Jump to content
Замки и Крепости Украины - Форум

Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях (2016). Автор: Андрей Красножон


Recommended Posts

В 2012 г. свет увидела монография Андрея Красножона Крепость Белгород (Аккерман) на Днестре. История строительства (2012).

И вот на январь 2016 г. запланировали выход новой монографии упомянутого автора. На этот раз работа сделает упор на исторических изображениях Белгород-Днестровской крепости, коих в монографии будет великое множество!

154790_original.jpg

post-1-0-63540100-1448725470_thumb.jpg post-1-0-36345600-1448724526_thumb.jpg

Год издания: 2016

Автор: Андрей Красножон

Издательство: Stratum plus, Кишенёв

Язык: основной язык - русский + сопроводительные тексты к каждому изображению дублирован дополнительно на румынском и английском (иностранный дубляж выведен в отдельный раздел "Каталог")

Формат: 225х305 мм

Переплёт: твёрдый + суперобложка

Бумага: мелованная, матовая

Количество страниц: 475

Иллюстрации: более 400

Тираж: 1000 экзепляров

e-ISBN: 978-9975-4482-9-1

ISBN: 978-9975-4482-8-4

Купить в издательстве Цена: 30 €

По вопросам приобретения книги в Украине проконсультировать сможет Андрей Красножон

От автора:

Цитата
В альбоме собрано около 400 рисунков, гравюр, фотографий из фондов 17-ти архивных и научных учреждений Румынии, Молдовы, Украины, России. В них отражен утраченный облик крепости за последние 250 лет (начиная с 1770 г.). Бόльшая часть изображений введена в научный оборот впервые.

В издании представлены все известные акварели крепости авторства русского художника М. М. Иванова (1790 г.) из собрания Государственного Русского Музея, фондов Института истории материальной культуры АН РФ. Их полноцветные копии в высоком качестве публикуются впервые. Уникальны и несколько планов крепости и посада Аккермана, датируемые 1770—90‑ми гг. из Российского государственного военно-исторического архива. Не менее любопытна серия рисунков крепости и хамама султана Селима авторства К. Боссоли 1838 г. из фондов Одесского краеведческого музея и Одесского областного архива. Существенную часть иллюстраций составляют коллекции фотографий проф. Ясского университета П. Никореску и его коллеги по исследованиям крепости в 1920—1930‑х гг. Гр. Авакяна. Впервые представлены к изданию материалы из фондов Национального архива Румынии и фондов Военного музея Бухареста. Открытки и фотографии российского дореволюционного периода представлены в хронологическом диапазоне с 1869 по 1915 гг. Большой интерес представляют снимки советского периода (1940—1980‑е гг.), которые сделаны в ходе масштабных ремонтно-реставрационных работ, проводимых в крепости. Крайне информативные фото сделаны во время археологических работ в цитадели и в Гражданском дворе в 1977—1982 гг.

Примеры страниц (разумеется, самое сочное вы увидите уже в самой книге):

post-1-0-59024200-1448725110_thumb.jpg post-1-0-23194600-1448725111_thumb.jpg post-1-0-00211700-1448725112_thumb.jpg post-1-0-56389700-1448725112_thumb.jpg post-1-0-98026400-1448725112_thumb.jpg post-1-0-40257100-1448725113_thumb.jpg post-1-0-78945100-1448725113_thumb.jpg post-1-0-37549900-1448725114_thumb.jpg post-1-0-81040500-1448725114_thumb.jpg post-1-0-38767600-1448725115_thumb.jpg post-1-0-43936000-1448725123_thumb.jpg post-1-0-76456200-1448725123_thumb.jpg post-1-0-13019700-1448725124_thumb.jpg post-1-0-67680900-1448725124_thumb.jpg post-1-0-14137500-1448725125_thumb.jpg post-1-0-63090100-1448725125_thumb.jpg post-1-0-01157600-1448725126_thumb.jpg

Оглавление:

Цитата
Введение - 11

Иллюстрации и комментарии - 21

  • Часть I. Историческая топография - 21
  • Часть II. Цитадель и Военный двор - 85
  • Часть III. Гражданский двор - 207
  • Часть IV. Торговый двор и западный фронт крепости - 261
  • Часть V. Разделительная стена - 315

