Filin Опубликовано: 30 марта 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано: 30 марта 2012 Обсуждается этот объект: Почаевская Лавра Не знаю, пытался ли кто-то пролить свет на загадочную осаду монастыря 1675 года или нет, но это событие, как по мне, интригует своей неоднозначностью. Для начала обратимся к канонической истории Лавры, описывающий упомянутый боевой эпизод: Цитата В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали. Источник информации Цитата Навеки запечатлено в памяти церковной событие Збаражской войны 1675 года. Пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина был отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице, «да не предаст в неволю его монастыря». Память этого события ежегодно празднуется 5-го августа. Источник информации Цитата Вот над этим самым храмом (который ныне можно видеть лишь на картине, изображающей Домашевских, держащих храм на своих руках), как и над всей обителью, в июле 1675 года нависла смертельная опасность. Это случилось при польском короле Яне Собесском. Расскажем об этой истории словами историка, автора "летописного повествования о Малой России": "Магомет IV, султан, вознамерился наисильнее мстить Польше за нарушение Буджакскаго (или Бучакскаго) мира и за поражение войск при Хотине. Он, препоруча войско свое новому визирю Кара-Мустафе. отправил его с оным на Польшу... Визирь же турецкий пошел в Подолию там давно живущих волохов на колья посажал. Такую же казнь по взятии города и в Микулине делал; потом взял на договор крепость Подарецу, оную срыл, а церкви и кладбища посрамил и имение разграбил. За сим чрез измену получил Збараж... и расположив свой стан при Збараже, отправил 50.000 человек конницы турок и татар, под предводительством Нуредина, султана татарского, с тем, чтобы учинили нападение на короля и лишили бы его постоев и все опустошили бы на пути своем... Нурредин султан, следуя к Львову, все, что было ему на пути, мечом и огнем пленил...". И вот на пути этого победоносного войска оказался небольшой и незащищенный православный монастырь Почаевский. Подступив к нему, турки уже сожгли окрестные строения, убили двух человек из братии и начали готовиться к штурму. С военной точки зрения он не представлял для них серьезной операции: монастырь в то время не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, как это изображается на позднейших гравюрах, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев. Как турки расправлялись в то время с пленными, будь то солдаты или мирные жители, было известно, помощи ждать было неоткуда. И вот игумен обители о. Иосиф Добромирский убедил братию оставить всякую надежду на помощь земную и обратиться к единственной Заступнице - Матери Божией и к блаженному угоднику Иову. Ранним утром 23 июля турки пошли на штурм. Монахи ответили на него служением акафиста перед чудотворной иконой Матери Божией Почаевской. И лишь они начали петь первый кондак "Избранной Воеводе", как над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящемуся Богородице "да не предаст в неволю монастыря, где он был игуменом". Их увидели и сами турки и стали тотчас пускать стрелы в этих защитников, явившихся с неба, но стрелы их возвращались и поражали самих стрелявших. Нападающие пришли в ужас и замешательство, их охватила паника, и они бросились бежать. Между тем, ободренные такой помощью, немногие православные защитники Почаева погнались за ними и еще успели кого-то пленить. Согласно лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании. Навеки запечатлено это событие в памяти Почаева и всей Церкви. Каждый день перед чудотворной иконой Почаевской и перед ракой преподобного Иова приносится благодарность Царице Небесной и Святому за это чудесное спасение обители. Источник информации "Чудесное явление" и "защитники, явившиеся с неба"... Давайте поразмышляем немного на тему того, что же там произошло, попытаемся отделить зёрна от плевел и влить немного свежей крови в эту историю. Для начала немного исторической канвы. Осада эта происходила в рамках польско-турецкой войны (1672 - 1676). Кстати, в истории Почаева чаще всего упоминают «Збаражскую войну», наверное, такое название данный этап военных действий