Перейти к содержимому
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Ржищев: городище (город) Иван на Иван-горе

Recommended Posts

Обсуждается этот объект: Городище на Иван-горе близ Ржищева


Справка из свода археологических памятников "Древнерусские городища X-XIII вв." (1996) Андрея Кузы:

Цитата
Ржищев, г. Киевская обл. На южн. окраине г., на крутом выступе прав. бер. р. Днепр, полукруглое, частично разрушенное городище (Иван-гора) — остатки древнерусского Ивана, впервые упомянутого в летописи под 1151 г. Небольшое поселение укреплено высоким валом и двумя линиями рвов по склону холма. Поселение исследовано В. К. Гончаровым. Обнаружено более 40 жилищ (срубных или столбовых, слегка заглубленных в землю), Двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала. Во внутреннем ряду жилые клети чередовались с целиком засыпанным грунтом. Собран разнообразный вещевой материал: гончарная керамика, шиферные пряслица, обломки стеклянных браслетов, наконечники стрел и копий, орудия труда, украшения, хорошо датируемый XII-XIII вв.
  • ПСРЛ, II, стб.426;
  • Козловская В. Е., 1927, с. 40,41;
  • Гончаров В. К., 1964, с. 126-130;
  • Короткий список, с. 172;
  • Довженок В. И., 1967, с. 260,261; 1968, с. 40; 1975, с. 12;
  • Раппопорт П. А., 1967, с. 172;
  • Толочко П. П., 1975, с. 36;
  • Археология УССР, с. 278-281.

Пройдёмся по источникам.

1. "ПСРЛ, II, стб.426" или Ипатьевская летопись, где был мельком упомянут город Иван.

2. С источником "Козловская В. Е., 1927, с. 40,41" не всё понятно, т.к. в списке источников у А. Кузы упомянуты две работы В. Козловской (одна 1926 года, вторая 1927 года), но при этом каждая из них касается раскопок на территории Борисоспольского района Киевщины (район не совсем тот, который нам нужен). Кстати, Валерия Козловская – весьма интересная личность. В краеведческом музее Ржишева о ней могу рассказать немало, поскольку она занималась исследованиями памятников археологии в тех краях. Она точно упоминала об Иван-горе, возможно даже в нескольких работах, только вот нужно выяснить, в каких именно.

3. "Гончаров В. К., 1964, с. 126-130" - это статья "Давньоруське городище Іван-гора", напечатанная в 1964 году в сборнике материалов "Археологія", Том XVI. Вот она:

ivan-gora-01.jpg ivan-gora-02.jpg ivan-gora-03.jpg ivan-gora-04.jpg ivan-gora-05.jpg

Отдельно покажу фото из статьи:

ivan-gora-06.jpg

… и схему раскопа (в верхней части, как я понимаю, видны городни):

ivan-gora-07.jpg

4. Что такое "Короткий список" мне не понятно.

5.1. "Довженок В. И., 1967, с. 260,261" - это статья "Древнерусские городища на Среднем Днепре", напечатанная в 1967 году в 4-м сборнике материалов "Советская археология". Там, в основном, речь идёт о раскопках города Чучин, а по Ивану приведена краткая справка:

Цитата
На южной окраине Ржищева над Днепром находится обособленная возвышенность, ограниченная со всех сторон крутыми склонами и оврагами. Местные жители называют ее Иван-горой. На ней имеется древнерусское городище, исследовавшееся В. К. Гончаровым* (рис. 2). Автор исследования отождествляет его с населенным пунктом под названием "Иван", упоминаемом в Ипатьевской летописи под 1151 г. Площадь городища занимает около 1 га. Раскопками обнаружены остатки городен, жилых и хозяйственных клетей, конструктивно связанных с городнями, и жплшц-полуземлянок со столбовой конструкцией. Всего здесь вскрыты 24 жилища, найдено значительное число разных хозяйственных и бытовых предметов. К юго-востоку от городища находилось открытое селпще, где обнаружены остатки жилища — полуземлянки. Автор считает, что город Иван и соседнее с ним селище были основаны в конце XI или начале XII в. Просуществовали они до 1224 г., когда татары после битвы на Калке дошли до Новгорода Святополчего на Днепре и уничтожили многие города и села, стоявшие на пути.