Заключение - 365

Список литературы - 371

Список сокращений - 373

Глоссарий - 374

Указатель - 375

Резюме - 377

Catalogue - 380

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
Цитата

07-08-2014

В Белгороде-Днестровском пройдет презентация нового проекта кандидата исторических наук Андрея Красножона «Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях»

Доцентом кафедры истории Украины Южноукраинского национального педагогического университета, кандидатом исторических наук, советником городского головы Андреем Красножоном, завершена работа по подготовке к изданию источниковедческой монографии «Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях».

Презентация проекта пройдет в субботу 9 августа 2014 года в кабинете №103 в здании Белгород-Днестровского городского совета (ул. Ленина, 56). Начало презентации - 11.00. Вход - свободный.

Целью работы является введение в научный оборот раннее неизвестных (или недоступных широкому кругу исследователей) исторических изображений средневековой крепости в Белгороде-Днестровском.

В общей сложности в рамках издания собрано и проанализировано около 400 исторических изображений: гравюр, рисунков, фотографий, датируемых периодом с 1770 – по 1980-е гг., в которых отражен облик крепости за последние 250 лет. Это крупнейшая коллекция исторических изображений средневековой крепости Белгород (Аккерман), собранная для публикации в одном издании. Иллюстративный каталог снабжен обширными авторскими комментариями, списком литературы, глоссарием.

Бόльшая часть изображений вводится в научный оборот впервые. Особо уникальные иллюстрации (более 100 ед.) планируется дать на разворотах, в увеличенном масштабе (карты и планы, акварели и рисунки 1770-1840-х гг., фотографии из неизвестных румынских довоенных коллекций и т.п.).

Материалы являются неисчерпаемым источником по истории строительной периодизации крепости. Издание рассчитано на широкий круг читателей. От специалистов, до любителей древностей. Для медиевистов, специалистов по фортификации, историков и археологов краеведов, филокартистов.

Партнерами издательского проекта выступили 17 научных и музейных учреждений четырех стран Восточной Европы: Украины, Молдовы, Румынии, России. Среди которых:

  • Государственный архив Одесской области (Украина).
  • Национальная Библиотека Украины имени В.И. Вернадского (г. Киев).
  • Академия наук Румынии.
  • Академия Наук Молдовы.
  • Национальный военный Музей Румынии (Бухарест).
  • Национальный архив Румынии (Бухарест).
  • Российская Национальная библиотека (СПб).
  • Государственный Русский музей (СПб).
  • Институт истории и материальной культуры РАН (СПб).
  • Российский государственный военно-исторический архив (Москва)

А также в проекте приняли участие известнейшие коллекционеры и филокартисты Одессы и Белгорода-Днестровского.

Осуществляет издание Издательский дом «Stratum plus» (Кишинев, Молдова). Предполагаемое время выхода: сентябрь-ноябрь 2014 г.

Источник

В августу 2014 состоялась презентация будущего издания "Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях", представляющего собой уникальный альбом исторических изображений Аккермана. Альбом с видами крепости (если всё сложится удачно) появится в продаже к концу ноября 2014. В августе о готовящемся проекте рассказывал его автор Андрей Красножон, кандидат исторических наук.

Предлагаю вашему вниманию телеверсию этой презентации, где не только рассказывается об издании, но и показывается сотня уникальных планов, схем, рисунков и фотографий, из числа тех, которые украсят альбом. Большинство этих изображений будет опубликовано впервые. Напомню, что всего в альбоме планируется опубликовать около 400 изображений, так что в видео-презентации показано лишь часть прелестей издания. Для общего знакомства с потенциалом альбома видео прекрасно подходит.

Кроме того, видео воспринимается ещё и как краткий экскурс в историю крепости, рассказ о том, какой твердыня была всего век-два назад, что было утрачено не так давно, и в каком направлении стоит дальше двигаться в процессе реконструкции и реставрации Аккермана.

Изображения, показанные в видео. Хотите увидеть всё это в лучшем качестве, с детальными подписями + ещё три сотни картинок? Тогда ждите выхода альбома.

