Filin Опубликовано: 3 декабря 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано: 3 декабря 2011 Обсуждается этот объект: Подгорецкий замок в селе Подгорцы В этой теме будет обсуждаться декор и всякие внутренние украшения замка. Внешний декор обсуждается в отдельной теме Богатые тоже плачут К концу 19 – началу 20 века, когда Подгорецкий замок уже плотно застолбил за собой статус музея, в числе его экспонатов можно было увидеть много всего интересного. Это и детали интерьера, и картины, и предметы роскоши, и военные трофеи. Многие экспонаты были уникальными, но в этот же период многие другие европейские замки старались хвастаться подобными коллекциями. Потому особое внимание в таком случае обращаешь на изюминки, например на уникальную коллекцию оружия «Рыцарского зала». Или… а давайте присмотримся к старым фото Кармазинового (Красного) зала. Уверен, что вы там увидите один непонятный и, как по мне, очень интересный экспонат: Знаете что это за экспонат? Это, как не удивительно, то, что мы в наши дни называем «инвалидной коляской» (или «инвалидным креслом»). Оказывается тот самый Вацлав Ржевуский, который занимался превращением в конфетку Подгорецкого замка, был не самым счастливым в мире человеком. У него были большие проблемы с ногами, по причине чего он и был вынужден использовать это самое «кресло», которое со временем превратилось в экспонат музея. Смотришь на это кресло и думаешь – человека, который на нём передвигался, лишили его дома и отправили в ссылку в Калугу на 5 лет. Причём польские источники конца 19 века пишут, что там он основательно подорвал своё здоровье. А тут, глядя на эту «каталку» думаешь – ребята, так у него со здоровьем не всё в порядке было и до ссылки… Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 17 декабря 2011 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 17 декабря 2011 SALVE Если присмотреться к деталям на фото Восточного предпокоя дворца, то в верхней части портала можно увидеть надпись на латыни "SALVE". Эта приятная и дружественная надпись в переводе означает "Привет" или "Приветствую", "Здравствуй", "Будь здоров"... В общем, дворец здоровался с посетителями Я так понимаю, надпись разместили именно в предпокое, а не, например, на фасаде дворца, поскольку предпокои считались этакими прихожими, т.е. собственно сам дворец начинался с залов, а не с помещений предпокоев. Возможно, аналогичная надпись украшала и порталы Западного предпокоя, но, к сожалению, у меня нет толковых фото этого помещения, которые могли бы подтвердить или опровергнуть высказанное мнение. Кстати, такая форма приветствия гостей использовалась не только в Подгорцах. Например, в Киеве есть знаменитый дом "Замок Барона" ("Дом рыцаря"), построенный в конце 19 века, так вот там "SALVE" написано на пороге: Источник фото Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
A_Wolkoww Опубликовано: 7 марта 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано: 7 марта 2012 Венецианское зеркало 18 века из Подгорецкого замка: 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 27 сентября 2013 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 27 сентября 2013 Интерьеры дворца в наши дни Многие из тех, кто начинает знакомиться с историей этой резиденции, смотрят на старые фото, запечатлевшие роскошную коллекцию Подгорецкого замка, и спрашивают – а что там сейчас внутри? К сожалению, в Сети крайне мало современных интерьерных фото дворца, и это несмотря на то, что Подгорцы годами посещают толпы туристов, большинство из которых едут туда с фотоаппаратами. В основном причина такого невнимания, вероятно, кроется в двух нюансах – во-первых, только в последнее время людей начали без проблем запускать во внутренний двор, но при этом дворец даже сейчас всё ещё официально остаётся закрытым для туристов, во-вторых, большинство тех, кто всё же попадает вовнутрь дворца чаще всего разочарованно вздыхают и практически ничего не фотографирует, т.