Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Византийская схема планировки укреплений и её влияние на планировку укреплений 16-17 вв. в Украине


Рекомендованные сообщения

Тем, кто интересовался европейской фортификацией 16-17 вв. хорошо знакома ренессансная симметрия планировки укреплений, в рамках которой поощрялось создание геометрически правильных "идеальных" объектов. Разрежь такое укрепление пополам и зачастую правая часть будет зеркальным отображением левой. И всё бы было хорошо, если бы эта классическая симметрия могла бы объяснить планировку всех укреплений Западной Украины, построенных в указанный период, однако некоторые из них с точки зрения знакомых нам ренессансных канонов симметрии выглядят довольно странно и даже асимметрично. К тому же не до конца понятно, на какие именно схемы опирались те военные инженеры, которые в 16 в. активно строили замки с использованием заломов куртин, пяти- и шестиугольных башен и т.д. 

Несколько лет назад, заинтересовавшись поиском ответов на эти вопросы, я приступил к фильтрации замков и крепостей Италии в поисках аналогов, но оказалось, что этих аналогов не так уж и много и даже откровенно мало, а те, которые имелись, часто базировались на схемах, которые предлагались ещё в греческих и византийских фортификационных трактатах. В дальнейшем, по ходу разбирательства с пятиугольными башнями Италии, стало понятно, что фортификационный ренессанс 2-й половины 15 - 1-й половины 16 в. был не первым в истории, когда инженеры в поисках идей стали активно возвращаться с наработкам архитекторов античности и раннего средневековья. Был ещё один период в конце 12 - 1-й половины 13 в., когда на территории Италии резко вырос интерес к пяти- и шестиугольным башням, заломам и другим деталям, знакомым по укреплениям Западной Украины, и в те времена также всё в основном объяснялось возросшим интересом к византийской фортификации. В общем, идёт ли речь о ренессансе 12-13 вв. или о том, который пришёлся на 15-16 вв., есть чёткие признаки наличия в обоих случаях пласта византийского фундамента. Но самое интересное, что именно византийские схемы могут объяснить планировку ряда укреплений Украины, и потому к ним стоит детальней присмотреться.

В ранее попадавшихся мне на глазах статьях, монографиях или каких-либо других публикациях украинских или польских исследователей не попадались размышления на эту тему, и потому её тем более стоит поднять. У нас в лучшем случае могут сказать, что вот это укрепление имеет итальянские корни или что нечто подобное можно увидеть на рисунках Франческо ди Джорджо Мартини или Леонардо да Винчи, но на этом всё. А вот если озадачиться вопросом, на что опирались эти гении, а также ознакомиться с рядом знаковых итальянских укреплений 12-13 вв., то станет понятно, что объекты ренессансной Италии рубежа 15-16 вв. - это не начало нужной нам фортификационной истории, а скорее то, что было в её конце, тогда как начало лежит совсем в другой эпохе и частично в других географических регионах.

Вопрос также стоит поднять, поскольку попытки объяснять планировку ряда укреплений через призму классической ренессансной симметрии могут приводить к неверным выводам, к примеру, когда могут искать башни там, где их никогда не было, или когда две одновременно построенные башни, сильно отличающиеся по форме, могут трактовать как разновременные. 

Сразу уточню, что изложенный здесь материал несколько сыроват и сумбурен, поскольку с историей византийской фортификации и её влиянием на фортификацию средневековья и раннего нового времени я только-только начал знакомится и ещё сам для себя полностью не сформировал какой-то устоявшейся концепции/образа, однако уже сейчас накопилось несколько интересных и перспективных векторов для размышлений и ряд гипотез, которые нужно либо подтверждать, либо опровергать, так что уже есть с чего начинать. Для научной статьи такая общая заготовка - не комильфо, а вот для форума - как раз идеальный вариант, поскольку здесь можно ознакомиться с мнениями других (если таковые появятся), а также корректировать/дополнять материал по мере поступления новых данных.