План И. Игельстрема, 1770 г.:

post-1-0-43624200-1448721021_thumb.jpg

План Кауфера:

post-1-0-84707800-1448721022_thumb.jpg

Проспект крепости:

post-1-0-68412800-1448721021_thumb.jpg

Ещё парочка проспектов:

post-1-0-86799600-1448721021_thumb.jpg post-1-0-18596500-1448721022_thumb.jpg

Фасад крепости, 18 век:

post-1-0-95679700-1411063460_thumb.jpg

Рисунок Иванова (фрагмент), конец 18 века:

post-1-0-87940700-1448721855_thumb.jpg

Рисунок Иванова (фрагмент), 1791 г.:

post-1-0-27022100-1448721857_thumb.jpg

Килийские ворота, рисунок Карло Босолли, 1838 г.:

post-1-0-62497700-1448721732_thumb.jpg

Акварель Карло Босолли, 1838 г.:

post-1-0-96513700-1448721132_thumb.jpg

Рисунок Карло Босолли, 1838 г.:

post-1-0-66726400-1448721133_thumb.jpg

Круговая панорама Карло Босолли, 1738 г.:

post-1-0-37541300-1448722105_thumb.jpg

Рисунок Карло Босолли, 1738 г.:

post-1-0-95265900-1448722105_thumb.jpg

1848 г.:

post-1-0-22654700-1411063011_thumb.jpg

Цитадель, 1848 г.:

post-1-0-00495300-1411063008_thumb.jpg

План Уварова, издание 1853 г.:

post-1-0-49963000-1448721022_thumb.jpg

Герб Молдавского княжества на стене цитадели:

post-1-0-42505400-1448721132_thumb.jpg

Самые ранние фото крепости авторства Карла Мигурского, 1869 г.:

post-1-0-74791200-1411063011_thumb.jpg

post-1-0-03641400-1411063660_thumb.jpg

post-1-0-96231300-1411063184_thumb.jpg

1920-е - 1930-е годы:

post-1-0-26438000-1448721133_thumb.jpg

Конец 1920-х (?):

post-1-0-46990600-1448721133_thumb.jpg

post-1-0-92226000-1411063092_thumb.jpg

1920-е - 1930-е гг.:

post-1-0-34795400-1448721257_thumb.jpg

Раскопки у цитадели, 1929 г.:

post-1-0-65754700-1448721257_thumb.jpg

Начало 20 века:

post-1-0-09616300-1448721258_thumb.jpg

1964-1969 гг.:

post-1-0-31839300-1448721258_thumb.jpg

post-1-0-55719200-1448721258_thumb.jpg

post-1-0-78714400-1448721258_thumb.jpg

1920-е - 1930-е гг.:

post-1-0-14002700-1448721259_thumb.jpg

post-1-0-11966900-1448721601_thumb.jpg

post-1-0-50330900-1448721601_thumb.jpg

Внутренний двор цитадели, 1920-е - 1930-е гг.:

post-1-0-89917900-1448721601_thumb.jpg

post-1-0-32410400-1448721602_thumb.jpg

post-1-0-72075300-1448721602_thumb.jpg

Раскопки:

post-1-0-20060700-1448721603_thumb.jpg

post-1-0-58885600-1448721603_thumb.jpg

Не позднее 1928 г.:

post-1-0-89120600-1448721603_thumb.jpg

1920-е годы:

post-1-0-17759200-1448721604_thumb.jpg

1960-е гг.:

post-1-0-58051900-1448721731_thumb.jpg

Килийские ворота:

post-1-0-87825700-1448721731_thumb.jpg

post-1-0-37521600-1448721732_thumb.jpg

Килийские ворота снаружи и со стороны внутреннего двора, 1920-е - 1930-е гг.:

post-1-0-86408800-1448721732_thumb.jpg

post-1-0-10468200-1448721733_thumb.jpg

post-1-0-40833100-1448721733_thumb.jpg

Укреплений со следами реконструкции, 1930-е гг. (?):

