Jump to content
Замки и Крепости Украины - Форум

"Zamki na Kresach" (2008) Zbigniew Szczepanek


Recommended Posts

Zamki-na-Kresach_zps91d41a60.jpg

Год издания: 2008

Автор: Збигнев Шчепанек (Zbigniew Szczepanek)

Издательство: Bernardinum

Язык: издания двуязычное (польский + английский)

Формат: 29,5 x 25,5 x 3 см

Переплёт: твёрдый + суперобложка

Бумага: мелованная (?)

Количество страниц: 352

Иллюстрации: десятки авторских акварелей и эскизов

Тираж: ?

ISBN: 978-83-7380-599-6

Ориентировочная цена: 110-150 злотых (280 – 380 грн.).

Об изданнии:

Четвёртый альбом Збигнева Шчепанека, украшенный авторскими акварелями, показывает самые известные замки на Кресах. В альбоме находятся описания и иллюстрации 59 твердынь: 44 из Украины, 7 из Литвы, 7 из Беларуси и 1 из Словакии. Около 40% объектов украшены акварелями, на которых показаны авторские реконструкции объектов, остальные 60% - фиксируют текущее состояние памятников. Образ некоторых укреплений был реконструирован впервые и потому отдельные реконструкции можно считать уникальными в своём роде.

Объекты, о которых речь идёт в книге:

Украина: Бережаны, Бучач, Вишневец, Галич, Дубно, Жванец, Жолква, Збараж, Золотой Поток, Золочев, Каменец-Подольский, Клевань, Корец, Кременец, Крехов, Кудринцы, Луцк, Львов, Меджибож, Межирич, Микулинцы, Новомалин, Окопы Св. Троицы, Олеско, Олыка, Острог, Пнёв, Подгорцы, Подзамочек, Подкамень, Поморяны, Свирж, Сидоров, Скала-Подольская, Скалат, Старое Село, Староконстантинов, Теребовля, Токи, Хотин, Червоногруд, Чорнокозинцы, Чортков, Язловец.

Беларусь: Гродно, Гольшаны, Лида, Любча, Мир, Несвиж, Новогрудок.

Литва: Биржай, Каунас, Мядининкай, Раудондварис, Таураге, Тракай, Вильнюс.

Словакия: Стара Любовня.

Видео с презентации (на польском):

Далее ряд скринов из видео.

Автор (здесь можно ознакомиться с некоторыми примерами его работ):

post-1-0-15351500-1384708261_thumb.jpg


Оригиналы акварелей на презентации:

post-1-0-26903800-1384708266_thumb.jpg post-1-0-59052800-1384708266_thumb.jpg post-1-0-92449500-1384708266_thumb.jpg


Книга:

post-1-0-47700400-1384708261_thumb.jpg post-1-0-75581000-1384708261_thumb.jpg


Мини-превью акварелей + карта. Помогут составить представление о том, какие объекты попали в поле зрения автора:

post-1-0-02548500-1384708262_thumb.jpg post-1-0-33005000-1384708262_thumb.jpg post-1-0-99303800-1384708262_thumb.jpg post-1-0-68860900-1384708264_thumb.jpg

Каждый замок/крепость, о котором идёт речь в книге, может похвастаться персональной иллюстрацией, но это не значит, что иллюстраций там столько же, сколько и объектов. На самом деле их там больше, поскольку отдельные твердыни проиллюстрированы серией работ (от 2 до 11 иллюстраций).


Старый замок в Каменце-Подольском (Хмельницкая обл.):
post-1-0-02463600-1384708273_thumb.jpg post-1-0-24368000-1384708273_thumb.jpg post-1-0-54978500-1384708273_thumb.jpg

Острожский замок (Ровенская обл.):
post-1-0-00727700-1384708275_thumb.jpg post-1-0-35509400-1384708275_thumb.jpg

Язловецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-81193300-1384708273_thumb.jpg post-1-0-65830100-1384708274_thumb.jpg

Новомалинский замок (Ровенская обл.):
post-1-0-74505500-1384708275_thumb.jpg

Замок в Галиче (Ивано-Франковская обл.):
post-1-0-04862100-1384708276_thumb.jpg

Чортковский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-28796600-1384892576_thumb.jpg

Верхний замок в Луцке (Волынская обл.):
post-1-0-41601500-1384708276_thumb.jpg

Бережанский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-73881300-1384708282_thumb.jpg

Замок в Староконстантинове (Хмельницкая обл.):
post-1-0-04560200-1384708283_thumb.jpg

Хотинская крепость (Черновицкая обл.):
post-1-0-93073600-1384708283_thumb.jpg

Червоногрудский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-27368400-1384708284_thumb.jpg

Замок в Старом Селе (Львовская обл.):
post-1-0-61437100-1384708284_thumb.jpg

Подгорецкий замок (Львовская обл.):
post-1-0-97652000-1384708284_thumb.jpg

Кременецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-30033900-1384708285_thumb.jpg

Подавляющее большинство объектов, описанных в книге, находятся на территории Украины, но есть твердыни и из других стран.