к. считают, что фотографировать там, в общем-то, нечего (если продолжите читать, то вам станет понятно, почему создаётся именно такое впечатление). Замковый дворец, переживший сильный пожар в 1956 году, очень сильно пострадал, практически весь его интерьер был уничтожен, даже перекрытия погибли. В наши дни лишь чудом уцелевшие (самые прочные) элементы декора (мраморные порталы дверей, фрагменты системы отопления) да старая планировка намекают, что здесь когда-то был дворец. Залы дворца, некогда ломившиеся от всяких ценносей, сейчас встречают гостей замка звенящей пустотой. Как только у меня возникла мысль показать вам интерьеры дворца в их нынешнем состоянии, то подумалось, что простая демонстрация набора кадров с видами пустых комнат вряд ли многим будет интересна. Тогда решил, что идеальный вариант – показать современное состояние залов в сравнении с тем, как они выглядели когда-то. Но и этого, как мне показалось, было бы мало, для создания эффекта присутствия. Потому решил привязать фотографии (старые и новые) к залам, показанным на плане дворца, и заодно указать ракурс съёмки. Думаю, что так вам будет проще понять, чем замок мог похвастаться когда-то и с чем мы остались сейчас. Современные фотографии делал в мае 2007, сентябре 2008 и в апреле 2012. За это время в залах произошли некоторые изменения, потому не удивляйтесь если вдруг на фотографии одного и того же зала вы будете видеть разные детали. Как вы знаете, у дворца 3 этажа (+ подвальный ярус). В этом сообщении, я сосредоточу своё внимание на предпоследнем этаже, том самом, который ранее обладал самым роскошным убранством, и где находилась основная часть коллекции Подгорецкого замка. О том, как когда-то выглядела начинка нижнего этажа, мне никаких толковых сведений не попадалось, из чего можно сделать, что там ничего особо примечательного не было. Что касается самого верхнего этажа дворца, то он пришёл в полный упадок ещё в 1-ой половине 19 века, после чего так толком и не был приведён в порядок, потому даже путеводители 100-летней давности, в деталях описывающие коллекцию основных залов, о большинстве помещений верхнего этажа не сообщают ничего, поскольку там не было ничего достойного внимания. А после пожара 1956 года и последовавшей вслед за ним топорной реставрации этаж растерял даже то немногое, чем мог похвастаться век назад. Конечно, вам может показаться, что сейчас всё плохо, но уверяю вас, что вскоре после того, как из замка выселили санаторий (1996 - 1997 годы), всё было ещё хуже. С тех пор удалось уничтожить множество следов прописавшейся во дворце лечебницы, так что в наши дни здесь уже можно заметить молодые побеги следов прошлого, пробивающиеся сквозь примитивные советские наслоения. Ну что ж, пройдёмся по дворцу: Прихожая дворца, куда попадаем со стороны внутреннего двора. Век назад музей начинался уже здесь, поскольку в этом помещении была сложена часть не особо ценных экспонатов. Над этой прихожей находится часовня, пронизывающая дворец на высоту двух этажей. О часовне чуть более детально речь пойдёт ниже. Если из этой прихожей пойти прямо (с юга на север) и пройти дворец насквозь, то мы выйдем к аналогичной Прихожей на противоположном фасаде дворца (она ориентирована на террасы итальянского парка): Вот ещё парочка фото этого помещения, сделанных снаружи: Источник: к сожалению, не помню, где нашёл. Возвращаемся на исходную и поднимаемся из прихожей на второй этаж по изогнутой лестнице: На выходе из лестничной клетки сразу попадаем в Китайский кабинет. Такой вот вид встречает нас: Отойдём к окну и посмотрим на кабинет в целом, сравним (век назад и сейчас): Как видим, из декора тут сохранились три портала и одно обрамление камина. Мраморный пол, резной потолок со встроенными картинами, чёрные лакированные панели с позолоченными изображениями в китайском стиле (отсюда и название кабинета) – всё пропало. Во всех остальных залах история повторяется, потому далее не будем останавливаться на перечне утраченного, а то совсем грустно будет. Взгляд из Китайского кабинета в сторону соседнего Золотого зала: Но в Золотой зал мы вернёмся чуть позже, а пока пойдём в противоположном направлении. Переходим в Кармазиновый зал и отуда посмотрим в сторону Китайского кабинета: Анфилада дворца. Стоим в Кармазиновом зале, за ним Китайский кабинет, за ним следует Золотой зал, а за закрытой дверью спрятался Зеркальный зал: Развернёмся и осмотрим Кармазиновый зал, получивший своё название от дамасской ткани кармазинового (ярко-красного) цвета, которой когда-то были декорированы стены. От былого великолепия сохранились только три портала. Видны железобетонные перекрытия, свидетельствующие об уровне реставрации конца 1950-х. Вот так зал выглядел век назад: А так с этого же ракурса зал выглядит сейчас. Прямо по курсу – Рыцарский зал, дверь по левую руку ведёт в Зелёный зал: Пройдём по направлению к Рыцарскому залу и оглянемся, чтобы осмотреть Кармазиновый зал с противоположной стороны. Вот