post-1-0-65953400-1448721733_thumb.jpg

post-1-0-01282900-1448721734_thumb.jpg

1920-е - 1930-е гг.:

post-1-0-62995100-1448721856_thumb.jpg

post-1-0-27441600-1448721856_thumb.jpg

post-1-0-91953500-1448721856_thumb.jpg

Стадии разрушения стены и её контрфорсов:

post-1-0-32196300-1411063468_thumb.jpg

post-1-0-37343600-1448721972_thumb.jpg

post-1-0-74636600-1448721972_thumb.jpg

1920-е - 1930-е гг.:

post-1-0-06423100-1448721973_thumb.jpg

post-1-0-29778400-1448721973_thumb.jpg

post-1-0-71474100-1448721973_thumb.jpg

post-1-0-46790200-1448721973_thumb.jpg

post-1-0-04926700-1411063550_thumb.jpg

post-1-0-90220600-1448722102_thumb.jpg

post-1-0-22236200-1448722103_thumb.jpg

post-1-0-63445900-1448722103_thumb.jpg

post-1-0-94648600-1448722103_thumb.jpg

1926 г.:

post-1-0-26567000-1448722104_thumb.jpg

1920-е гг.:

post-1-0-59946400-1448722104_thumb.jpg

post-1-0-80023800-1448722104_thumb.jpg

Не позднее 1915 г.:

post-1-0-76780100-1448722212_thumb.jpg

История обрушения 26-й башни. На первом фото видно, что нижний ярус башни, который был засыпан, начал накапливать влагу. Два следующие фото видим ту же башню после обвала. Последнее фото - попытка сохранить уцелевшую часть башни:

post-1-0-44278800-1448722212_thumb.jpg

post-1-0-40792400-1448722213_thumb.jpg

post-1-0-65516800-1448722213_thumb.jpg post-1-0-98329900-1448722213_thumb.jpg

1926-1930 гг.:

post-1-0-97265300-1448722212_thumb.jpg

post-1-0-20438000-1448722213_thumb.jpg

post-1-0-26845500-1448722214_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...

sasza, как вы уже догадались, осенью 2014 г. выпустить книгу не получилось. С момента анонса ситуация в стране ухудшилась, что в целом не способствует ни развитию науки, ни развитию издательского дела. Сейчас книга всё ещё проходи этап предпечатной подготовки. Автор монографии пока даже затрудняется назвать новую ориентировочную дату выхода... пока стоит ориентироваться аж на середину весны 2015. Такие дела.

Link to comment
Share on other sites

  • 10 months later...

Как вы уже догадались, даже осенью 2015 книги всё ещё нет в продаже, но всё же виден свет в конце тоннеля - Андрей Красножон, автор и составитель издания, рапортует, что книга всё же ушла в печать. Осталось дождаться её появления в продаже...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

На сайте издательства Stratum книгу уже можно купить по цене в 30 евро.

Полностью приведено Введение:

post-1-0-65457200-1449773985_thumb.jpg post-1-0-17591600-1449773986_thumb.jpg post-1-0-53632900-1449773986_thumb.jpg

post-1-0-02796200-1449773987_thumb.jpg post-1-0-40467000-1449773987_thumb.jpg post-1-0-84959600-1449773987_thumb.jpg

Текст Введения:

Цитата
На протяжении всего времени своего существования Белгород-Днестровская крепость (Украина, Одесская область) неоднократно

перестраивалась, постепенно меняя свой облик. За последние два с половиной века характер и динамика этих процессов отразились в сотнях изображений — рисунках, гравюрах и фотографиях. Иконографический материал превратился в важный источник по истории развития фортификационного ансамбля. Однако работа по его систематизации и комплексному анализу до сих пор не была выполнена. В настоящем издании я попытался восполнить очевидный источниковедческий пробел, собрав по возможности все доступные в архивах, музеях и частных коллекциях исторические изображения крепости. Одной из главных задач работы является введение в научный оборот новых иконографических материалов по истории этого памятника фортификации, а также их изучение в контексте уже известных данных.

