Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Храмы с центральным расположением колонн (опор)


Рекомендованные сообщения

Интерес к этой теме возник в процессе знакомства с архитектурными особенностями Сутковецкой церкви (Хмельницкая обл.), одной из оригинальных деталей которой является одиночная опора (колонна, столб), расположенная прямо в центральной части храма. Этот элемент в православной сакральной архитектуре встречается настолько редко, что это даже дало отдельным авторам основание предположить, что эта постройка вообще изначально не была храмом, а была чисто-оборонной постройкой. Впрочем, сутковецкую колонну мы ещё в деталях отдельно рассмотрим, здесь же речь пойдёт о различных вариациях и аналогах нужной нам архитектурной детали.

Поиск сведений по этой теме привёл меня к статье Владимира Сичинского Сутківська твердиня // Записки Наукового Товариства ім. Шевченка, Том 150. Львів, 1929. В этой публикации автор приоткрыл окно в мир европейской романской и готической архитектуры, где наличие опоры посреди сакрального помещения не было чем-то необычным. Поскольку в этой публикации было дано много интересных наводок, то я подумал, что было бы неплохо познакомить вас с авторскими мыслями и примерами, а чтобы знакомство с приведёнными автором примерами было как можно более полным, я дополнил тексты ссылками на странички памятников, а также иллюстративным материалом, чего мне недоставало в изначальной публикации. 

Собственно, вот нужные страницы из статьи В. Сичинского:

01-01.jpg 01-02.jpg 01-03.jpg 01-04.jpg 01-05.jpg 01-06.jpg

Теперь давайте чуть детальней присмотримся к каждому из упомянутых автором примеров:

Цитата

Будови (приміщення, камери) з одним стовбом по середині, на котрий спираються склепіння камери, як принціп чисто-конструктивного будівництва, відомий ще в добу романського стилю головно в цивільному будівництві - замковому, кляшторному тощо (напр. капітульні салі в Zwettl в Німеччині або Tulle у Франції).

Цистерианское аббатство близ Цветль (Австрия). Автор местоположение памятника связал с Германией, тогда как в реальности он находится в Австрии. Зал капитула (нем. Kapitelsaal) - это место сбора монашеской общины. В случае с Цветлем перед нами романский образец, ок. 1180 г. У круглой колонны есть энтазис (ствол утолщается к центру, и сужается в верхней и нижней части), т.е. мастер делал отсылку к античным образцам.

02-01.jpg
Источник


Монастырь в Тюле (Франция). Здесь также зал капитула, и снова романский стиль. Из интересных особенностей - В. Сичинский не упомянул, то в данном случае в центральной части зала не одна колонна, а три, имеющие сложную форму, образованную пучками из мини-колонн.

03-01.jpg
Источник

 

Цитата

Цей спосіб будування в добу готики зустрічається вже досить часто в тих же цивільних будовах, капітульних салях а навіть і костелах (напр. Steinhagen, Westfal. XIV ст.). Такі самі будови зустрічаються в досить великій кількости в краях сусідних до України - Чехії, Словаччині, Угорщині та Польщі.

Кирха в Штайнхагене (Германия), 14 в. Уже вроде как и готика с её стрельчатыми формами арок и сводов, однако квадратная в плане одиночная опора, а также массивные нервюры выглядят вполне себе в стиле романики.

04-01.jpg 04-02.jpg
Источники: 1, 2
 

Цитата

В Чехії одною з найстарших одностовбних будов є крипта в Kouřim-і з першої чверті XIII ст.) в переходовому стилі від романського до готики.

Часовня (крипта) св. Катерины 1260-1270 гг. костёла в Коуржиме (Чехия). Одиночная округлая опора, сформированная пучком мини-колонн. 

05-01.jpg 05-02.jpg
Источники: 1, 2
 

Цитата

Капітульна саля у кляшторі Vyšší Brod з 1259 р. має квадратове заложення, стовб по середині у долішній части гранчастої восьмикутної форми. ... Ця будова належить до розвиненої доби готики в Чехії.

Готический зал капитула, построенный не позднее 1290 г., монастыря в Вишши-Броде / Vyšší Brod (Чехия). Одиночная опора по уже известной нам схеме "собрана" из пучка мини-колонн.

06-01.jpg
Источник

 

Цитата

Такеж звіздчасте склепіння на квадратовому заложенню має каплиця св. Варвари з ХIIІ ст. у францісканському костелі в Пльзні.

Зал капитула, превращённый в часовню св. Варвары. Часть комплекса францисканского монастыря в Пльзене (Чехия). Одиночная многогранная колонна.

07-01.jpg 07-02.jpg
Источник + здесь ещё можете провести виртуальную экскурсию. 
 

Цитата

Далі, одностовбні приміщення здибаємо на Кутній Горі (Kutná Hora), але зі значно складнійшим склепінням ... 

Здесь речь о часовне конца 14 в. замка (Итальянского двора) в Кутной Горе / Kutná Hora (Чехия). Одиночная кругла в плане колонна.

