Filin Опубликовано: 28 февраля 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 28 февраля 2014 Обсуждаются эти объекты: городские укрепления и замок Браилова Расположение Браилова относительно Винницы и Жмеринки: На карте Боплана (издание 1650 года) Браилов показан как укреплённый городок: Цветная копия карты: И ещё одна копия (1670 года): Источник Обратите внимание, что в 17 веке на реке было устроено несколько плотин, благодаря которым создавался каскад озёр. Это, конечно же, усиливало оборонный потенциал городка. Браилов на карте Шуберта (1868): Проанализировав несколько источников, Ян Лешек Адамчика в своей книжке "Fortyfikacje stałe na polskim przedmurzu od połowy XV do końca XVII wieku" (2004) выдал такую вот ну очень короткую справку: Этот источник здесь привёл только лишь для того, чтобы показать – человек, опирающийся в своих выводах только лишь на карту Боплана, может подумать, что Браилов был защищён городскими фортификациями и ничем другим. Но, судя по всему, это не так. Например, Евфимий Сецинский сообщает о существовании в Браилове замка (смотрите текст во 2-м сообщении темы). Возможно также, что список укреплений всё равно не полон, т.к. есть в Браилове ещё одна интересная локация. "Географический словарь Королевства Польского": Источник Начнём с города. В наши дни он расположился на двух берегах реки Ров, но карта Боплана и уцелевшие памятники архитектуры дают нам понять, что старый укреплённый центр городка находился на левом берегу реки, на мысу, образованном изгибом русла: Живая карта Где именно проходила линия городских фортификаций нужно ещё долго и нудно выяснять при помощи дополнительных источников, разведок на местности и знакомства с микротопонимами. Пока же можно просто уточнить, что укрепления защищали эту часть городка: Живая карта Рассуждая логически, можно предположить, что самое выгодное расположение было у монастыря, который находится на кончике мыса: Общий вид монастыря: Источник К сожалению, историю этого участка зачастую начинают рассказывать с момента, когда здесь появился Тринитарский монастырь, т.е. с 18 века, но ведь, как говорится, "свято место пусто не бывает", особенно когда это место в центре небольшого городка, потому логично предположить, что здесь что-то было и до 18 века. Общий вид на Браилов с колокольни монастыря (вид в западном направлении), таким городок был в 1-ой четверти 20 века: Источник: Пам'ятки архітектури Подільської губернії (2013) Что касается замка, то большинство источников, лежащих на поверхности, утверждают, что на замчище сейчас находится Троицкий костёл (построен в 1879 году). Есть и другая версия, согласно которой замчище поглотил сокоморсовый завод. В данном случае обе версии друг другу не сильно противоречат, поскольку участок костёла и участок завода находятся по соседству (костёл одно время даже использовался как заводской цех), в общем, предлагают искать замок где-то здесь: Проходная завода и рядом с ней "проходная" костёла: Источник Так выглядит территория завода сразу за проходной (дальше проникнуть не удалось): Взгляд на завод со стороны участка костёла: Источник Махина костёла: Хотя я и был в Браилове, но о существовавшем здесь замке узнал в последний момент и толком не успел там полазить в поиске следов укреплений. Касательно расположения замка Сецинский даёт несколько другую наводку. Он сообщает, что после ухода турок на замчище был построен православный храм. И вот здесь возникает вопрос – то ли этот православный храм находился на участке костёла или завода, и тогда версия Сецинского не противоречит описанной выше версии, то ли церковь и замчище находились в другом месте. По замку пока всё. Для полноты картины также стоит в двух словах упомянуть Браиловский дворец, построенный во 2-ой половине 19 века. Часто бывало, что подобные резиденции строили на месте старых укреплений, но в данном случае, похоже, резиденцию возвели на относительно пустом месте, да ещё и на противоположном берегу реки: На фоне общей равнинной местности дворец несколько приподнят, поскольку