Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Замки и крепости в фильме "Огнём и мечом" (1999)

Рекомендованные сообщения

Фильм Ежи Гофана, как известно, является экранизацией романа Генрика Сенкевича. И книга и фильм достаточно хорошо известны, потому не буду утруждать вас описанием сюжетных перипетий, а вместо этого сосредоточу ваше внимание на некоторых деталях. Я не могу описать, насколько хорошо/плохо в фильме показаны доспехи, тактика боя и многое другое, в чём я особо не разбираюсь. Зато могу оценить то, как в фильме показаны оборонные объекты, ведь основное действие фильма развивается на территории Украины и в качестве фона часто мелькают знакомые укрепления, и некоторые из них можно даже в наши дни увидеть/пощупать.

Забегая немного вперёд, хочется отметить, что по моему скромному мнению Ежи Гофману на уровень соответствия историческим прототипам, похоже, было наплевать. Никак иначе я не могу объяснить, почему создавая реконструкцию той эпохи, он ("он" - это собирательный образ из режиссёра и его консультантов) иногда вообще не старается показать в кадре аналоги тех укреплений, о которых речь шла в книге и которые реально существовали (а некоторые существуют до сих пор).

Перейдём к примерам.

Первым в кадре возникает Чигирин (Черкасская обл.). Именно так, по мнению Ежи Гофмана, выглядел город, владевший Магдебургским правом (с 1592 г.) и бывший с 1648 г. резиденцией Богдана Хмельницкого:

post-1-0-85817800-1402325094_thumb.jpg post-1-0-45056200-1402325095_thumb.jpg

А это укрепления Запорожской Сечи:

post-1-0-26073700-1402325359_thumb.jpg post-1-0-76409100-1402325359_thumb.jpg

Внимательный зритель заметит, что его пытаются обмануть, ведь одно и то же укрепление выдают то за Запорожскую Сечь, то за Чигирин. Но самое забавное, что укрепления 17 века, существовавшие в эпоху огнестрельного оружия и артиллерии, играет реконструированное Бискупинское городище (Польша), существовавшее где-то 5-7 веках до н.э. Иными словами, разнос между городищем и укреплениями 17 века превышает 2000 лет! Но, похоже, на такие "мелочи" съёмочная группа внимания не обращала. Или же укрепления, находящиеся под контролем казаков, умышленно показали такими примитивными?

Бискупинское городище:
post-1-0-38085100-1402325385_thumb.jpeg post-1-0-80773500-1402325385_thumb.jpg post-1-0-71971600-1402325386_thumb.jpg post-1-0-92491200-1402325387_thumb.jpg post-1-0-39350400-1402325388_thumb.jpg
Источник фото: 1, 2

Чигирин и Сечь в одном флаконе, план работы для декораторов:
post-1-0-64427700-1402327746_thumb.jpg
Источник

Ежи Гофман так полюбил Бискупин, что решил впихивать его везде, где только можно. Вот, например, в фильме Старое предание. Когда солнце было богом (2003), повествующем о событиях 9 века н.э. Бискупинское городище также присутствует. Правда, было решено, что с каменной башней-столпом укрепление будет выглядеть более аутентично, прибавит баллов по шкале соответствия описываемой эпохе, потому её и вклеили в кадр:

post-1-0-74734700-1402325557_thumb.jpg post-1-0-38731000-1402325558_thumb.jpg

Создаётся впечатление, что консультанты, декораторы и мастера спецэффектов, работающие у Ежи Гофмана, каждый раз впадают в ступор, когда речь заходит о создании оригинальных укреплений, подходящих для описываемой эпохи.

А это уже другая локация. Видим, как Михал Володыёвский тренируется у ворот замка в Лубнах (Полтавская обл.):

post-1-0-55757300-1402325637_thumb.jpg

Поскольку речь шла об одной из резиденций Иеремии Вишневецкого, то, очевидно, нужно было создать образ европейского замка-дворца (тут уж не получилось в третий раз использовать Бискупинское городище). В роли Лубенского замка выступил замок Пескова Скала (Польша). Эпизод не очень значительный, а замок показан как абстрактный фон, потому рассуждать не тему сходства/различия не буду. Могу лишь отметить, что до наших дней замок в Лубнах не дожил, а все его постройки, возвышающиеся над уровнем земли, давно уничтожены и разобраны.