------

* В. К. Гончаров. Древнерусское городище Иван-гора. Тезисы доклада на XII археологической конференции Института археологии АН УССР в 1964 г.

Справка была проиллюстрирована вот таким фото:

ivan-gora-10.jpg

5.2. "Довженок В. И., 1968, с. 40" - это материал под названием "Сторожевые города на юге Киевской Руси", напечатанный в книге "Славяне и Русь". Пока этого источника нет под рукой, потому не могу уточнить, что именно там написано об Иван-горе, но, вероятно, объект там описан кратко или даже просто бегло упомянут.

5.3. "Довженок В. И., 1975, с. 12" - это статья "О типах городищ Киевской Руси", напечатанная в 1975 году в сборнике "Археология", Том XVI. Этой статьи у меня пока также нет, но как и в случае с предыдущим источником, она, вероятно, Иван-город упоминает вскользь.

6. "Раппопорт П. А., 1967, с. 172" - это "Очерки по истории русского военного зодчества". На указанной странице, если ничего не путаю, Иван не упоминается. Там речь идёт об общей ситуации с укреплениями Киевских земель в период феодальной раздробленности.

7. "Толочко П. П., 1975". Что это за источник мне непонятно, поскольку у А. Кузы в списке есть только одна работа Петра Толочко – книга "Історична топографія Стародавнього Києва", изданная в 1972 году. Т.е. ни по году, ни по тематике источник не подходит. Насколько я знаю, Иван-гору Толочко исследовал, но дело было, вроде бы, в 1982 – 1983 годах.

8. "Археология УССР, с. 278-281". Судя по списку литературы А. Кузы, речь идёт о 3-м томе издания, но там на указанных страницах речь идёт об археологии Чернигова (272-281), так что с этим источником не всё ясно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Локализация объекта

Если вы захотите узнать, где именно находится Иван-гора, то целый ряд источников вас приведут в одно и то же место, находящееся к востоку от Ржищева.

Так, например, doroga.ua делится координатами места:

ivan-gora-14.jpg

Вот так точка выглядит на спутниковом снимке:

ivan-gora-15.jpg ivan-gora-16.jpg

Если вы на карту подгрузите фотографии сервиса panoramio.com, то ваша уверенность в том, что гора находится в указанной точке, только возрастёт, ведь с этого места был сделан целый ряд фотографий, подписанных как "Иван-гора", "Вид с Иван-горы" и т.п.

ivan-gora-19.jpg

На это же место наводит и Викимапия, правда метки друг другу противоречат, поскольку метка "Иван-горе" и метка "Древнее городище" оторваны друг от друга, т.е. показаны как два разных объекта, а не как один:

ivan-gora-18.jpg
Живая карта

Тем не менее, место/район всё тот же.

И всё же, как мне кажется, эти источники могут ошибаться.

В археологическом музее Ржищева висит большое фото с видом на Иван-гору. Она выглядит вот так:

ivan-gora-08.jpg

Из описаний городища можно узнать, что гора, на которой были построены укрепления, в последнее время сползает в Днепр, и на фото мы как раз видим следы оползня, обнажившего нутро возвышенности. Вот эта же гора на других фотографиях:

ivan-gora-а-01.jpg ivan-gora-а-02.jpg ivan-gora-а-03.jpg ivan-gora-а-04.jpg
Источники фото: 1, 2, 3, 4

Насколько я понимаю, вот нужное место:

ivan-gora-20.jpg

Поскольку именно там видим похожим образом разрушенные склоны:

ivan-gora-21.jpg

В то же время там, где гору предлагают искать другие источники (doroga.ua, Викимапия и т.д.) на спутниковом снимке никаких разрушенных склонов не видно.