такой вид с противоположного конца зала открывался век назад: А такой открывается сейчас: Тот, кто был внимателен, заметил, что на новых фото нет и следа от камина, который можно увидеть на старых изображениях. Я думаю, что камин там всё же есть, но он замурован. И это не единственный замурованный камин замка. Вот вам и ещё один пример уровня реставрации замка, проведённой после пожара - ниши каминов, похоже, тогда просто замуровали. Переходим в Рыцарский зал – гордость дворца. Когда-то его изюминкой была великолепная коллекция оружия и доспехов. Первый взгляд: Зал большой, но полностью опустошённый. Из декора уцелели только пара дверных порталов. Обратите внимание на исполосованные продольными и поперечными линиями пол и потолок – судя по всему, зал в период функционирование санатория был раздроблен на коморки при помощи перегородок. А вот как он выглядел век назад. Вид, правда, немного с других ракурсов: Похожий ракурс, но в наши дни. Направо – западный предпокой, рядом вход в Кармазиновый зал, где мы уже были. Ещё раз обратите внимание на следы демонтированных перегородок (?) на стенах: Отдельно стоит остановиться на истории камина, украшавшего зал. В своё время помещение было так основательно заставлено всякими раритетами, что камин за всем этим можно было и не заметить: Вскоре после Второй Мировой это же место выглядело так: Видно, что замок к тому времени был основательно опустошён, но часть декора всё ещё радовала глаз, например, ещё был цел потолок, богато украшенный резьбой и картинами, да и декор камина частично уцелел. Когда же замок сгорел в 1956 году, были уничтожены и эти крохи. Камин, конечно, уцелел, но его замуровали во время "реставрации", а точнее - приспособления. И вот только недавно раскрыли: Источник Вид из окна Рыцарского зала на северный фасад дворца: Из Рыцарского зала есть выход на бастион: К слову, противоположный бастион для доступа закрыт, т.к. он в аварийном состоянии и даже балюстрада там не везде есть. Полюбовавшись видами с бастиона, возвращаемся в Рыцарский зал и заворачиваем в Западный предпокой. Толковых фото с общим видом этого помещения у меня, к сожалению, нет. Могу лишь отметить, что здесь, как и в ранее осмотренных залах, царит пустота. Кстати, к этому предпокою снаружи примыкает лоджия, та самая, которую только недавно освободили от лесов реставраторов. Так что из этого помещения можно было выйти в лоджию, откуда в свою очередь можно было попасть либо на куртину, либо спуститься по лестнице во двор замка. Уцелевший декор Западного предпокоя представлен двумя (?) сохранившимися порталами. Вот один из порталов, за которым виднеется Зелёный зал: … а также здесь, рядом с вышепоказанным порталом, уцелела очень интересная штука – печь, которая была в замке и век назад. Совершенно очевидно, что её возраст весьма приличный, а если учесть то, как мало в замка сохранилось от прежнего убранства, то экспонат выглядит и вовсе примечательно. Было/стало: Возможно такая же печь есть и в Восточном предпокое, но там я не был, потому пока ничего по этому поводу сказать не могу. Переходим в Зелёный зал, получивший своё название от цвета ткани, которая когда-то украшала его стены и мебель. Здесь когда-то была спальня владельцев замка, позднее превращённая, как и ряд других залов, в комнату-музей. Век назад: Наши дни, тот же ракурс: По левую руку видел портал, ведущий в Кармазиновый зал, прямо – портал, за которым скрывается часовня. Как видим, минимум один из трёх порталов уцелел (по теме сохранности остальных не сориентирую). Больше, к сожалению, зал ничем похвастаться не может. Часовня, похоже, по количеству уцелевшего (или частично восстановленного?) декора превосходит все остальные залы дворца. К сожалению, в часовне не был, потому фотками не поделюсь. Сейчас она заставлена строительными лесами, потому толком осмотреть помещение не получится: Источник Когда-то было так: Осмотрев западную часть этажа, возвращаемся в Китайский кабинет и заходим в Золотой зал (в начале путешествия по этажу мы уже туда заглядывали). Как можно догадаться из названия, некогда зал был щедро украшен позолотой. Век назад он выглядел так: Похожий ракурс в наши дни: Пройдём в противоположный конец зала и посмотрим в сторону Китайского кабинета: Тот же ракурс в наши дни (дверь слева ведёт в Жёлтый зал): Заметили раскрытый камин? "Спрятали" его советские "реставраторы", но теперь он снова явился миру. К Золотому залу примыкает Жёлтый зал. Название зал получил от желтой дамасской ткани, которую использовали в декоре. Так зал выглядел век назад: А как он выглядит сейчас, я не покажу, т.