Filin Опубликовано: 16 мая 2015 Жалоба Поделиться Опубликовано: 16 мая 2015 Обсуждается этот объект: Доминиканский монастырь в с. Мурафа Село Мурафа находится в 55 км к югу - юго-востоку от Винницы, в 10 км к востоку от районного центра Шаргорода: Живая карта Несколько веков назад Мурафа была городком, укрепления которого как-нибудь обсудим в отдельной теме. Здесь же затронем тему укреплений Доминиканского монастыря, который наверняка был включён в систему городской обороны. Общий вид на монастырь с высоты: Источник Монастырь на спутниковом снимке Bing: Живая карта Монастырь, окружённый стеной и одна из угловых башен на литографии 1875 г. (?), сделанной на основе акварели Наполеона Орды: Источник В общих чертах с историей монастыря можно ознакомиться, например, на этой страничке Википедии. Если вкратце, то ситуация такова - основание монастыря относят то к 1624, то 1627 г. Костёл на первых порах был деревянным. В середине 17 века комплекс сильно пострадал в период польско-казацких конфликтов. Новый этап реконструкции комплекса относится к 18 веку. Что касается укреплений, то тут стоит привести текст путеводителя "По восточному Подолью" (1988) авторства Дмитрия Малакова. Целый ряд источников в Сети в описании истории монастыря цитируют текст упомянутого путеводителя: Цитата Рядом с бывшей усадьбой пана – бывший доминиканский монастырь, обращенный в приходский костел. Огромное белое двухбашенное здание костела, посвященного непорочному зачатию Девы Марии, высится почти в прежнем великолепии, видимое издалека, царящее над местечковой застройкой. Планово-пространственная структура здания решена в традиционных формах двухбашенных базилик. Репарированный, то есть исправленный, в 1786 году после казацких разрушений середины XVII века, мурафский костел получил характерное для угасающего барокко декоративное оформление. Высокие башни, прежде раскрытые для колокольного боя, фланкируют портал с треугольным фронтонов и волютами. Здание поставлено на выровненной площадке, при поднятой над улицей подпорной стенкой. Стенке при дан полукруглый выступ, отвечающий паперти, но появившийся уже в конце XVIII века, когда подпорная стена сменила прежнюю крепостную. О ней напоминает массивная угловая башня пятиугольного плана, тоже переделанная из бывшей оборонной. Башни стояли по четырем краям прямоугольника крепостных стен, сложенных из местного известняка и ограждавших кляштор. В лучшем виде сохранились северо-восточная шестигранная кирпичная башня и участок южных и восточных стен. Цепочка маленьких бойничек, широко раскрытых наружу, тянется вдоль стен, возведенных доминиканцами одновременно с костелом в 1624 году. С тех же, вероятно, времен сохранился без изменений братский корпус келий – двухэтажный, под высокой, с заломом, характерным для барокко, четырехскатной крышей. Декор здания прост и подчинен традициям построек католицизма, где главный акцент приходится на фасад. Здесь – небольшой ризалит, обработанный пилястрами с коринфскими капителями и увенчанный фронтоном сложных барочных очертаний. Невысокие прямоугольные окна получили в первом этаже волнообразно приподнятые сандрики, во втором – прямые над такими же подоконными досками. Сохранилась и тяжелая входная дверь с мощными засовами, крючками и глазком. За дверью – гулкая прохлада сводчатого коридора с дверями в келий, лестница на второй этаж. Вероятно, при реставрации костела был введен стилистически объединивший разновременные части ансамбля декоративный элемент – глухая барочного рисунка балюстрада. Ее можно увидеть над антаблементом второго яруса фасада костела, в качестве парапета на переходе между пресбитерием и корпусом келий, над эклектически решенными порталами у ворот. Здесь же – пара чугунных фонарей, отлитых