Крепостной ансамбль Белгорода на Днестре в нынешней планировке (рис. 1) оформился в период с 1414 по 1450-е гг. К сооружению крепости на разных этапах были причастны молдавские господари Александр Добрый, Стефан II, Александрел и Стефан III, а также, по всей вероятности, местная городская община и султаны Баязед II и Селим III. После тяжелой осады 1484 г. и перехода города под власть Высокой Порты в крепости заново отстраивается почти вся внешняя линия обороны.

В составе Османской империи Белгород оставался до 1812 г., когда стал принадлежать России (к тому времени русские войска уже дважды овладевали городом — в 1770 г. и 1789 г.). На протяжении турецкого периода происходят разного рода модернизации отдельных участков крепостного ансамбля, перестройки некоторых башен, усиление куртин. Внутри двух дворов строятся мечети, казармы, жилые дома.

В 1832 г. крепость была выведена из реестра военных объектов. В ней появляются здания казначейства, городской больницы, уездного училища. Через 6 лет памятник попадает в сферу внимания только что учрежденного Одесского общества истории и древностей.

Начиная с 1859 г., в крепости активизируется процесс разборки древних кладок на строительные нужды. В начале 1860‑х гг. напротив северного устья рва из этих стройматериалов (как предполагают некоторые эксперты) сооружен каменный причал РОПиТ (Швальбина 1970: 15).

Под охрану ООИД крепость переходит в 1896 г. Вскоре специальная комиссия Общества констатировала плачевное состояние объекта. Однако кардинальные противоаварийные работы так и не начались ввиду отсутствия должного финансирования (Штерн 1906: 87).

В начале XX в. на территории Гражданского двора и в северном устье рва появляются наземные резервуары для хранения керосина, которые просуществовали до 1930‑х гг. Накануне Первой мировой войны в Военном дворе было устроено стрельбище, в результате чего пострадал в нижней части южный фасад разделительной стены (Швальбина 1970: 15; Nicorescu 1931a: 28).

В 1918 г. Аккерман переходит под власть королевской Румынии на 22 года. За это время здесь развернулись масштабные археологические, реставрационные и противоаварийные работы (впервые после исключения крепости из реестра военных объектов) под руководством профессора Ясского университета П. Никореску, который был мэром Аккермана в 1926—1929 гг. Одну из крупнейших археологических экспедиций, проведенных на территории крепости, летом 1929 г. организовал Военный музей Бухареста (Nicorescu

1931b: 116). Ее возглавил Гр. Авакян (Avakian 1931: 48).

С научной деятельностью этих двух исследователей, вероятно, и связано появление уникальной коллекции из 60 снимков крепости, которые хранятся в фондах Национального военного музея Бухареста.

В румынский период крепость оставалась под контролем военных (Nicorescu 1931b: 122). В 1920—1923 гг. ее территория вновь используется для стрельбищ. В этот же период фиксируются значительные обрушения эскарпа рва и поздней облицовки башни № 17 в южной части крепостного фронта. Гр. Авакян и П. Никореску в ряде статей уделяют особое внимание плачевному состоянию памятника (Avakian 1924: 3—7; Nikoresku 1931а; 1931b: 115—128).

Реставрационные и противоаварийные работы были проведены в 1926—1928 гг. на нескольких самых проблемных участках. Подробный отчет об этом П. Никореску опубликовал. В 1926 г. был сооружен угловой контрфорс под «бастионом» № 30, а также большой контрфорс и подпорная стена с тремя арками под цитаделью (Nicorescu 1931b: 118). В июле 1927 г. началось восстановление южной стены башни № 26, под руководством архитектора И. Кучук, которое было закончено через год (Nicorescu 1931b: 120), вместе с реставрацией Килийских ворот и южного фасада разделительной стены (Nicorescu 1931a: 28; 1931b: 118—126).

С деятельностью П. Никореску связана значительная часть фотографий, опубликованных в данном альбоме. Косвенно на эту связь указывает факт публикации нескольких снимков в его научных статьях, посвященных проблемам реставрации памятника (Nicorescu 1931b: fig. 15, 16, 21, 24, 26). Аккерманской крепости посвящено 80 снимков, датируемых 1926—1935 гг. В 2013 г. их выявил д‑р М. Валеяну в фотоархиве фондов ЯФИА.