 

Использование пятиугольных и шестиугольных башен:

Пятиугольные башни, изобретённые древними греками не позднее 3 в. до н.э., были забыты в эпоху Римской республики/империи. Интерес к ним начал пробуждаться только с конца 4 в. н.э. и нарастал на протяжении 5-6 вв., что связано с постепенным ростом внимания восточной половины Римской империи к греческой фортификации. В дальнейшем, уже после падения Западной Римской империи, византийцы использовали пятиугольные башни сотни лет, усилив ими многие десятки ключевых укреплений империи. Из этого источника по нескольким разным каналам (от династических браков до копирования технологий союзниками или противниками) пятиугольники в 11-13 вв. просачивались в Западную Европу, чему особенно способствовали Крестовые походы. Но даже в копиях часто прослеживалась связь с византийскими оригинальными схемами. 

Пятиугольная башня укреплений акрополя города Гортина (Крит, Греция), 7 - начало 8 вв.:
Gortyna.jpg
Источник: Google Earth.

Похожая история и с многоугольными башнями, планировки которых также корнями уходят в греко-византийские разработки. Среди укреплений Римской республики/империи многогранные башни достаточно редки (чаще всего ими укрепляли ворота), да и то среди них проще встретить те, у которых 12 или даже 16 граней, а вот чем меньше граней, тем меньше вероятность встретить такое укрепление. А вот среди византийских укреплений башни с 8 гранями имеются в куда большем количестве. Подозреваю, что и башни с 6 гранями они использовали, однако в этом вопросе пока глубоко не копался и на данный момент могу лишь сообщить, что башни такой планировки уже использовались в 13 в. соседями Византии, а исходя из истории пятиугольных башен могу допустить, что и шестиугольные образцы могли создаваться на основе более ранних византийских аналогов, однако этот вопрос нуждается в дополнительном уточнении. 


Использование треугольных башен и заломов:

Известно, что древнегреческий инженер Филон Византийский (о его работе немного написал здесь) в 3 в. до н.э. рекомендовал делать из стен углы, формируя клинья, которые бы увеличивали сопротивляемость укреплений перед вражескими атаками. Эти рекомендации также были приняты и доработаны византийцами, которые сотни лет использовали большие треугольные выступы стен, а также малые заломы, которые играли роль бюджетных башен. Использовались всевозможные размеры, разнообразные углы.

Ещё в середине 5 в. массивными заломами были усилены византийские укрепления Салоников (Греция):
Thessaloniki.jpg

В дальнейшем заломы неоднократно использовались в десятках укреплений, как в качестве ключевых оборонных узлов в основных оборонных линиях, так и в виде небольших вспомогательных выступов в протехизмах (внешних линиях стен, расположенных перед основными, более высокими). Ниже приведён план крепости Стенос (Болгария) - это интересный пример небольшого и довольно раннего византийского укрепления, усиленного треугольной в плане башней.


Одновременное использование башен разных планировок:

В ренессансных укреплениях, построенных в рамках одного проекта, архитекторы зачастую старались сделать всё симметричным и потому было крайне важно для сохранения гармонии снабжать замок или крепость одинаковыми по форме плана башнями. А вот у византийских фортификаторов большой популярностью пользовалась совсем другая концепция - одновременное использование башен самых разных форм: круглых, треугольных, четырёхугольных, пятиугольных, шестиугольных, восьмиугольных. Башни совершенно разных планировок могли одновременно быть построены для одного укрепления и использоваться в разных комбинациях. 

Византийский город Сергиополь (Сирия), при Анастасии I в 500-518 гг. был одновременно укреплён башнями самых разных планировок, включая многоугольные и редкие пятиугольные (подробней в фейсбуке):
Sergiopolis.jpg


Забегая вперёд отмечу, что, как по мне, особенно ярко след влияния классической византийской планировки на ренессансные укрепления Западной Украины прослеживается при сравнении византийской крепости Саранта Колонес в г. Пафос (Кипр), построенной в 7 в., с замком в Пневе (Ивано-Франковская обл.). Тут видим не только схожесть общей планировки, стремящейся к пятиугольной, но также сходство в деталях: использование башен с разнообразными формами плана, наличии редких треугольной и пятиугольной башен (причём в обоих случаях в пятиугольных башнях были обустроены ворота/проходы).

Крепость в Пафосе слева, Пневский замок справа:
Castello-Paphos.jpg Zamok-Pnev.jpg
Источники: 1, 2. Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 192.

