Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Беседы (Бесіди): василианский монастырь


Рекомендованные сообщения

Обсуждается этот объект: Василианский монастырь в Беседах

Село Беседы (укр. - Бесіди) находится в 47 км к северу от Львова, в 17 км к северу от Жолквы:
besidi-01.jpg
Карта Визиком


На околице села неплохо сохранился участок оборонного монастыря конца 17 - 18 вв., окружённый четырёхугольником валов. И хотя сведений об этом объекте довольно много, и само укрепление достаточно интересное и стоящее внимания, памятник, тем не менее, относится к категории малоизвестных, а если какое-то внимание ему и перепадает, то больше пишут о сохранившейся на его участке церкви, чем об укреплениях в целом.  


Уже самая ранняя публикация, затронувшая историю монастыря, даёт довольно детальную справку по объекту, включая нюансы, касающиеся укреплений. Речь о труде Эмилиана Коссака Шематизмъ провинціи Св. Спасителя Чина св. Василія Великого въ Галиціи и короткій поглядъ на монастыри и на монашество руске (1867), где на стр. 175-177 имеется справка по Беседам:

besidi-02-1.jpg 

besidi-02-2.jpg 

besidi-02-3.jpg

В переводе:

Цитата

Беседы, св. Успенский, в обводе Жолковском. Монастырь той заложили около р. 1667 О. Филарет Служка и О. Теофан Осташевич. В р. 1672 просили монахи тыи, в послушничестве "Регулы св. Василия и 4 оставшихся Патриархов восточной церкви, которые с рвением и благочестием (?) от святой памяти (?) наимилейшей Матери Нашей, некогда родившимися их отцами одно урочище, также Беседы названное, в Добрусинской пуще на реке названной Бяла, купленное на самой границе  Речицкого и Мостынского староств, во славу Божию освятили на нём с разрешения упомянутой Матери Нашей и по Её привилегии, поставили целый монастырь с тремя церквями, одна под названием Вознесения Пресвятой Девы Марии, другая св. Онуфрия Пустынника, третья под названием (опущено) с благословения Преподобного Иосифа Шумлянского" короля [Яна III] Собеского, о подтверждении привилея. Король подтверждаючи привилей, надав монастареви со своей стороны рожные права, де так говорит: "Мы тогда тем вышеупомянутым рождённым благочестивыми Филарету Служке и Теофилию Осташевичу на строительство и установление целого монастыря со всем тому монастырю принадлежностями и околичностями, как двумя церквями на Липовом Островке названном "Скельцем", с пасекой и садами, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а также второй, под названием Воскрешения Господа Христа, мы подтверждаем полные права и владения, которые тот монастырь греко-русской религии, остающийся под послушанием святой вселенской восточной апостольской церкви, для чести и большего приумножения славы Божьей, вместе с двумя упомянутыми церквями на Липовом Островке, в Лугах, лежащих между вод, под единой кровлей основанных и возведённых, мы по нашей Королевской Милости обогащаем и одариваем ниже описанными фаворами", т.е. надае монастыреви право до леса в пущах Добрусинской, Речицкой и Мостыньской, на опал и на будовлю, право на выставление бровара, винниц, млына с фолющами, и ступы до товчения семя и проса, також право "монастырь в основательную крепость обратить" и право "на пороховню для изготовления пороха, так как укреплённому и укрепляющемся несомненно понадобится порох для защиты от неприятеля". Що до выбора игумена, повелев король "что только меж собой ежегодно на новое лето выбирали согласно с обычаем Скитского и Креховского монастырей". Дальше надав Собескій монастыреви право "основания типографии для печатания всяких грего-русских книг". В р. 1677 благословив монастыр Епископ Іосиф Шумлянскій, де вручаючи патерицю игуменську О. Филяретови, заложителеви того местця, надав монастыреви власною рукою подписаныи и подтвержденыи правила монастырскіи: "Листвица, или узаконеніе истиннаго общежительнаго житія иноком монастыра Беседского". Ревизія Игуменов з р. 1724 так говорит: "Монастырь Бесядский за правим и фундушем короля Его Величества Яна. Игумен Исычий Галатовский согласно обычному местному выбору и по благословению W. O. Атанасия Шептицкого E. L. Монахов всех 19". В р. 1775 прилучено Беседский монастыр до Архимандріи в Жолкве для полепшеня дотаціи архимандритскои"