Большинство этих фотографий крепости маркированы штампами Музея древностей в Яссах, который был основан в 1916 г. по инициативе профессора О. Тафрали и находился в структуре Ясского университета. После Второй мировой войны Музей был реорганизован, а в 1957 году он стал Музеем истории Молдовы, являясь сегодня отделом в структуре Национального музейного комплекса Молдовы (г. Яссы).

В ходе реорганизации учреждения фотоколлекция бывшего Музея древностей была передана Отделу древней истории Института истории и археологии им. А. Д. Ксенопола (Яссы), который координировал работу Музея истории Молдовы до 1968 г. После 1990 г., Отдел был трансформирован в Ясский Институт археологии Академии наук Румынии. Какие-либо детали относительно авторов фото из Аккермана или самих изображений неизвестны, за исключением информации из реестра или, в некоторых случаях, пометок на оборотной стороне фотографий.

В августе 1940 г. Аккерман на короткий период переходит под власть СССР (до июля 1941 г.). На территории крепости расположился советский гарнизон. В Военном и Гражданском дворах появляются казарменные и складские строения, которые были превращены в руины перед наступлением румынских войск. Через три года, в августе 1944 г., город вновь становится советским. В 1944—45 гг., по всей вероятности, крепость остается под контролем советских военных и в ней производятся учебные стрельбы, в результате которых

поврежден в нижней части южный фасад цитадели.

В 1948 г. в крепости проведены обмерные работы, результаты которых частично опубликованы (Шлапак 2001: 186—189), осуществлена фотофиксация аварийных участков памятника, отремонтирован южный фасад цитадели. Тем не менее, разрушения на некоторых участках продолжались. Так, в апреле 1951 г. рухнула башня № 13.1.

В 1953 г. был составлен «Акт о техническом состоянии Белгород-Днестровской крепости», при участии главного архитектора Белгорода-Днестровского, совместно с представителями Львовского Облпроекта. В заключении говорилось о «необходимости срочно приступить к мероприятиям, поддерживающим крепость в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени». В 1955 г. Одесский филиал «Гипрограда» подготовил «проектное задание по консервации Белгород-Днестровской крепости» (Швальбина 1970: 16). Тогда же создается план памятника, выполняется обмер крепостных стен и башен (Шлапак 2001: 90).

На основании экспертизы в 1964 г. разворачиваются масштабные реставрационно-консервационные работы. В 1967 г. утверждена смета (в размере около 200 тыс. руб.) на реставрацию цитадели (включая три башни, пороховой погреб, стены), Килийских ворот, юго-западной угловой башни (№ 20), юго-восточной угловой башни (№ 11). Работы на этих объектах продолжались минимум три года. Кроме того, береговая линия была отведена от стен крепости на 10—30 м за счет расширения нижней террасы. Берег укреплен бетонными конструкциями. Ликвидированы земляные насыпи барбетов в Гражданском и Военном дворах. Работы продолжались с перерывами до начала 1980‑х гг.

Следующий, незначительный по своим масштабам, этап реставрации пришелся на середину 1990 г. В 2008 г. проведены противоаварийные работы на «бастионе» № 30 (восстановлена западная стена, сооружение частично освобождено от грунтового заполнения). Тогда же происходит крайне неудачная «реконструкция» башни № 24, в результате чего ее историческая кладка была почти полностью заменена новоделом. Таким образом, в период с середины XIX в., вплоть до настоящего времени, в крепости полностью исчезли башни № 27, № 28, № 13.1, а также северо-западная башня цитадели, башня у западного устья (между № 19.1 и № 27) и многоугольная башня в системе береговых укреплений с северной стороны. Частично разрушены башни № 26 (на 50%), № 25 (на 75%), № 24 (на 50% от сохранявшегося к моменту реставрации объема), бастион башни № 17 (на 40%), № 11 (на 20%), № 15 (на 10%). Из 38 башен крепости (считая сооружения во рву) в период с конца 1790-х гг. исчезло 5, и еще 6 существенно повреждены.

