Filin Posted December 5, 2013 Report Share Posted December 5, 2013 Обсуждаются эти объекты: городские укрепления и замок в Чернокозинцах В наши дни Чернокозинцы – это село, расположенное на берегу Збруча, в 20 км (по прямой) к западу от Каменца-Подольского: Главная достопримечательность села – замок. Он с одной стороны не самый выразительный, с другой стороны форпост может похвастаться очень живописным расположением. В целом, замок интересный и, конечно же, он стоит того, чтобы к нему наведаться в гости, однако гостей у руин не так уж и много. Сказывается плохая дорога, удалённость от оживлённых трасс и слабая коммуникация Чернокозинцев с близлежащими крупными населёнными пунктами, осуществляемая посредством общественного транспорта. Всё это не способствует популяризации замка, и не стимулирует процесс изучения истории поселения. Если замок вниманием не балуют, то о городе, как мне кажется, вообще забыли. А ведь стоит только поднять источники и станет очевидно, что помимо замка здесь существовал ещё и городок. Для начала стоит учесть, что появление замка по самым осторожным версиям относят к 15 веку, но есть мнение, что он мог появиться даже раньше, при Кориатовичах, т.е. во 2-ой половине 14 века. Можно также допустить, что первый замок могли "посадить" на площадку, которую ранее занимало городище, а находки следов трипольского поселения говорит о том, что эта местность была облюбована поселенцами издавна. Получается, что как минимум с 15 века, с появлением замка, возникло ядро, наличие которого могло стимулировать формирование городка, развившегося, к примеру, на основе села, существовавшего под замком. Первые письменные упоминания Чернокозинцев в статусе городка относятся к началу 16 века. Так, в 1516 году польский король Сигизмунд I предоставляет право Чернокозинцами проводить две ярмарки, и понятно, что такие привилегии сёлам не давали. Причём в документе отмечено, что подобными привилегиями городок владел и ранее, но документы, их подтверждающие, были утрачены во время одного из татарских набегов. Таким образом, уже в начале 16 века Чернокозинцы были городком, а в 1588 году король Речи Посполитой Стефан Баторий предоставил городку Магдебургское право, что также свидетельствует о высоком статусе поселения. Тут наверняка не обошлось без поддержки каменецких епископов, поскольку Чернокозинцы находились в их владении, а в замке располагалась летняя епископская резиденция. Как укреплённый городок Чернокозинцы показаны и на картах Боплана: Городок дожил до начала турецкой оккупации Подолья (начало 1670-х), а после того, как турки ушли (1699) разорённое и опустошённое поселение уже не смогло подняться выше уровня села. Как видим, Чернокозинцы не всегда были селом-с-замком. Очевидно, что здесь существовала более сложная оборонная система, состоящую как минимум из замка и связанного с ними укреплениями городка. Пишу "как минимум", т.к. есть вероятность, что каменный костёл Св. Иосифа, построенный в начале 17 века (от него мало что осталось), также был приспособлен к обороне. Если смотреть на картину под таким углом, то станет очевидным, что город-то потеряли, ведь о нём, как об укреплённом пункте не пишут ничего конкретного. Если посмотреть на рельеф местности, учесть расположение сохранившихся памятников архитектуры и данные иконографии 19 века, то, как мне кажется, всё это будет указывать на одно единственное место, где городок мог существовать – рядом с замком (к югу от него), на площадке между ним и руинами костёла: Живая карта Помимо возвышенной площадки, "закупоренной" в северной части замком, также интересна речушка, видимая на карте. Она протекает по довольно глубокому яру, как бы огибает площадку, где, как я предположил, мог находиться укреплённый городок, и впадает в Збруч. Вполне вероятно, что яр с речушкой использовался в качестве рва. Интересно, что в "Памятниках градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (1, 2) не только замчище, но и вся территория влоть до костёла была названа "замковым холмом": "На одной из террас южного склона замкового холма закладывается ансамбль костела Иосифа". Также немаловажно, что в упомянутом издании замок и костёл были объединены в единый комплекс. Живая карта Итого, структура могла быть какой-то такой (замок, отделённый рвом от укреплённого городка + внешний яр-ров): Правда, в таком случае получается, что площадь укреплённого городка была не очень большой, поскольку он вписывался в площадку размером 200х200 метров. Но возможно укрепления охватывали бОльшую площадь (т.