Ворота замка Пескова Скала, у которых тренировался Володыёвский, вид снаружи:
post-1-0-63428300-1402325656_thumb.jpg
Источник

А это дворец (?) в укреплённом городке Топоров (Львовская обл.):

post-1-0-33589400-1402325679_thumb.jpg post-1-0-76277800-1402325679_thumb.jpg post-1-0-37220100-1402325680_thumb.jpg post-1-0-89225400-1402325680_thumb.jpg

О роли Топорова в истории, книге и фильме более-менее детально написал здесь. Если кратко, то, судя по данным книги и фильма, там некоторое время была ставка короля Яна Казимира, который со своим войском двигался на помощь осаждённому Збаражу. В роли Топорова также выступил упомянутый замок Пескова Скала, точнее его внутренний двор:

post-1-0-99170200-1402325832_thumb.jpg post-1-0-92826100-1402325833_thumb.jpg post-1-0-82835100-1402325834_thumb.jpg post-1-0-34319600-1402325835_thumb.jpg
Источники: 1, 2, 3

Укреплённая усадьба (оборонный двор) в Разлогах. Пока, к сожалению, не получилось понять, где именно находилась эта усадьба (если она в действительности существовала, а не была плодом фантазии Генрика Сенкевича), ясно лишь, что искать её стоит на территории Полтавской области. В деталях вопрос оборонного двора раскрыт здесь. Двор и в книге и в фильме занимает довольно важное место, т.к. служит фоном для развития любовной линии истории. Декораторам пришлось поработать. Итог получился интересным, дающим пищу для рамышлений:

post-1-0-24493500-1402326052_thumb.jpg post-1-0-71980700-1402326052_thumb.jpg post-1-0-25337800-1402326053_thumb.jpg post-1-0-96912900-1402326053_thumb.jpg post-1-0-82872400-1402326051_thumb.jpg

А вот так по мнению съёмочной группы фильма выглядит Бар (Винницкая обл.), до атаки казаков и после:

post-1-0-04357100-1402326128_thumb.jpg post-1-0-50262800-1402326128_thumb.jpg

На самом деле эта картинка не имеет ничего общего с Баром (здесь можете почитать об укреплениях замка), который расположен на боле-менее равнинной местности, а не на скале.

Барский замок, акварель Наполеона Орды, 1871-1874 гг.:

post-1-0-79145400-1402326368_thumb.jpg
Источник

Вероятно, Ежи Гофмана не устраивал реальный образ укреплённого Бара, потому и пришлось задвинуть укрепления на скалу, а раз уж пошли на такой ход, то реконструировать все прочие детали также не было никакого смысла.

Бар в фильме играло Бенедиктинское аббатство в Тынце (Польша), который даже не особо ретушировали:

post-1-0-13098100-1402326400_thumb.jpg post-1-0-63173600-1402326401_thumb.jpg post-1-0-52345700-1402326403_thumb.jpg post-1-0-95604500-1402326404_thumb.jpg
Источник фото: 1, 2, 3

Ставка Хмельницкого в Переяславе (Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл.):

post-1-0-80230100-1402326534_thumb.jpg post-1-0-26771000-1402326535_thumb.jpg

В главной роли ворота Киево-Печерской Лавры. Их вставили в кадр со всеми деталями, которые появились в 18 веке и позднее:

post-1-0-95769300-1402326536_thumb.jpg
Источник

В фильме много внимания уделено осаде Збаража (Тернопольская обл.), потому с этим объектом съёмочной группе пришлось повозиться. У Збаража было несколько постоянных рубежей обороны, а во время осады 1649 года сформировалось несколько новых, вспомогательных. В процессе осады защитников Збаража оттесняли всё дальше, к цитадели, в роли которой выступал Збаражский замок. В фильме осаду показали максимально упрощённо, а все укрепления Збаража декораторы и "мастера" спецэффектнов свели в один образ, который имел сходство со Збаражским замком. В этом образе меня озадачили купола православного (?) храма, спрятавшегося за бастионами и замковым дворцом (?). Может бастионы изображают городские укрепления, а то строение с башней, которое расположено за ними, это Збаражский замок? В этом случае картина выглядит ещё более нелепо.

post-1-0-57074400-1402326842_thumb.jpg post-1-0-90957600-1402326842_thumb.jpg post-1-0-43827100-1402326843_thumb.jpg post-1-0-02835400-1402326844_thumb.jpg post-1-0-72895000-1402326844_thumb.jpg