ivan-gora-22.jpg

Также интересно сравнить два района поиска на карте рельефа. Как по мне, то и здесь район, указанный мной, выглядит куда более интересно, а именно – возвышенность-мыс, ограниченная балками (как гору и описывают). В то же время тот район, где гору предлагают искать другие источники, на карте рельефа вообще никак особо не выражен и не соответствует описанию горы.

ivan-gora-23.jpg
Живая карта

Вот в этом видео можно увидеть Иван-гору, а также несколько схем/планов комплекса, который хотели построить близ горы:

На схеме хорошо виден ручей, впадающий в Днепр. Как раз рядом с этим ручьём и находится Иван-гора:

ivan-gora-11.jpg ivan-gora-12.jpg ivan-gora-13.jpg

Необходимо окончательно подтвердить высказанную версию о местонахождении горы, а также понять, как относительно неё расположена территория городища, а то пока непонятно, насколько сильно оно пострадало в результате оползней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Городище Иван в экспозиции музеев

Небольшое количество материалов по городищу на Иван-горе можно увидеть в Областном археологическом музее (с. Триполье), а в археологическом музее в Ржищеве ему отвели отдельный стенд.

Ниже несколько фото, сделанные в упомянутых музеях. Фотографировал мобилкой, да ещё и через стекло, потому качество фото получилось не самым приятным. Но начнём с этого, а позднее, надеюсь, появятся в теме и фото нормального качества.

Из музея в Триполье:

post-1-0-92392200-1399388090_thumb.jpg

Это фото почему-то подписали как "рисунок":

post-1-0-66780500-1399388093_thumb.jpg

Рисунки-реконструкции выполнены В. Гончаровым, который раскапывал городище. Одна из его статей опубликована в первом сообщении темы.

Из музея в Ржищеве:

Музейная историческая справка:

Городище Иван расположено на правом берегу р. Днепр в восточном предместье Ржищева в урочище Иван Гора. Является остатками летописного города Иван. Занимает природную береговую возвышенность площадью 310х55 метров, созданную глубокими и широкими балками. Высота его над долиной Днепра 65 метров. Площадка городища относительно ровная и понижается полого с севера на юг. Северная граница разрушена размывами Днепра. Исследовалось в 1960-69 гг. Ржищевским отрядом Словянской археологии ИА АН УССР под руководством Гончарова В. К. и в 1982-1983 гг. археологической экспедицией ИА АН УССР, руководители Толочко П. П. и Блаже(?) Н. В.

За время раскопок открыто более 4000 кв. метров поселения. Городище имело сложную систему укреплений, крутые склоны горы были дополнительно укреплены двумя оборонными рвами, выкопанных на искусственно созданных террасах. Ныне площадь детинца имеет 0,97 га. По краю городища исследованы два ряда четырёхугольных срубов (клетей), заполненных в середине слоями чернозёма и глины. Одна клеть во втором ряду приспособлена для жилья. Здесь выявили глиняную печь, фрагменты керамики, пряслица, пластины браслетов и др. На южном склоне балки, которая ограничивала возвышенность с юга, располагалось открытое поселение. Исследование доказало, что на начальном этапе своего существования Иван представлял собой военное укрепление. Вместе с городищами возле сёл Триполье, Витачев, Ходоров, Зарубинцы, г. Канев они создавали в XI в. днепровскую оборонную линию на юго-восточных подступах к Киеву и имели большое значение для защиты Руси от кочевников. В 1223 году во время первого похода орд Чингисхана на Южную Русь, они были разгромлены и сожжены. Процесс восстановления городища был прерван вторжением орд хана Батыя. Найденные во время раскопок материалы сильно повреждены пожаром. Обнаружение на детинце городища печатей, клещей, шлаков, болотной руды, бронзовых предметов, металлического домашнего инвентаря, орудий труда сельского хозяйства и промыслов, ремесленных инструментов, оружия, лошадиной сбруи, свидетельствуют о значительном развитии кузнечного ремесла в городище Иван. Традиционно на местных глинах существовало гончарное ремесло. Это подтверждают множество фрагментов керамики и майолики, найденных тут, и почти 20 личных клейм, которые оставили ивановские гончары на своих изделиях. Широко использовались изделия из кости и рога оленя, которые также изготавливали местные мастера. Выявлены также жертвенные камни, украшения, кости животных Датируется памятник X-XIII веками н.э.