Историческая кладка эскарпа рва в юго-западной части уничтожена на 35—40%, прибрежные стены Торгового двора — на 75%. Протейхизма северо-восточного сектора крепости утрачена на 50%, куртина между цитаделью и башней № 25 обрушилась полностью. Разобраны до основания все сооружения XVIII—XIX вв. в периметре двух дворов и цитадели, независимо от их функций, исторической или культурной значимости.

В настоящее время более всего подвержены угрозе разрушений северо-восточный и северо-западный участки оборонного комплекса. Судьбу башен № 26 и № 13.1 вскоре может разделить и башня № 3.1, внутреннее пространство которой несколько лет назад заполнили грунтом. При отсутствии перекрытий она набирает влагу и оказывает давление на кладку.

Учитывая высокую степень ущерба, нанесенного крепости как временем, так и деятельностью человека, важнейшую роль в исследовании утраченных фрагментов оборонного комплекса играют исторические изображения.

Сама по себе тема изучения иконографических источников Белгородской крепости не нова. Пожалуй, первым, кто указал на ее актуальность, был Н. И. Репников. В своей статье «Несколько слов о развалинах Аккерманской крепости» он дает краткий историографический обзор основных «графических материалов» XVII — сер. XIX вв. (Репников 1912: 79).

«Древнейшим рисунком Аккерманской крепости» Н. И. Репников считал гравюру из старопечатной книги «Карте Ромънэскѫ», изданной митрополитом Варлаамом в Яссах в 1643 г. (Carte românesca 1903: 137). По мнению автора, «при всей своей неточности» рисунок может позволить судить о внешнем облике восточного фасада крепости (Репников 1912: 79). Допущение более чем сомнительное в силу очевидной фантазийности изображения, ни одна деталь которого никак не увязана со средневековым Белгородом. Н. И. Репников, вероятно, исходил из предположения, что фигура святого Иоанна Сочавского с мечом в руке по определению могла быть изображена только на фоне Белгорода, в котором тот принял мученическую смерть (в Сучаву были перевезены лишь останки святого в начале XV в.). Подпись на рисунке гласит: «Сты мученик Хрсто Іоан Новы іже всочавэ» («Святой мученик Христовый, Иоанн Новый, который в Сочаве») (Carte românesca 1903: 143).

Год спустя румынский исследователь А. Лапедату обращается к гравюрам и пейзажной фотографии рубежа XIX—XX вв., как новому источнику для изучения крепостной архитектуры Белгорода. В двух кратких сообщениях он опубликовал и проанализировал восемь широко известных в то время открыток и гравюр с видами крепости, изданных в России (Lapedatu 1913: 57—66; 1914: 141—144).

Впоследствии многие исследователи истории и архитектуры уникального оборонного комплекса на Нижнем Днестре не раз обращались в своих работах к историческим изображениям в поисках информации об особенностях его планировки или внешнего облика (Avakian 1924; Nicorescu 1931a; 1931b; Шлапак 2001: 40—45; Беляева, Фиалко 2010; Красножон 2012).

Самым ранним изображением крепости (вернее, ее цитадели) долгое время считался значок в виде небольшого замка с четырьмя (?) круглыми башнями и подписью «Monchastro» на карте «Военное описание Балкан» из атласа «Codex Latinus Parisinus № 7239» (Dumitriu-Snagov 1979: 67—80; Orachev 2005: 137; ОВИМК 1987: 27; Шлапак 2001: 191; Красножон 2010: 10). Предполагалось, что карта составлена в 1395—1396 гг. анонимным автором по заказу венгерского короля Сигизмунда Люксембургского.

Несмотря на подпись и схожесть значка с цитаделью Белгородской крепости, эта версия не нашла своего развития (Şlapac 2004: 50—56), а впоследствии была опровергнута (Красножон 2012: 24—25). Исследователь средневековой картографии И. К. Фоменко предлагает другую датировку источника (1452—1453 гг.) и название: «Итальянская карта Балкан» (Фоменко 2007: 198, рис. 22).