Пробравшись (не без потерь, вызванных моим не самым точным переводом) через хитросплетения и вычурность формулировок 17 в. в сухом остатке получаем, что пара монахов в 1667 г. основали монастырь, где к началу 1670-х гг. было уже три церкви. Не исключено, что уже на этом первом этапе монастырь обладал каким-то оборонным потенциалом, поскольку сообщалось, что он находился на островке, а это в свою очередь означало, что уже тогда существовал пруд. Далее говорится, что в 1672 г. монахи обратились к королю Собескому, и этот момент мне не совсем понятен, поскольку Ян III Собеский стал королём в 1674 г., т.е. автор мог иметь ввиду будущего короля (и в этом случае монахи обратились к нему не как к королю, а, к примеру, как к новому владельцу окрестных земель) или всё же есть какая-то ошибка в описании этой детали. Но оставлю этот вопрос пока в стороне. А далее Ян Собеский в своём ответе не только подтвердил монахам их права/привилегии, но и предоставил им возможность развить монастырь. Нам, конечно, прежде всего интересно его указание превратить монастырь в крепость, а также снабдить его пороховой мельницей. Судя по всему, так и был дан старт строительству ныне существующих укреплений. Интересно, что если в обращении 1667 г. упоминается три церкви, то в ответе Собеского уже фигурируют две. Также монахи получили право построить пивоварню и винницы (т.е. погреба/подвалы для спиртного), мельницу и даже типографию. При монастыре были сады и пасека. В общем, хоть и малая обитель, но довольно неплохо обеспеченная.


В Сводной галицко-русской летописи с 1600 по 1700 год, изданной в 1874 г., на стр. 174 также находим упоминания о "заложении" монастыря Бесяды в описании событий 1672 г. Благодаря информации, почерпнутой из предыдущего источника, мы понимаем, что под "заложением" подразумевался не первый строительный этап, а скорее радикальная модернизация ранее существовавшего комплекса. Кстати, тогда Беседами/Бесядами называли сам монастырь, а село, вероятно, при нём возникло позднее, и со временем оно на себя переняло название монастыря, а когда монастыря не стало, то село ещё больше закрепило название за собой, и в наши дни как бы монастырь крепится к селу и село делится с ним своим названием, тогда как изначально всё было с точностью до наоборот.

besidi-03.jpg


В 1-м томе "Географического словаря Королевства Польского ..." (1880) находим крайне скромную справку о селе. Приведу её в переводе и в некотором сокращении (убрав то, что не касается темы):

Цитата

Бесяды, село, Жолковский повет, в 2 милях к северу от Жолквы, расположено в низине среди песков, в лесистой и болотистой местности. ... Принадлежит к греко-католической парафии в Любели. Владельцем большей части собственности является монастырь Василиан в Жолкве.


Иван Крипякевич в своей публикации Середньовічні монастирі в Галичині (здесь, стр. 77), изданной в 1927 г., кратко упоминает монастырь в Беседах, сообщая, что основали его в 1667 г., а упразднили в 1787 г.

besidi-04.jpg

В списке источников Крипякевича помимо приведённой выше работы Э. Коссака видим также ссылки на 9-й том "Архива юго-западной России" (1904) и на Historya polityczna dawnych klasztorów panieńskich w Galicyi 1773-1848: na podstawie akt cesarskiej kancelaryi nadwornej (1905), но ссылок на конкретные страницы автор не указал, и потому пока не могу сказать, что именно о Беседах там сообщается.


"Історія міст і сіл УРСР" (1968) и "История городов и сёл УССР" (1978) Беседы вообще отдельной справки не удостоили.


В 3-м томе "Памятников градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (1985) на стр. 156-157 находим описание уцелевшей на участке церкви (уже не монастырской, а приходской, построенной после того, как монастырь был упразднён) и её колокольни. Имеется там и беглое упоминание земляных укреплений, датированных 17 в.:

Цитата

Беседы, село

Успенская церковь, 1835 г., и колокольня, 1751 г. 