Хорошее панорамное фото с видом на городище:

post-1-0-74555100-1399388094_thumb.jpg

С тех пор вид сильно изменился – из-за затопления поднялся уровень воды, часть горы уничтожили оползни, а то, что осталось, частично заросло.

Как мне сообщили в музее, охранный знак у городища всё ещё стоит, но его уже будет не так просто обнаружить, как 30 лет назад:

post-1-0-48988000-1399388089_thumb.jpg

Раскопки хозяйственной постройки, 1983 год:

post-1-0-82910400-1399388096_thumb.jpg

Рисунки-реконструкции, знакомые по музею в Триполье:

post-1-0-28367200-1399388096_thumb.jpg

Ещё один рисунок-реконструкция с общим видом на городище Иван:

post-1-0-84206000-1399388097_thumb.jpg

Реконструкция внешнего облика Иван-города вызывает ряд вопросов:

1. Обратите внимание на разницу в размерах - в статье В. Гончарова (опубликована в первом сообщении темы) речь идёт о возвышенности длиной в 200 метров, его ширина в западной части - около 65 метров, в средней части - около 50 метров, а в восточном направлении площадка постепенно сужается, пока не образует острый угол. В общем, кажется, описан 200-метровый мыс. А в музейной справке речь идёт о возвышенности размерами 310х55 метров.

Кстати, странно, что ни статьи, ни музейные экспозиции не укомплектованы планом городища.

2. На рисунке показано несколько башен, но выявлены ли они раскопками?

3. Были ли раскопками выявлены остатки храма, показанного на рисунке?

4. Не совсем понятно устройство дороги к городищу. Кажется, что к нему приходилось карабкаться по крутому склону, но так ли это?

5. Известно о двух линиях рвов на склоне. Были ли там только рвы или же там могли находиться более сложные по устройству линии обороны, включающие в себя, например, частокол и обустроенный боевые площадки?

6. В текстовой справке значится, что "На южном склоне балки, которая ограничивала возвышенность с юга, располагалось открытое поселение", но судя по рисунку, склон был достаточно крутым и потому история с поселением на склоне выглядит не совсем понятной.

7. Очень странно выглядит реконструкция стены укрепления, в частности, её верхнего боевого яруса. Иногда верхние ярусы подобных форпостов показывают выступающими за стены (т.е. с подсябитьями/заборолами, наличие которых давало возможность обстреливать подошву стен), иногда наружную стену верхнего яруса размещают на одной линии с основной стеной. А здесь мы видим, что боевой ярус как бы смещён вглубь относительно основной поверхности стены, что совсем нелогично с точки зрения обороны. Поскольку раскопки, очевидно, не могли дать материал, необходимый для такого рода реконструкции, мне кажется, что в данном случае автор допустил ошибку в попытке понять, как могла выглядеть стена Ивана:

post-1-0-63806900-1399388091_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если читать материалы советских исследователей, то может показаться, что городище близ Ржищева с Иваном из Ипатьевской летописи сопоставили в процессе исследования и раскопок памятника, т.е. не ранее 1960-х годов. Так, например, в В. Гоначаров, руководивший раскопками, в своей статье пишет, что исследованное городище можно сопоставить с Иваном, а несколько лет спустя В. Довженок в своей статье пишет "Автор исследования [В. Гончаров] отождествляет его с населенным пунктом под названием "Иван", упоминаемом в Ипатьевской летописи под 1151 г.". Как мне кажется, стоит упомянуть о том, что городище близ Ржищева с Иваном ассоциировали задолго до того, как туда прибыл В. Гончаров. Так, в 1877 году свет увидел 2-й том "Собрания сочинений" Михаила Максимовича, где есть письмо "Заметки о некоторых летописных названиях местностей", а в письме имеется такой вот фрагмент:

Назову еще город Иван, у котораго в 1151 году стояли Изяслав и Вячеслав со своими союзниками, во время борьбы их с Юрием. Об этом, уже не существующем, городе я полагаю несомненно, что он был на правом берегу Днепра, с полуденной стороны нынешняго местечка Ржищева, на той горе, которая доныне зовётся Иваном и на которой есть древнее городище.

