Filin Опубликовано: 23 августа 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 23 августа 2014 В данной теме речь пойдёт о самом дорогом, масштабном и необычайно сложном макете Львова, который, к сожалению, так и не был закончен. Этот макет должен был стать одним из украшений города, но так случилось, что во Львове "в полный рост" он никогда не экспонировался, а сейчас макет и вовсе находится в Польше, хотя изначально создавался львовянином исключительно для Львова. Общий вид макета: Источник Бернардинский монастырь: Источник Автор и руководитель проект Януш Витвицкий (Janusz Witwicki) родился 10 сентября 1903 г. во Львове. Здесь же, в родном городе, он умер 16 июля 1946 г. Ему было чуть более 40. К сожалению, смерть была насильственной. Януш Витвицкий: Источник Януш Витвицкий и макет старой львовской ратуши: Источник История создания макета Львова, очевидно, началась в Париже, где Януш Витвицкий увидел впечатляющие макеты укреплённых городов, созданных фортификатором Вобаном. Увидел и загорелся. Если хотите понять, какие виды/образы оказали необратимое влияние на сознание молодого творца, проследуйте сюда, а затем сюда. У Януша Витвицкого, восхищённого французскими макетами, появилась идея воссоздать в похожем формате старый Львов, чтобы показать людям, каким был город во 2-ой половине 18 века (а точнее - в 1772-1775 году). Нужно отметить, что в облике Львова в конце 18 - начале 19 века произошло много изменений. В середине 18 века многие объекты (и прежде всего линии укреплений) всё ещё существовали, хотя находились в стадии упадка, но после того, как в результате Первого раздела Речи Посполитой (1772) город отошёл Австрийской империи его укрепления стали разбирать, валы разравнивать, рвы засыпать, и Львов постепенно утратил часть своего средневекового колорита. Старый город в 1920-х: Источник Казалось бы, город прекрасно сохранился, но на самом деле в его облике недоставало многих деталей и потому их воссоздание могло совершенно в ином свете показать старый Львов. Замысел был грандиозным – воссоздать средместье (Старый город со всей его застройкой и укреплениями), а также частично показать предместья. Всё это должна была дополнить масштабная картина-панорама, изображающая ближайшие околицы Львова. К слову, термин "панорама" в данном случае многомерен, поскольку включает в себя макет и его окружение. В целом всё это должно было создавать эффект присутствия. Я. Витвицкому было 26 лет, когда он приступил к реализации своего амбициозного замысла. Тогда он не знал, что создание этого макет превратится в дело его жизни. Вряд ли он мог тогда, в начале пути, предположить, что даже через 18 лет ему так и не удасться довести свой труд до конца. Работа над проектом началась с масштабных исследований, в процессе которых была накоплена масса уникальных сведений, касающихся архитектуры Львова. Накопление необходимых материалов, а также изучение множества планов города, рисунков, гравюр, чертежей и прочих документов заняло годы. Всё это сопровождалось натурными обмерами сохранившихся памятников архитектуры, изучением рельефа Львова и другими работами. Были созданы макеты нескольких выдающихся строений Львова: ратуша, королевский арсенал, королевская каменица. Макеты этих строений, презентованные публике в рамках выставки в Познани в 1929 г., в итоге пополнили коллекцию Исторического музея во Львове. Макет Ратуши от Я. Витвицкого, 1929 г. Макет города нужно было воссоздать в серьёзном масштабе 1:200, и это было дорогое предприятие. Чтобы найти инвесторов и презентовать будущий проект публике, для начала решили создать макет города в масштабе 1:500. Он был лишён жилой застройки, не блистал деталями, однако и в таком исполнении Старый город удивлял львовян. Этот макет впоследствии, к сожалению, исчез при невыясненных обстоятельствах и на данный момент считается утраченным. В 1936 году, когда уже был готов макет в масштабе 1:500, и стало понятно, как воплотить в жизнь главную цель (воссоздание Львова в масштабе 1:200), была выпушена книжечка-брошюра "Пластическая