Расположены на месте древнего монастыря, окруженного оборонными земляными валами и рвом. Датирующая надпись находится на косяке западной двери. В 1847 г. отремонтирована. Деревянная, двухсрубная, трехчастная, одноверхая. Состоит из прямоугольного сруба, объединяющего центральную и восточную части, и равного им по ширине квадратного бабинца. Южный и западный входы оформлены одноосевыми четырехколонными портиками со спаренными колоннами, завершенными треугольными фронтонами. Поддашие на выпусках венцов подчеркивает преобладающее горизонтальное членение сооружения. Сруб 6абинца с одним заломом накрыт пластичной четырехгранной главой, завершенной главкой на высоком фонарике-четверике. В интерьере высотно раскрытое до зенита главки пространство шатрового верха бабинца отделено трапециевидным вырезом от глубинно раскрытого основного сруба, имеющего плоское перекрытие. 

К западу от памятника расположена надвратная колокольня. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная (четверик на четверике), накрыта четырехскатным шатром. В первом срубном ярусе устроен арочный сквозной проезд. Второй ярус каркасной конструкции, с полуциркульными проемами с каждой стороны, ошалевай. Высота верхнего яруса относится к нижнему как 1 : 2.

Оба памятника составляют редкий ансамбль народной архитектуры галицкой школы, включающий сохранившиеся оборонные валы XVII в.

besidi-05.jpg
Успенская церковь в с. Беседы. План

 

Василий Слободян церковь описал в "Жовківщина: історико-архітектурні нариси церков" (1998):

Цитата

с. Бесіди. (УАПЦ)

Церква Успення пр. богородиці.

В селі у 1667 р. засновано василиянський монастир, який проіснував до 1787 р. Він розташовувався на березі ріки Білої і був оточений земляним валом і ровом. На території монастиря було дві церкви – Успення пр. богородиці та св. Онуфрія. Після закриття монастиря Успенська церква стала парафіяльною. У 1835 р. на її місці споруджено нову дерев’яну церкву, як свідчить різьблений напис на надпоріжнику західних дверей: "Сей домъ сооружися РБ АWЛЕ Мца іулія Дня Є". Реконструйована у 1847 та ремонтована у 1890 роках (на надпоріжнику південних дверей напис "РБ 1847", а зліва від західних дверей на восьмому від підвалин брусі червоною фарбою написана дата "1890"). Перед 1912 р. підвищено баню, добудовано на західному фасаді ґанок та помальовано всередині. В 1961 – 1989 pp. стояла зачиненою.

Розташована на рівній ділянці. Будівля двозрубна, тридільна, складається з трьох рівношироких об’ємів. Західний об’єм – нава – завершений чотирибічним верхом з одним заломом, вкритим великою чотирибічною банею. Над спільним трисхилим дахом вівтаря і захристії здіймається невелика восьмибічна баня. Церкву оточує широке піддашшя, оперте на випусти вінців зрубів, перерване в місцях прилягання ґанків при західному і південному входах в наву.

На захід від церкви – двоярусна надбрамна дзвіниця колишнього монастиря, збудована у 1751 р. Другий її ярус – стовпової конструкції, зашальований, вкритий пірамідальним наметом.

Интересно, что автор перечислил, на основании каких деталей датировались моменты строительства и ремонта церкви, а вот какая основа у датировки колокольни 1751 г. осталось неясным, и все другие авторы, датирующие колокольню этим годом также не упоминают, откуда эта дата взялась - из какого-то документа или же и в воротах-колокольне также есть какая-то резная надпись с датой?

Справа по Беседам В. Слободяна из "Церкви України: Перемиська єпархія" (1998) укомплектована парочкой фото 1992 г., на одном из которых показан общий вид на церковь с юго-запада. Это ценный кадр, поскольку в наши дни из-за того, как засадили участок, повторить его уже не получится.

besidi-09-1.jpg besidi-09-2.jpg

 

В книжке Ореста Мацюка "Замки і фортеці Західної України" (2005), несмотря на её лёгкий формат, был совершён некоторый прорыв, поскольку, наверное, впервые на монастыре акцентировалось внимание через призму укреплений и была предпринята первая попытка графической реконструкции комплекса. 