Такой же след остался и от бедоваго города Родни, бывшаго над Днепром, близ устья Роси, виднаго мне повседневно из окон моей Михайлогорской хаты, из которой свидетельствую вам истинное почтение и мысленно кланяюсь.

28 февраля 1869 года.

post-1-0-62105000-1399393026_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Етимологічний словник літописних географічних назв Південної Русі / Відп. ред. О.С.Стрижак. — К.: «Наукова думка», 1985.

post-1-0-97869200-1399475517_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Висловлю припущення з приводу згаданих джерел інформації, що "Короткий список" (4) - це може бути довідник "Археологічні пам'ятки УРСР ("АП УРСР"). Короткий список." К.: "Наукова думка", 1966р. 463 с. (не всі перелічені в ньому об'єкти потрапили до більш пізніх списків і переліків), а "Толочко П.П., 1975" (7) - це може бути збірник під редакцією П.Толочко "Стародавній Київ" в якому описується не лише сам град, але побіжно, і його околиці, і навіть більш віддалені населені пункти Київської землі.

У вже неодноразово згадуваному мною путівничку УКіТ Київської ОДА, ОЦОтНД ПКС: О.Бреяк "По шляху із варяг у греки. Туристичний маршрут по правому берегу Дніпра" під ред. М.Відейко, Т.Моргун, К.2006, 96 с., нак. 1000 прим., городище Іван згадується наступним чином:

Подорожуючи далі вздовж Дніпра, потрапляємо до м. Ржищів, на території якого знаходиться городище, залишки літописного міста Іван. Городище знаходилося на високому дніпровськогму пагорбі в урочищі Іван-гора і відоме з кінця 19 ст. Це городище досліджувалося в 196? - 1966 роках експедицією Інституту археології АН УРСР під керівництвом В.К. Гончарова. В 1973 році проводив дослідження П.П.Толочко, в 1982 - 1983 роках - М.П. Кучера.

Місто-фортеця Іван згадується у літопису під 1154 р., де розповідається про боротьбу за Київ між князями Ізяславом Мстиславичем та Юрієм Долгоруким. Зіставлення данних, відомих нам з літопису, з топографічними ознаками давньоруських пам'яток, а також назва урочища, в якому розташоване городище, незаперечно свідчать, що саме тут і знаходилося це місто, яке згадується в переліку подніпровських міст-фортець. Б.О. Рибаков висловив думку, що, можливо, замок "Іван" колись належав Яну (Івану) Вишатичу - київському тисяцькому.

Городище Іван розташоване на горі, яка обмежена з півдня, сходу та заходу розгалуженою глибокою балкою, а з півночі - майже прямовисним урвищем до дніпровської заплави. Площадка, де воно розташоване, підвищується над рівнем ріки на 65-70 м. Значна частина пам'ятки сьогодні підмивається Дніпром і зсувається в заплаву. Розкопками встановлено, що побудова городища була здійснена за заздалегідь розробленим планом з урахуванням усіх досягнень тогочасної фортифікаційної техніки.

По краю дитинця (центральної частини міста) археологами були досліджені обгорілі залишки двох рядів дубових городень, конструктивно пов'язаних між собою і заповнених всередині грунтом. Вони утворювали суцільну високу деревоземляну стіну товщиною 5,2 м. Зверху городень були побудовані заборола. Від них збереглися залишки дерев'яних стовпів.

