Jump to content
Замки и Крепости Украины - Форум

Почаев: укрепление Почаевской Лавры


Filin
 Share

Recommended Posts

Обсуждается этот объект: Почаевская Лавра
 

Расположение Почаева относительно Бродов, Радивилова и Кременца:

pochaev-karta.jpg
Живая карта

Когда только начинал составлять список укреплений Тернопольской области, то автоматом включил туда и Почаевскую лавру, поскольку изначально было понятно, что какие-то укрепления у неё были. Позднее, при чуть более детальном знакомстве с официальной (читайте – канонической/церковной) историей монастыря, вырисовалась версия, что никаких толковых укреплений у монастыря не было, если не считать символической ограды в виде частокола или чего-то подобного. До выяснения обстоятельств Лавру из списка оборонных объектов решил убрать. Но сейчас снова решил вернуться к теме, погрузившись чуть глубже в историю монастыря. Что же мы найдём там?

Для начала опишу саму суть проблемы. Почаевская Лавра – это, прежде всего, знаменитая православная святыня, потому истории её настоятелей и покровителей, а также всевозможных чудес и так далее уделяют в 100 раз больше внимания, чем истории этого места в качестве оборонного пункта. Точнее даже так – как оборонный пункт монастырь вообще почти никогда не рассматривают. Наверное, такой подход церкви даже на руку, поскольку, например, чудо спасения от врагов, напавших на Лавру, тем эффектней, чем слабее в рассказах выглядят укрепления монастыря. А если их нет вообще, то нет сомнений – спасти монастырь иногда могло только чудо. Итого получается, что на каждую тонну текста по теме религиозной истории Почаева приходится 1 слово по теме его развития в качестве укреплённого монастыря.

Хочется взять весьма объёмное описание истории Лавры, выжать из неё всё лишнее и оставить только то, что касается боевой истории монастыря и развития его архитектуры в ранний период истории обители.


Наши дни:

Посмотрев на описание тех строений, которые сохранились на территории Лавры, быстро проникаешься мыслью, что оборонными чертами тут и не пахнет. Ведь если не считать старинных пещер, колодца и тому подобных действительно давних деталей, то получается, что все сооружения монастыря относятся к концу 18 – 19 векам. Успенский собор, самое старое здание на территории Лавры, был построен в 1771 – 1782 годах. Иными словами – всё относительно свежее, построено в период, когда монастырь, как укрепление, окончательно перестал котироваться. Поначалу это сбивает с толку.

Ниже для общего знакомства общие сведения о внешнем виде монастыря:

План Лавры:

plan.jpg
Источник

1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери).
2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия).
3. Троицкий собор.
4. Колокольня.
5. Похвальная церковь.
6. Почаевская духовная семинария.
7. Святые ворота.
8. Экскурсионный офис.
9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери.
10. Летний алтарь.
11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.
12. Иконная лавка.
13. Записной стол.
14. Проход к колодцу прп. Иова.
15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры).
16. Вход в храм прп. Иова.
17. Странноприимная.
18. Подземный переход на стоянку.
19. Подземный переход на территорию Лавры.
20. Нижняя стоянка.
21. Верхняя стоянка.
22. Дорога к автостанции.
23. Дорога на Радивилов.
24. Дорога на Тернополь.
25. Дорога на монастырское кладбищу Свято-Духовскому скиту.
26. Дорога на Кременец.

Дополнительное впечатление о сооружениях комплекса даёт, например, этот макет:

pochaev-maket.gif

И ещё эта 3D-визуализация...

... созданная по случаю строительства нового храма на территории Лавры. Судя по всему, владельцам Лавры проект не особо понравился, поскольку в данный момент на территории монастыря строится объект по совсем другому проекту. Тем не менее, общее впечатление о Лавре на основе этого видео можно составить, при желании.