е. я что-то не учёл), а также возможно, что значительная часть построек (особенно в долине реки) оставалась незащищённой, а укреплённым было только указанное ядро городка. Сейчас следы старого городка разрознены и не выглядят, как детали одного целого – замок в одном месте: ... руины костёла в другом: ... а между ними ничего особо интересного, просто рядовая сельская застройка: домики, хозпостройки, сады и огороды. А между тем, ещё во 2-ой половине 19 века этот участок выглядел куда более цельно, поскольку тогда в качестве связующего звена между замком и костёлом выступала частная усадьба, не сохранившаяся до наших дней. Ориентировочно во 2-ой половине 18 века замок был окончательно заброшен, а епископы перебрались в новый дворец, построенный неподалёку от костёла. В 1871 году Чернокозинцы посетил Наполеон Орда. Вид №1 его авторства: Источник Помимо бросающихся в глаза памятников, обращу ваше внимание на склоны террасы и подпорные стены, которые выглядят вполне внушительно. На переднем плане виден мостик (к сожалению, не знаю, что на его месте сейчас) переброшенный через речушку, которая спускается со склона, огибая замчище и примыкающий к нему участок. Похожий вид запечатлён на картине Альберта Хмелёвского (1886): Источник Вид №2 от Наполеона Орды: Источник Практически всё, что видим на изображениях второй половины 19 века, насколько я понял, было уничтожено в период Первой Мировой. К сожалению, более ранняя иконография с видом городка мне не попадалась, а к 19 веку от него уже мало что осталось, не говоря уж о нынешнем времени. Территория между замком и костёлом в наши дни слабо застроена, потому напрашивается на исследования. Но, судя по всему, до них дело дойдёт ещё не скоро, ведь если замок сейчас переживает не лучшие времена, несмотря на статус памятника архитектуры национального значения, то что уж тут говорить о площадке забытого городка. Мне кажется, что если удастся за нынешним селом увидеть образ старинного укреплённого поселения, то благодаря этому как минимум повысится статус населённого пункта. Кроме того, изменится образ замка, который перестанет быть простым замком-в-селе, а превратится ещё и в цитадель городка. В целом, может полностью трансформироваться представление об оборонном потенциале Чернозинцев. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted December 5, 2013 Author Report Share Posted December 5, 2013 "Приходы и церкви Подольской епархии", под редакцией Евфимия Сецинского, 1901 (471-472): Чернокозинцы с. — при р. Збруче, у австрийской границы, в живописной местности; от Каменца в 20 в. на з. Местность здоровая, сухая; хорошая ключевая вода; есть сернистый источник. Почва местами черноземная, местами глинистая и песчаная; добывается гипс, алебастр и мрамор. В документах Ч. упоминаются с ХV в. С XV в. до конца XVIII в. они принадлежали Каменецкой бискупской кафедре и служили летним местопребыванием бискупов, два из которых и умерли здесь (Николай Лабунский в 1467 г. во время эпидемии и Дембовский в 1757 г. тотчас после назначения его на Львовскую архиепископию). До ХVIII в. Ч. были местечком или городом и имели довольно сильное укрепление (остатки сохранились доныне), построенное здесь вследствие того, что это была обычная дорога для вторжения врагов — татар, турок и особенно валахов ("Волошский шлях") в Подолию. Не смотря на это укрепление, Ч. часто подвергались разорению от этих вторжений. В 1795 г., по упразднении Каменецкаго католическаго епископства, Ч. с другими имениями его поступили в казну и отданы племянниц Потемкина гр. Литта, у которой их купил ок. 1815 г. Сарнецкий, а у наследников последняго это имение приобретено нынешним владельцем, Одесским купцом Асвадуровым. Населения православнаго ныне 610 м. и 606 ж., католиков 25, евреев 3 семейства; жители малороссы-крестьяне, занимаются хлебопашеством, но, вследствие недостаточнаго количества земли и малоплодородности почвы, некоторые выселяются в Бессарабскую губ. или отправляются туда на работы. Церковь