Перейти к содержимому
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Триполье: Девичь-гора

Recommended Posts

Обсуждается этот объект: Девичь-гора в селе Триполье.


Девичь-гора (Дивич-гора, Девичья гора) находится на околице села Триполье, в 40 км от центра Киева:

divich-gora-01.jpg

Если вы спросите у Интернета, чем примечательна эта возвышенность, то практически все источники вам будут рассказывать историю о том, что здесь было обнаружено капище зарубинецкой культуры.

Приведу информацию из книги "Язычество Древней Руси" (1987) Бориса Рыбакова:

Цитата
Еще одна Девичь-гора находится в этом же Среднеднепровском регионе на окраине с. Триполье (летописный Треполь) на Днепре. На вершине горы, возвышающейся над Днепром, в зарубинецкое время был сооружен своеобразный жертвенник-печь, представляющий собой композицию из девяти полусферических углублений. По всей вероятности, этот своеобразный жертвенник с девятью гнездами предназначался для сосудов, в которых во время праздничной церемонии могли вариться какие-либо зелья или зерна. Набор основных растений мог заполнить все сосуды: пшеница, ячмень, просо, греча (?), полба (?), лен, конопля, бобы, горох. Число 9 в сочетании с девичьим именем этой огромной и очень импозантной горы наводит на мысль (как и по поводу гадательной чаши с девятью клеймами месяцев), что создатели жертвенника с девятью составными частями прежде всего соотносили это центральное сооружение Девичь-горы с девятью месяцами беременности. Богиня-дева, как устойчивое представление о женском аграрном божестве, мыслилась, очевидно, подобно христианской богородице не просто девушкой, а такой, которая уже "понесла во чреве своем" и ей предстояло девять месяцев подготавливать рождение новой жизни. Число 9 входит в разряд общеславянских сакральных чисел ("за три-девятъ земель", "в три-девятое царство, три-десятое государство" и т. п.).

Почти полную аналогию девичьгорскому жертвеннику представляет жертвенник с девятью ямами из моравского городища с любопытным названием - Поганское. Дата его - начало X в., время языческой реставрации в Моравии. Здесь только нет признаков огня. Б. Достал считает эти девять ямок следами девяти идолов, что мало вероятно, так как ямки расположены вплотную друг к другу и они слишком мало врыты в материк.

Некоторый свет на сущность такого девятиямочного комплекса может пролить интереснейшая находка в Новгороде, примерно синхронная Ногайскому городищу. Там был обнаружен комплекс из девяти деревянных ковшей. При комментировании новгородской находки необходимо учесть, что древнейшим местным божеством новгородцев до установки у них идола Перуна Добрыней в 983 г. было некое женское божество плодородия. Именно поэтому на месте святилища Перуна (раскопанного В. В. Седовым в 1951 г.) новгородцы после крещения поставили не церковь св. Ильи, который обычно замещал Перуна, а церковь рожества богородицы, где православный престольный праздник сочетался к огорчению церковников с архаичным языческим праздником рожаниц. Возможно, что и обряд с девятью ковшами был связан именно с древним женским божеством.

В Поганском городище девятиямочный комплекс находится у стены языческого храма, предшествовавшего постройке костела. Костел обращен апсидой на "летний восход" и, следовательно, был посвящен какому-то святому или святой, празднование которого приходилось на разгар лета в период древних июньских таргелий, или "зеленых святок". Поганское расположено на реке Дые ("богиня") и поблизости от него есть две горы под названием Девин. Все это подкрепляет мысль о связи ритуального комплекса с женским божеством. Около городища Старой Рязани на мысу есть интересный сакральный комплекс из девяти ям с кострищами в каждой из них. Это напоминает новгородское святилище Перуна, но отличается тем, что вокруг идола Перуна были восемь кострищ, а в старорязанском святилище их было девять. Возможно, что связь женского божества с городом, постройкой города не случайна, а восходит к очень древним представлениям о богинях-покровительницах селений и городов.

Вернемся к Девичь-горе у Триполья (летописного Треполя). Здесь не было ни города, ни поселения. Сама гора представляла собой усеченную пирамидальную возвышенность, главенствующую над прибрежной поймой Днепра. Верхняя её площадка невелика и состоит из двух плоских ступеней: верхняя ступень с жертвенником 30х70 м и нижняя ступень – 30х30 м. Жертвенник поставлен так, что занимает срединное место всей вершины горы; рядом с ним зарубинецкие погребения I в. до н. э. - I в. н. э. Со стороны, противоположной Днепру, Девичь-гора сходит на нет широким пологим спуском, как бы специально предназначенным для торжественных обрядовых процессий от поселения к жертвеннику богини-девы на вершине.

Временами можно встретить мнение, что помимо капища здесь ещё находилось городище, но подобные упоминания (из тех, которые мне попадались), связаны с ошибками. Дело в том, что есть мнение, будто здесь находился летописный Треполь:

Цитата
Мандрівників, що потрапляють у Трипілля з півночі, зустрічає високий пагорб – Дівич-гора. На ній свого часу було розкопано могильник зарубинецької культури та городище давньоруського періоду (рештки міста Треполь).