получил благодаря тому, что главный лагерь турецко-татарского войска стоял некоторое время под Збаражем. Если на первом этапе военных действий (до заключения мира в Бучаче) турки и их союзники татары действовали не сильно радикально, то события 1675 года – это был уже конкретный карательный поход на польские владения после того, как полякам разонравились условия Бучачского мирного договора. На страничках сайта собрано немало примеров того, что происходило с подольскими укреплениями в этот период – не только замки и крепости, но и целые города полностью уничтожались и разрушались до основания. Многие замки после этого так и не были восстановлены, городам потребовались десятки лет, чтобы зализать раны. Считанные укрепления смогли устоять перед мощным турецко-татарским войском. Некоторые твердыни спасли солидные и неприступные укрепления (Бережанский замок, например), другие выживали за счёт героического сопротивления гарнизона и вовремя подоспевшего подкрепления (осада Теребовли). И вот на фоне всего этого я читаю историю осады Почаева и не могу понять, что же там такого могло произойти, что целая армия, погрузившая в хаос разрушений юго-восточные владения Речи Посполитой, вдруг резко сняла осаду и так и не захватила Почаев. Конечно, в этой истории есть немало поздних наслоений. Например, рассказывая эту историю, одни источники упоминают татар, другие турок, хотя логично предположить, что под стенами Лавры находилось объединённое турецко-татарское войско. Далее занижается значение укрепления Лавры, местами даже просто пишут, что их не было. Как по мне, то всё это делается для одной цели – усилить божественный (чудесный) элемент этой истории. Т.е. понятно, что укрепления у Лавры были, причем, весьма неплохие, и вряд ли монахи и прочие защитники полагались лишь на молитвы. И вряд ли на атаки турок монахи отвечали только «служением акафиста», думаю, что свинцом, стрелами и прочими штуками, подходящими для убиения живой силы противника, они тоже пользовались. Думается мне, что дело было так – войска подошли к Лавре. Оценив её неплохой оборонный потенциал, начали готовиться к осаде и штурмам укреплений. На это ушла пара дней, всё это время войска грабили и уничтожали всё вокруг. И вот наступил 3-й день и понеслась! Судя по гравюре 1704 года, штурмовать укрепления начали с восточной стороны. И это логично – именно отсюда склон полого поднимался в сторону площадки, которую сейчас занимает Успенский собор. С других сторон сложный рельеф создал бы дополнительную преграду (местами непреодолимую) для атакующих. Чтобы попасть к главному храму, атакующим необходимо было преодолеть две линии укреплений, но, судя по гравюре, нечто мистическое произошло ещё до того, как пала первая линия обороны. Скажу сразу – я не верю в церковную версию событий. Не верю в появление Божьей матери, отражающей стрелы, которые так не гуманно рикошетили и убивали басурман. Не верю в воинство ангелов, рассеивающих врагов православной веры. Но я верю, что что-то там неординарное всё же могло произойти, что в итоге (после переработки) церковь подала народу под соусом божественного вмешательства. Тогда к истории приплели и Божью Матерь, и Иова, который якобы тоже с небес наблюдал, как рассеиваются вражеские войска, и ангелов. Вполне возможно, что все, кто был свидетелем этого загадочного явления, просто не могли его как-то иначе интерпретировать, кроме как списать всё на божественную протекцию. Если отбросить православную версию истории, но при этом верить, что осада действительно была сорвана, то нужна альтернативная версия, пусть она даже будет тяготеть к фантастике. Итак, в разгар штурма над Лаврой появляется нечто. Например, назовём это столбом света или огненным шаром, не суть важно. Православные в этом объекте сразу бы увидели образ Девы Марии, уфологии бы без сомнения сказали, что это типичное иносказательное описание НЛО, коих хватает в древней и средневековой истории. Далее православные часто упоминают распростёртый омофор, - ещё одно позднее церковное наслоение. Но может омофор, длинное и просторное облачение священника, - это попытка интерпретировать тот «защитный покров», от которого рикошетили стрелы басурман? Вот, например, как