Мирский замок (Беларусь):
post-1-0-92974100-1384708285_thumb.jpg post-1-0-55469900-1384708286_thumb.jpg

Несвижский замок (Беларусь):
post-1-0-77485900-1384708286_thumb.jpg post-1-0-45887800-1384708292_thumb.jpg

Замок в Гродно (Беларусь):
post-1-0-31446600-1384708293_thumb.jpg

Лидский замок (Беларусь):
post-1-0-22591100-1384708294_thumb.jpg

Укрепления Вильнюса (Литва):
post-1-0-97774500-1384708292_thumb.jpg

Мядининкай (Литва):
post-1-0-89208400-1384892576_thumb.jpg

Тракайский замок (Литва):
post-1-0-53893500-1384708294_thumb.jpg


Вот ещё в Сети накопал акварели из упомянутой серии:

Каменец-Подольская крепость (Хмельницкая обл.):
post-1-0-40195600-1384708531_thumb.jpg post-1-0-67435000-1384708531_thumb.jpg

post-1-0-96156500-1384708531_thumb.jpg post-1-0-28499500-1384708532_thumb.jpg
Источник: 1, 2

Замок в Бучаче (Тернопольская обл.):
post-1-0-94085800-1387290909_thumb.jpg
Источник

Вишневецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-36626500-1423605827_thumb.jpg
Источник

Дубенский замок (Ровенская обл.):
post-1-0-78460200-1384709641_thumb.jpeg
Источник

Збаражский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-48392300-1399628119_thumb.jpg
Источник

Замок в Золотом Потоке (Тернопольская обл.):
post-1-0-83428500-1411158939_thumb.jpg
Источник

Кудринецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-53214000-1411232050_thumb.jpg
Источник

Укрепления Львова (Львовская обл.):
post-1-0-19312700-1384709437_thumb.jpg
Источник

Олесский замок (Львовская обл.):
post-1-0-68377500-1387025287_thumb.jpg
Источник

Пнёвский замок (Ивано-Франковская обл.):
post-1-0-16416000-1412793594_thumb.jpg
Источник

Замок в Подзамочке (Тернопольская обл.):
post-1-0-59834500-1423605826_thumb.jpg
Источник

Замок в Старом Селе (Львовская обл.)
post-1-0-70394600-1401177641_thumb.jpg post-1-0-69304000-1384708532_thumb.jpg post-1-0-04699100-1384708533_thumb.jpg
Источники: 1, 2

Теребовлянский замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-24678300-1384708534_thumb.jpg
Источник

post-1-0-33648400-1415995402_thumb.jpg
Источник

Хотинская крепость (Черновицкая обл.):
post-1-0-02087700-1412793592_thumb.jpg
Источник

Замок в Чернокозинцах (Хмельницкая обл.):
post-1-0-67931400-1387290735_thumb.jpg
Источник

Язловецкий замок (Тернопольская обл.):
post-1-0-14126300-1423605828_thumb.jpg post-1-0-66467800-1384708533_thumb.jpg
Источники: 1, 2

Если владеете польским, то рекомендую ознакомиться с этим обзором книги. Ниже приведу ряд интересных сведений оттуда:

  • С технической точки зрения издание не вызвало нареканий, сделали с любовью.
  • Збигнев Шчепанек создал около 900 изображений всевозможных укреплений, имеющих отношение к истории Польши/Речи Посполитой.
  • Акварели выполнены на высоком техническом уровне, потому представляют интерес даже в отрыве от истории укреплений.
  • Помимо авторских рисунков, в книге также есть текстовые вставки, в которых описывается история отдельных укреплений, важные события, сведения о владельцах и описание текущего состояния описанных памятников. Блоки текстовых описаний унифицированы – имеют приблизительно один и тот же объем.
  • В нескольких случаях объекты проиллюстрированы эскизами.
  • Перед созданием реконструкций автор работал с иконографическим материалом, старыми картами, планами и письменными источниками.
  • Основные недостатки издания всплывают в текстовой части, где, по данным обозревателя, можно встретить опечатки, ошибки и даже неудачно построенные предложения.
  • Подписей под иллюстрациями нет, так что для идентификации объектов необходимо прибегать к помощи специального раздела со списком иллюстраций.
  • Издание на двух языках – информация дублируется на польском и английском.