08-01.jpg 08-02.jpg
Источник + здесь виртуально можно осмотреться.

 

Цитата

... комору в Bechyně hrad та ин. Взагалі треба сказати, що ріжні приміщення (склепи, комори, салі, каплиці) з одним стовбом по середині зустрічаються досить часто у готицьких замках і укріпленнях і то не тільки в малих другорядних приміщеннях, але і в великих репрезентаційних салях.

Позднеготический зал последней четверти 15 в. или рубежа 15-16 вв. замка Бехине (Чехия) я вначале хотел проигнорировать, чтобы удержать тему в пределах круга сакральных построек, однако данный пример примечателен по нескольким причинам. Во-первых, зал в Бехине интересен как пример довольно позднего использования одиночных опорных колонн. Во-вторых, интересна стилизация колонны и нервюр, которым придали вид дерева и ветвей, что очень важно в контексте наиболее популярной версии, согласно которой центральные одиночные опоры символизировали Древо Жизни

09-01.jpg
Источник

 

Цитата

З одностовбних костелів у Чехії відомо три. Найстарший в Poleň, побудований зперед 1357 р., але тепер в руїнах.

Костёл св. Маркеты в Полене (Чехия), 1-й половины 14 в. Одиночная колонна и своды, к сожалению, не уцелели:

10-01.jpg 10-02.jpg
Источники: 1, 2
 

Цитата

Подібні костели зберіглися також в Loučim-i з ХІV ст. ...

Костёл Рождества Девы Марии в Лоучиме (Чехия), построенный в 1325-1350 гг. Считается, что архитектор этого храма вдохновлялся аналогичными по планировке и другим деталям сакральными постройками южной Германии. У храма одиночная многогранная колонна.

11-01.jpg 11-02.jpg
Источники: 1, 2
 

Цитата

Подібні костели зберіглися також ... в Празі Марії "ve Slupech" (або P. Marie Na trávníčku). Цей останній повстав в 1360 р. і ще досі дуже добре зберігся. ... Середній стовб восьмикутний і підпирає чотири хрестові склепіння.

Костёл Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупи в Праге (Чехия), построенный в 1360-1375 гг. при монастыре сервитов. Автор сообщает, что одиночная колонна имеет восьмигранную форму, но на самом деле она круглая.

12-01.jpg 12-02.jpg
Источник

 

Цитата

На Словаччині одностовбний костел відомий в Жегрі (Žehra) коло Кошиць з 1245 р., але зі склепіннями значно пізніщого часу. Трьохдільний плян в Жегрі є типовий для романських і готицьких будов провінціонального типу в центральній Европі. Стовб по середині будови восьмикутньої форми. ... Дослідник архітектури Східньої Словаччини В. Вагнер) пояснює повстання костела в Жегрі впливами Чехії.

Костёл Святого Духа в Жегре (Словакия). Постройку храма датируют 1245-1275 г., но нужная нам одиночная восьмигранная колонна и своды появилась уже по итогам более поздней реконструкции нефа ок. 1380 г.

13-01.jpg 13-02.jpg
Источники: 1, 2

 

Цитата

Одностовбні каплиці, костели і капітульні салі в Польщі були також досить поширені. Відомий цей тип на Вавелю в салях, та по инших замках і польських дворах. Ці будови, подібно до Чехії, мають прямокутну чи квадратову, рідше восьмибічну форму з гранчастим чи округлим стовбом по середині.

В случае с королевским Вавельским замком в Кракове (Польша) В. Сичинский мог иметь ввиду помещения по типу зала Казимира Великого. Но на этом и других примерах из круга замков/дворов не буду заострять ваше внимание, поскольку они не относятся к сакральным постройкам. 
 

Цитата

З кляшторних будов одмітимо капітульні салі: в Сулейові (Opactwo Sulejowskie) з ХІ ст. з перебудовами в ХV ст.

Зал капитула цистерианского аббатства в Сулейове (Польша). Постройку зала относят ещё к середине 13 в., однако зал реконструировали в готический период, и потому, возможно, часть элементов уже относятся к 15 в. Одиночная круглая колонна.

14-01.jpg 14-02.jpg
Источник
 

Цитата

З кляшторних будов одмітимо капітульні салі: ... в Лондзінському кляшторі (Lądz nad Warta) з ХIV ст. з десятикутнім стовбом ...

Одиночная десятигранная колонна зала капитула середины 14 в. цистерианского аббатства в Лёнде (Польша)

15-01.jpg 15-02.jpg
Источник

 

Цитата

З кляшторних будов одмітимо капітульні салі: ... в Старому Санчі з ХIV ст.

Зал капитула 14 в. монастыря кларисок в Стары-Сонче (Польша). Одиночная восьмигранная опора.