панорама старого Львова" ("Panorama plastyczna dawnego Lwowa"). Это было своего рода презентационное издание, описывающее проект Я. Витвицкого, его плюсы и коммерческую составляющую. Главной целью публикации было привлечение меценатов/спонсоров, без которых реализация проекта была бы невозможной. Об этом издании в деталях читайте в следующем сообщении. Спустя два года, в 1938-м, брошюру переиздали. Параллельно с выпуском брошюры началась работа над главным макетом. По началу работы финансировались самим Я. Вивтицким. Позднее специально было создано товарищество, занимавшееся "пиаром" макета, сбором средств на его создание и т.д. Масштаб, как уже писал выше, 1:200. Основные материалы: дерево (липа), фанера, картон, свинец, медные листы и проволока. Патину имитировали при помощи красок и растворов кислот. Общая стоимость проекта была оценена в 192 тыс. злотых. Ознакомившись с проектом, городские власти дали согласие на финансирование 1/3 части работ, но, к сожалению, к началу Второй Мировой войны со стороны города было перечислено только 10 тыс. злотых. Постепенно к проекту, который привлёк большое внимание, подтянулись энтузиасты. В общей сложности за всё время в создании макета приняли участие около 30 человек. Творила команда Я. Витвицкого на 2-м этаже дома "Времён года", расположенного по адресу ул. Армянская, д. 23, т.е. в черте старого города. В наши дни дом занимает Львовская национальная академия искусств: Источник К началу Второй Мировой была готова основа (подмакетник), а также были созданы макеты главных достопримечательностей города. Работа над макетом не прекращалась и в годы войны, причем тогда (с 1939 по 1944) был выполнен довольно большой объём работ, в результате которых город обзавёлся десятками новых строений. Можно сказать, что именно в период оккупации макет окончательно сложился. И это несмотря на массу сложностей, о которых будет рассказано ниже. Пороховая башня (бастея) городских укреплений, где планировали экспонировать макет/панораму: Источники фото: 1, 2 После Второй Мировой, перекроившей границы Польши, макет планировали вывезти из Львова, но советские чиновники этому всячески мешали. В своих попытках получить разрешение на выезд Я. Витвицкий, как указывает несколько источников, даже добился личной встречи с Хрущёвым. Летом 1946 года Я. Витвицкий всё же получил разрешение на выезд. Несколькими днями ранее представителями Академии наук Украинской ССР были конфискованы всего его наработки по Львову (книги, карты, чертежи и т.п.), которые вывезли в Киев, где они пополнили коллекцию Государственного научно-исследовательского института теории и истории архитектур и градостроительства. Буквально за несколько дней до отъезда Я. Витвицкого посетили несколько человек, представившихся "искусствоведами", с которыми автор макета покинул квартиру. Жена Я. Витвицкого позднее сообщила, что один из "искусствоведов" был сотрудником НКВД. На следующий день Януша нашли мёртвым. Причина смерти не до конца ясна, но ряд источников сообщают, что он был застрелен. Так или иначе, смерть была насильственной. Януша похоронили на Лычаковском кладбище во Львове: Источник Так закончилась история создания макета. С 1946 года развитием проекта перестали заниматься. Вскоре жена Я. Витвицкого всё же решает довершить дело мужа, и ей каким-то образом удаётся вывезти громоздкий макет в шести массивных коробах, каждый из которых был размером с диван, и нескольких десятках более мелких коробок. Макет переправили в Варшаву, где он некоторое время тайно хранился то ли в запасниках Национального музея, то ли в подвалах Королевского замка. Опекуны макета больше всего опасались, что как только о его пропаже и местонахождении станет известно, макет тут же потребуют вернуть, потому с момента, как макет покинул Львов, все его передвижения были максимально засекречены. Спустя какое-то время макет перевозят во Вроцлав. Среди мест, где он мог храниться, указывают Вроцлавскую Политехнику. Живая карта В 1975 г. макет переносят в Музей архитектуры во Вроцлаве. Всё это время, пока