К слову, интересно, что польский исследователь фортификации Януш Богдановский в своей основательной книге "Architektura Obronna w Krajobrazie Polski" (1996), коснувшись темы пятиугольных башен и ранних бастионов, вспомнил и про Пневский замок (с. 107), предположив, что его пятиугольная башня - это пример  *барабанная дробь* турецкого влияния. Логику связи турков с башней в Пневе я могу понять только если предположить, что автор хотел подчеркнуть знакомство турок с пятиугольными укреплениями, а те, разумеется, позаимствовали эту форму у турок, однако это лишь моя попытка хоть как-то понять, что мог подразумевать автор, намекая на то, что укрепления, строившиеся в том числе и против турок, могли строиться под турецким влиянием. 


"Центральная" симметрия:

Нам привычен образ ренессансной симметрии в планировке укреплений, когда, к примеру, есть правильный квадрат или прямоугольник, углы которого усилены более-менее одинаковыми по форме артиллерийскими башнями или бастионами, а центральная часть не особо выпирает, с которой связаны ворота, и уж точно не является главным пунктом активной обороны:

Замок в Жолкве (Львовская обл.) слева и замок в Збараже (Тернопольская обл.) справа:
Zamok-Zholkva.jpg  Zamok-Zbaraz.jpg
Источники: 1, 2

Но в 16 в. были и другие сценарии, задававшие тон совсем другим планировкам. Об одной из них, получившей распространение ещё в 1-й половине 6 в., во времена Юстиниана I, речь и пойдёт дальше. Как сообщает Прокопий Кесарийский [здесь, с. 63-64] тогда на границе с варварскими землями стали возводить укрепления, усиленные всего лишь одной башней, а гарнизоны таких укреплений отличались малочисленностью. Появление таких укреплений было вызвано тем, что противники византийцев не имели большого опыта в захвате крепостей, и потому даже относительно скромный (по византийским меркам) форпост, находившийся под защитой нескольких десятков солдат и одной эффектной башни мог исправно выполнять свои функции. И, конечно же, строительство таких укреплений было экономически выгодно. Именно идея таких небольших крепостей привела к появлению планировки, в рамках которой одна башня располагалась по центру стены и не редко эту башню делали пятиугольной, поскольку эта форма была наиболее эффективна в пассивной обороне, обеспечивая высокий уровень живучести укрепления в целом.

Крепость Красен, построенная в 1-й половине 6 в., одно из таких однобашенных укреплений:

Krepost-Krasen.jpg
Источник


Даже если башен было две, то их также могли не разносить по углам, а располагать по центру укрепления, как это было в случае с византийской крепостью Стенос (Болгария), построенной в конце 5 в. (о ней немного подробней):

Krepost-Stenos.jpg 
Источник


Схема с центральным расположением пятиугольной башни в напольной линии приобрела популярность в средневековой Италии и Германии 10-14 вв. (в основном в случае с замками и укреплениями небольших поселений типа "борго"), и, судя по всему, мода на подобные укрепления зародилась как раз благодаря византийскому влиянию. 

На этом этапе наиболее интересна строительная деятельность Фридриха II (1194-1250), одного из самых известных императоров Священной Римской империи. Следуя по стопам своего деда, Фридриха I Барбароссы, проявлявшего большой интерес к фортификации Восточной Римской империи, Фридрих II построил с нуля десятки новых укреплений и модернизировал более сотни старых укреплений, активно используя при этом византийские планировочные решения. Иногда он просто копировал классические византийские планировки, иногда на основе этих идей создавал нечто новое, не имевшее прямых аналогов, как было в случае со знаменитым "юнесковским" Кастель-дель-Монте. Впрочем, даже в таких уникумах как Кастель-дель-Монте можно без труда увидеть комбинацию множества восьмиугольников, столь любимых византийцами. Однако в контексте размышлений о генезисе планировок укреплений Украины интерес привлекают менее раскрученные замки Фридриха II.