16-01.jpg 16-02.jpg
Источники: 1, 2

 

Цитата

Однослупні костели відомі в Скотніках коло Сандоміру ніби з 1340 р. ... Зі всіх цих будов звертаємо увагу на костел в Скотніках коло Сандоміру, пляном подібним до костела Марії в Празі. Головна нава тут видовжена; стовб має шостикутну форму. ... Дата будови (1340 р.) дуже непевна і потрібує ще перевірки.

Костёл св. Иоанна Крестителя в Скотниках (Польша). Что касается датировки, то храм был построен в 1347 г., однако, по одной из версий, долгое время у него было более простые перекрытия, а нужные нам готические своды, опирающиеся на одиночную шестигранную опору, возвели во 2-й половине 15 в. (после 1455 г.). По другой версии своды, опирающийся на центральную колонну, у храма появились ещё в 14 в., а во 2-й половине 15 в. старая конструкция тонкой опоры была усилена.

17-01.jpg 17-02.jpg
Источник

 

Цитата

Однослупні костели відомі ... в Гославіцах правдоподібно ХV ст.

Костёл св. апостола Андрея в Конине-Гославицах (Польша). Он был построен в 1-й половине 15 в. при участии мастеров, прибывших сюда с земель Тевтонского ордена. Одиночная многогранная колонна.

18-01.jpg 18-02.jpg
Источники: 1, 2
 

Цитата

Однослупні костели відомі ... в Стопніцах ...

Костёл св. Петра и Павла в Стопнице (Польша). Был построен в 3-й четверти 14 в., без радикальных перестроек дожил до середины 20 в., когда в ходе боёв 1944-1945 гг. был уничтожен до основания. После войны, в 1946-1958 гг., костёл был реконструирован в прежнем готическом виде, тогда были воссозданы и многогранные опоры в центральной части нефа. В. Сичинский отнёс этот храм к одностолбовым, однако на самом деле опор у него две.

19-01.jpg 19-02.jpg
Источники: 1, 2

 

Цитата

Однослупні костели відомі ... в Кракові: костел св. Хреста ...

Костёл св. Креста в Кракове (Польша). Храм построен в 14 в., неф с одиночной круглой в плане опорой возвели во 2-й половине 14 в. Интерьер пострадал во время пожара 1528 г., после чего некоторые детали были видоизменены, однако основные элементы конструкции опоры и сводов остались без изменений. Из интересных особенностей - у опоры есть энтазис. Как видим, архитекторы готической эпохи, вслед за своими коллегами из романской эпохи, также не прочь были делать отсылки к формам античных колонн.

20-01.jpg 20-02.jpg
Источники: 1, 2

 

Цитата

Однослупні костели відомі ... в Кракові: ... основа вежі при костелі Катерини.

Тут, вероятно, речь про часовню при костёле св. Катерины и св. Мальгожаты в Кракове (Польша), построенную то ли в середине или 2-й половине 14 в. при короле Казимире III Великом. Своды часовни поддерживает одиночная восьмигранная колонна.

22-01.jpg 22-02.jpg
Источник
 

Цитата

... має для нас чималий інтерес також замкова каплиця в Люблині, побудована в 1395 р. (або перебудована з церкви Данила Галицького 1250 р.) ... Під цею каплицею є м. и. крипта, як підземна каплиця, також з одним стовбом посередині, творячи т. ч. поверхову будову ...

Часовня св. Троицы, часть комплекса замка в Люблине (Польша). Построена между 1341 и 1370 гг., украшение росписями завершено в 1418 г. У одиночной опоры восьмигранная форма.

21-01.jpg 21-02.jpg
Источники: 1, 2


Интересны мысли автора о том, откуда подобный архитектурный приём начал своё распространение:

Цитата

Відомий польський історик проф. Й. Зубрицький твердить, що цей тип одностовбних костелів і каплиць повстав у Польщі як "первовзір" (sic!). Вище ми зясували, що такі будови відомі ще в романську добу в Німеччині і Франції та були поширені в добу готики у багатьох замках і твердинях та в меньших будовах релігійного культу в цілій центральній Европі!

Если убрать в сторону единичный примёр из порядком далёкой от нас Франции, то корни истории с одиночными опорами, по сведениям автора, уходят в Германию. Оттуда идеи могли проникнуть в Чехию и далее в Словакию. Что касается Польши, то автор сообщает, что местные готические постройки строились немецкими мастерами, т.е. не местные польские мастера перенимали опыт где-нибудь в Германии или Чехии, а немецкие мастера прибывали в Польшу для работ:

Цитата

Що до готичних будов у Польщі то вони повстали виключно з рук німецьких майстрів, про що маємо цілий ряд документальних свідоцтв.

С этой точки зрения интересна мысль, что польские, чешские и словацкие готические храмы могли быть образцами именно немецкого стиля. Впрочем, это вопрос сложный и спорный, поскольку в разных случаях разные факторы (от влиятельных сильных местных строительных традиций до специфических желаний заказчика) всё же могли вносить коррективы в чисто-немецкие проекты, да и архитекторам эксперименты были не чужды, но это уже тема для отдельного исследования/разведки. 