макет тайно переезжал с места на место, он пылился и разрушался. Но хуже всего было то, что за этот период макет лишился ряда важных достопримечательностей, пропавших неведомо когда и при каких обстоятельствах. В числе пропаж значились макеты Доминиканского собора, башня Корнякта и ряд других строений. С развалом СССР макет решили наконец-то показать публике, но за годы тайного хранения он пришёл в плачевное состояние (не говоря уж об утраченных фрагментах). Некоторое время макет реставрировали и вот, в 1994 году, он впервые был выставлен на обозрение публики в Историческом музее во Вроцлаве. Правда, макете пришлось показывать не в полном виде, и на месте пропавших зданий зияли бреши. В конце 1990-х наследники Витвицкого передали права на владение макетом Национальной Библиотеки им. Оссолинских. Параллельно с демонстрацией макета продолжались работы по его реставрации, которые, впрочем, так и не были завершены, а бреши так и не были заполнены. Уже в начале 21 века злоключения макета продолжились, поскольку музей, где он экспонировался, вступил в стадию реорганизации. Макет снова запаковали в коробки и перестали экспонировать. И вот свежая новость – макет, хоть и спрятанный от глаз публики, не лишился внимания специалистов. Министерство культуры и национального наследия Польши выделило деньги на "консервацию и восполнение утраченных элементов макета". В общем, сейчас проводится реставрация макета и даже есть план наконец-то воплотить в жизнь часть задумок Я. Витвицкого, которые так и не были реализованы. С момента создания макета прошло немало времени, изменились технологии, и сейчас можно воплотить в жизнь многие мечты автора макета. Так, к примеру, Я. Витвицкий хотел, чтобы в его павильоне существовала смена дня и ночи, дабы посетители, к примеру, могли увидеть старый Львов в свете утренней зари или в ночном образе, и сейчас всё это возможно показать в лучшем виде. Отдельное внимание исследователей приковывают недостающие детали, потерянные здания. Но и здесь есть подвижки. Так, есть надежда на возвращение здания Доминиканского собора, макет которого, по слухам, уцелел и сейчас составляет часть коллекции одного из жителей Вроцлава. Разумеется, можно заполнить бреши современными макетами, но опекуны оригинального макета делают всё возможное, чтобы современных вкраплений там было минимум. Радует, что Украина не осталась в стороне от проекта восстановления макета. Поляки пишут, что из Киева им помогают сканами оригиналов документов из коллекции Я. Витвицкого, которая, как уже писал выше, была конфискована и вывезена в Киев в 1946 г. Чтобы лучше ориентироваться в укреплениях, показанных на макете, пользуйтесь этой схемой: Фото макета в его нынешнем состоянии: Восточная часть Старого города: Общий вид (разумеется, не все детали присутсвуют), на котором видно 6 секций макета: Ворота близ костёла иезуитов (западная линия укреплений): Нижний (Низкий) замок. На заднем плане Краковские ворота: Ворота Нижнего замка: Нижний замок (фрагмент): К Краковским воротам мчит карета львовских архиепископов: Кстати, её оригинал можно увидеть в Музее этнографии: Источник Фрагменты и секции макета: Осмотр секции города с южной стороны: Вид на секции макета старого города с запада: Набор городских строений, в числе которых видим синагогу "Золотая Роза". Оригинал этого макета авторства Я. Витвицкого, к сожалению утрачен, потому пришлось заменить его копией: Латинский кафедральный собор. Ещё один макет, созданный уже в наши дни взамен утраченного: Армянский собор: Бастея внешней линии укреплений на фоне Нижнего замка: Одно из укреплений внешней линии обороны (вероятно, до реставрации и после): А это та самая панорама, которая по замыслу Я. Витвицкого должна была окружать макет: "Босацька хвіртка" в восточной линии укреплений (вид "до реставрации"): А так этот участок выглядит в наши дни: Источник Застройка: Источники фото: 1, 2 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 23 августа 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 23 августа 2014 Брошюра 1936 года