описаны эти события на польском: Цитата Wówczas na niebie pojawiła się Matka Boża z ihumenem Hiobem (zm. 1651), otaczając klasztor swoim płaszczem. Wystrzeliwane w kierunku mnichów pociski wracały i raziły napastników. Описаны известные нам события, но здесь чётко отмечено, что монастырь был окружён "покровом" и всё, что слали в сторону монастыря турки и татары возвращалось и убивало их. Сейчас, наверное, люди, услышав такое описание, подумали бы в первую очередь про некое силовое поле, а уж потом про священный омофор Богоматери. Когда явление началось, удивились, думаю, все, как атакующие, так и осаждённые. А чуть позже, когда стало ясно, что данное явление несёт смерть туркам и татарам, защитники приняли всё происходящее, как знак божественного покровительства и дружно ринулись убивать отступающего врага. Когда всё закончилось, церковь, как мне кажется, не упустила возможности использовать данное событие в своих интересах, после чего в этой истории появилась и Дева Мария, и Иов, и ангельское войско. Позднее, когда и сама Лавра изменилась, и память об осаде перешла в статус легенды, историю ещё немного подчистили, лишив Лавру укреплений, добавив усердно молящихся монахов, которые полагались только на силу своей молитвы. Мистическое избавление Почаева от полного разорения не осталось без внимания, и нашло отражение в создании целого ряда рисунков, гравюр, литографий и так далее. Да и сейчас в Лавре в нескольких местах можно увидеть настенные росписи, изображающие православную версию этих событий. А что же есть сейчас? Есть расширенная православная версия событий, а есть другая, лишённая религиозного подтекста, но она неприлично коротка – просто сообщают, что монастырь в 1675 году осаду выдержал, хотя понятно, что просто так условиях той жестокой войны он осаду выдержать не мог. Пока, к сожалению, я ещё слабо знаком с историей польско-турецкой войны 1672 – 1676 годов, потому сложно сказать, есть ли другие версии событий под Почаевом, лишённые мистики. Например, интересно, действительно ли под Почаевом было такое большое войско или же на Лавру совершил нападение какой-то отдельный отряд? Можно предположить, что атаки получилось отбить своими силами, но тогда непонятно, откуда в истории появился такой сильно выраженный мистический компонент с такими деталями, как стрелы, непонятно от чего рикошетившие, да ещё и так, что на обратном пути они убивали тех, кто их посылал в неведомое нечто. P.S. В связи с загадочной осадой интересно выглядит и упоминания первого появления Богоматери на Почаевской горе. Явилась она, как говорят, «подобно неопалимой купине»… Ещё одно явление, которое можно связать с сияющим «горящим» объектом, при желании, разумеется. Но что если всё было как-то так, только в центре этого явления не было Девы Марии? Попробуйте представить: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Павел Опубликовано: 4 августа 2015 Жалоба Поделиться Опубликовано: 4 августа 2015 Скажу сразу – я не верю в церковную версию событий. Не верю в появление Божьей матери, отражающей стрелы Ага, понятно, а я вот не верю в НЛО, Даэдра, Аэдра и так далее... Думается мне, что дело было так... С этой мысли начинается столько разного рода заблуждений, по-прежнему отравляющих историю, науку и философию тогда, когда просто нет фактических знаний... Вообще манипуляции с НЛО очень интересны сами по себе и популярны в наше время. Существуют сотни записей людей в книгах разного рода монастырей, излечившихся от неизлеченных болезней, по молитвам к Божией Матери. Но это все конечно инопланетяне со своими сверхтехнологичными установками, которые с других планет или может быть даже с других галактик, посылают удивительные целебные волны на молящихся! А возможно они невидимым образом прилетают и таким же невидимым образом исцеляют... А если не они, то уж точно здесь нет никаких духовных законов, никакого духовного мира! Это все вздор! Все это придумали! Везде фальсификации! Все это самовнушение! (я вот как-то повредил миниск и столкнулся с популярной литературой про самовнушение и вот пытался внушать себе что все круто, я смогу нормально ходить и т.