В целом, В. Сичинский сделал хорошую подборку примеров, которые довольно всесторонне раскрывают тему - тут вам и образцы из разных стран, стилей (романика, готика), веков, форм, типов объектов (храмы, залы монастырей и замков). Приведены варианты центрального расположения 1, 2 и 3 опор. Однако это всё же далеко не полный список памятников с одной или несколькими центральным колоннами, а нам для формирования некоторых важных выводов нужно иметь сведения о как можно большем количестве объектов, и потому чуть позже я дополню список множеством других примеров.

Продолжение следует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Примеры из Польши. Часть 1.

Упомянутый выше В. Сичинский в качестве одного из источников использовал статью о костёлах с центральным расположением колонн, построенных в период правления Казимира Великого (король Польши с 1333 по 1370 гг.). Эта работа была опубликована в Sprawozdania Komisyi do Badania Historyi Sztuki w Polsce T. 8 z. 1-2 (1907), с. 67. Поскольку данный источник даёт намного больше сведений по нужной нам теме, приводит чуть более объёмный список примеров храмов с колоннами в центре нефов, а также обращает наше внимание на некоторые архитектурные особенности разных храмов, то следует присмотреться к этой публикации чуть более внимательно. Со статьёй в полном виде вы сможете ознакомиться по приведённой выше ссылке, здесь же я приведу список объектов с некоторыми дополнительными сведениями (ссылки на странички памятников, изображения, планы). 

В статье костёлы позиционируются как двухнефные, хотя, как по мне, эта трактовка выглядит как условность, поскольку, во-первых, никакого явного разделения интерьера на два нефа в большинстве случаев не наблюдается, во-вторых, в случае с небольшими храмами с одной колонной и вовсе странно выглядит мысль, что наличие центральной опоры автоматически якобы формирует в пространстве два нефа. Кроме того, хотя авторами статьи и высказывается мысль, что двухнефные костёлы могли возникать в ситуациях, когда к старому храму пристраивали новый, сливая их в одну постройку, в результате чего получались вполне однозначные двухнефные постройки, однако, как мы уже выяснили в первом сообщении, романские постройки с одной колонной не были редкостью, а их возникновение не было связано с расширением или реконструкцией пространств, они с колонной в центре проектировались и строились с самого начала. Потому на данный момент мне более логичной кажется мысль, что идея с центральной опорой перешла в готику из романики, однако если в романике эта схема долгое время в основном использовалась в относительно небольших постройках, то уже в готике её стали применять в полноценных костёлах с вытянутыми нефами, и в этом случае происходило масштабирование - центральные опоры начали "клонировать", а когда колонн уже становилось достаточно много, то их линия уже как бы формировала линию, условно делящую пространство храма на два условных нефа, хотя при этом, судя по романским и готическим одноколонным образцам, суть была не в разделении пространства на зоны/нефы, а как раз наоборот - объединение их под единым сводом "Древа Жизни".


Тулуза (Франция)

Начал авторы издалека. В качестве одного из аналогов внимание читателей было обращено на храм монастыря якобинцев в Тулузе (Франция), который считается жемчужиной готической архитектуры Лангедока, одним из самых ранних монастырей доминиканцев (которые были основателями обители), одним из самых красивых доминиканских храмов в Европе, в общем, памятник выделяется. Ещё на первом строительном этапе (1230-е гг.) неф монастырского храма был разделён на две части при помощи тогда ещё квадратных колонн (в финальной версии их число достигло аж 7), расположенных на центральной оси, однако нынешний вид храма относится к этапу одного из расширений, а именно к периоду 1275-1292 гг. и 1324-1336 гг., когда вдвое увеличилась высота нефа, увеличена высота колонн (в ходе реконструкции им придали круглую форму), а также был построен готический свод, поднятый на высоту 28 м.

01-01.jpg 01-02.jpg
Источники: 1, 2. Также здесь и здесь много фото по теме.

К слову, этот тип колонн и сводов как во Франции, так и в Польше называют "пальмовым", а сами колонны со связанными с ними чашами сводов называют "пальмами", что снова отсылает нас к связи этой архитектурной формы с символом дерева (только не нужно тут занудствовать, что пальма это на самом деле не дерево, т.к. в средние века подобные нюансы вряд ли занимали умы архитекторов).   


Мальборк (Польша)

Довольно часто, когда речь заходит о поисках аналогов польских храмов с колоннами в центре (т.е. поиска источника, который питал польские проекты), авторы приводят в пример многочисленные залы замка Мальборк (Польша), которые демонстрируют внушительный выбор помещений с разным количеством колонн. Архитекторы, работавшие в этом огромном тевтонском замке, нужный нам приём использовали как минимум начиная с последней четверти 13 в. (т.е. ещё с первых строительных этапов), а затем неоднократно прибегали к нему во время строительных работ 14 в. К сожалению, большинство из помещений замка в дальнейшем были сильно повреждены (а колонны и своды разрушены) в конце 18 - начале 20 вв., после чего снова восстановлены уже в 19 в., частично с использованием неоготики, причём разные помещения в зависимости от периода реконструкции были воссозданы с разной степенью достоверности, что в наши дни затрудняет понимание того, какие из ныне видимых деталей наиболее точно отображают утраченные элементы 13-14 вв., а какие лишь в общих чертах их копируют. 

