_thumb.jpg
Источник

Кудринецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-53214000-1411232050_thumb.jpg
Источник

Укрепления Львова (Львовская обл.):
post-1-0-19312700-1384709437_thumb.jpg
Источник

Олесский замок (Львовская обл.):
post-1-0-68377500-1387025287_thumb.jpg
Источник

Пнёвский замок (Ивано-Франковская обл.):
post-1-0-16416000-1412793594_thumb.jpg
Источник

Замок в Подзамочке (Тернопольская обл.):
post-1-0-59834500-1423605826_thumb.jpg
Источник

Замок в Старом Селе (Львовская обл.)
post-1-0-70394600-1401177641_thumb.jpg post-1-0-69304000-1384708532_thumb.jpg post-1-0-04699100-1384708533_thumb.jpg
Источники: 1, 2

Теребовлянский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-24678300-1384708534_thumb.jpg
Источник

post-1-0-33648400-1415995402_thumb.jpg
Источник

Хотинская крепость (Черновицкая обл.):
post-1-0-02087700-1412793592_thumb.jpg
Источник

Замок в Чернокозинцах (Хмельницкая обл.):
post-1-0-67931400-1387290735_thumb.jpg
Источник

Язловецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-14126300-1423605828_thumb.jpg post-1-0-66467800-1384708533_thumb.jpg
Источники: 1, 2

Если владеете польским, то рекомендую ознакомиться с этим обзором книги. Ниже приведу ряд интересных сведений оттуда:

  • С технической точки зрения издание не вызвало нареканий, сделали с любовью.
  • Збигнев Шчепанек создал около 900 изображений всевозможных укреплений, имеющих отношение к истории Польши/Речи Посполитой.
  • Акварели выполнены на высоком техническом уровне, потому представляют интерес даже в отрыве от истории укреплений.
  • Помимо авторских рисунков, в книге также есть текстовые вставки, в которых описывается история отдельных укреплений, важные события, сведения о владельцах и описание текущего состояния описанных памятников. Блоки текстовых описаний унифицированы – имеют приблизительно один и тот же объем.
  • В нескольких случаях объекты проиллюстрированы эскизами.
  • Перед созданием реконструкций автор работал с иконографическим материалом, старыми картами, планами и письменными источниками.
  • Основные недостатки издания всплывают в текстовой части, где, по данным обозревателя, можно встретить опечатки, ошибки и даже неудачно построенные предложения.
  • Подписей под иллюстрациями нет, так что для идентификации объектов необходимо прибегать к помощи специального раздела со списком иллюстраций.
  • Издание на двух языках – информация дублируется на польском и английском.

В целом, у меня создаётся впечатление, что альбом однозначно достоин покупки. Единственный более-менее серьёзный недостаток – некоторая слабость текстовой части, но очевидно, что такое издание покупается не ради текста, а ради иллюстраций, а с ними всё в порядке. Они большие, красивые, эффектные и т.д.

От себя ещё замечу, что авторские реконструкции укреплений нуждаются в критическом осмыслении. Ведь для создания наиболее адекватной реконструкции с объектом (с его прошлым и настоящим, с материалами по исследованиям, раскопам и т.д.) нужно знакомиться очень долго, не говоря уж о том, что в ряде случаев необходимых материалов у автора под рукой наверняка не было, так что ошибки возможны. Тем не менее, реконструкции, конечно, очень ценны, как минимум, от них можно отталкиваться в процессе поиска своего видения того, как объект мог выглядеть несколько веков назад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Подумал тут, что в разных реконструкциях, созданных автором этой книги, может быть разная концентрация мыслей/гипотез именно этого конкретного автора. Так, например, взяв за основу только руины, какие-то материалы раскопок и т.п. детали можно создать с нуля свою действительно авторскую реконструкцию, а можно взять уже готовые наработки других исследователей (например, уже готовые авторские реконструкции или даже проекты реставрации/консервации) и просто визуализировать их в своей манере. Вроде и в том и в другом случае на выходе получается авторская работа, только значение этих работ с точки зрения исследовательского вклада будет разным.

Вот, например, реконструкция замка Мядининкай (Литва) авторства Збигнева Шчепанека:

post-1-0-37234600-1384893545_thumb.jpg

А вот (более ранние?) литовские варианты реконструкции этого замка:

post-1-0-93831000-1384893669_thumb.jpg post-1-0-39323300-1384893670_thumb.jpg
Источники: 1, 2

Как видим, разница в мелочах... можно сказать, что перед нами не разные варианты реконструкции, а разные варианты визуализации.

В то же время смотрю на варианты реконструкция внешнего вида некоторых наших замков (по этим укреплениям, возможно, у автора не было достаточном материалов под рукой) и там вижу иногда странные детали, иногда простые ошибки.

В общем, предварительно у меня создалось впечатление, что у автора тем лучше получалась реконструкция, чем больше было наработок других авторов под рукой. А вот насколько хорошо у него получалось додумывать что-то самостоятельно?.. Это важный вопрос, особенно если вы собираетесь представлять какой-нибудь замок именно таким, каким его изобразил автор книги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

От себя ещё замечу, что авторские реконструкции укреплений нуждаются в критическом осмыслении. Ведь для создания наиболее адекватной реконструкции с объектом (с его прошлым и настоящим, с материалами по исследованиям, раскопам и т.д.) нужно знакомиться очень долго, не говоря уж о том, что в ряде случаев необходимых материалов у автора под рукой наверняка не было, так что ошибки возможны. Тем не менее, реконструкции, конечно, очень ценны, как минимум, от них можно отталкиваться в процессе поиска своего видения того, как объект мог выглядеть несколько веков назад.

Ознакомившись более детально со многими работами этого автора, в т. ч. и теми, которые щедрой рукой напостила Оленка почти в каждой теме у нас на Реликфайндере, мнение моё об этом авторе несколько изменилось. Причём, не в лучшую сторону.

Объясню почему. Все акварели, с которыми мне пришлось познакомиться подробно, были выполнены автором путём перерисовки избитых ракурсов старых фотографий. Т.е., никакой исторической ценности они не представляют, поскольку без труда все эти виды можно найти в оригинале на старых фото либо литографиях. Утраченные же строения того или иного объекта он, в отличие от Качора, изображал "от фонаря", а не опираясь на какие-либо исторические источники или материалы раскопок.

ВЫВОД: Альбом можно рассматривать исключительно, как художественные акварели на тему фортификаций без каких-либо претензий на термин "реконструкция".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...