Как писал выше, в 1936-м была издана брошюра, призванная популяризировать проект и найти меценатов, необходимых для воплощения проекта в жизнь. В брошюре описывались колоссальные усилия создателей макета, благодаря которым в итоге удалось бы посмотреть на старый Львов образца 18 века. Планировали воссоздать около 400 объектов, из которых около 90 были объектами фортификации. Труд предстоял гигантский. Сообщалось, что создание проекта преследует три цели: научную, педагогическую и пропагандистскую. Научная составляющая проекта заключалась в мощной исследовательской работе, которую необходимо было провести, чтобы на должном уровне воссоздать старый город. Здесь отдельно стоит упомянуть воссоздание фортификаций Львова, поскольку именно этот сегмент архитектуры города больше всего пострадал в конце 18 века. Педагогическая составляющая заключалась в пробуждении у львовян желания изучать свой город. Особенный упор делали на молодых львовских архитекторов, которые могли бы формировать свой стиль, понимая, не забывая о том, по каким принципам развивался город в течение многих веков. Что касается пропаганды, тот тут планировали и своим и чужим показывать величие города, его наследие. В далёких планах Януш Витвицкий думал создать ещё парочку макетов, один из которых показывал бы средневековый Львов, а другой – Львов периода позднего средневековья. Можно сказать, что частично эти планы были воплощены в жизнь, но уже в наши дни, когда Игорь Качор создал несколько макетов (макет №1, макет №2) Львова. И. Качор, к слову, сделал и макет Львова образца 2-ой половины 18 века, но в масштабе меньшем, чем у Я. Витвицкого. В брошюре сообщалось, что начало проекту положено. В частности, тогда уже был выполнен макет в масштабе 1:500, фото которого украсили издание. На вопрос, кто должен участвовать в создании макета, привели в пример участие городских властей (согласившихся оплатить часть создания макета), а также возложили большие надежды на пожертвования со стороны частных меценатов. В брошюре много внимания уделили описанию того, как панорама должна была выглядеть в итоге. Всего было выделено три составных части: павильон, макет и панорамное изображение. Всё это в целом должно было восприниматься как единый образ. Макет планировали разместить внутри павильона, созданного из железобетона, но имитирующего старинную архитектуру. В частности, планировали, что свод помещения будет крестовым. В идеале нужно было помещение высотой в 19 метров. Макет по плану должен был обосновать на площади круга 15-метрового диаметра. Сердце панорамы – макет Старого города, занимающего участок размером 4х3,6 метра. Вокруг макета, на стене павильона, планировали нарисовать панораму с видами на околицы Львова. Вокруг макета планировали поместить подборку старых фото, рисунков и описаний, информирующих посетителей "панорамы" об изюминках старого Львова. Галерея, которую планировали сделать вокруг макета, должна была помочь посетителям осмотреть город со всех сторон. Причём, планировалось два уровня "взгляда" с верху - с высоты около 350 метров, и с высоты 600 метров. Пройдясь вдоль галереи посетители "панорамы" смогли бы посмотреть на город с 350-метровой высоты, а поднявшись на уровень выше, и пройдя по стеклянному полу, могли бы посмотреть на город с высоты птичьего полёта. На нижнем ярусе планировалось разместить несколько биноклей (перископов), которые бы помогли посетителям рассмотреть детали макета. Примечания: 2. Рисунок (круговая панорама) с видом на околицы. 3. Макет. 4. Коридор/галерея вокруг макета. Отсюда открывался вид как бы с близлежащих возвышенностей. 5. Верхний обзорный ярус. Отсюда можно было бросить взгляд на город с высоты птичьего полёта. 