Таким образом, наиболее ранним аутентичным изображением оборонного комплекса следует признать «Проспект Аккерманской крепости, состоящей в Безаравии в каком состоянии ныне по взятии российским войском от турок находится то есть от 1770‑го года» (НБУВ/СКИ, № 13297).

В настоящем альбоме собрана крупнейшая коллекция исторических изображений крепости Белгород на Днестре. Все изобразительные материалы снабжены авторскими комментариями, даны под сплошной нумерацией и структурированы в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Иллюстративный обзор крепости начинается от цитадели и следует по внешнему периметру укреплений. Отдельная группа изображений отражает внутреннее пространство Гражданского двора и цитадели. Исторические иллюстрации дополняются современными снимками и планами крепости, реконструкциями, а также фотографиями древнейших памятников эпиграфики с ее стен.

Издательство поделилось примерами страниц:

post-1-0-62977700-1449773535_thumb.jpg post-1-0-92239800-1449773535_thumb.jpg post-1-0-11031200-1449773536_thumb.jpg post-1-0-34087700-1449773536_thumb.jpg post-1-0-59114100-1449773536_thumb.jpg post-1-0-86552800-1449773536_thumb.jpg post-1-0-11700600-1449773537_thumb.jpg


Заключение:

post-1-0-42568100-1449775374_thumb.jpg post-1-0-90925000-1449775374_thumb.jpg post-1-0-41822200-1449775375_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
Цитата

23 января 2016

Облик твердыни

Официально презентовано фундаментальное издание о средневековой крепости Белого города на Днестре

Организатором представления новой книги историка Андрея Красножона выступило областное коммунальное предприятие «Фортеця». Акция прошла в Золотом зале Одесского литературного музея, собрав представителей научного мира и любителей старины, местной и региональной власти, дипломатов.

Сбор материала для уникальной монографии, в которую включены практически все известные изображения средневековой днестровской твердыни Андрей Красножон вел в музеях и архивах нескольких стран более трех лет. Книгу выпустило в свет молдавское научное издательство «Стратум». В ходе работы над изданием автору удалось приоткрыть завесу тайны в отношении ранее неизвестных свидетельств о строительстве и функционировании мощного оборонного комплекса. В частности, обнаружить средневековые закладные плиты крепости, которые почти век считались утраченными.

Уже в ходе презентации член-корреспондент Академии наук Молдовы Марьяна Шлапак, используя материалы новой книги и собственных исследований, выдвинула новую версию расшифровки нескольких знаков, относящихся к молдавскому периоду истории сооружения. По ее словам, новая монография Андрея Красножона предоставляет такую возможность широкому кругу ученых.

Сам автор подчеркнул, что издание данного труда, как и первой обширной монографии о строительстве Аккерманской крепости, вышедшей в свет почти четыре года назад, было бы невозможным без участия наиболее активной части территориальной общины Белгорода-Днестровского.

Ученый и его единомышленники разделяют мнение, что единственным путем реального сохранения уникального памятника является путь присвоения ему заповедного статуса. Такой подход поддержала и вице-губернатор Одесчины Соломия Бобровская.

Также показательно, что на территории региона новое издание распространяет белгород-днестровская сеть «Книжун».

Источник

post-1-0-97987600-1453660232_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Прошу обратить внимание на то, что существуют и другие мнения.

В крепости много лет работает экспедиция ИА НАНУ, которая может официально оценить представленные альбомы.

С уважением, д.и.н. И. В. Сапожников

Осторожно – гибридная история! Рецензия на альбом: Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

В предыдущем сообщении этой темы Игорь Сапожников засветил свою рецензию, которая мне очень сильно не понравилась, поскольку с объективностью там далеко не всё в порядке. Свои краткие впечатления от рецензии я описал описал здесь.

Теперь вот на глаза попалась рецензия на рецензию, читая которую я понял, что не меня одного озадачила публикация И. Сапожникова. В общем, после чтения рецензии И. Сапожникова не забудьте почитать ещё и это: Рецензия на рецензию, или комментарий к рецензии И.В.Сапожникова на книгу А.В.Красножона "Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях", предложенной вниманию читателей под неприятным названием) ОСТОРОЖНО – ГИБРИДНАЯ ИСТОРИЯ!"

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...