Замок Джулиана (Италия, Сицилия) 1-й половины 13 в. представляет собой оригинальную постройку в виде изогнутой дугой куртины, защищённой одной пятиугольной башней, расположенной по центру:
Castello-Giuliano-1.jpg Castello-Giuliano-2.jpg
Источники: 1, 2 - Google Earth

У ядра замка в Монтальбано-Эликоне (Италия) также видим планировочное решение в рамках которого четырёхугольник стен усилен двумя башнями, расположенными друг напротив друга (пятиугольной и четырёхугольной), т.е. опять же наблюдается смещение главных оборонительных узлов от боков к центру. В свою очередь двухбашенное ядро занимает центральное расположение относительно четырёхугольника стен, расположенного в тыльной части укрепления, т.е. здесь "центральная" симметрия применена дважды:
Castello-Montalbano-Elicona.jpg
Источник


Ту же византийскую схему укрепления с одной пятиугольной башней по центру в 1-й половине - середине 13 в. использовали вначале пизанцы, а затем генуэзцы в замке Леричи (Италия):
Castello-Lerici.jpg
Источник

Из более поздних примеров интересен замок в Каподакве (Италия), построенный ок. 1387 г.:
Castello-Capodacqua.jpg
Источник

Замок в Ноццано (Италия), не позднее конца 14 в. с двух сторон укреплён башнями, занимающими центральное положение на линии связанных с ними стен:
Castello-Nozzano.jpg
Источник

Другие примеры подобных укреплений приведены в теме о пятиугольных башнях Италии.


Интересные примеры замков, довольно рано усиленных мощными пятиугольными башнями, расположенными по центру напольных линий укреплений, можно найти и в других странах. К примеру, замок в Аларкосе (Испания) в начале 1190-х гг. был усилен двумя массивными пятиугольными башнями:

Castillo-Alarcos.jpg
Источник


Перемещение основного узла обороны к центру куртины породило ещё одну интересную особенность - отсутствие угловых башен или же существенная минимизация их размеров по сравнению с главной башней.  


Теперь переходим к более известному у нас Ренессансу. Схема обороны, подразумевавшая размещение главной оборонительной конструкции по центру, а не по бокам, применялась также во 2-й половине 15 в. К примеру, Франческого ди Джорджо Мартини, известный как изобретатель бастионов, в своих теоретических и практических проектах опирался также и на византийские наработки, и потому уделил внимания пятиугольным/клиновидным башням, заломам куртин, а также центральному размещению главных башен. 

У замка в Кальи (Италия), построенного в 1470-х - 1480-х гг., по центру одной напольной линии видим главную треугольную в плане башню, с другой - видим клин, образованный стенами, причём кончик этого клина фланкирован небольшими полубашенками, а, как мы знаем, похожая связка (залом стен, фланкированный ронделями) использовался в случае с рядом укреплений Подолья. 
Castello-Cagli.jpg
Источник

Клиновидная/миндалевидная главная башня замка Гавон (Италия), построенная ок. 1490 г., по центру напольной линии укреплений (кстати, облицовка в виде пирамидальных камней - это также отсылка к греко-византийским приёмам):
castello-gavone.jpg
Источник

Список интересных деталей укреплений Мартини можно продолжать очень долго, поскольку мастер был довольно плодовит и не был склоне к радикальным экспериментам в фортификации, но, думаю, его наследие стоит более детально рассмотреть в отдельной теме. 


Также интересно, что наиболее ранние экспортные образцы ренессансной архитектуры, построенные за пределами Италии, в своём облике содержат отсылки к византийским планировочным решениям. Ярким примером тому служит замок Грайн (Австрия), который считается самым старым из австрийских укреплений, построенных на основе симметричной ренессансной планировки, только речь не о привычной нам симметрии, а о византийско-имперской. Замок возвели в 1491-1495 гг. представители рода Прюшенков, приближённых к императору Фридриху III, и именно этим объясняется использование в планировке центральной симметрии, пятиугольной надвратной башни, боковых полигональных башен, углов, похожих на заломы, и т.д. - всё это вначале было частью византийского архитектурного стиля, а с конца 12 - 1-й половины 13 вв. также стало частью архитектурного стиля правителей Священной Римской империи, о чём в двух словах рассказал выше, когда упоминал деятельность Фридриха II. 

Schloss-Greinburg-1.jpg Schloss-Greinburg-2.jpg
Источники: 1, 2


У меня создалось впечатление, что византийский подход к планировкам укреплений оказывал влияние даже на отдельных военных инженеров, которые уже в 1-й половине 16 в. начали работать с бастионами. Этим бы можно было объяснить необычные планировки ряда ранних укреплений. 

Приведу лишь несколько примеров.