Есть и подборка видов с высоты птичьего полёта:

pochaev-1.jpg pochaev-2.jpg


Надежды:

Киево-Печерская Лавра служила в качестве укрепления, Свято-Успенская (Святогороская) Лавра также была некогда укреплённым пунктом. Можно ещё вспомнить греко-католическую Унивскую Лавру, которая тоже была укреплена. Итого, на территории Украины есть 4 монастыря, имеющих статус Лавры, 3 из этих 4-х монастырей некогда служили в качестве укрепления. Отличалась в этом плане от них 4-ая, Почаевска Лавра? Не думаю.
 

Личные впечатления:

Когда попал в Лавру, то сразу же снова засомневался – неужели здесь не было укреплений!? Ведь даже сейчас, когда гора обросла постройками 19 – 19 веков, она с отдельных ракурсов производит впечатление оборонного объекта.

Вид снизу:

pochaev-3.JPG

Внешняя стена (хоть она и построена в 19 веке), украшенная декоративной оборонной башенкой, только усиливает ощущение:

pochaev-4.jpg
Источник

Поднимаемся наверх, к монастырю, высота растёт. Упираемся в надвратный корпус. Хоть он и построен в 1835 году, но образ ныне не существующей оборонной стены с воротами здесь можно прочувствовать. Вполне возможно, что ранее здесь проходила линия обороны:

pochaev-5.jpg

Проходим в ворота и направляемся к самой верхней террасе, на которой находится Успенский собор. Перед главным фасадом собора устроена просторная площадка, откуда можно поглазеть на окрестности Почаева. Вид отличный, поскольку застройка вокруг, в основном, низкорослая. Тут снова посещает мысль, что в таком месте можно было бы устроить неплохое укрепление, которое уж от разрозненных отрядов татар точно смогло бы уберечь население Почаева и его ближайшей округи, ибо перепад высот весьма значительный:

pochaev-bashnya.jpg

Такие вот предварительные впечатления рождает Почаев. А теперь давайте окунёмся в историю монастыря. Иногда время основания монастыря относят к периоду «до нашествия Батыя», но всё же чаще всего считают, что монастырь начал формироваться уже после нашествия монголо-татар (т.е., уже после 1240 года). В связи с этим появились даже две ветви истории зарождения монастыря - «до татар» и «после татар». На данный момент больше любят версию, согласно которой Почаевскую Лавру основали монахи, бежавшие из Киева после разорения Киево-Печерского монастыря, который Кочевники сожгли вместе с Киевом. В 1990-м году даже официально отпраздновали 750-летие Лавры.

Версия о том, что монастырь мог быть основан ещё в 1-й половине 13 века пока, основывается на легендах и прочих пересказах. Впрочем, более каноническая версия о том, что монастырь в Почаеве основали монахи, бежавшие из разорённого Батыем Киева, тоже не относится к числу документально подтверждённых.

Впервые в письменных источниках монастырь начинает мелькать с 16 века.


Немного канонической истории Лавры:

Детально история Почаевской Лавры описана здесь или (ещё более подробно) здесь. Я же в рамках данной темы, остановлюсь на наиболее интересных (на мой взгляд) моментах истории обители.

Первый вопрос, который вообще возникает – когда тут что-то основательное было построено? На данный вопрос обе версии («до татар» и «после татар») гласят, что ничего такого значительного на горе долгое время не было. Монахи, неизвестно когда начавшие обживать гору, изначально, вероятно, облюбовали местные естественные пещеры. Уже позднее здесь могли появиться какие-то деревянные постройки, но об организованном и масштабном строительстве речь вести не приходится.

Итого, имеем на первом этапе гору с естественными пещерами, которые приглянулись монахам, искавшим уединения. Возможно, существовали какие-то деревянные строения, но всё это вместе монастырём можно было назвать с большой натяжкой.