с. 12

Цитата

Село Бесіди з рештками монастиря XVII ст. Добре збережені вали і рови, і потрібно їх лише підправити злегка, бо запливли, а із смерек, що ростуть на валах, спорудити оборонну стіну з вежами або хоча б паркан (частокіл). На дитинці збереглася церква з надбрамною дзвіницею. Залишається тільки добудувати келії, і буде цікавий туристичний об’єкт на зразок Скиту Манявського


с. 55

Цитата

Наступний об’єкт — с. Бесіди з рештками оборонного василіанського монастиря на краю села. Добре збереглися оборонні вали з чотирьох сторін, а також дерев’яна церква з 1667 р., перебудована 1835 р. і відремонтована 1847 р. Біля церкви — дзвіниця з 1751 р. Монастирські келії і порохівня не збереглися. Згідно з давнім описом, тут було дві церкви. Монастир заснували близько 1667 р. монахи о. Філарет, Служка і о. Теофан Осташевич. За королівським привілеєм монастир одержав право на заснування друкарні, однак невідомо, чи вона тут діяла.

besidi-06-1.jpg
Бесіди. Монастир [северо-западный угол укреплений - Filin]. Проект реконструкції за планом початку XVIII ст. Автор: Микола Козурак.

besidi-06-2.jpg
Бесіди. Вали оборонного монастиря. Фото 1978 р.

besidi-06-3.jpg
Бесіди. Дзвіниця монастиря [вид с юго-востока - Filin]. Фото 1978 р.
 

Как видим, О. Мацюк считал, что церковь, сохранившаяся на участке монастыря, это тот самый храм, который самым первым построили монахи в 1667 г., а дата "1835" сообщает о перестройке, а не о строительстве нового храма с нуля. В эту версию, конечно, сложно поверить, тем более, что все остальные исследователи склонны датировать церковь всё же 2-й четвертью 19 в.

Что касается графической реконструкции, то с одной стороны она хорошо передаёт основную идею (простой четырёхугольник вала с деревянными укреплениями, под защитой которых находятся сакральные и хозяйственные постройки монастыря), но с другой стороны в деталях вызывает вопросы. К примеру, в реальности вал вокруг монастыря представляет собой простой четырёхугольник без явных башенных выступов (нет их и на карте Ф. фон Мига), и если ждёшь их где-то увидеть, то с напольной стороны, а не с той, где находилась долина реки и озеро, а на реконструкции всё с точностью до наоборот. Или вот взять ворота - они должны были быть врезанными в вал, а на реконструкции они показаны поверх него. Также из реконструкции создаётся впечатление, что участок монастыря квадратный в плане, тогда как он скорее прямоугольный, вытянутый по оси север-юг.

Очень заинтригован сообщением, что реконструкция создана "за планом початку XVIII ст.". Что это за план, где хранится? 

Порадовали фото. Я со стороны реки участок не сфотографировал, а вид там приятный - речушка, дополняющая вид на земляной вал, помогает формировать более правильный образ этого укрепления.
 

Ян Лешек Адамчик упомянул монастырь в своём каталоге Fortyfikacje stałe na polskim przedmurzu od połowy XV do końca XVII wieku (2004)

besidi-07.jpg

Поскольку он опирался всего на два источника ("Географический словарь ..." и книгу О. Мацюка), то ничего нового в его справке мы не найдём, и, тем не менее, приведу её в переводе:

Цитата

Бесяды

[Село] расположено неподалёку от Жолквы. На краю села сохранились остатки оборонного василианского монастыря: хорошо читающиеся оборонные валы, спланированные в четырёхугольную форму [плана], и деревянная церковь 1667 г., перестроенная в 19 в., а также колокольня 1751 г. 