6. Зал с перископами. Предназначен для созерцания деталей. Район (обозначен контуром), который планировали показать на макете: Макет старого Львова в масштабе 1:200 и 1:500 (в дальнем углу), с демонстрацией возможной схемы размещения информации о достопримечательностях города: Брошюра описывает перечень достопримечательностей, которые планировали воссоздать на макете. Сообщалось о планах внедрить особую подсветку в павильоне, чтобы показать посетителям Львов в разное время суток. В целом, ожидалось, что стоимость проекта не превысит 200 тыс. злотых, и это при том, что его реальная оценочная стоимость (с исследованиями и прочими неучтёнными доходами) составляла 400 – 500 тыс. злотых. Цена вопроса выглядела так: Макет средместья – 42 тыс. Предместья – 80 тыс. Околицы (графика) – 10 тыс. Павильон – 40 тыс. Техническое оборудование/инструменты – 20 тыс. Итого 192 тыс. Значительное место в буклете уделили бизнес-составляющей. В частности, там можно найти интересные рассуждения на тему окупаемости проекта. Так при ожидаемой средней посещаемости в 150 человек в день доход составил бы 35 000 злотых в год. В первый год планировали посещаемость на уровне 300 человек в день. Исходя из цены в 50 грошей (0,5 злотых) на человека можно было предположить, что уже в первый год павильон получил бы 108 000 посещений и доход в 54 тыс. злотых. При самом пессимистичном прогнозе макета мог окупиться за 6 лет. Что касается заработка создателей макета, то они планировали его получать за счёт процента от дохода. В книжечке отмечалось, что к проекту планировали привлечь инвесторов, имена которых (с небольшим количеством дополнительных сведений) планировали разместить на бронзовых табличках, вывешены в вестибюле панорамы. Далее пройдёмся по иллюстрациям. На них мы в основном видим фото макета в масштабе 1:500, тот самый, который считается утраченным. Львов в масштабе 1:200, конечно же, выглядел куда более эффектно. Средместье Львова в конце 18 века: Старая ратуша. Современные фото этого макета, созданного для демонстрации на выставке в Познани, я показывал в первом сообщении: Укрепления Краковских ворот: Укрепления Галицких ворот: "Босяцкие валы" (восточная линия городских укреплений). Виден Королевский арсенал: Нижний замок: Северо-восточный угол городских укреплений (видим Королевский арсенал, Пороховую башню): И снова "Босяцкие валы" с Пороховой башней. Эта башня уцелела и Я. Витвицкий надеялся именно там разместить "панораму". Напомню, что это масштаб 1:500. Это была всего лишь тренировка перед главным действом - созданием макета в масштабе 1:200. В 1938 году брошюра была переиздана: Источник Вид на город с юга. В левой половине кадра видны Галицкие ворота и Латинский собор, в правой - башня ратуши, Доминиканский собор, башня Корнякта и укрепления Бернардинского монастыря: Укепления близ Галицких ворот: Укрепления близ Краковских ворот: Иезуитские ворота (западная линия городских укреплений): Низкий замок: Осада Львова войсками Богдана Хмельницкого. Вид с юго-запада, со стороны отеля "Жорж": Графическая реконструкция Бернардинского монастыря: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 24 августа 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 24 августа 2014 В 2004 году по случаю 100-летия со дня рождения Януша Витвицкого была издана книжечка, описывающая историю панорамы. Если владеете польским, то можете прочитать её здесь. Там много всяких интересных данных. Ниже приведу некоторые сведения из этого источника. Формирование центральной части Львова в 13-14 вв.: В книжечке сказано, что первой попыткой реконструировать облик города 18 века принадлежит Витольду Долинскому. Пишут, что он показал вид на Старый город с юго-запада. Там же сказано, что творение указанного автора можно увидеть в экспозиции Львовского исторического музея. Однако в экспозиции висит картина (прекрасная, кстати, работа), созданная Зигмунтом Розвадовским и С. Яновским в 1929 году. Возможно В. Долинский выступил в качестве научного консультанта и потому его иногда называют автором проекта? Вот так выглядит панорама (общий вид + несколько фрагментов): Источник На открытке: Я. Витвицкий решил пойти дальше. Созданию каждого из строений макета предшествовала огромная исследовательская работа, включавшая в себя работу со старыми картами, рисунками, письменными источниками. Уцелевшие памятники архитектуры обмеряли, причём многие из них