он "оседлал" небольшую возвышенность. Один из углов дворца декорирован башенкой (она мне напомнила башню замка в Хмельнике), и я даже подумал – а вдруг это символическая отсылка к оборонному прошлому Браилова? Источник Интерьер нижнего яруса башенки выглядит внушительно: Источник Напоследок несколько фотоотчётов из Браилова: http://posterrr.livejournal.com/182763.html + http://posterrr.livejournal.com/217122.html http://mr-brut.livejournal.com/421814.html http://andy-babubudu.livejournal.com/252650.html Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 28 февраля 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 28 февраля 2014 Евфимий Сецинской о Браилове Надеялся, что в Археологической карте Подольской губернии (1901) наткнусь на упоминание каких-нибудь валов/рвов, но не повезло - Сецинский сообщает только это: Браилов м. на р. Рове. Близ местечка, в так называемом Ксендзовском лесу, принадлежащем местному землевладельцу, находится довольно значительных размеров пещера, повидимому устроенная рукою человека. Намного больше он написал в "Приходах и церквях Подольской епархии" (1901), где находим некоторые сведения и о замке: Браилов м. — с почтово-телеграфным отделением на месте и с станцией Ю.-З. ж. д. такого же названия в 3 вер. на ю. — расположено в местности холмистой, в одной из пересекающих ее ложбин, по которой протекает довольно полноводная река Ров, в самом же местечке принимающая пересыхающий часто приток Брагу и затем в 10 вер. отсюда впадающая в р. Буг.В общем положение местечка низменное. Почва по преимуществу глинистая, по берегам же р. Рова встречается много известковых отложений и камня гранита. Указанное положение местечка при слиянии двух рек Браги и Рова, надо полагать, и сообщило ему название "Браилова", образовавшагося из более ранняго "Брагирова" и более поздняго, употребительнаго в старинных актах, "Брагилова". Б. принадлежит к старейшим поселениям Подолии. В начало XVII в. Б. является уже довольно важным и бойким пунктом, около котораго сосредоточиваются отряды особой вольнопрактикующей милиции "лисовчиков", которая наполнялась в большей части местными поселенцами, имея ближайшею целью защиту своего края, и принимала иногда приглашения на службу в далеких краях. В 1619 г. посол германскаго императора нанимает в Б. отряд "лисовчиков", под командою Роговскаго, для службы в германском войск в эпоху 30-летней войны (Dzieduszycki, Historia Lisowczyków). Во время польско-козацких войн Б. является "сотским мистом" для одной из сотен казацкаго Брацлавскаго полка (Бодянский, "Реестр. войска запорожск.", стр. 163). С временным поражением казаков польския войска занимают Брацлавщину, и Б., как видный пункт, назначается в 1651 г. местом пребывания целой хоругви короннаго войска (Michałowski, Ksęga pamęnt., стр. 624). Около этого времени он находится во владении Черниговскаго каштеляна Яна Одржевольскаго, но в 1652 г. Петр Потоцкий, староста Каменецкий, совершает наезд на него и, не смотря на то, что в местечке имелся укрепленный замок, овладевает им (Винниц. городск. кн., л. 33). Вслед затем в Б. возводятся укрепления и к 1659 г. он становится укрепленным городом (Cellarius, стр. 366). В 1663 г. Анна Одржевольская совершает форменную сделку с Николаем Потоцким на продажу ему Б. В 1664 г. Б. временно переходит во владение Ивана Выговскаго, известнаго сподвижника Богдана Хмельницкаго и впоследствии гетмана (Летичев. городск. кн., л. 5 — 6), но затем опять возвращается к Потоцким. В 1666 г. здесь безчинствует региментарь Моховский с отрядом жолнеров; является на выручку гетман Дорошенко с казаками и татарами, громит и разгоняет поляков (Летоп. Грабянки, стр. 192). В 1672 году турки при занятии Подолии берут приступом Б., и Халил-паша оставляет тур. гарнизон в замке, но затем скоро очищаетъ его (Dr. Antoni I., Opowiad. histor. I, 49 и IX, 331). К этому времени надо отнести и разрушение здесь православнаго храма, разграбление его драгоценностей и исчезновение особенно чтимой в народе иконы Божьей Матери. По уходе турок, новый православный храм воздвигнут был среди замковых укреплений местечка (память об этом доселе хранится в местном народном предании). С конца XVII и до конца XVIII в. гр. Потоцкие уже спокойно владеют Б. и стараются укрепить здесь католицизм и унию. Особенно известен в этом отношении Франциск-Салезий Потоцкий, воевода Киевский; не только в Б., но и во всех селах Б-ой волости завел он униатския церкви (Арх. Ю.