Роман Маленков

Источник

Но на самом деле укреплённый Треполь находился южнее, в центре села Триполье. Укрепления Триполья обсуждаются в этой теме.

Стоит поднять вопрос датировки памятника. Как вы поняли, справка от Бориса Рыбакова сообщает, что капище относится к зарубинецкой культуре, верхний порог которой упирается во 2-й век н.э. Можно встретить мнение, что капище на горе существовало и несколько века спустя, в эпоху раннего средневековья, но пока непонятно есть ли основание у такого утверждения или же просто одно и то же капище приписывают, то к одной эпохе, то к другой.

Итого (предварительно) получается, что официально гору ассоциируют только с капищем, а если и ассоциируют с какими-то укреплениями, то по ошибке. Но когда я увидел эту возвышенность, оценил виды, которые оттуда открываются и чуть пристальней присмотрелся к месту, где расположена гора, то возник вопрос – действительно ли она была лишена укреплений?

О расположении чуть подробнее:

Гора находится в междуречье – с нескольких сторон подступы к ней прикрыты тремя реками – Стугной, Днепром и Красной:

divich-gora-02.jpg
Живая карта

Девичь-гора на спутниковом снимке:

divich-gora-04.jpg
Живая карта

На карте Шуберта (1868-1877) между Стугной и горой показана ещё одна речушка под названием Манька. Там же можно увидеть, как выглядел Днепр до того, как долина реки была затоплена в процессе создания Каневской ГЭС:

divich-gora-03.jpg
Живая карта

Гора:

Сама возвышенность выглядит довольно внушительно. Это самая высокая точка Обуховского района, она возвышается над Днепром на 50+ метров. Гора, если я всё правильно понял, является частью какого-то холмистого массива, который тянется вдоль правого берега Стугны, но при этом Девичь-гора выглядит достаточно обособленной.

На рубеже обороны:

Вдоль Стугны тянулся рубеж обороны, который был актуальным как княжеский период, так и в более поздние времена, например, в 17 веке. На Стугне находилось несколько важных укреплённых пунктов и потому логично предположить, что в районе, где Стугна впадает в Днепр, также мог существовать форпост. Чуть южнее Дивичь-горы находился летописный Треполь, который, как считают отдельные исследователи, был основан около 1032 года, когда Ярослав Мудрый укреплял границы вдоль Стугны.

Теперь вернёмся к истории с капищем. Итак, по официальной версии на горе было зарубинецкое капище, которое существовало не позднее 2 века н.э. Возможно существовало капище и в раннем средневековье, а что же находилось на горе в 11 – 13 веках? Получается, что граница укреплялась как к северу от горы (вдоль Стугны), так и к югу от неё (Треполь), но при этом сама гора оставалась пустой? Как-то уж очень сомнительно, что такую стратегически важную вершину, доминирующую над районом, да ещё и расположенную в таком удачном месте, могли просто упустить из виду. Уж как-то её должны были использовать. Как минимум, можно было реанимировать здесь сакральный центр, но был ли он реанимирован, особенно, когда речь шла о приграничной зоне? А если сакральный центр в указанный период существовал, то мог ли он обходиться без защиты, когда эти земли регулярно терзали кочевники? Как вариант - здесь мог находиться сторожевой пост. И, конечно же, тянет предположить, что здесь могла находиться какая-то небольшая крепость/городище, но в этой версии смущают слова Б. Рыбака, который отдельно отметил, что "здесь не было ни города, ни поселения". К сожалению, пока непонятно, насколько хорошо была исследована гора, потому пока сложно понять, прав ли был Б. Рыбак, связывающий гору исключительно с капищем.

Фотовпечатления:

Вид гору с юга, со стороны села Триполье и речки Красной:

divich-gora-f-01.jpg divich-gora-f-01-p.jpg

Много веков назад отсюда на гору смотрели печенеги и другие незванные гости, планировавшие проникнуть за Стугну, и, как утверждают источники, они смотрели либо на пустую гору, либо на гору с неукреплённым святилищем. Но так ли это?

Ешё несколько видов с разных ракурсов:

57966475.jpg divich-gora-f-09-p.jpg
Источник фото

57966495.jpg divich-gora-f-10-p.jpg
Источник фото

55192642.jpg divich-gora-f-11-p.jpg
Источник фото

Дорога, ведущая к вершине:

divich-gora-f-02.jpg divich-gora-f-03.jpg divich-gora-f-02-03-p.jpg

Это иллюстрация к словам Б. Рыбака: "Со стороны, противоположной Днепру, Девичь-гора сходит на нет широким пологим спуском, как бы специально предназначенным для торжественных обрядовых процессий от поселения к жертвеннику богини-девы на вершине". Мне, например, несложно представить, как при некотором количестве усилий можно эту дорогу перекрыть, превратив тем самым дорогу для процессий в дорогу смерти для атакующих.