Интересно, что ещё в 1240 году случилось первое значительное Почаевское чудо, когда Матерь Божья якобы появилась на Почаевской скале и даже оставила свой след на камне. Думалось мне, что над такой значительной реликвией верующие сразу же должны были построить величественный храм, но, как оказалось, всё было иначе. Храм действительно вскоре построили, но почему-то не на скале, а под ней. Сам же след находился под чистым небом ещё около 4-х веков (это официальная история Лавры так гласит)! Первая церквушка была деревянной и не самой большой. Странно как-то, учитывая значимость случившегося явления. И это подозрительно.

Как развивалась история монастыря с 2-й половины 13 века до начала 16 века нам не ведомо. Почаев впервые упоминается в письменном источнике в 1527 году в грамоте короля Сигизмунда I, но тут стоит уточнить, что упоминается именно Почаев, а вот о монастыре конкретных упоминаний в документе 1527 года нет. Допускают лишь версию, что в это время на месте старой деревянной церкви могли построить каменную. Однако в то время значения Почаевской обители было не самым высоким, что странно, учитывая уникальную реликвию в виде отпечатка стопы Девы Марии!

1597 год. Анна Гойская подарила монастырю чудотворную икону Божьей Матери, которую ей в свою очередь, подарил в 1559 году митрополит Неофит, гостивший у барышни. Помимо иконы, Анна подарила монастырю ещё и ряд земельных владений, обеспечив его средствами к существованию. В дарственной значилось, что уже на тот момент (конец 16 века) в Почаеве «с давних времён существовала каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы». При этой церкви и должны были основать монастырь. Но эта церковь находилась не на горе, а под ней, в низине. Видимо ей построили на месте более ранней, которая была деревянной. Опять же меня удивляет, что невероятная реликвия на горе ничем особо не накрыта, а под горой веками строят и перестраивают храм. Каноническая версия гласит, что монастырь к концу 16 века пришёл в некоторое запустение по причине частых татарских набегов. Таким образом, Анна Гойская своим даром, как считается, вдохнула жизнь в обитель, пребывающую в коме. Монастырь был не столько основан, сколько возрождён её стараниями. Опять же, в очередной раз удивляюсь, что наличие следа Богородицы (!) не помогло монастырю возродиться, а вот чудодейственная икона – другое дело.

Получается, что до начала 17 века монастырю вообще не особо было чем хвастаться. Создаётся ощущение, что даже появление новой важной (2-й по счёту) реликвии не привело к строительному буму в Почаеве. И вовсе не след Богородицы (!) и не «прописка» в Почаеве чудодейственной иконы вызвали всплеск строительной деятельности. Нет, как мне показалось, Почаеву помог развиться человек - Иван Иванович Железо (или - Иов Железо, Иов Почаевский, Игумен Иов), которого сделали настоятелем монастыря. Человеком он был, судя по всему, неординарным. Помимо всяких аскетических подвигов, Иов (кстати, он прожил 100 лет) развил бурную строительную деятельность на Почаевской горе. В частности сообщается, что именно при нём на горе были построены 7 храмов, кельи, хозяйственные сооружения, а сам монастырь (внимание!) был окружён некой оградой/стеной. Иногда её (что особенно интересно) именуют «оборонной оградой/стеной» или даже проще - «частоколом». В общем, создаётся ощущение, что Иов был тем самым человеком, который принялся застраивать и укреплять Почаевскую гору, хоть как-то. Здравая мысль, учитывая активность татар в данном регионе. Тут стоит отметить один важный нюанс – согласно канонической/классической версии истории Лавры до 1649 года на горе вообще не было каменных строений. Иов, судя по всему, предпочитал дерево.