были впервые обмеряны именно в рамках работы над макетом. На основе старых карт и схем создавались новые. Для зданий делали чертежи в масштабе 1:50, которые служили основной для рабочих чертежей в масштабе 1:200. В результате проделанной работы у Я. Витвицкого сформировалась великолепная коллекция материалов, касающихся архитектуры города. Эта коллекция сведений уже сама по себе имела огромную ценность и не имела аналогов. Обмер фасада здания мастерской: Укрепления Львова, наложенные на современный план города: В списке 1937 года, где перечислялись источники, на основе которых делали макет, значилось 23 плана города (3 плана 17 века, 11 планов 18 века, 9 планов 19 века), 17 исторических изображений Львова (2 изображения 17 века, 10 рисунков 18 века и 5 рисунков 19 века), а также многочисленные архивные материалы, чертежи и обмеры. Специально для создания макетов Я. Витвицким было разработано несколько механизмов. Для макета был разработан перископ, позволявший рассматривать детали, расположенные как на расстоянии нескольких сантиметров от него, так и детали, удалённые на расстояние нескольких метров. Мастерская, расположенная по адресу ул. Армянская, д. 23, занимала две комнаты. Со стороны лестничной клетки первом делом можно было попасть в меньшую комнату, где находился макет Львова в масштабе 1:500, созданный в основном для рекламных целей. Этот макет показывал линии укреплений, основные достопримечательности, но на нём не была показана застройка жилых кварталов. Макет не отличался хорошей детализацией, зато имел небольшие размеры (примерно 1,6x1,4 м). Из этой комнаты можно было попасть с соседнее помещение, которое было вдвое больше. Здесь и находился главный макет. В этой же комнате стояли механизмы для макетирования и несколько столиков, на которых и создавались макеты. В мастерской: Поразительно, но у проекта были противники, причём одним из них был Александр Чоловский, известный исследователь фортификации, автор ряда известных изданий на тему укреплений. А. Чоловский настолько скептически отнёсся к затее, что даже выпустил брошюру, в которой критиковал задумку Я. Витвицкого, утверждая, что невозможно достоверно воссоздать застройку города 18 века, и что макет по этой причине не может вызывать доверия. Стоит отметить, что многие годы спустя, когда приступили к проведению раскопок на участках укреплений, ряд привязок Я. Витвицкого подтвердить не удалось (например, не смогли найти фундаменты нескольких башен там, где их предлагал искать Я. Витвицкий), т.е. ошибки в проекте действительно были. Впрочем, это не говорит о том, что ошибки для детища Я. Витвицкого не были редкостью, скорей всего они появлялись там, где ощущался особый недостаток сведений. Первые "пробы пера" были созданы Я. Витвицким, для выстаки в Познани (там же была показана панорама З. Розвадовского и С. Яновского, о которой речь шла выше). Среди экспонатов был макет ратуши, который сейчас можно увидеть в Львовском историческом музее: К созданию большого макета Я. Витвицкий приступил в 1932 г. (по другим данным - в 1936 году). Основа макета состояла из 6 секций, которые при необходимости можно было отделить друг от друга. Макеты зданий крепились к подмакетнику без применения клея. Всё это делалось для того, чтобы сделать макет удобным для транспортировки. Блоки домов собирали из листов фанеры. Кровли делали из медных и свинцовых листов. Мелкие детали декора зданий воссоздавали преимущественно при помощи свинца. Деревья делали из электрических проводов: более толстые провода использовали в качестве основы для стволов, более тонкие имитировали ветки. С особой тщательностью делали макеты, которые должны были попадать в поле зрения перископов. В таких случаях работа становилась ювелирной, потому приходилось использовать увеличительные стёкла (например, именно так делали часовню Боимов, которая отличалась богатым декором). Патину имитировали красками, а металлические поверхности обрабатывали растворами кислот, чтобы визуально состарить детали. В период оккупации Львова макет начал постепенно