Серед речей, знайдених на городищі, багато фрагментів керамічного посуду, уламки скляних браслетів і намистини, шиферні пряслиця, ножі, ножиці, ключі, вістря стріл, списи, стремена, ри бальські гачки, жорна тощо. Серед виробів з кольорових металів є пряжки, браслети, персні, гудзики-бубонці, хрестики, стулка енколпіона, лунниця та свинцева висла печатка з чоловічим погруддям. Через поганий стан збереження приналежність печатки не вдалося встановити.

На відстані близько 1 км на схід від городища, на плато понад дніпровським схилом, де зараз розташована садиба Ржищівського будівельного технікуму, розміщувалося неукріплене селище - залишки одного з сіл, що оточували місто Іван. Житла та інвентар, що були виявлені на селищі і на городищі, датуються 12 - першою половиною 13 століть. Тут було відкрито місцезнаходження більше 10 жител зрубної конструкції. Дослідження, проведені на городищі Іван, дають підстави віднести його до однієї з фортець дніпровської оборонної лінії, що захищала переправу через Дніпро і близькі підступи до Києва.

Повне руйнування фортеці, після чого вона припинила своє існування, пов'язується з першим татарським походом і пограбуванням цієї частини узбережжя Дніпра після битви на Калці у 1223 році, хоча про це і немає згадок у літопису. Разом з городищем припинило існування і селище.

*) Вказане видання, с.с. 66 - 70, з двома ілюстраціями: фото "Ржищів. Вигляд городища давньоруського м. Іван, що зсувається в дніпровську заплаву." та репродукцією кольорового малюнку "Городище Іван, вигляд до початку археологічних розкопок, 60-ті рр. 20 ст."

Залишається зауважити до процитованого, що укріплений боярський двір навряд чи все-таки заслуговує означення як місто, а татари зовсім не знищили городище і селище, які частково існують і досі, а навпаки, створили їх шляхом знищення відповідних укріпленого та неукріпленого поселень)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот эту часть я не понял:

Зверху городень були побудовані заборола. Від них збереглися залишки дерев'яних стовпів.

Если заборол(о) - это самая верхняя часть ограды, от которой над уровнем земли ничего не сохранилось, то что это за "залишки дерев'яних стовпів"? Ведь столбы, по логике, нашли при раскопках, и хочется понять, как их связали с оборонной галереей в верхней части стен? В общем, фразу можно трактовать как угодно. К примеру, можно подумать, что речь идёт об упавших вниз брёвнах, формировавших бруствер заборол, или же можно подумать, что речь идёт о брёвнах, которые поддерживали заборола, их переднюю/напольную часть, вынесенную за пределы городен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну выше есть рисунки (наброски) В.К. Гончарова, судя по которым, на городнях были вертикальные столбы, на которые фиксировались горизонтальные щиты секций этих самых заборол. Наверное они вниз повалились.

Вообще да, можно было внятнее всё описать, а вместо этого в книжечке много не относящегося прямо к теме материала...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну выше есть рисунки (наброски) В.К. Гончарова, судя по которым, на городнях были верикальные столбы, на которые фиксировались горизонтальные щиты секций этих самых заборол. Наверное они вниз повалились.

Была такая мысль, да только непонятно, чем должен был выделяться отдельно взятый столб, чтобы его можно было связать с заборолом )

А может они вовсе не повалились, может нашли какие-то вертикальные столбы, пронзающие клети городен, и их связали с каркасом боевой галереи, что в итоге могло послужить основанием для той самой странной реконструкции внешнего вида стены, которая меня всё ещё продолжает удивлять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько фото от Ивана Быкова

Охранный знак (его старое фото уже мелькало выше):

post-1-0-45828300-1459786971_thumb.jpg

Вал (?):

post-1-0-81627900-1459786971_thumb.jpg

Эскарпированный склон укреплённого участка:

post-1-0-19384800-1459786972_thumb.jpg

Линии траншей - это, насколько я понял, раскопы археологов:

post-1-0-61256100-1459786972_thumb.jpg

Какая-то полость:

post-1-0-99630400-1459786972_thumb.jpg

Вид с городища на Днепр:

post-1-0-30680600-1459786973_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoticons maximum are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...

×