Схема осады Збаража:
post-1-0-25197500-1402326786_thumb.jpg
Источник

Реконструкция облика Збаражского замка:
post-1-0-16275600-1402326787_thumb.jpg

Збаражский замок в наши дни:
post-1-0-20041600-1402326789_thumb.jpg
Источник

Чтобы бастионы и куртины укреплений выглядели более внушительно, их полностью лишили всякого прикрытия, в том числе и рва. Наверное, консультанты не видели, как на местности расположен Збаражский замок, не знали они и того, что замок не так уж и сильно возвышался над уровнем окружающей местности, дабы избежать вероятности обстрела подошвы его стен прямой наводкой. В фильме же всё торчит и тянется вверх – бери и расстреливай, тем не менее, замок в процессе осады не получил никаких видимых повреждений:

Самое забавное, что основная линия обороны, судя по сведениям фильма, была обустроена не за бастионными укреплениями, а перед ними. Пехота, конница и артиллерия сгрудилась перед воротами, где и оборонялась у символических окопов и валов, скромно утыканных толстыми кольями:

post-1-0-55564500-1402326890_thumb.jpg post-1-0-10123400-1402326891_thumb.jpg post-1-0-43969900-1402326892_thumb.jpg post-1-0-73597000-1402326891_thumb.jpg post-1-0-23959600-1402326893_thumb.jpg post-1-0-70385700-1402326893_thumb.jpg post-1-0-07995600-1402326894_thumb.jpg post-1-0-45504800-1402326894_thumb.jpg post-1-0-09020000-1402326895_thumb.jpg

В сценах обороны Збаража укрепления были превращены в фоновый объект, пугающий своей неуязвимостью и размерами, но при этом практически не использующийся для защиты. В общем, в фильме осада показана максимально обобщённо и даже примитивно.

Как видите, несмотря на множество консультантов, несмотря на массу сохранившихся замков и крепостей, несмотря на достижения кинематографа в сфере спецэффектов и создания декораций, фортификационный компонент в фильме представлен на простеньком уровне. Интересно, другие детали, формирующие на экране антураж 17 века (одежда, доспехи, быт, манеры, военная стратегия/тактика и т.д.), воссозданы с таким же "вниманием"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема благодатная и два других фильма трилогии заслуживают своего разбора на сайте, так как в большей или в меньшей степени, но они также относятся к Украине.

Гофман никогда не скрывал, что он иллюстрирует своими фильмами польские национальные мифы, поэтому в его фильмах мы видим лишь то что работает на определённые образы, а не на историческую достоверность. И это касается не только архитектуры и не только трилогии.

Думаю что раннесловянское укрепление в роли украинских козацких оплотов подано далеко не случайно. Они очевидно призваны своей скудостью оттенять яркость и красу речпосполитской шляхетской культуры)

Пескова Скала напоминает Мукачев)

Как известно у детинца Переяславля Руського был объект максимально сходный с воротами-храмом Лавры - ворота-храм Епископского двора, однако едва ли они остались неразрушенными в составе Переяславского замка вплоть до 17 века.

Использование "волынского столпа" 13 века в малопольском укреплении 9 века тоже сильный ход. Присвоение исторического наследия Руси не более и не менее) Зато функционально "столп" показан Гофманом правильно - в фильме его используют не как донжон, а как бергфрид.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тема благодатная и два других фильма трилогии заслуживают своего разбора на сайте, так как в большей или в меньшей степени, но они также относятся к Украине.

Есть такое в планах, но сразу могу сказать, что в двух остальных фильмах трилогии прослеживается тот же стиль. Так, например, в "Потопе" Подгорецкий замок исполнил роль замка Радзивиллов в Кейданах (Центральная Литва), о чём я как-то писал, а в "Пан Володыевский" соорудили бутафорскую Каменец-Подольскую крепость, которая отличалась от своего исторического прототипа, и т.д. и т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На фейсбуке высказали такое мнение:

... але критика недоречна. Фільм - художній. І свою історію він переказав чудово. Будувати макет кожного міста на кожну сцену - треба голівудський бюджет і цілу купу історичних консультантів.

На момент создания фильма он считался самой высокобюджетной польской кинокартиной, т.е. фильм не дешёвый и потому, думаю, можно было позволить себе нанять одного-двух толковых консультантов. К тому же локаций было не так уж и много, часть из них вообще показывали мельком. Так почему бы не показать то, что соответсвовало историческим прототипам? Вот, например, возьмём Бар. Он пару раз мелькнул в кадре и всё. И в этом образе выступил не другой город, не другой замок, а... монастырь на скале. Думаете не могли найти в той же Польше бастионного замка, похожего на Барский? Конечно могли! Другое дело, что в этом, вероятно, не видели особого смысла. Потому при всей дороговизне фильма от него местами веет дешевизной.