Важно отметить, хотя эти примеры из Мальборка на первый взгляд вроде как не из храмовой, а из замковой/светской архитектуры, однако поскольку в данном случае мы имеем дело с резиденцией духовно-рыцарского ордена, то замок в то же время являлся некоторого рода монастырём, и потому он всё же имеет некоторое отношение к сакральной архитектуре. Это также объясняет, почему подобные детали из тевтонских залов могли практически в том же виде использоваться уже при строительстве часовен и храмов. 

02-01.jpg

02-02.jpg 02-03.jpg

02-04.jpg 02-05.jpg

02-06.jpg 02-07.jpg
Источники: 1, 2, 3


Вислица (Польша)

Базилика Рождества Девы Марии. Нужные нам детали появились во 2-й половине 14 в. (строительство началось в 1350 г.) во время постройки третьей (готической) версии храма, возведённого по воле Казимира Великого. В границах Польши это самый крупный храм с центральным расположением колонн, и, как предполагают, именно он послужил образцом для подражания для некоторых других более поздних (14-15 вв.) и менее крупных польских костёлов. Из интересных особенностей - у храма три колонны, центральная из которых массивней двух других, а также отличается от них большим количеством граней. Таким образом, не смотря на наличие трёх опор, здесь всё же почему-то не старались все опоры сделать одинаковыми, здесь почему-то была выделена одна основная, что, возможно, является некоторой отсылкой к более архаической схеме, когда в небольших храмах была одна центральная/главная опора. 

03-01.jpg 03-02.jpg
Источники: 1, 2. Также здесь много интерьерных фото.


Далее авторы описывают костёл в Стопнице (Польша) 3-й четверти 14 в., с которым мы уже знакомились в первом сообщении темы. Как вы почти наверняка помните, этот храм был практически до основания разрушен в годы Второй мировой войны, а позднее восстановлен в прежних чертах. Так вот интересно, что в статье авторы описывают этот храм, каким он был ещё до разрушений, т.е. они имели возможность осматривать аутентику (статье ведь предвоенная), а не нынешний итог реконструкции. Описание авторы подытоживают такими словами: "Как видим, стопницкий костёл хоть и построен с меньшей добросовестностью и из худшего материала, чем костёл в Вислице, тем не менее характеризуется такими необыкновенными художественными достоинствами, что легко может стоять в одном ряду с последним и представлять период расцвета нашей готики".

04-01.jpg 04-02.jpg
Источник


Шанец (Польша)

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии. Позднеготический храм построен в 1480-1499 гг. В центре его нефа находятся две восьмиугольные колонны. В случае с этим примером авторы отмечают интересную особенность - хотя по виду это всё та же уже знакомая нам готическая схема, но на этот раз она применена как имитация, то есть архитектор не создавал то, что было характерно для того периода, а копировал то, что было популярно веком ранее, и в этом деле, по мнению авторов статьи, он не очень преуспел, что заметно из плохо сбалансированных пропорций тонких колонн и тяжёлых сводов, а также местами нарушенной симметрии и структурной логики, т.е. всего того, что сложно встретить в аналогичных памятниках 14 в. 

05-01.jpg 05-02.jpg
Источники: 1, 2

Авторы отмечают, что костёлы в Вислице, Стопнице и Шанце это самые большие польские храмы, где использовалась схема с центральным расположением колонн. Все остальные храмы такого типа меньше по размеру, что чаще всего отражалось и на количестве колонн, число которых часто сводилось к одной.


Краков (Польша)

Очень кратко, буквально одной строкой, авторы упоминают, что к храмам с центральным расположением колонн также относится костёл св. Варвары, но при этом не приводят никаких дополнительных сведений и иллюстраций. Если речь об этом храме, то при беглом поиске мне не удалось отыскать сведений о том, что на каком-то из этапов у него была нужная нам структура. Потому не могу поделиться какими-нибудь полезными сведениями на этот счёт.

К нужному нам типу авторы также отнесли синагогу в краковском районе Казимеж, но тему использования нужной нам схемы расположения колонн в случае с синагогами я подниму чуть позже в отдельном сообщении. 

Был упомянут костёл св. Креста, однако мы к нему присматривались в предыдущем сообщении, так что здесь этот пример также пропустим, тем более что ничего нового в публикации об этом храмы мы не узнаём - авторы лишь бегло его упомянули. 