1607 год. Засвидетельствовано первое чудо, хоть как-то относящееся к военному делу. Некий татарский отряд прискакал в окрестности Почаева. В этот момент один из монахов монастыря молился на горе. Укреплений, очевидно, не было, т.к. один татарин просто так подскочил к монаху, надеясь взять его в плен, но увидев, что он старый, решил срубить ему голову. Это и сделал, но монах, как нам сообщают, не умер, взял свою отрубленную голову, донёс её до церкви (той, что стояла под горой?), положив перед выше упомянутой чудодейственной иконой, и только тогда испустил дух. Мораль сей истории/чуда для меня лично остаётся туманной, куда интересней упоминание татарского нападения 1607 года и, как мне кажется, намёк на отсутствие значительных укреплений (а как иначе могло такое случиться?).

Немного официальной, но, тем не менее, ценной истории. Внешний враг монастыря и появление колодца:

Цитата
Защищать же их пришлось в скором времени уже от внука и наследника Анны Гойской, Андрея Фирлея. Фирлей, носивший титул каштеляна Бельзского, впоследствии воеводы Сандомирского, был лютеранином и еще при жизни Гойской не мог спокойно смотреть на Почаевский монастырь, которому та даровала часть своих имений и доходов. Не убоявшись того ''страшного суда пред престолом Божиим", на который так решительно "позывала" составительница "фундушевой записи" всякого нарушителя ее воли, Фирлей после ее кончины (произошедшей в 1617 году) стал всячески "портить" и нарушать фундуш, постепенно отбирая у монастыря все завещанное ему имущество. Мало того, владея землею вокруг монастыря, Фирлей даже запретил возить через нее воду из почаевских колодцев. По преданию, в ответ на это Иов, помолившись Пресвятой Деве Марии, велел начать рыть колодец тут же на скале. Можно представить себе, сколь изнурителен был этот труд для иноков, не имевших никакой техники, но Господь увенчал успехом их усилия: на глубине 46 метров показалась вода. Этим колодцем монастырь пользуется и сейчас

1623 год. Вышеупомянутый Фирлей, а точней – его слуги/служилые люди, по приказу своего хозяина ограбили монастырь. Интересно, что слуги украли даже ту самую Почаевскую икону. Фирлей некоторое время радовался трофею, но однажды его жена, и без того не самая здоровая женщина, при соприкосновении с иконой основательно потряслась (эпилепсия?) и произвела настолько впечатляющие телодвижения/корчи, что даже жёсткий Фирлей был шокирован. Вскоре после этого он вернул украденную икону монастырю. Эту историю, кстати, в Почаеве помнят, даже изобразили её на одной из стен Успенского собора.

1626 год. Возвращение 2-й святыни, также наличие 1-й, не спасли Лавру от бытового события. В 1626 году, или около того, монастырь сильно пострадал от пожара. Иов Железо после этого даже послал письмо русскому царю Михаилу Фёдоровичу (1596 - 1645), в котором описал причинённый пожаром ущерб, а также попросил помочь ему восстановить обитель.

1649 год. Удивительно (лично для меня), но впервые с 1240 года верующие вдруг решили, что негоже стопе Богоматери оставаться под открытым небом, потому соорудили над святыней церковь Пресвятой Троицы, причём сразу каменную. Вероятно потому, что нашлись меценаты в лице супругов Домашевских, которые и финансировали строительство. После подарка Гойской, Домашевские стали следующими важными меценатами Почаева. Впервые за 400 лет отпечаток стопы оказался внутри храма (это каноническая версия, к сведению). В новый храм перенесли и икону Гойских, которая, насколько я понимаю, ранее находилась в храме, находящемся под горой. В наши дни на месте этого храма Домашевских находится Успенский собор.

Самые боевые, самые загадочные и самые неоднозначные события 1675 года заслуживают отдельного поста, потому будут описаны ниже.

А ещё чуть к более раннему периоду относится упоминание божественной телепортации. Дело было так – монах, томящийся в плену у турок и усердно молящийся Деве Почаевской, в день Успения был чудесным образом перенесён прямо в Почаев. Кандалы, ранее обвивавшие его руки, можно увидеть и в наши дни, они вмурованы в одну из стен Успенского собора изнутри. Видел их не раз, да всё не получается сфоткать, т.к. каждый раз попадаю на службу.