-З. Р. ч. I, т. IV. стр. 584); в местечко воздвиг величественное здание для католического Св.-Троицкаго (тринитарскаго) монастыря и пригласил известнаго художника Иосифа Прагтля для раскраски этого здания. В 1787 г. король Станислав-Август, проездом остановившись в Б., любовался фресками и другой живописью Прагтля (Kraj, 1889 г. № 25). Тот же Потоцкий, заботясь о греко-униатах, наделял землями и разными угодьями местное духовенство Б., обеспечивал храмы и т. д. Однако православие здесь никогда не умирало. В 1741 г. оно имело еще свой приход, должно быть, доживавший уже последние дни, так как позже здесь был только униатский приход; православие оживилось ко времени "колиивщины", когда, по распоряжению Гервасия Линцевскаго, еп. Переяславскаго, в Б. учреждена была православная протопопия (Тр. Ком. в. V, стр. XV; вып. VIII, стр. 259). Но затем православие, придавленное в 1768 г. конфедератами, занявшими Б. сильными отрядами, опять воспрянуло в 1773 г. вместе с приходом сюда русских войск. Подъем православия в этот раз был настолько силен, что в Браиловской протопопии воссоединились с ним 21 священник и 1 приход (Труды Ком. в. VIII, стр. 256). С уходом русских войск опять восторжествовала уния: Браиловский протопоп Крымизович (или Крымкович) перешел в нее (Тр. Ком. в. V, стр. XV), а к 1790 г. прекратила свое существование и Браиловская православная протопопия (Тр. Ком. в. VIII, 202). Наконец, в 1799 г. востановлено в Б. и его повете православие навсегда, при деятельном участии прот. с. Войтовки Василия Мокрицкаго (Тр. Ком. VIII, 298). В это время в Б. является три православных прихода: Троицкий и Рождество-Богородицкий на месте нынешняго Петро-Павловскаго, а также Иоанно-Богословский — ныне с. Москалевка. В начале XIX ст. Б. от Потоцких, путем брачных сопряжений, переходит во владение Фелициана Юковскаго, который принужден был в 1868 г. продать его Фон-Мекку, известному в свое время железнодорожному деятелю. В настоящее время Б. составляет имение князя Горчакова. К 30-м годам нынешняго столетия храм Св.-Троицкаго прихода пришел в совершенную ветхость. Между тем в 1832 — 1833 г. упразднен был в Б. римско-катол. тринитарский монастырь и решено было обратить здание его в приходскую церковь; эта церковь освящена была в честь Св. Троицы, и в 1837 г. к ней приписана Рождество-Богородичная, построенная в 1770 г. Таким образом, из двух приходов в Б. составился один. В 1845 г. он лишился своей главной церкви, так как в ней помещен был Винницкий девичий монастырь. Постройка новой приходской церкви во имя свв. Апостолов Петра и Павла затянулась на 40 лет, благодаря интригам помещика Юковскаго, обязавшагося строить ее. Наконец она воздвигнута была в 1886 г. уже при содействии помещицы Надежды Фон-Мекк, на средства прихожан и 12000 руб., удержанных Гражданской Палатой с Юковскаго. Теперь этот храм представляет собою величественное кирпичное здание, об одном купол, в вид удлиненнаго креста, с колокольнею и с алтарем, обращенным на северо-восток, внутри светлое, просторное, украшенное колоннами, пилястрами и хорошо расписанное. Иконостас — деревянный в три яруса. Рождество-Богородичная церковь старинной архитектуры, в вид корабля об одном куполе (два других сняты в недавнее время), сохраняется и тщательно поддерживается до сих пор. На Браиловском приходском кладбище имеется еще маленькая каменная Церковь во имя Всех Святых, перестроенная в 1872 г. из усыпальницы. Нынешний Петро-Павловский приход Б. состоит из самаго местечка и прилегающих к нему предместий: Чмелевки, Сукачевки, или Сухачевки, Казачевки и Завалья. В последнее время (1898 г.) числилось 2000 слишком