в Ч. упоминается с XVI в. В XVIII в. в Ч. было 2 униатских церкви. Михайловская церковь, существовавшая до 1867 года, была построена на средства прихожан в начале XVIII в.; она была деревянная, трехкупольная; в 1822 г. к ней присоединен приход Успенской церкви. В 1867 г., с устройством нынешней Успенской церкви. Михайловская церковь разобрана и погост ея обращен в огороде для причта; на месте церкви кам. крест. Существовавшее до 1822 г. здание Успенской церкви было построено в 1728 г. на средства прихожан и священника Афансия Панталийчука; оно было деревянное, трехкупольное. По смерти священника Успенской церкви Иакова Плуговскаго в 1822 году, приход этой церкви присоединен к Михайловской, а церковь упразднена; погост ея занят крестьянским огородом, на месте церкви каменный крест. В 1867 г. была построена нынешняя церковь, посвященная сначала Николаю Чудотворцу, а с 1877 г. после ремонта — Успению; построена она на средства помещика Сарнецкаго и отчасти прихожан; она — каменная, однокупольная; колокольня вместе. Церк. земли: усад. 1 д. 1110 с., пах. 47 д. 1700 с.; земля в 3-х сменах: 1-я в 2 в. от села к с.-в.; 2-я и 3-я в 5 в. от села к с. Дом священника — каменный, старый, капитально ремонтирован, а холодныя помещения построены вновь в 1898 г.; дом же псаломщика деревянный и такия же холодныя помещения построены в 1894 г. — все на позем. сбор при участии прихожан. Народное училище М. Н. П. с 1877 г. Кроме Успенской церкви, ныне в Ч. есть Воскресенская церковь (храмовой праздник в 4-ю нед. по Пасхе) при второклассной Церк.-прих. школе. Церковь эта устроена в 1898 г. из р.-католическаго костела, построеннаго в 1608 г. Каменецким бискупом Павлом Валуцким и закрытаго в 1893 г.; здание костела приспособлено под церковь на средства, отпущенныя Св. Синодом в 1896 г. Здание каменное; колокольня при церкви. Прихода при этой церкви нет. Церковной земли: усад. 2 д. 1533 с. Второклассная школа открыта в 1896 г.; помещается в трех каменных зданиях, из коих одно большое каменное, крытое железом, построено в 1898 г. на средства, отпущенныя Св. Синодом. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted December 11, 2013 Author Report Share Posted December 11, 2013 О названии: Во взглядах на происхождение названия села народ разошёлся. В первую очередь, конечно же, название связывают с чёрными козами, а поскольку никакие чёрные козы в истории села заметного следа не оставили, то остаётся отсылать ищущих истину к легендам, причём не факт, что они давние: Цитата Існує ще й інша легенда, що розповідає, як прийшов на ці землі панувати князь Владис, що страшним гнітом обклав всіх місцевих жителів. Лише старенькому дідусеві з внучкою та трьома чорними козами вдалося втекти від злого князя. Та Владис дізнався про це, наказав впіймати біженців, притягти на мотузці до палацу, кинути у льох під вежею та не давати ні їсти, ні пити. Через тиждень дивляться князеві посіпаки, а дівчина й досі жива. Додивились, що чорні кози приносять їй до вікна польову траву з росою. Князь наказав убити чорних кіз, і ніхто більше не чув голосу дівчини. А на тому місці, де дівчина пасла кіз, виросло село, назва якому Чорнокозинці. Источник Вот ещё одна версия, родом из легенды, то ли старой, то ли современной: Цитата Селяни і досі називають фортецю турецькою. Переказують, що турки страчували тут місцевих "чорними казнями", і, мовляв, від того пішла назва села. Источник Вероятно, подразумевая турецкую оккупацию 1672 - 1699 годов, люди не обращают внимания на то, что задолго до появления турок село уже упоминалось в письменных документах под этим названием. В путеводителе "2 береги Збруча" (2008) встретил такую версию: Цитата Чорнокозинці стояли на Чорному Волоському шляху. Вражається, що звідси і назва. Здесь в один котёл смешали Волошский шлях (проходил вдоль Днестра, т.е. южнее Чёрнокозинец) и Чёрный шлях, проходивший на значительном удалении от Чернокозинец, к северу от села. Чёрный шлях, как по мне, находился достаточно далеко от Чернокозинец, чтобы повлиять на формирование названия села. Интересные данные о названии находим в книге Юзефа Ролле "Zameczki Podolskie na Kresach Multańskich" (1880): Ролле сообщает, что отдельные исследователи связывали появление села с татарами, мол, давным-давно в Польше татар называли "козинцами" ("kozińcami"). Сам Ролле, похоже, эту точку зрения не разделял. Что касается второй части названия, то её связывали с залежами чёрного мрамора, которые имелись в селе. Получились какие-то Чёрно-мраморные-татары Ролле приводит несколько вариантов написания названия, которые он встретил в документах: 1. Чарнокозенец (Czarnokozieniec). 