Каноническая история Лавры сообщает, что в начале 1770-х, на холме находились старые/древние церкви «небольшие и разрозненные», их заменили тем, что мы можем увидеть в наши дни.

Отойдём от официальной истории Лавры и дадим слово другим источникам, которые, к сожалению, тоже не особо многословны. Так «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» сообщают:

Цитата
Комплекс сооружений известен с середины XVI в. В XVII в. в нем, кроме многочисленных зданий культового назначения, имелись также каменные и деревянные оборонные сооружения (башни, стены, палисад и пр. (выделение моё - Filin). В 1771-1782 гг. сформировалось архитектурное ядро ансамбля, центром которого был Успенский собор (архит. Г. Гофман). В разработке детальной планировки зданий, в устройстве интерьера и организации строительных работ участвовали архитекторы Петр и Матвей Полеевские, Ксаверий Кульчицкий. Начиная с 30-х годов XIX в. реконструируются старые здания комплекса, строятся новые: надвратный корпус (1835 г.), колокольня (1871 г.), типография (1895-1896 гг.), Троицкий собор (1912 г.).

Монастырь был крупным религиозным центром Правобережной Украины, играл важную роль в развитии украинской гравюры и книгопечатания.

В состав комплекса входят Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, надвратный корпус (въезд на территорию), бывший архиерейский дом. Здание бывшей лаврской типографии расположено за пределами монастырской территории. Территория ограждена каменной стеной (первая четверть XIX в.), укрепленной в южной части контрфорсами.

Интересно чёткое упоминание каменных и деревянных оборонительных сооружений, а также башен. Это вам уже не частокол.

Орест Мацюк в своей книге «Замки і фортеці Західної України» идёт даже дальше, называя Лавру «…комплексом сооружений, которые в 16 – 17 веках были сильной крепостью».

Ещё одна справка из «часописа» «Галицька брама» (№149 - 150):

Цитата
Поча'їв, м. (Кременецький р-н). До Державного реєстру пам'яток містобудування і архітектури України під № 672/0 внесено "Почаївську лавру (мур.)", датовану XIV ст. Монастир у Почаєві заснували монахи, які залишили Київ після Батиєвого погрому у 1240 р. Дідичка з Вірлянського замку, що був полизу Почаєва, Анна з Козинських Гойська, отримала від грецького митрополита Неофіта, який у неї гостював по дорозі з Москви, ікону Матері Божої. В 1597 р. Гойська подарувала ікону у розбудований її коштом православний монастир у Почаєві. У 1601-1651 рр. ігуменом монастиря був Йов Почаївський, канонізований у 1659 р.

Монстир був розбудований як оборонний і втримав облогу турецької армії у 1675 р. (віделение моё - Filin), до чого причинилось заступництво Почаївської Божої Матері. У XVIII ст. монастир втратив вже своє оборонне значення й перейшов уніатського ордену оо. Василіян. Щедрим меценатом Почаївського монастиря став канівський староста, знаменитий авантюрист Микола Потоцький, який фундував спорудження та оздоблення рококової церкви Успення Пресвятої Богородиці, організував коронацію образу Почаївської Божої Матері й провів свої останні роки покутником в монастирі.

Після польського повстання 1830-1831 рр. царський уряд передав монастир православним і з 1834 р. він отримав статус Почаївської лаври. Тоді ж монастирський комплекс було оточено новими, мурами, які однак вже не мали оборонного значення. До складу комплексу входять зокрема бароковий Успенський собор 1771-1783 рр., збудований за проектом архітектора Готфріда Гофмана (роботи виконувались під керівництвом Петра Полійовського), розписи у тодішньому уніатському храмі були виконані у 1807 році знаменитим львівським малярем Лукою Долинським та Троїцький собор 1906-1912 рр., який спорудив архітектор Олександр Щусєв в стилі російського модерну. З 2001 р. монастир увійшов до складу Кременецько-Почаївського історико-архітектурного заповідника.