Вслед за Я. Л. Адамчиком и О. Мацюком шёл Владимир Пшик, автор каталога Укріплені міста, замки, оборонні двори та інкастельовані сакральні споруди Львівщини XIII-XVIII ст. (2008) Вот его справка:

Цитата

Бесіди

Розташоване на правому березі р. Білої, правої притоки р. Рати, за 18 км на пн. зах. від районного центру. Перша писемна згадка про село з 1667 р., коли в селі було закладено василіянський монастир оборонного типу, обведений валом і ровом. Окрім земляних фортифікацій, збереглися також дерев’яна надбрамна вежа-дзвіниця (1751 р.) і Успенська церква (1835 р.) цього монастиря. Остання була збудована у 1667 р., але у 1835 р. стару будівлю розібрали і на її місці звели нову дерев’яну церкву. Дзвіниця зведена на зах. від церкви у 1751 р., проте своїм архаїчним типом нагадує давніші надбрамні вежі, що стерегли вхід на територію укріплення.

besidi-08-1.jpg
Надбрамна вежа-дзвінниця. Фото Володимира Ольхом’яка.

besidi-08-2.jpg
Успенськая церква. Фото Володимира Ольхом’яка.

Література:

  • Słownik geograficzny Królewstwa Polskiego i innych krajów słowiańskich. — Warszawa, 1880. — I. — S. 222.
  • Adamczyk Jan Leszek. Fortyfikacje stałe na polskim przedmurzu od połowy XV do końca XVII wieku. — Kielce, 2004. — S. 84-85
  • Крип’якевич І. П. Середньовічні монастирі в Галичині // Записки чина св. Василія Великого. — Жовква, 1926. — Т. II. — Вип. 1-2. — С. 77.
  • Михальчишин І. Список пам’яток стародавньої історії Львівської області. — Львів, 1993. — С. 21-22.
  • Мацюк О. Я. Замки і фортеці Західної України. — Львів, 1997. — С. 12, 55. 
  • Археологічні дослідження на Львівщині в 1994 р. — Львів, 1994. — С. 13. 
  • Слободян В. М. Жовківщина. Історико-архітектурні нариси церков. — Жовква-Львів-Балтимор, 1998. — С. 8-9.
     

Из упомянутых источников пока не смогу дотянуться только до "Списка пам’яток стародавньої історії Львівської області" и до "Археологічних дослідженнь на Львівщині в 1994 р.", так что знакомство с содержимым этих публикаций на некоторое время откладывается. 


Михаил Хохонь в своей кандидатской диссертации Формирование оборонных сооружений монастырей Западной Украины в XVII-XVIII веках" (2018) Беседский монастырь упоминает несколько раз (с. с. 44, 62, 63, 71, 72, 85, 88, 89, 108, 112, 114, 145, 146). Несмотря на обилие упоминаний, новых сведений и выводов там крайне мало. Приведу некоторые из них (с. 72, 112), а также схему (с. 227):

Цитата

Картографічні джерела свідчать про периметральне оточення монастиря водою. Ймовірно первісно монастир засновано на мисі заплави, а пізніше прокопано з південного і східного фронту рів для заповнення водою. ... Сьогодні збережено релікти валів по всьому периметру колишньої території монастиря та дерев’яна після монастирська церква 1835 року. Довжина західного флангу валів 118 м, північного - 104 м, східного - 121 м, південного - 85 м.

... дерев'яний монастир у Бесідах збудований з регу лярним розплануванням валів біля згину річки у низовині. Після побудови, був обведений ровом з півдня та сходу, що утворило острівне розташування обителі, та підсилення оборони об’єкту.

besidi-10.jpg

 

В статье Храм, навколо якого вирує життя можно встретить дополнительные сведения об истории участка в 20 и в начале 21 в. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На карте Фридриха фон Мига (1779-1783) монастырь, превращённый в небольшую островную крепость, хорошо различим. Видим четырёхугольник в окружении валов, связанный с "материком" не то мостиком, не то земляным перешейком. На участке символическим рисунком показана церковь и парочка каких-то строений. А вокруг всего этого тогда разливался пруд, и вид у всего этого наверняка был весьма живописным. Чуть позже, когда в моих руках окажется нужный том с текстовыми описаниями села, сопровождавшими карту, постараюсь разместить их здесь. Между прочим, карта интересна ещё и потому, что запечатлела монастырь незадолго до прекращения его существования (напомню, что его упразднили в 1787 г.).