заполняться новыми зданиями. В этот период к Я. Витвицкому присоединилось несколько энтузиастов, которые первоначально работали бесплатно, но в итоге макетчики всё же начали получать деньги за работу. Интересно, что большинство из них вообще не имели отношения к макетированию, но, тем не менее, быстро освоили методику. Несколько таких энтузиастов впоследствии стали довольно известными специалистами макетного дела. Макетчики за работой: В процессе работы над макетом Я. Витвицким была создана серия рисунков, на которых виды оживляли персонажи. Один из этих рисунков (осада Львова войсками Хмельницкого) был показан выше. Также Я. Витвицкий написал ряд научных статей, некоторые из которых касались фортификации Львова. Может показаться, что работа над проектом была исключительно приятным времяпрепровождением, однако на самом деле существовало множество сложностей. Так, проект постоянно испытывал нехватку финансов, потому развивался во многом не благодаря поддержке меценатов, а вопреки отсутствию такой поддержки. Помимо макетирования Я. Витвицкий содержал свою жену, двух маленьких детей и престарелую мать. В годы оккупации шесть коллег Я. Витвицкого были убиты, а сам он несколько раз задерживался, как советскими, так и немецкими властями. Были попытки выселить мастерскую из дома на ул. Армянской, и тут Я. Витвицкий шёл на хитрость – заявлял, что огромный макет физически невозможно вынести из зала, где его делали. Естественно о том, что макет легко можно разобрать, он не сообщал, и, к его счастью, никто не пытался проверить правдивость слов. Общий вид макета: Семья Я. Витвицкого: Хотя макет так и не получил полноценного экспозиционного помещения, и потому никогда не презентовался широкой публике, мастерскую посетило множество гостей. Среди них были не только поляки, но и советские чиновники и архитекторы, а также немецкие военные. Макет у всех вызывал восхищение, т.к. советские граждане видели в нём древний украинский город, а немцы считали, что перед ними австрийский город Лемберг, т.е. как бы своё. В мастерской была гостевая книга, на которой отразились изменения, происходившие во Львове, и там можно было найти записи на польском, русском, немецком языках. Как-то раз на макет пришёл посмотреть Отто Густав Вехтер, глава дистрикта Галиция, и он также оставил запись в гостевой книге. После окончания Второй Мировой Я. Витвицкий планировал вместе с семьёй и, конечно же, с макетом поехать в Констанцин под Варшавой, где у его отца Владисава был дом. За три дня до отъезда Януша убили, причём до сих пор неизвестны подробности того, что произошло. Как уже писал выше, макет всё же вывезли из Львова. В процессе перевозок и долгого хранения макет частично был повреждён, а некоторые здания пропали, очевидно, были украдены. К сожалению, пропало пять макетов авторства Я. Витвицкого, относящихся к числу особо важных и ценных объектов панорамы. Это были Латинский собор, Доминиканский собор, Успенская церковь с колокольней Корнякта, синагога Золотая Роза и центральный квартал с ратушей. Позднее, когда макет рассекретили и решили его экспонировать, семья Я. Витвицкого оплатила создание новых макетов Латинского собора и ратуши, благодаря чему часть брешей была заполнена. Когда макет впервые показали во Вроцлаве, то его выставили на всеобщее обозрение на два месяца, затем снова преступили к его реставрации. Судя по всему, макет находился не в лучшем состоянии, т.к. работа по его восстановлению затянулась на несколько лет, и потому дирекция музея решила, что не стоит ждать окончания работ, после чего недоукомплектованный макет снова появился на публике. Ещё одну брешь заполнили, когда был сделан макет синагоги Золотая Роза. Архитектор и реставратор Михал Витвицкий, двоюродный брат Януша, возле макета в музее Вроцлава (27 октября 2003): На этих старых фотографиях видим полный комплект зданий, часть которых (Доминиканский собор, колокольня Корнякта) позднее были утрачены: Вид на город с юго-востока: Фрагмент, на котором видим арсенал и синагогу Золотая Роза: Вид с северо-востока. На