2. Чарнокозиниче (Czarnokozynycze). В документе Сигизмунда I, 1510 год. 3. Чарнокосиниче (Czarnokosinicze). В документе Стефана Батория, 1578 год. Современное польское название села – Чарнокозинце (Czarnokozińce). По теме "коз" в названии мне сказать нечего, хотя их в селе хватает и в наши дни, причём в основном именно благодаря им склоны близлежащих возвышенностей посечены многочисленными горизонтальными дорожками. Что касается "чёрного", то хочется высказать мысль, которая первой пришла в голову. Для этого отошлю вас к истории села Стена (Винницкая обл.), которое когда-то называлось ещё и Чёрным. Вот как в том случае трактовали название: Цитата Чорне, бо воно було спалене турками, татарами. Почему бы не предположить, что "чёрное" в названии села появилось после какого-то масштабного разрушения, после которого село в прямом смысле слова почернело, т.е. превратилось в пепелище? Татары и волохи в районе Чернокозинец часто шалили и жгли сёло не раз, может после одного из таких погромов название и трансформировалось – были Козинцы, а появились Чёрные Козинцы. Правда, если исходить из этих соображений, то следы разрушения села придётся искать ниже уровня 2-ой половины 15 века, ведь, насколько я понял, в 1467 году (первое письменное упоминание села) приставка "чёрно" уже существовала. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted December 12, 2013 Author Report Share Posted December 12, 2013 К вопросу об иконографии Есть три относительно известных картины, на которых запечатлён вид на старое ядро Чернокозинцев: две картины Наполеона Орды + картина Альберта Хмелёвского. Кроме того, есть одно фото дворца, и, пожалуй, на этом список иконографических источников можно было бы и завершить. Но, к счастью, из всяких архивов и коллекций время от времени всплывают новые материалы (точнее – основательно призабытые старые). Вот, например, одну из таких малоизвестных фотографий села опубликовали в фотоальбоме "Пам'ятки архітектури Подільської губернії. Стефан Таранушенко" (2013): Вроде бы привычный ракурс, привлекавший внимание художников 19 века, вроде знакомые постройки (правда, можно рассмотреть новые детали), однако в целом, как может показаться, ничего особенно нового этот снимок нам сообщить не может. Вопросы порождает подпись: "с. Чорнокозинці Кам'янецького повіту, панорама, фото Ю. Сіцінського". Очевидно, речь идёт о Евфимие Сецинском, и это удивляет, поскольку Сецинский был известен как историк-писатель, а не как фотограф, и все его книги, если не ошибаюсь, были украшены чужими фотографиями. Возьмём, например, "Оборонні замки Західного Поділля XIV–XVII ст." Сецинского, которая была издана довольно поздно, в 1928 году, так вот там в качестве иллюстрации к описанию Чернокозинецкого замка помещена фотография Михала Грейма, сделанная задолго до выхода книги. Почему так? Если Сецинский был в Чернокозинцах и фотографировал памятники села, то почему он не украсил книгу своими свежими фотографиями? Вариантов есть несколько. Может в подписи ошибка и это фото не Сецинского? Или же Чернокозинцы фотографировал тёзка известного подольского историка (хотя в такое очень сложно поверить)? Тут стоит вставить ремарку, чтобы отметить следующее – ни один из источников (во всяком случае, из тех, которые мне известны) не описывает, когда и при каких обстоятельствах всё это было уничтожено. Часть источников (книги Юзефа Ролле, Александра Пшездецкого) были написаны ещё до Первой Мировой, когда всё было целым, Сецинский в своей книге 1928 года упоминает только замок, не сообщая, в каком состоянии тогда находился дворец, костёл и прочая старая застройка села. При этом Сецинский сообщает, что "за останньої світової війни тут [на Замковой горе] було викопано військові шанці". Создаётся ощущение, что в Чернокозинцах шли бои, в ходе которых и были уничтожены многие памятники села. В целом, для Первой Мировой такой сценарий был типичным, тогда погибло множество интересных объектов. Масло в огонь этой версии подливает Роман Афтанази, который хоть и не говорит напрямую об уничтожении застройки в Первую Мировую, но как бы на это намекает в описании дворца, когда пишет, что он "без всяких изменений просуществовал до Первой Мировой войны". Жаль фото не датировано и с авторством не всё так просто, потому на ровном месте возникает много вопросов. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted December 13, 2013 Author Report Share Posted December 13, 2013 Наткнулся на плохенькое и простенькое видео, в котором для широкого круга зрителей пересказывали историю села. Оттуда выдернул такое: 1914 року прикордонне село одним із перших відчуло на собі подих війни. В перші дні війни австрійці перейшли державний кордон, захопили казарму у Чорнокозинцях, вступили у бій із загоном прикордонників. У селі відбувались запеклі бої. Зі сторони австрійського кордону село обстрілювала австрійська артилерія. Снаряди падали в солом’яні стріхи і горіли хати як смолоскипи. Гинули люди, гинуло їх добро, нажите важкою працею. Австрійські війська рухалися далі, зайняли Кам’янець. Пізніше через Чорнокозинці проходила лінія фронту, тому було викопано багато окопів, зроблено колючі загорожі в чотири-п’ять рядів. У населення конфіскували худобу та майно, руйнували уцілілі будинки. Часина жителів відступила в села, які були подалі від кордону, а повернувшись побачили жахливу картину – все було знищено, тому змушені були копати землянки. Вырисовывается следующая картина – уже в 1914-м, если в селе проходили бои с применением артиллерии, могли покрошить памятники. Несколькими годами позднее, в 1917-м, линия фронта прошла в районе Збруча и, вероятно, тогда возвышенность в районе замка могли перекопать окопами. И если уж народу после войны пришлось рыть землянки, то село себя совсем плохо чувствовало. В идеале хотелось бы получить более полное представление о том, как протекали боевые действия в 1914 – 1917 годах в районе Чернокозинец, чтобы в общих чертах реконструировать картину уничтожения застройки села. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted December 16, 2013 Author Report Share Posted December 16, 2013 Чернокозинцы на карте Фридриха фон Мига (1779 - 1782): Впервые карту Чернокозинец увидел в книге Галины Петришин "Карта Ф. фон Міга" (1779-1782 рр.) як джерело до містознавства Галичини" в таком вот виде: Наличие этой карты в указанном труде меня удивило, т.к. книга Петришин рассматривала карту, как "джерело до містознавства Галичини", но Чернокозинцы – это не Галиция, а Подолье. Как мне кажется, единственная причина появления села на карте фон Мига – это его близость к австрийской границе (на момент составления карты граница между австрийскими и российскими владениями проходила по реке Збруч). В общем, так получилось, что австрийцы зафиксировали планировку "российских" Чернокозинцев, какой она была во 2-ой половине 18 века, за что им скажем спасибо. Впрочем, за сведениями обращусь не к карте Петришин, а к оригиналу, который порадует нас красками и новыми деталями. Общий вид села Чернокозинцы и соседнего села Новосёлка (ныне – Збручанское, где, кстати, есть архаическая оборонная церковь) на карте фон Мига: Даже беглое сравнение карты Петришин с цветным вариантом карты показывает, что карты в деталях отличаются. Об отличиях карт Петришин от цветных вариантов уже писали, например, здесь, и тут в очередной раз возникает вопрос о копиях и оригиналах карты: От большего к малому, начнём с рельефа и картины в целом: Как видим, на карте 18 века русло Збруча находится не там, где его можно было увидеть в наши дни. Тогда, более 200 лет назад, русло реки змеилось вдоль склона: Или так, чтобы было понятней, старое и новое русло: Смещение речных рукавов не такая уж редкость, но в данном случае, вероятно, смещение было вызвано деятельностью человека. Так, наприме, в этом видео сообщается: Цитата … пани посварилися і стали ворогами, **** пан наказав своїм селянам викопати невелике ****. Води Збруча ринули новим прокопаним руслом і млин Сарнецького опинився на новому місці. Разом з цим появився новий сухопутний кордон на рубежі Австрії і Росії. Похоже, что новое русло, прокладка которого была