д, просить камень, небо, вселенную, но что-то ничего не вышло, просто так не прокатывает само по себе, видимо это от кого-то зависит, а не от чего-то). Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! А вот инопланетяне - это модно, современно, вполне вписывается в материалистическое мировоззрение, они вот могут, они вот есть, они вот оказывается все творили, о чем написано в Библии или вот в подобных историях про Почаев... P.S. Я не удивлюсь, что тот человек греха, который именуется антихристом последних времен, в свое время будет использовать все достижения науки и технологий для того, чтобы творить великие знамения и чудеса, как и написано - "Ап 13:13. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми." Возможно, он и спектакль с НЛО разыграет и много чего. А внушить подмену всего того сверхъестественного, что встречается в христианстве очень удобно, заменив и вытеснив все истинное. Глядишь и падшие ангелы в виде инопланетян окажутся теми спасителями Почаевской Обители и ребятами приходившими к Аврааму, сжегшими Содом и Гомору и т.д. Очень удобный трюк. Раньше людям хватало немного, но теперь, в век высоких технологий, на инопланетян и нужно делать ставку, с их помощью легче будет обратить людей в свою новую веру антихристу! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Filin Опубликовано: 4 августа 2015 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано: 4 августа 2015 Павел, спасибо за мнение. Вот вы принялись за критику версии с НЛО, которую я привёл лишь как одну из интерпретаций описанных событий, но при этом сам я не из тех, кто во всем странном склонен искать внеземное вмешательство. Сам же я скорее буду рад узнать, что было какое-то естественное и разумное объяснение того, что там произошло. Это может быть внезапно подоспевшая помощь, может быть какое-то необычное природное явление или что-то ещё, не имеющее отношение ни к христианству, ни к НЛО. А уж потом церковь постаралась все списать на чудо, снабдив историю нужными деталями. Служителям культа в данном случая верить не могу, т.к. эта история им очень выгодна, а, кроме того, православные рассказчики склонны к фальсификации. К примеру, как уже писал выше, в официальной истории Лавры пропагандируется мысль, что монастырь был лишён укреплений, что обороняли его только силой молитвы и т.д., что, конечно же, не соответствует действительности. А ещё этот образ Девы Марии, всепрощающей добродетели, которая каким-то образом отправляла стрелы в обратном направлении, убивать тех, кто их пустил. Это ж непредумышленное убийство, как минимум, а как максимум - умышленное. Почему этих врагов, к примеру, нельзя было усыпить или сделать так, чтобы они вдруг прониклись миролюбием и пропитались любовью, ведь божественные сущности всесильны. Почему нужно было врагов силой и страхом разгонять, попутно убивая? Не по христиански это как-то... А православные, которые после отступления врага дружно бросились вдогонку, чтобы брать пленных - это ж как бы тоже не очень красиво выглядит. Иными словами, даже если поверить в историю с Девой Марией, то всё это с моей точки зрения выглядит не как чудо, а как шоу, приправленное страхом и убийствами, не говоря уж о том, что, судя по всему, с помощью Богородица успела только в Почаев, т.к. во время той войны храмы пылали многими десятками, монастыри разорялись, по иконами топтались и тысячи людей умирали с молитвами, но так и не получив помощи. На фоне этих кошмаров "чудо под Почаевом" выглядит особенно странно. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Гость Светлана Опубликовано: 27 апреля 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано: 27 апреля 2016 Автору - Спасибо за тему - она очень интересная и никогда не утратит актуальности - ведь копаться в таких неоднозначных моментах истории было и будет интересно и нам, и потомкам. Мое скромное мнение: нечего догадки строить - при возможности, лучше найти информацию из турецких и польских источников. Турков точно нельзя обвинить в заангажированности Но это все время... было бы желание копать. Одна моя знакомая (из личных мотивов) - почтовые запросы в Австрию отправляла и ответы от каких-то исторических энтузиастов таки-получила. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.