первом плане "Королевский белюард" (бастион), виден Королевский арсенал и Пороховая башня: Общий вид восточной части старого города. Как видите, не хватает колокольни Корнякта и Доминиканского собора: Вид на город с севера: Движемся вдоль северной линии укреплений, показались Краковские ворота: Нижний (Низкий) замок: Общий вид на город с северо-запада, со стороны Оперного театра. В углу городских укреплений видим Нижний замок: Западная граница старого города. Виден комплекс монастыря иезуитов: Вид на южную часть Старого города. Видны Галицкие ворота: Укрепления Бернардинского монастыря: Площадь Рынок с ратушей: Латинский собор: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 3 ноября 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 3 ноября 2014 По наводке сообщества Архітектура Львова вышел на новость о макете, украшением которой служит приятная подборка фото детища Витвицкого. В самой новости сообщается, что консервация макета в общих чертах завершена. Работы обошлись в кругленькую сумму - 100 тыс. злотых, т.е. около 30 тыс. у.е. С сентября 2015 года макет начнут экспонировать в Зале Столетия, расположенного во Вроцлаве (Польша). Сейчас, как я понял, поляки работают над созданием общей концепции будущей экспозиции и у них есть масса идей, как можно дополнить проект Витвицкого. Как и планировал Витвицкий, макет снабдили подсветкой. Благодаря использованию светодиодов, подсветку удалось внедрить без ущерба для макета. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
A_Wolkoww Опубликовано: 4 ноября 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 4 ноября 2014 Сделали - классно! Особо радует наличие на макете Доминиканского собора, колокольни Корнякта и некоторых других объектов, украденных во время длительного хранения макета в запасниках. Когда я снимал макет 10 лет назад, эти детали на нём отсутствовали. Съёмка (качество фотографий), приведенных здесь, конечно, отвратная, но для общей информации пока сойдёт. Надеюсь, когда Панорама будет выставлена в общем доступе, в Сети появятся более качественные её снимки. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 27 сентября 2015 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 27 сентября 2015 С 25 сентября 2015 г. отреставрированную панораму могут увидеть все желающие Сайт панорамы: http://panoramalwowa.pl/ Источник Источник Источник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 15 мая 2016 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 15 мая 2016 Парочка фото первого макета Львова, того, который был выполнен в масштабе 1:500 Источник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 24 апреля 2017 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 24 апреля 2017 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 1 марта 2019 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 марта 2019 Здесь нашлась такая вот интересная информация: Цитата Львів 1930-х. Проект реконструкції Порохової вежі. Працюючи над створенням пластичної панорами Львова 1775 року, Януш Вітвіцький планував її розмістити у приміщенні Порохової вежі на вул. Підвальній. У маштабі 1:200 її розмір мав становити 4 х 3,6 метра. У кожному з 350-ти об'єктів панорами планувалась підсвітка. Для обслуговування панорами під нею запроектували поверх. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 31 марта 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 31 марта 2020 Попалась на глаза книжечка Sprawa panoramy plastycznej dawnego Lwowa: kilka uwag i zastrzeżeń (1937), в которой её автор Александр Чоловский, известный исследователь фортификации, делится своими мыслями по поводу проекта панорамы Я. Витвицкого. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 20 мая 2021 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 20 мая 2021 Здесь найдёте коллекции фото макета: https://fotopolska.eu/Wroclaw_Makieta_Lwowa http://newsbar.pl/panorama-plastyczna-dawnego-lwowa/ https://bberez.livejournal.com/166033.html + несколько видео: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.