besid-01-1.jpg
Mapire.eu


На австрийской карте 1861-1864 гг. видим, что с упразднением обители жизнь на участке не замерла: 
besid-01-2.jpg
Mapire.eu


На ещё чуть более поздней австрийской карте 1869-1887 гг., несмотря на масштаб карты, показали даже такую мелкую деталь, как не совсем правильную форму четырёхугольника валов:

besid-01-3.jpg
Mapire.eu


На польской тактической карте 1935 г. видим условное обозначение церкви, показанной в окружении валов:
besid-01-4.jpg
Источник


В наши дни участок монастыря всё также легко отыскать на западной околице села, а четырёхугольник валов прекрасно читается на спутниковых снимках:

besid-02-1.jpg besid-02-2.jpg
Карта Google

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разведка

Общий вид на участок монастыря с востока:

01-1.jpg


Северо-восточный угол укреплённого участка:

01-2.jpg 01-2-p.jpg


Ров, защищавший участок с востока и юга. В 17-18 вв. его заполняли вод пруда:

01-3.jpg 01-3-p.jpg


Вид со стороны ворот на участок храма, расположенный в центре монастырского двора:

01-4.jpg 01-4-p.jpg


Общий вид на обширное и преимущественно пустое пространство монастырского двора:

02-1.jpg 02-1-p.jpg


Взгляд вдоль восточной линии укреплений:

02-2.jpg 02-2-p.jpg


Восточная часть монастырского двора, окаймлённая заросшим контуром валов:

02-3.jpg 02-3-p.jpg


Южная часть монастырского двора. На карте Ф. фон Мига здесь показано массивное здание келий (?). Не пустует эта часть двора и на планах 19 в.:

02-4.jpg 02-4-p.jpg


Западная часть двора:

02-5.jpg 02-5-p.jpg


Вид на западную линию вала с его гребня:

02-6.jpg 02-6-p.jpg


Северо-западная часть двора:

02-7.jpg 02-7-p.jpg


Общий вид на монастырский двор с северо-запада:

02-8.jpg 02-8-p.jpg


Меня не радует то, что валы были засажены деревьями, но та степень изоляции пространства, которую давала эта растительность, современным опекунам церкви показалась недостаточной и они уже в наши дни ещё и участок самого храма плотно обсадили вечнозелёными свечками, так что теперь нормально сфотографировать памятник не представляется возможным. Кроме того, благодаря такой изоляции церковь как бы обособилась от монастырского дворца и в некотором роде перестала быть его частью, что особенно печально. 

03-1.jpg 03-1-p.jpg

03-2.jpg 03-2-p.jpg


Монастырские ворота, оказавшиеся по воле судьбы внутри укрепления, где в наши дни постройка служит в качестве колокольни, ощетинившуюся во все стороны громкоговорителями. Вид с северо- и юго-запада. Эта постройка старее церкви на 84 года (исходя из версии, согласно которой храм построен в 1835 г.):

04-1.jpg 04-2.jpg


А так они выглядят со стороны церковного мини-дворика, с северо- и юго-востока:

04-3.jpg 04-4.jpg


А как-то так всё выглядело во 2-й половине 18 в., когда ворота располагались посреди восточного вала. Кстати, на графической реконструкции Н. Козурака, показанной выше, ворота изображены поверх вала, но по классике они должны были быть врезаны в толщу вала. Эти ворота, как сообщают источники, построены аж в 1751 г. Быть может когда-нибудь их вернут на место.

06-1.jpg


А так в наши дни выглядит церковь:

05-1.jpg 05-2.jpg


В советский период и церковь и колокольню датировали 17 в. (эта же датировка указана на старой советской охранной табличке), но уже ближе к нашему времени датировки пересмотрели, отнеся колокольню к середине 18 в., а церковь и вовсе ко 2-й четверти 19 в. Уж и не знаю, насколько сейчас крепки основания версии, высказанной О. Мацюком, согласно которой хотя бы часть этого строения относится к 17 в., тогда как с 1835 г. стоит связывать не постройку с нуля, а этакую перестройку первоначального сооружения. Думаю, что со временем если не мнения экспертов, то дендрохронология позволит дать точный ответ на вопрос о датировке как храма, так и монастырских ворот.  

05-3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...