Как видим, и тут и там встречаются беглые намёки на существовании довольно солидных укреплений, а не какого-то частокола. К сожалению, упоминания поверхностные. Продолжим наше небольшое исследование и, возможно, что-то интересное накопаем.

Link to comment
Share on other sites

Да. Сложно сейчас сказать что-то о наличии именно оборонных укреплений лавры. То, что существующая ограда 19 века не является оборонной - однозначно. Башня на её углу - чисто декоративная.

Похожая мне попалась однажды в селе Борынычи Львовской области:

Здесь была картинка, но она умерла

Т.е., это свидетельствует о том, что в 19 веке была мода на такие псевдооборонные ограды, как мы видим. Другое дело, что в тот период, когда монастырю приходилось защищаться от татар, тут могли быть и не очень монументальные оборонные стены: скажем, как в костёле в Соколовке. Для обороны от татар таких укреплений вполне хватало. Поскольку они, в основном, нападали небольшими отрядами, то не особо "заморачивались" со штурмом даже таких минимальных укреплений. Гораздо проще им было поехать в соседнее село, где не было и таких, и уже там наловить девок.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Монастырь в 17-м веке или Осада 1675 года

Вначале я подумал, что эта осада заслуживает отдельного поста, но теперь я уверен, что она настолько неординарна, что стоит отдельной темы. Здесь же лишь продолжу размышлять, была ли Лавра в 17 веке слабо укреплённым объектом, как утверждает её классическая и одобренная церковью история, или всё же на Почаевской горе существовал не самый слабый оборонный пункт.

Краткая версия событий, протекавших под стенами Лавры в 1675 году, такова… В разгаре польско-турецкая война (1672 - 1676). Басурмане уничтожают множество польских городов, городков, замков и прочих укреплений на подольских землях. И вот их войска подходят к Почаеву. Каноническая версия история Лавры утверждает, что врагов было несколько десятков тысяч. Достаточно для того, чтобы захватить город, однако почему-то агрессоры два дня топтались под стенами монастыря, не имея возможности его занять. Лишь на третий день начался генеральный штурм, который был прерван появлением в небе над Лаврой Богоматери. О том, что происходило дальше, я расскажу чуть позже в отдельной теме, но факт в том, что штурм был сорван, а турецко-татарские войска рассеяны некими мистическими силами. В общем, осада была снята, Лавра уцелела.

Уже тот нюанс, что сходу взять монастырь не удалось, говорит о том, что не частоколом одним он был защищён. Тем более, если речь идёт о значительных силах противника, тем более, когда на дворе разрушительная польско-турецкая война и в военных действиях участвуют турки, знающие толк в осадном ремесле.

Далее примемся знакомиться со всевозможной графикой. Благо события вокруг Почаева вызвали некоторый резонанс, потому осаду 1675 года изображали неоднократно в разные времена. Начнём с самых свежих картин и закончим самой старой из тех, которые пока встретились мне.

Первой в списке значится «Оборона Почаева», литография (в оригинале она цветная) 19 века. В данный момент она хранится в фондах Львовского исторического музея. Поскольку рисовалась она уже после того, как монастырь был радикально перестроен, то на выходе получилась фантазия на тему «старые события в современном обрамлении». С точки зрения рассматриваемой темы особой ценности это изображение не несёт.

oborona-pochaeva.jpg

Теперь рисунок 1800 (?) года. Укреплений тогда уже не было, но о том, что они не так давно существовали, тогда ещё, видимо, не успели забыть. Оборонительные сооружения на рисунке изобразили довольно абстрактно, но он есть и это не частокол:

Pochayiv-1800.jpg

Похожий рисунок (без датировки) снова показывает нам Лавру в объятиях мощного кольца укреплений:

pochaev-2.jpg

Далее парочка рисунков 1791 года авторства Жигмунта Вогеля (1764 - 1826). Первый рисунок интересен, помимо всего прочего, видом некой башенки на углу монастырских строений. Не могу с уверенностью сказать, что это часть старых оборонительных сооружений, но то, что в наши дни этой башенки нет – это факт.