Далее авторы сообщают, что к храма с одной центральной колонной относился костёл св. Ежи (Георгия) на Вавеле, т.е. этот храм находился на участке Краковского королевского замка. Этот храм до наших дней не дожил и лишь трассировка фундаментов осталась в память о нём. Мне не удалось найти сведений о том, что у этого храма существовала центральная опора. Возможно здесь закралась какая-то ошибка, потому что рядом с этим костёлом есть ещё один - Костёл св. Михала (Михаила) - который также не дожил до наших дней (снесён в 1803-1804 гг.), так вот в его случае чётко известно, что центральная колонна у него была, и её основание и сейчас хорошо видно на участке с трассированным фундаментом. Возможно именно храм св. Михала, а не храм св. Ежи авторы имели ввиду? Так или иначе, узнаём, что помимо различных залов Краковского замка, снабжённых центральными опорами (о них упоминал в первом сообщении), был на участке замка также как минимум один храм, построенный с использованием той же конструктивной схемы. Готический костёл св. Михала был построен при Казимире Великом ок. 1355 г. Как видим, в казимировские времена центральная опора была в почёте, и находила применение как в залах королевских дворцов, так и в нефах королевских храмов, т.е. форма считалась универсальной.

06-01.jpg 06-02.jpg
Источник: 1, Google Earth.


Люблин (Польша)

Упомянули авторы также и часовню в Люблинском замке (о ней речь шла в первом сообщении), сделав акцент на том, что эта сакральная постройка с центральной опорой также была построена при Казимире Великом. 


Строжиска (Польша)

Строительство костёла Вознесения Пресвятой Девы Марии в Строжисках было закончено в 1378 г. Всего в 7 км от этого костёла находится упоминавшийся выше костёл в Вислице, и по мнению авторов статьи, оба храма несомненно связаны друг с другом: "Костёльчик [в Строжисках], построенный через такое короткое время после постройки Вислицкого костёла и расположенный в такой непосредственной близости, несомненно, был возведён мастером, работавшим на строительстве Вислицкой костёла. Подтверждением тому является свод, имитирующий вислицкий свод. Обширный план был уменьшен до небольшого прямоугольника 8.00 х 7.65 м. и перекрыт пальмовым сводом на одном столбе. Этот свод, по своему характеру и структуре сильно напоминающий вислицкий свод". 10-гранная центральная колонна костёла в Строжиске имеет необычную несимметричную форму плана (см. иллюстрацию ниже). Также интересно, что авторы статьи считают использование центральной опоры в данном случае не очень удачным решением: "При таком незначительном размере нефа, можно было его перекрыть сводом без использования опоры, уменьшающей щуплое внутреннее пространство костёла". И с точки зрения конструктивной логики с этим сложно не согласиться, однако если мы возьмём во внимание мнение, что подобные колонные служили не только чисто-конструктивным элементом, но и символическим (Древо Жизни), то тогда "не очень удачное решение" уже не будет выглядеть таким уж неудачным, ибо колонна могла выполнять не только лишь конструктивную, но и символическую миссию. К сожалению, авторы статьи и здесь и в случае со всеми другими храмами, приведёнными в статье, рассматривают подобные колонны только с точки зрения архитектуры и понятной в наши дни эстетике, из-за чего, возможно, упускают вероятность существование иных смыслов и сакральных значений у таких колонн и "пальмовых сводов". 

07-01.jpg 07-02.jpg
Источники: 1, 2


Хибицы (Польша)

Костёл св. Мальгожаты был построен ок. 1363 г. на средства каноников из Кракова. В наши дни преобладает мнение, что этот храм был создан мастерами, работавшими при дворе Казимира Великого, а вот авторы статьи ранее предполагали, что он был создан местными мастерами-самоучками, но под влиянием архитектуры казимировских храмов с колоннами в центре. У костёла в Хибице "Пальмовый" свод нефа опирается на одиночную восьмиугольную в плане колонну. Авторы статьи обратили внимание на интересную особенность - хотя храм уже и создан в готическую эпоху, и под влиянием готической казимировской архитектуры, но при этом в его облике ещё очень сильно ощущается сильное влияние романского стиля. Это выглядит очень интересно, поскольку мы уже знаем, что корни схемы с центральным расположением колонн изначально развилась в рамках романского стиля, и потому особый интерес представляет архитектура храмов на стыке романского и готического стилей. Цитата по теме из статьи: "Глядя на эту небольшую святыню, можно сказать, что здесь, в этом забытом крае, рядом с таким прекрасным памятником романской архитектуры, как цистерцианское аббатство в Вонхоцке, романские традиции сохраняются дольше, чем где-либо еще. Здание, основательно построенное местными мастерами-самоучками, своими тяжелыми архаичными массами действительно напоминает романский стиль. В проемах нет остроугольников [стрельчатых арок], квадратный алтарь перекрыт сводом, опирающимся на почти полукруглые арки нервюр. ... В пресвитерии есть кронштейны, архаично вырезанные из цельного куска камня и изображающие головы животных и людей. Однако поясок на хоре чисто готический. Вся церковь построена из известняка, фронтоны стен кирпичные, кирпичи покрыты штукатуркой. ... Нервюры идут не к краям, а к бокам столба ..."