В целом, у меня создаётся впечатление, что альбом однозначно достоин покупки. Единственный более-менее серьёзный недостаток – некоторая слабость текстовой части, но очевидно, что такое издание покупается не ради текста, а ради иллюстраций, а с ними всё в порядке. Они большие, красивые, эффектные и т.д.

От себя ещё замечу, что авторские реконструкции укреплений нуждаются в критическом осмыслении. Ведь для создания наиболее адекватной реконструкции с объектом (с его прошлым и настоящим, с материалами по исследованиям, раскопам и т.д.) нужно знакомиться очень долго, не говоря уж о том, что в ряде случаев необходимых материалов у автора под рукой наверняка не было, так что ошибки возможны. Тем не менее, реконструкции, конечно, очень ценны, как минимум, от них можно отталкиваться в процессе поиска своего видения того, как объект мог выглядеть несколько веков назад.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Подумал тут, что в разных реконструкциях, созданных автором этой книги, может быть разная концентрация мыслей/гипотез именно этого конкретного автора. Так, например, взяв за основу только руины, какие-то материалы раскопок и т.п. детали можно создать с нуля свою действительно авторскую реконструкцию, а можно взять уже готовые наработки других исследователей (например, уже готовые авторские реконструкции или даже проекты реставрации/консервации) и просто визуализировать их в своей манере. Вроде и в том и в другом случае на выходе получается авторская работа, только значение этих работ с точки зрения исследовательского вклада будет разным.

Вот, например, реконструкция замка Мядининкай (Литва) авторства Збигнева Шчепанека:

post-1-0-37234600-1384893545_thumb.jpg

А вот (более ранние?) литовские варианты реконструкции этого замка:

post-1-0-93831000-1384893669_thumb.jpg post-1-0-39323300-1384893670_thumb.jpg
Источники: 1, 2

Как видим, разница в мелочах... можно сказать, что перед нами не разные варианты реконструкции, а разные варианты визуализации.

В то же время смотрю на варианты реконструкция внешнего вида некоторых наших замков (по этим укреплениям, возможно, у автора не было достаточном материалов под рукой) и там вижу иногда странные детали, иногда простые ошибки.

В общем, предварительно у меня создалось впечатление, что у автора тем лучше получалась реконструкция, чем больше было наработок других авторов под рукой. А вот насколько хорошо у него получалось додумывать что-то самостоятельно?.. Это важный вопрос, особенно если вы собираетесь представлять какой-нибудь замок именно таким, каким его изобразил автор книги.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

От себя ещё замечу, что авторские реконструкции укреплений нуждаются в критическом осмыслении. Ведь для создания наиболее адекватной реконструкции с объектом (с его прошлым и настоящим, с материалами по исследованиям, раскопам и т.д.) нужно знакомиться очень долго, не говоря уж о том, что в ряде случаев необходимых материалов у автора под рукой наверняка не было, так что ошибки возможны. Тем не менее, реконструкции, конечно, очень ценны, как минимум, от них можно отталкиваться в процессе поиска своего видения того, как объект мог выглядеть несколько веков назад.

Ознакомившись более детально со многими работами этого автора, в т. ч. и теми, которые щедрой рукой напостила Оленка почти в каждой теме у нас на Реликфайндере, мнение моё об этом авторе несколько изменилось. Причём, не в лучшую сторону.

Объясню почему. Все акварели, с которыми мне пришлось познакомиться подробно, были выполнены автором путём перерисовки избитых ракурсов старых фотографий. Т.е., никакой исторической ценности они не представляют, поскольку без труда все эти виды можно найти в оригинале на старых фото либо литографиях. Утраченные же строения того или иного объекта он, в отличие от Качора, изображал "от фонаря", а не опираясь на какие-либо исторические источники или материалы раскопок.

ВЫВОД: Альбом можно рассматривать исключительно, как художественные акварели на тему фортификаций без каких-либо претензий на термин "реконструкция".

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...