значительно позже. И только восточный, с граненой апсидой фасад костела, по традиции, лишен декора. В центре, на уровне второго света – большое овальное надалтарное окно с эффектным витражом. Внутри восьмистолпная базилика оформлена пилястрами коринфского ордера с золочеными капителями. Нарядные завитки и волюты обрамляют орган на хорах. В замках архивольтов среднего нефа помещены гербы знатных подольских фамилий: Потоцких, Грохольских. Примечательны старые бронзовые с хрусталем люстры, витражи, выполненные в 1895 году в Варшеве, горельефные картины на темы евангельских «страстей», массивная резная кафедра. По бокам главного входа на пилонах помещены памятные доски: в честь окончания XIX и начала XX века (слева) и фундаторская доска в честь Иоахима Потоцкого, погребенного, как гласит текст, под порогом входа в костел. Источник Как видим, Д. Малаков относил появление укреплений монастыря к 1624 г., и, очевидно, этим же периодом датировал и уцелевшие укрепления. Однако в Сети можно встретить информацию, согласно которой Иоахим Кароль Потоцкий, владевший Мурафой, был не против заниматься усилением обороноспособности городка и в 18 веке, и он же приложил немало усилий для реконструкции и перестройки монастыря. Тут возникает вопрос - фортификационные детали, которые всё ещё можно рассмотреть в объёме монастырских построек, появились в 18 веке (во время реконструкции) или же стены с башнями стоит отнести к 17 веку? Или же нечто среднее - в 18 веке могли возвести укрепления на основе стен и башен 17 века?.. Вариантов много, потому нужно глубже зарываться в историю монастыря, и, конечно же, ближе ознакомиться с уцелевшими следами укреплений, о которых писал в далёком 1988-м Д. Малаков. Например, интересно, пережили ли ремонтный работы 1990-х - 2000-х бойнички, которые, судя по всему, можно было увидеть в конце 1980-х. Также интересно подробней ознакомиться с историей костёла, чтобы понять, мог ли он быть приспособленным к обороне, а то если читать источники в Сети, то создаётся впечатление, что до 18 века костёл был деревянным, и только в 18 веке появился нынешний храм, лишённый оборонных черт. Так ли было на самом деле или всё же обитель была защищена не только внешним периметром стен, но и укреплениями самого храма? Общий вид главного монастырского фасада, фото 1996 г.: Источник Северо-западная угловая башня, фото 1996 г.: Источник Северо-западная угловая башня, вид с костёла: Источник Юго-западная угловая башня: Источник А вот фото северо-восточной угловой башни, о которой писал Д. Малаков ("В лучшем виде сохранились северо-восточная шестигранная кирпичная башня...") я пока не нашёл. Или может тут путаница и речь идёт всё же о северо-западной башне? 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
m_potupchik Опубликовано: 16 мая 2015 Жалоба Поделиться Опубликовано: 16 мая 2015 Цитата Мурахва – містечко, засноване Язловецьким на селищі Верхняках. В 1585 р. снятинський староста Миколай Яз ловецький «на селищу ікгрунте Верхняках, у вилах над рекою Мурафою і речкою Клокотинкою… ново замочок полами оставил и часть валом осыпал и местечко садити ночал и назвал был тое местечко первей Райгородом, а потом Новгородом». В 1591 р. воно зветься «oppidum Morachew alias Klokotyn seu Nowogrod», в 1592 р.: «Muraffa alias Klokotyn» (Київ. Центр. Арх., кн.№3612, л.150; кн.№3613, л.55). Керуючим цим маєтком був в 1598 р. шл. Лукаш Корицінський (Київ. Центр. Арх., кн.№3619, л.212 об.). В 1625 р. містечко Мурахва належить до Ядвіги (з Язловецьких) Белзецької (Київ. Центр. Арх., кн.№3629, л.26), яка тут заснувала домініканський кляштор. Джерело: Бялковський Л. Поріччя Мурахви в XV-XVI століттях - Кам'янець-Подільський, 1920. С. 16 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.