08-01.jpg 08-02.jpg
Источники: 1, 2


Скотники (Польша)

К этому костёлу мы уже присматривались в первом сообщении, так что ниже лишь некоторые дополнения, найденные в статье. Авторы относят этот храм к казимировскому кругу памятников, делая акцент на том, что он был построен епископом Ярославом из Богории и Скотников, который был одним из приближённых короля Казимира. Т.е. с одной стороны нет ничего необычного в том, что этот храм мог обзавестись центральной опорой ещё в период первого строительного этапа, т.е. к 1347 г. (авторы статьи, правда, датируют окончание постройки 1372 г.). Однако также есть сведения о том, что нынешний внешний вид опоры и сводов это уже результат реконструкции 2-й половины 15 в. Вначале я подумал, что центральная опора была построена с нуля уже в ходе реконструкции, но теперь уже более верной кажется мысль, что реконструкция лишь повторила/дополнила то, что существовало (возможно несколько в ином виде) ещё с середины 14 в. Авторы статьи указывают на простоту интерьера храма, на несовершенство конструкции столба (возможно он оказался слишком тонким) и сводов, а также на реконструкцию, вызванную необходимостью исправить просчёты, допущенные в ходе первого строительного этапа: "Нерегулярный свод, соединенный неуклюжими, искривленными арками нервюр, основательно осел из-за не тщательно проведённой работы. Опора, по-видимому, стала грозить обрушением, потому её обложили кирпичами, создав посреди костёла подобие неуклюжей печи"

09-01.jpg
Источник


Кужелюв (Польша)

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии. Построен упомянутым чуть выше Ярославом из Богории и Скотников во 2-й половине 14 в. (по одним данным - ок. 1360 г., по другим данным - не позднее 1380 г.). Авторы статьи отметили, что это одна из крупнейший одноколонных церквей в Польше. В отличие от Скотников (где конструкция опоры и сводов была выполнена не очень качественно), в Кужелюве наоборот всё сделано основательно, так что до наших дней в интерьере храм сохранился практически в первозданном виде. Стройная опора имеет восьмигранную форму.

10-01.jpg 10-02.jpg
Источники: 1, 2


В финале публикации авторы сообщают, что ими была представлена не полная выборка всех польских храмов подобного типа, а лишь те из них, которые были автором(ами) обследованы и обмеряны. Было отмечено, что описанные храмы по внешнему виду и многим деталям не особо отличаются от других храмов 14 в., и лишь расположенные по центру опоры и связанные с ними "пальмовые" своды в случае с этим кругом памятников формируют оригинальные (в некоторых случаях и вовсе уникальные) и попросту красивые интерьеры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Примеры из Польши. Часть 2.

Помимо тех примеров, которые были упомянуты в публикациях, разобранных выше, есть также и несколько других памятников с нужной нам планировкой интерьеров.
 

Генрикув

В комплекс цистерианского аббатства входит часовня Гроба Господня, пристроенная к главному храму в начале 16 в. Тогда же был построен её готический свод, опирающийся на центральную колонну. Часовня сохранилась до наших дней, но подходящего интерьерного фото не нашёл, и потому пока только план.

01.jpg
Источни


Краков

Костёл св. Эгидия монастыря доминиканцев (первоначально - бенедектинцев). Храм был построен в 1-й половине 14 в., его появление связывают с деятельностью Казимира Великого. Костёл был в значительной степени перестроен в 17-18 вв., и потому его интерьер утратил первоначальное устройство. Существовала гипотеза, что изначально у храма был готический свод, который опирался на центральную колонну (в наши дни в нефе колоны нет). Эту версию удалось подтвердить в 2015 г., когда по время точечных раскопок ниже уровня пола были найдены остатки одиночной восьмигранной опоры.

03-1.jpg 03-2.jpg
Источники: 1, 2


Лапчица

Костёл Рождества Девы Марии. Построен ок. 1340 г. на средства Казимира Великого. Первоначально готический свод опирался на центральную колонну, однако в конце 16 - 17 вв. памятник прошёл через несколько реконструкций, в ходе которых, помимо всего прочего, была изменена форма свода, а от центральной колонны избавились.

04-2.jpg
Источник


Лазаны

Костёл Обретения Святого Креста. Храм начали строить на месте деревянного предшественника довольно поздно - в 1586 г. Точно неизвестно, когда именно были завершены работы, но наиболее популярна версия, что это произошло к концу 1590-х гг., хотя при этом не исключается версия, что полностью стройка была завершена уже в начале 17 в. Польские источники сообщают, что этот костёл демонстрирует необычное сочетание готической архитектуры с ренессансными деталями. Своды поддерживает массивная одиночная четырёхгранная колонна со слегка срезанными углами. Предполагают, что архитектура этого храма могла быть вдохновлена казимировскими одноколонными костёлами 14 в. 