Вид с горы на дорогу:

divich-gora-f-04.jpg divich-gora-f-04-p.jpg

Сейчас площадку горы венчает крест и флагшток. Наличие развивающегося над горой флага лишь усиливает ассоциацию с укреплённым пунктом. На заднем плане небо коптит Трипольская ТЭС:

divich-gora-f-05.jpg divich-gora-f-05-p.jpg

Вид с горы в юго-восточном направлении. Прямо по курсу видно село Триполье. Создаётся впечатление, что оно на полуострове:

divich-gora-f-06.jpg divich-gora-f-07.jpg divich-gora-f-06-p.jpg

Напомню, что в Триполье когда-то была приграничная крепость, и вид на неё с горы открывался прекрасный.

С крестом интересная история. Как вы понимаете, у горы есть статус языческого святилища, а тут вдруг православные установили на ней крест. Мотивы православных понятны, т.к. место очень привлекательное и как тут не утвердиться, однако приверженцы языческих культов мягко говоря не в восторге от креста на этой горе, потому во время проведения ритуалов и празднеств на горе они могут, например, накрыть крест флагом, чтобы глаза не мозолил. Ну что ж, весьма мирная форма протеста:

18.jpg
Источник

Ещё один вид с горы, на этот раз в северо-западном, западном и северо-восточном направлениях:

divich-gora-f-08.jpg divich-gora-f-08-p.jpg

Видео-панорама:

На эту гору стоит подняться как минимум из-за видов на Днепр и окрестности. Жаль, что они подпорчены индустриальными вкраплениями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В статье Павла Раппопорта К вопросу о системе обороны Киевской земли (1954) наткнулся на такую строку:

Находящееся между устьями рек Стугны и Красной городище на Девичь-Горе — памятник, относящийся к первой половине I тысячелетия н. э.

Датировка несколько размыта, но, вероятно, речь шла о принадлежности памятника к зарубинецкой культуре.

Наиболее интересно, что в статье Девичь-гора связана с городищем, т.е. с укреплением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё немного мыслей от Павла Раппопорта:

Отдельные вершины вообще не характерны для рельефа южной Руси, но даже и там, где они встречаются, они обычно не использовались для постройки древнерусских укреплений. [1]

----

1. Характерный пример — городище на вершине Девичь-Горы в г. Триполье. Это городище, считавшееся древнерусским, оказалось в действительности относящимся к гораздо более раннему времени (П. Раппопорт. Обследование городищ в районе Киева в 1950 г. Археологiя, т. VII, Киïв, 1952, стр. 147).

Источник: Материалы и исследования по археологии СССР № 52, 1956 / Очерки по истории русского военного зодчества Х-XIII вв / П. Раппопорт

Информации крохи, но на основе её можно сделать вывод, что до того, как в 1950 году была произведена разведка, считалось, что на Девичь-горе было "древнерусское городище", а после разведки гипотеза о городище не утратила актуальности, просто памятник был датирован более ранним периодом.

Также можно сделать вывод, что в 10 - 13 веках, как считал П. Раппопорт, гора не использовалась в качестве основы для укреплений. Далее след ведёт к материалам разведки 1950 года, с которыми ещё предстоит ознакомиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Маю цілком офіційний, хоча й написаний досить недбало двомовний путівничок УКіТ Київської ОДА, ОЦОтНД ПКС: О.Бреяк "По шляху із варяг у греки. Туристичний маршрут по правому берегу Дніпра" під ред. М.Відейко, Т.Моргун, К.2006, нак. 1000 прим. - де на рахунок Дівич-гори сказано буквально наступне:

На під'їзді до Трипілля, праворуч від дороги з м. Українки, на якій розташоване городище, яке датується кінцем 1 тисячоріччя до н.е і початком н.е. і належить до так званої зарубинецької культури. Городище має важливе наукове значення, як одне з небагатьох укріплених пунктів цього періоду у Середньому Подніпров'ї.
Вказане видання, сс. 43-44.

Більше того, на сторінці додається запозичений звідкись планчик Дівич-гори, на якій чітко показано круговий периметр огорожі городища на вершині гори, відмічений цифрою 1, на відміну від двох площадок нижче вершини, відмічених цифрою 2. На жаль легенди до цього планчику там не розміщено. Проте роздільна нумерація сама по собі доказує, що контур замкненої лінії відмічає не межі археологічного об'єкту в цілому, а лише межі його укріпленої частини.

Треполь там згаданий та скупо описаний зовсім окремо.

Протиріччя інформації усувається версією, що там мало місце городище-святилище (поганський аналог укріпленого храмового комплексу або монастиря). Адже цінності, що накопичувалися у святилищі, та й самі встановлені в ньому ідоли потребували захисту та охорони.

Також припускаю незайняття гори, в часи Русі, фортецею, через певні релігійні обмеження та забобони, повязані з культовим статусом об'єкту. Раніше обговорюване на форумі городище Пилипенкова гора здається також чомусь в подальшому не відновлювалось.

На сайті "Дорога ЮЕй" об'єкт проходить як городище з могильником + капище.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoticons maximum are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...

×