В случае с замком Сан-Кастро в г. Сора (Италия), построенном в 1520 г., видим укрепление переходного периода. Его характеризует одновременное использование башен разных планировок (четырёхугольных, круглой, полигональной), а также расположенный по центру пятиугольный башенный выступ, в котором обустроили ворота. Очень необычная постройка с точки зрения классической ренессансной симметрии, но вполне обычная с точки зрения византийско-имперской симметрии:
Castello-Sora.jpg
Источник


В 1535-1536 гг. военный инженер Джан Джакомо дель Акайя построил в г. Акайя (Италия) оригинальный замок-цитадель. Он представляет собой два клина, фланкированных круглыми ронделями, причём один из этих клиньев усилен одиночным бастионом. Комбинация двух кругов, пятиугольника, заломов куртин и "центральной" симметрии вполне могли быть следствием влияния "византийской школы".

Castello-Acaya.jpg
Источник


Или взять, к примеру, Микеле Санмикели, главного военного инженера Венецианской республики, который также не сразу пришёл к привычной нам симметрии в планировке бастионных укреплений. В построенных им городских укреплений Вероны видим непривычное для классической ренессансной фортификации чередование круглых (ронделей) и пятиугольных (бастионов) укреплений:
Verona.jpg
Источник

Или вот в случае с укреплением Задара (Хорватия), построенных уже полностью в рамках бастионной концепции, выбор был сделан не в пользу классического симметричного бастионного фронта, а в пользу объекта с "центральной" симметрией - по центру напольной линии был размещён мощный бастион-одиночка. Позднее, в ходе модернизации укреплений города, эта ранняя особенность планировки была в значительной степени снивелирована, когда существенно увеличили размеры соседних бастионов, изначально куда более мелких:
Zadar.jpg
Источник

Примеры с бастионными укреплениями могут показаться притянутыми за уши, ведь где бастионная фортификация, а где какая-то Византия со своими устаревшими башенно-стеновыми укреплениями. Однако тут стоит учитывать, что не только в конце 15 в., но и в 1-й половине 16 в., когда начали использовать бастионы, классические и хорошо известные нам планировки укреплений только начинали завоёвывать популярность, но сразу не было очевидно, какие из планировок выдержат проверку временем и даже не было понятно, что именно пятиугольный бастион, а не круглый рондель является лучшим вариантом (что видно и на примере показанных выше укреплений Вероны), так что на этом этапе поиска идеального фортификационного рецепта вполне могли искать (и определённо иногда искали) вдохновения в классических планировках, в том числе и византийских, особенно с учётом того, как в это же время вырос интерес к греческо-византийскому пласту знаний.


Возвращаясь в Западной Украине:

После описания того, как выглядели заинтересовавшие меня классические планировочные решения Византии, взятые на вооружение императорами Священной Римской империи, а затем и теоретиками фортификации рубежа 15-16 вв., можно посмотреть, где следы этих схем могли проявиться в Западной Украине.

Сразу стоит сделать уточнение, что по ряду представленных ниже объектов всё ещё ведутся споры о том, когда именно были построены их укрепления. Вопрос датировок каждого из этих замков хочется разобрать в отдельных темах, так что здесь на нём не буду заострять внимание, лишь отмечу, что восприятие объектов через призму идеи о переработанных византийских планировках оказывает существенное влияние на датировки объектов, к примеру, не позволяя датировать появление пятиугольных башен в Клевани или в Меджибоже 2-й половиной или концом 15 в., как принято у отдельных исследователей, но этом ещё отдельно напишу чуть подробней.


Замок в Бережанах (Тернопольская обл.). В основе плана пятиугольник, три башни с разными планировками (пятиугольник, полукруг и многугольник), полукруглая башня по центру куртины, при этом пятиугольная и многоугольная башни как бы венчают заломленные линии других куртин, наличие чистого/треугольного залома куртины:
Zamok-Berezhani.jpg
Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S.166.


Замок в Меджибоже (Хмельницкая обл.). Напольная линия усилена одной мощной пятиугольной башней, одновременное использование башен разных планировок (включая редкий пятиугольник), наличие угла без башни (?):
Zamok-Medzibozh.jpg
Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 184.