05-1.jpg
Источник


Вроцлав

Костёл св. Петра и Павла. Храм, который первоначально находился в ведении цистерианцев, строили довольно долго - если алтарная часть была завершена в 1404 г, то неф закончили строить только к 1454 г. Готический свод опирался на одиночную круглую колонну. В оригинале всё это до наших дней не дожило - первоначальная структура пала жертвой пожара ещё в 1634 г., в 1667 последовала барочная реконструкция (колонну не восстанавливали). В свою очередь эти интерьеры также становились жертвой различных злоключений, пока в 1945 г. храм был разрушен ориентировочно на 40%. В ходе последовавшей реконструкции 1952-1953 гг. была воссоздана первоначальная готическая структура, включая колонну.

13-1.jpg 13-2.jpg
Источники: 1, 2


Вроцлав (Мухобор Вельки)

Костёл св. Архангела Михаила. Готический однонефный костёл был построен в 15 в. в несколько этапов. По одним данным неф был закончен в 15 в. (вероятно где-то между 1466 и 1480-ми гг.), по другим данным его строительство было завершено в первых двух десятилетиях 16 в. Готический свод опирался на одиночную колонну, ствол которой имел редкую форму со спирально закрученным декором. В 1912-1916 гг. храм был основательно расширен, в результате чего и появилась его нынешняя сложная структура/планировка, видимая на изображениях ниже - старая часть была сохранена и как бы отзеркалена в новой секции нефа. Таким образом, первоначальная одноколонная структура была трансформирована в структуру с тремя опорами - двумя колоннами (одна оригинал, вторая - копия) и одним пилоном, разделившим оба нефа.

06-1.jpg 06-2.jpg
Источник


Збилютув

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии. Храм был построен в 1-й четверти 13 в., однако нужные нам детали (готический свод, опирающийся на одиночную восьмигранную колонну) появились уже в ходе реконструкции конца 15 в. 

14-1.jpg 14-2.jpg
Источники: 1, 2


Неполомице

Костёл Десяти Тысяч Мучеников. Был построен в 1350-1358 гг. при содействии уже известной нам пары - Казимира Великого и Ярослава из Богории и Скотников. Первоначально готические своды нефа опирались на две многогранные колонны, но они не пережили реконструкцию 17 в., и в наши дни неф имеет стандартный вид, т.е. без каких-либо опор по центру, а на смену готическому своду пришёл более простой цилиндрический.

07-1.jpg
Источник


Нове

Крипта под костёлом св. Максимильяна Кольбе, который некогда был частью францисканского монастыря. Крипта была построена в начале 14 в. (закончена к 1311 г.). В центре одиночная восьмигранная (?) колонна. Не исключено, что здесь не обошлось без участия тевтонских архитекторов, поскольку ряд документов фиксировали помощь со стороны тевтонского ордена, направленную на развитие монастырского комплекса.

08-1.jpg 08-2.jpg
Источники: 1, 2


Сосница

Костёл Воздвижения Святого Креста. Строительство нефа и его сводов было закончено в 1487 г. Опорой сводов служит мощная восьмигранная колонна.

09-1.jpg
Источник


Шидлув

Костёл св. Владислава (Ласло). Построен по воле и на средства Казимира Великого в середине 14 в. (по одной из версий - ещё во 2-й трети 14 в.). Готические своды поддерживают две многогранные колонны. Своды пострадали и частично обрушились в результате пожара и военных действий в 17 в., затем последовало восстановление. В 1944 г. храм снова был разрушен, однако в результате последовавшей после этого реконструкции и реставрации 1945-1948 гг. ему вернули первоначальный готический облик. 

10-1.jpg 10-2.jpg
Источники: 1, 2


Свидница

Крипта при соборе св. Станислава и Вацлава. Построена в 1-й половине 14 в. (не ранее 1313 г.). Своды поддерживает одиночная круглая колонна.

11-1.jpg
Источник

В том же соборе есть часовня св. Марии, которая некогда была разделена на два яруса, нижний из которых где-то между 1450 и 1468 гг. также получил готический свод, опиравшийся на центральную восьмигранную колонну. К сожалению, часовня была сильно перепланирована в конце 19 в., и нужные нам детали этой реконструкции не пережили.


Пуньцув

Костёл св. Ежи (Юрия). Храм был построен в 1518 г., и, вероятно, к этому же периоду относится и появление готических сводов, опирающихся на одиночную восьмигранную колонну. 

12-1.jpg
Источник


Яшкотль

Костёл Вознесения Господа Иисуса. Строительство позднеготического храма закончено ок. 1473 г. Предполагают, что первоначальный готический свод опирался на одиночную центральную колонну. К сожалению первоначальное обустройства интерьера не дожило до наших дней - в 18 в. храм был реконструирован, тогда же его снабдили ныне существующим простым плоским сводом. В ходе этой и ряда более поздних работ практически все оригинальные детали интерьера были утрачены.

02.jpg
Источник


Пока это всё, что мне известно из польских примеров. Если что-то ещё попадётся, буду пополнять список.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...