В фильме есть выдуманные персонажи и локации, но в основной фон (события, города, замки) вполне реальные. И в целом зритель воспринимает картину как реконструкцию тех событий. Думаю, что подобные фильмы, как и учебники истории, влияют на формирование образов ушедших эпох. А если информация не правдива, то она превращается в дезинформацию. И тут задумываешься, насколько хорошо в фильме реконструированы другие компоненты? Думаешь, только лишь к фортификации так отнеслись или всё там вот так криво? И разве нет ничего такого в том, что сотни тысяч и даже миллионы человек увидят всё именно так, особенно если всё было иначе?

Речь не о том, чтобы строить макеты городов, нужно всего лишь подобрать адекватные аналоги, декораторам поручать создание макетов/рисунков укреплений, которые бы соответствовали историческим прототипам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...в двух остальных фильмах трилогии прослеживается тот же стиль.

Уверен, что такой мифологический стиль Гофман выбрал сознательно, в "...Солнце..." и в "Битве Варшавской 1920" он тоже прослеживается. У него для этого свой резон и он ему следует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На момент создания фильма он считался самой высокобюджетной польской кинокартиной, т.е. фильм не дешёвый и потому, думаю, можно было позволить себе нанять одного-двух толковых консультантов.

Можно не сомневаться что консультанты были, тем более в Польше любят свою историю. Однако их сведениями создатели кинотрилогии очевидно пользовались поскольку-постольку (для вдохновения и не более), потому что снимали миф. С тем же основанием можно ожидать соответствия историческим прототипам саксов, кельтов или норманнов в трилогии Толкина - Джексона.

Так почему бы не показать то, что соответсТвовало историческим прототипам? Вот, например, возьмём Бар. Он пару раз мелькнул в кадре и всё. И в этом образе выступил не другой город, не другой замок, а... монастырь на скале.

Ну вот Гофману нужен был образ сказочной чудо-крепости на скале, символизирующий неприступность и дороговизну сооружения, "поэтому и". Он явно играет с историческим материалом, видимо в том числе потому, что не слишком серьезно относится и к прототипу - романам Сенкевича.

И в целом зритель воспринимает картину как реконструкцию тех событий. Думаю, что подобные фильмы, как и учебники истории, влияют на формирование образов ушедших эпох.

С неизбежностью, "да". Скорее "в массе", даже больше учебников...

И тут задумываешься, насколько хорошо в фильме реконструированы другие компоненты? Думаешь, только лишь к фортификации так отнеслись или всё там вот так криво?

Ну скорее не криво, а с большой долей фантазии) Действительно всё, в частности боевые сцены, характеры исторических персонажей и т.д. Нельзя отрицать. Принесли в жертву мифологичной сюжетности и зрелищности. Потому что реализм и скрупулезную реконструкцию прошлого массовый зритель ("обыватель" в хорошем смысле этого слова) попросту не поймёт и не впечатлится. Те же поздние замки или реальные козаки вряд-ли его впечатлят. Разве что после погружения в материал и седьмого просмотра.

Видел лично, ровно два фильма, со скрупулезным воссозданием раннемодерной эпохи: "Алатристе" и "Медичи". Достоверность очень большая, но картины малосюжетны, набор непонятных зрителю исторических сцен с трудноуловимыми деталями.

Возможно их несколько больше, но... По средневековью и античности думаю всё то же самое.

Это действительно тяжело. Очень хотелось бы, но тяжело. А Гофман по крайней мере снял абстрактно хорошие фильмы. Которые будут смотреть и пересматривать.

А что касается критики и разбора всевозможных деталей - дело нужное в любом случае.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото со съёмочной площадки. На заднем плане Збараж в том виде, в каком его представляли декораторы.

post-1-0-96572000-1413672281_thumb.jpg

А это кадр на 80-й минуте фильма:

post-1-0-30046100-1413673244_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подборка кадров с декорациями Збаража, которые были построены близ с. Бедруско (Польша).

foto,22479,51c9d6b56f5afd80fcf92e94c6695ca0.jpg
Источник

11-1.jpg 11-2.jpg
Источник

1.jpg 2.jpg 4.jpg 3.jpg
Источник

Тут же замок немного потрепали:
z8875308Q.jpg
Источник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×