Замок в Язловце (Тернопольская обл.). Напольная линия усилена одной мощной клиновидной башней, наличие залома:

Zamok-Jazlovec.jpg
Источник: Guerquin B. Zamek w Jazłowcu. 1948. S. 23.


Замок в Клевани (Ровенская обл.). Центральное расположение пятиугольника в напольной линии, угол без башни:

Zamok-Klevan.jpg
Автор плана: Оксана Байцар.


Замок в Теребовле (Тернопольская обл.). Башни разных планировок (полигональные, округлые), залом куртины:

Zamok-Terebovla.jpg
Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 205.


Замок в Раковце (Ивано-Франковская обл). Стена, выходящая на склон, усилена одной полигональной в плане башней, в планировке также есть башня треугольной/клиновидной планировки:

Zamok-Rakovec.jpg
Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 196.


Замок в Долине (Тернопольская обл.). Центральное расположение одиночного ронделя в напольной линии:

Zamok-Dolina-Yanov.jpg
Источник: Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР, Том 4. С. 85.

К этой же истории, возможно, относится замок в Скале-Подольской (Тернопольская обл.), напольная линия укреплений которого усилена одной башней, расположенной по центру стены.


Замок в Кудринцах (Тернопольская обл.). Одновременное использование башен разных планировок (четырёхугольной, пятиугольной, шестиугольной, правда, последняя на плане ошибочно показана восьмиугольной):

Zamok-Kudrinci.jpg
Источник: Czołowski A. Dawne zamki i twerdze na Rusi Halickiej. 1892. S. 88.


Замок в Поморянах (Львовская обл.). Пятиугольная планировка комплекса, использование башен разных планировок (круглых, четырёхугольной, пятиугольных и восьмиугольной).

Zamok-Pomoryani.jpg
Источник

Список можно продолжить. 

Разумеется, в каких-то объектах влияние выглядит более ощутимо (Пнев, Бережаны, Меджибож, Клевань), в других оно менее выражено (Раковец, Долина). Тут тоже может быть логическое объяснение - по мере продвижения к рубежу 16-17 вв. византийская планировка всё больше ассимилировалась классической симметрией, в результате чего могли появиться такие объекты, как замок в Кривче (Тернопольская обл.), который уже был довольно симметричен и башни у него были одинаковыми, но при этом для них была выбрана почему-то именно шестигранная форма. Или взять замок в Сидорове (Тернопольская обл.), который был защищён более-менее одинаковыми округлыми в плане ронделями, но при этом использовал архаический приём с заломом куртин. 

Поскольку речь идёт о растянувшемся на целый век периоде (где-то с 1530-х и до 1640-х гг.), и поскольку все эти объекты проектировали разные архитекторы, на которых оказывали влияние разные факторы, то в случае с одними объектами (более ранними) влияние может выражаться в одновременном присутствии сразу нескольких признаков византийско-имперской планировки, а в других (более поздних) можем находить лишь отдельные детали. Для меня здесь важно не чётко указать на то, что архитектор, строивший тот или иной замок пребывал под влиянием малоизвестных у нас планировочных схем родом из Византии, а скорее в целом поднять вопрос о том, что такие схемы были и что часть укреплений Украины именно при взгляде на них через призму упомянутых схем приобретают более логичный и осмысленный вид.

Чтобы подытожить, выскажу такое черновое предположение. Когда речь заходит о фортификации с использовании заломов, полигональных башен (в особенности редких пятиугольных) и одновременного применения башен разных планировок, то несомненным кажется влияние в популяризации всего этого Византией. С 12-13 вв. большой вклад в раскрутку этих византийских планировочных решений сделали императоры Священной Римской империи, и с того времени подобные планировки как бы удваивают своё символическое значение, поскольку связь с Византией усиливается связью с немецкими императорами. Когда на рубеже 15-16 вв. начинается поиск идей для новой фортификации, то военные инженеры в очередной раз обращаются к греко-византийским наработкам, а также к их вариациям, построенными императорами Священной Римской империи. С конца 1520-х - 1530-х гг. в Западную Украину начинают пребывать первые носители идей ранней бастионной фортификации, но на тот момент классические схемы симметрии ещё только-только формировались у себя на родине, в Италии, в Украину же поступили ранние вариации артиллерийской фортификации (уже с первыми элементами бастионных укреплений в виде одиночных пятиугольных артиллерийских башен) в византийской обёртке, т.е. те приёмы, которые у нас принято воспринимать как чисто-ренессансные изобретения, на самом деле были переосмыслением и адаптацией куда более старых схем. Постепенно, по мере роста популярности классической планировки бастионных укреплений, к византийским планировкам прибегали всё реже и реже. Правда, и тут есть свои нюансы. Так, к примеру, создаётся впечатление, что первый всплеск внимания к византийским планировкам пришёлся на 1-ую половину - середину 16 в., затем пошёл некоторый спад, но уже в 1-й половине 17 в. к отдельным элементам планировок снова возвращались, что видно по замкам в Бучаче, Теребовле, Сидорове и некоторых других. 