Poczajow_2.jpg

Второй рисунок интересен тем, что показывает, как массивные строения Лавры взаимодействовали с рельефной горой:

Poczajow_1.jpg

И, наконец, самый ценный экспонат, который лично для меня стал настоящим открытием. Речь идёт о гравюре Никодима Зубрицкого, созданной мастером ещё в 1704 году! Подумать только, всего через 29 лет после событий и за несколько десятилетий до того, как монастырь начали сильно перестраивать. Вероятно, монастырь рисовался с натуры, поскольку его основные линии/черты хорошо узнаваемы. Стоит отметить, что эта гравюра послужила основой для нескольких картин, которые, насколько я понял, можно увидеть в экспозиции Львовского музея истории религии.

Что же мы видим на гравюре? А видим мы довольно мощную систему обороны, состоящую из нескольких линий. Тут и каменные башни, и стены с бойницами, и частокол. Вот он позабытый вид Почаевской Лавры, которая в 17 веке полагалась не только на силу молитвы, но и на крепкий оборонный пояс:

pochaev-1704.jpg

Таким образом, рождается здравый вывод о том, что классические версии истории Лавры либо сообщает нам не всю правду, упоминая вместо массивных стены и башен простую «ограду» или «частокол», либо и вовсе направляет нас по ложному пути. Например, подобными фразами: "С военной точки зрения он [монастырь] не представлял для них [турок и татар] серьезной операции: монастырь в то время [1675 год] не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, как это изображается на позднейших гравюрах, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев".

Следующим делом нужно будет проанализировать изображённые на гравюре укрепления и постараться привязать их к современным постройкам на территории Лавры. Это будет интересно.

Остаётся открытым вопрос о том, когда были разобраны укрепления. Ясно, что в 18 веке, но когда именно? Возможно, демонтаж укреплений – это и был первый этап перестройки Лавры, а уже после этого в 1771 году приступили к строительству Успенского собора и новых келий?..

Link to comment
Share on other sites

  • 10 months later...

В статье Ольги Пламеницкой "Забудова Кам’янця-Подільского за мідьоритом К. Томашевича 1673-1679 рр.: до проблеми дослідження української ведути", насколько я понял, вскользь упоминается то самое изображение, на котором показаны укрепления Почаевской Лавры (смотрите пояснение к сноске №2, стр. 102).

Отмечу следующее:

1. Изображение датировано 1704 годом.

2. Скорей всего изображение куда более точное, чем может показаться на первый взгляд. Иными словами, вполне вероятно, что укрепления Лавры во 2-ой половине 17 - начале 18 века выглядели именно так.

3. Изображение анализировали П. Рычков в этом источнике: До історії формування архітектурного ансамблю Почаївської лаври // Архітектурна спадщина України. Вип.2. – К.: НДТІАМ. – 1994.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Почаевская Лавра на картине Тараса Приступы:

332513216.jpg
Источник

Картина интересна тем, что на ней зафиксирован перепад высот, который наверняка использовали, когда проводили работы по укреплению Лавры.

Нет сомнений, что серьёзные укрепления, существовавшие в 17 веке, не могли исчезнуть без следа. Но, судя по всему, церковь ни в раскопках, ни в популяризации боевого прошлого монастыря не особо заинтересована, потому мы мало что знаем об остатках старых укреплений Лавры. И мотивы церкви понятны - ей не выгодно показывать, что монастырь некогда уповал не только на молитву, но также был приспособлен к тому, чтобы сеять смерть посредством старого и действенного метода уничтожения живой силы противника, осмелившегося на штурм укреплённой твердыни.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...