прихожан обоего пола. Все это — крестьяне-малороссы, за исключением нескольких душ мещан и почетных граждан, которые занимаются по преимуществу хлебопашеством; кроме того, многие из них промышляют ремеслами: сапожным, гончарным, ткацким, плотническим, столярным и кузнечным; торгуют съестными припасами в местечке, особенно во время наплыва богомольцев в Б.; работают на местных заводах: сахарном, винокуренном и кирпичном, на железной дороге, а также занимаются добыванием извести и камня. Наряду с православным населением в Б. проживает много католиков, а особенно евреев. Церк. земли: усад. 3 д. 1908 с., пах. 72 д. 1278 с., сенок. с дубовым лесом 7 д. 2176 с., в урочище "Орловскаго" и под р. Ровом 4 д. 625 с., хутора с фруктовыми деревьями и черным лесом 9 д. 1748 с., а всего 98 д. 535 саж. В приходе имеется с 1873 г. народное училище М. Н. П. Школа грамоты для девочек с 1898 г. помещается временно въ каменной сторожке при церкви, но будет переведена во вновь выстроенное, при содействии кн. Горчакова, кирпичное просторное здание, в котором предположено также завести воскресные классы для взрослых женщин. Дом для священника ремонтирован помещиком в 1881 г.; дом для псаломщика построен в 1881 г. на средства помещика. Рим.-католический костел во имя Пресв. Троицы, каменный, построенный в 1879 г. отчасти на средства помещ. Юковскаго, отчасти на средства прихожан, имеет прихожан около 5126 д. и славится статуей Иисуса Христа, чтимой как чудотворная. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
m_potupchik Опубликовано: 1 марта 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 марта 2014 Добавлю еще топокарту, но по поводу замка и городских укреплений добавить нечего. Я там был неоднократно, обходил все околицы, нашел несколько поселений разного периода, но никаких следов замчища или укреплений. Трудно предположить, что замок находился на территории, где сейчас расположен монастырь. Вот его вид сбоку - видно что это совершенно низинная местность. Более вероятно, что замок располагался на месте костела (соко-морсовый завод) - он расположен на возвышенности. Фото не очень удачное в плане ракурса, но рельеф все-же просматривается. Нашел у себя фото костела начала ХХ века 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 1 марта 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 1 марта 2014 Что касается версии "замчище на месте костёла", то участок выглядит перспективным и на топокарте: Монастырь, конечно, был расположен в низменной местности, но стоит учесть также то, что с напольной стороны "мыс" или "полуостров" был защищён укреплениями городка и замка, а с остальных сторон его защищала река. Зимой, когда река могла замёрзнуть, было бы сложно обороняться, но те же татары зимой в походы не часто ходили, потому система защиты мыса была не такой уж и простой. В любом случае, то, что здесь было до появления Тринитарского монастыря, нуждалось в защите. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 4 марта 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 4 марта 2014 Вид на Браилов от Наполеона Орды. Акварель создана между 1871 и 1874 годами. Источник В левом верхнем углу кадра видим костёл монастыря кармелитов, в правом углу - мост через Ров, т.е. перед нами вид с запада на восток. Если посмотреть в левый нижний угол рисунка, то там можно увидеть террасу/склон с забором. Если ничего не путаю - это терраса, на которой сейчас стоит костёл, т.е. терраса предполагаемого замчища. Судя по всему, современное русло реки находится в наши дни чуть севернее, чем в конце 19 века. Такой вывод напрашивается, если подумать, где стоял художник, когда он рисовал этот вид. Сейчас практически сразу у склона костёльной террасы течёт река, а тогда между террасой и рекой, если ничего не путаю, тянулась полоска суши с проложенной по ней дорогой. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 17 мая 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 17 мая 2014 Браилов с высоты: Источник Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.