Также интересно, что с момента падения Константинополя в 1453 г. перестал существовать исконный владелец "авторских прав" на византийскую фортификацию, однако наследники не замедлили появиться - с одной стороны это не раз упоминавшиеся выше императоры Священной Римской империи, с другой стороны - турки, которые довольно долго и активно использовали планировочные решения, позаимствованные у поверженного врага. Причём такие детали, как любовь к многоугольникам и треугольным выступам в турецких укреплениях прослеживается вплоть до 18 в. (взять, к примеру, полигональные бастионы Хотинской крепости или планировку укреплений Арабатской крепости). Кстати, ещё до того, как через Италию, Австрию, Венгрию и Польшу переработанные и несколько переосмысленные византийские планировки попали в Западную Украину, на пол века ранее они уже были импортированы турками в Южную Украину, где были использованы в укреплении Аккермана (Одесская обл.), но этому стоит посвятить отдельную тему. 

Отдельно стоит выделить мысль, что если в Западной Украине действительно использовались византийские планировки, то тут есть ещё и некоторый символический подтекст - Византия пала под натиском турок, но нашлись те, кто заняли её место, став на пути Османской империи, и вот уже далеко за границами Византии и спустя много лет после её окончательного падения на пути турок и их союзников татар встают укрепления, которые своей архитектурой, своим внешним "дизайн-кодом", как бы заявляют о начавшемся реванше, о том, что упавшее христианское знамя всё же было поднято.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В книге К. Липы Теорія архітектури, містика і війна (2016) на с. 85 встретил такие вот мысли по теме:

Цитата

Узагалі мотиви, що спонукали зодчих надавати одній з башт твердині шестигранної форми, колись мають бути вивчені більш докладно, хоча можливостей для цього обмаль. Нині достовірно відомо лише одне: п’ятигранна артилерійська вежа краще рикошетувала ядра, тож із суто військового погляду ця форма була виправдана. Незрозуміло інше: чому у випадках, коли можна було звести дві симетричні башти будь-якої форми (чотири- чи п’ятигранні, круглі), одну з них робили шестигранною. І відбувалося це протягом одного будівельного періоду, а не в процесі різночасових ремонтів. Це дивує якраз із тієї причини, що за доби Ренесансу симетрія була однією з ознак краси, а укріплення пропонувалося споруджувати на регулярному плані. Однак на ці питання поки що немає відповіді.

Здесь автор отмечает, что в эпоху ренессанса стремились к симметрии, и потому непонятно, почему ряд укреплений Западной Украины с этой точки зрения выглядят несколько асимметрично. Возможный вариант ответа на этот вопрос заключается в том, что классическая симметрия была не единственной формой планировки ренессансных укреплений, была ещё и условно "византийско-имперская", которая сама по себе предлагала несколько непривычных вариантов планировок - от "центральной" до той, которая в случае с регулярными укреплениями допускала и поощряла одновременное использование башен разных планировок, уделяя особое внимание полигональным башням (5-, 6- и 8-угольным). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

В отдельной теме отписался по теме связей укреплений Белгород-Днестровской крепости с византийскими планировочными решениями. Здесь, помимо использования типичных для византийской фортификации пятиугольных башен, а также часто встречающейся в рамках византийских укреплений схемы одновременного использования башен разных планировок (пяти-шести- и восьмиугольных) имеем также пример использования ещё и византийской кладки opus mixtum. 

k-4.jpg 
Источник: Крепость Белгород (Аккерман) в исторических изображениях (2016), с. 22.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...