к. в этом зале я не был. Впрочем, по аналогии с другими залами вы можете представить и состояние этого помещения. Максимум что уцелело – это порталы. Из Золотого зала переходим в Зеркальный зал, который некогда помимо картин был украшен множеством разнокалиберных венецианских зеркал, откуда и название. Век назад: Тот же ракурс, наши дни: Видно, что этот зал, помимо всего прочего, утратил даже два портала. Из Зеркального зала можно попасть в Восточный предпокой. Вот он век назад: К сожалению, здесь я тоже не был, так что фотографии ещё предстоит достать. Также из Зеркального зала можно было попасть в помещение с лестничной клеткой, связывающей между собой этажи замка. Там мне тоже не удалось толком осмотреться, потому тоже пока без фото. И последним (в рамках этого виртуального путешествия) нас встречает Мозаичный зал, получивший своё название от какого-то характерного стиля декора, правда, я пока так и не понял, какого именно. Зал также считался королевской спальней, мол, именно здесь находились личные покои короля Яна III Собеского, в период, когда он владел замком. Век назад: Наши дни: Как видим, ни от мозаичного декора, ни от королевской спальни не осталось и следа. Декор в этом помещении, похоже, уничтожен полностью. Вид из Мозаичного зала в сторону Зеркального зала демонстрирует отсутствие мраморного портала: Из Мозаичного зала можно было выйти на бастион, но как уже писал выше, сейчас доступ туда закрыт по причине аварийного состояния данного участка, а ведь на бастионе (по данным путеводителей столетней давности, также есть интересные детали). Ещё одна дверь ведёт к упомянутой выше лестничной клетке. Вот один из уголков этой части дворца: Мрачный канал, ныряющий на нижний этаж замка: Ну вот, пожалуй, и всё. Больше информации о залах и их прежнем внешнем виде вы найдёте на страничке замка. Как видите, уцелевший декор дворца представлен, преимущественно, порталами и следами декора отопительной системы замка. Конечно, многое погибло безвозвратно, однако, к счастью, не всё. Значительная часть коллекции замка размётана по разным музеям (например, часть оружия из Рыцарского зала пополнили коллекцию Музея "Арсенал" во Львове, часть можно увидеть в экспозиции Олесского замка и т.д.), часть хранится в закрытых фондах, но главное, что эти экспонаты всё ещё в Украине, хотя, конечно, много чего было эвакуировано за границу. На самом деле о внешнем виде покоев дворца и об их наполнении известно так много, что всё это великолепие, при наличии денег, можно было бы восстановить с величайшей точностью, не ошибившись даже в местах размещения конкретных картин. Все эти нюансы старательно зафиксированы. Это знал Борис Григорьевич Возницкий, который мечтал вернуть дворцу былое величие. Надеемся, что когда-нибудь пустота снова будет заполнена, ведь вся история замка состоит из периодов упадка и возрождения. Хочется верить, что сейчас мы находимся в начале периода, во время которого замок возродится, а не превратиться, например, в банальную гостиницу или музей, никоим образом не связанный с тем музеем, который здесь существовал когда-то. Источники изображений: "Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczpospolitej. Tom 7. Województwo ruskie. Ziemia Halicka i Lwowska", Wrocław, 1996 (стр. 427-490) Материалами поделился Александр Волков "Підгірці: історико-архітектурна перлина України", Дмитро Чобіт, Броди, 1998 Оцифрованные старые фото/открытки, найденные в разное время в онлайн-библиотеках Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
MadMax Опубликовано: 30 сентября 2013 Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 сентября 2013 Есть в украинском языке ёмкое слово для всего этого - Жах =( без слез и уныния смотреть на сегодняшний интерьер невозможно, особенно видев фотографии былого величия и имея хоть немного воображения. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 15 марта 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 15 марта 2014 Рыцарский зал, фото издано в 1886-м: Здесь кадр можно рассмотреть в деталях. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 9 сентября 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 9 сентября 2014 Где-то в замке... Замурованные порталы и размурованные камины (?): Источник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.