связана с мельницей, стало впоследствии главным руслом. Похоже, что благодаря этому приёму удалось немного сместить границу между империями К слову, мельницы на карте: Теперь давайте посмотрим на современные линии дорог (для ориентира обозначил на снимке замчище): И на линии дорог 18 века: Удивили линии дорог в районе замчища. Если судить по карте фон Мига, то получается, что старая дорога, подходящая к замчищу с севера, "ныряла" со склона к Збручу практически сразу за замком. В наши дни дорога проходит относительно замчища по касательной и спускается в долину Збруча южнее, уже за костёлом: При таком раскладе некогда замок фактически нависал над переездом через Збруч. В наши дни этот старый спуск к Збручу либо слабо заметен, либо не заметен вовсе. К сожалению, в Чернокозинцах я побывал ещё до появления книги Петришин и до знакомства с цветным вариантом карты, потому не смог на месте поискать следы этой дороги. О том, как показали на карте замок, несколько слов написал в теме замка. Переходим к епископской усадьбе, которая, очевидно, к моменту составление карты уже сформировалась в основных чертах: Здесь не всё ясно. Пока вижу планировку участка так: замок (1) находится по соседству с парком (2), который в свою очередь примыкает к жилым (?) и хозяйственным постройкам (4), окруживших дворец епископов (3). Как мы знаем, в юго-западном углу участка находился костёл, но никакого привычного (типичного для подобных карт) обозначения храма в нужном месте нет… ни рисунка, ни креста. Вместо этого есть массивная постройка (5) с выступами со стороны нескольких фасадов. Интересно, что на карте Петришин она показана с внутренним двором. Хорошо виден рельеф участка, занимающего площадку возвышенности, которую огибает яр с речушкой. Южную границу участка формирует какая-то стена, вероятно, достаточно массивная, раз её решили отобразить на карте. Храмы Чернокозинцев: Евфимий Сецинский сообщал (смотрим сообщение №2) о существовании следующи храмов: Воскресенская церковь. Это каменный костёл 17 века, который превратили в церковь в 1896 - 1898 годах. Михайловская церковь. Деревянная, трёхкупольная. Её построили в начале 18 века, а в 1867 году разобрали. В начале 20 века на месте церковного участка находился огород, а о существовавшем здесь храме напоминал каменный крест. Успенская церковь. Деревянная, трёхкупольная. Построена в 1728 году, вскоре после 1822 года разобрана. Участок этой церкви в начале 20 века также был занят под огород, и здесь также был установлен каменный крест. Успенская церковь (до 1877 - Николаевская). Каменная, однокупольная. Построена в 1867 году. Эта церковь сохранилась, можно её увидеть и в наши дни на возвышенности, к юго-востоку от замчища: Источник Таким образом, если не считать превращённого в церковь костёла, в Чернокозинцах в начале 20 века была всего одна церковь, та самая, которую там можно увидеть и в наши дни. В начале 19 века существовало три храма, в начале 18 века - один (костёл). Что касается карты фон Мига... ... то там видим две церкви (1 и 2). Вероятно, это две упомянутые Сецинским деревянные церкви, Воскресенская и Михайловская. Интересно, что в наши дни на их месте? Знают ли местные жители о том, где эти храмы находились? Что касается ныне существующей Успенской церкви, то на её месте (или где-то неподалёку от неё) видим крест (3). Наличие креста намекает, что, вероятно, до конца 1770-х здесь находился храм, не доживший до момента составления карты. Интересно, что все храмы (если не считать костёла 17 века) были построены в 18 - 19 веках, две деревянные униатские церкви появились в период, когда край реанимировали после отхода турок, а православную церковь возвели и вовсе в 1867 году. При этом Сецинский сообщал, что церковь в Чернокозинцах упоминалась ещё в документе 16 века. Может она находился на месте одной из трёх упомянутых церквей, может в другом месте... Тому, кто решит заняться восстановлением исторической топографии этого городка по состоянию на 16 - 17 века, придётся повозиться. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Filin Posted May 31, 2016 Author Report Share Posted May 31, 2016 Территория замчища и примыкавшего к нему укреплённого поселения: Источник Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.