Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Верховка (Новоград): локализация укреплений городка и замка

Рекомендованные сообщения

Обсуждаются эти объекты: городок и замок в селе Верховка.


Речь идёт о селе Тростянецкого района. Уточняю эту деталь, так как в Винницкой области, в Барском районе, есть ещё одно село Верховка, которое также связано с укреплениями (смотрите тему на форуме), потому можно запутаться.

Та Верховка, о которой речь пойдёт в этой теме, расположена относительно Шаргорода, Ямполя, Немирова, Тульчина, Ладыжина, Бершади и Умани таким вот образом:

post-1-0-01295800-1394483885_thumb.jpg


Ян Лешек Адамчик в своей книжке "Fortyfikacje stałe na polskim przedmurzu od połowy XV do końca XVII wieku" (2004) сообщает следующее:

post-1-0-50613400-1394483885_thumb.jpg

Как видим, метка на карте Боплана ввела Адамчика в лёгкий ступор, т.к. он написал, что "Нет такого названия в указанном месте", т.е. автор не смог сопоставить метку с ныне существующим поселением. Между тем определить, что же это за Новоград, при желании можно было легко, особенно если учесть, что дополнительные наводки можно было найти даже в широко известных польских источниках, о чём будет сказано ниже.

Вот так выглядит "Новоград" на упомянутой Адамчиком карте Боплана (издание 1650 года):

post-1-0-71401600-1394483887_thumb.jpg

На карте показан (хотя это и плохо видно, но всё же заметно) укреплённый городок с замком в северной части городка.

А вот копия карты Боплана, 1670 года выпуска (также видим городок с замком):

post-1-0-53301800-1394483889_thumb.jpg
Источник

Даже простое сопоставление современной карты и данных карты Боплана как минимум существенно сужает ареал поиска "Новограда", а как максимум (если присмотреться к истории соседних сёл), подсказывает, что "Новоград" - это, вероятно, предтеча села Верховка:

post-1-0-88085400-1394483890_thumb.jpg

Сомнений остаётся ещё меньше после знакомством с картой Шуберта, которая показывает, что в 19 веке на территории села Верховка имелся весьма неплохо сохранившийся оборонный объект, 5-угольный, если верить карте:

post-1-0-06263500-1394483893_thumb.jpg

Выше я упоминал, что даже поверхностные источники могли бы подсказать Адамчику данные, необходимые для привязки Новограда, и вот один из них – "Географический словарь Королевства Польского" (том, в котором содержится нужная информация, был издан в 1893 году):

post-1-0-05812100-1394483894_thumb.jpg
Источник

Обратите внимание, что возникновение укрепления связывали (опираясь на народную молву или на какие-то документы?) с Богданом Хмельницким, и даже уточняли, что данный форпост появился в 1654 году. Это важная деталь по ряду причин. Во-первых, она будет встречаться в более поздних источниках, во-вторых, уже на основе вышеприведённой информации (если Верховка = Новоград) можно сделать вывод, что данный вывод ошибочен, поскольку Новоград, как укреплённый городок с замком, показан на карте, созданной раннее 1654 года.

Далее обращаемся к трудам Евфимия Сецинского, которые были изданы спустя 8 лет после издания 13 тома "Географического словаря", а именно – в 1901 году.

В Археологической карте Подольской губернии Сецинского находим такие сведения:

Цитата
Верховка с. на с.-в. от местечка, в 100 саж. от него, близ кладбища, - городище, окруженное большими валами; занимает площадь 2 дес. 810 саж. Народ называет эту местность Замчыськом и приписывает происхождение его гетману Б. Хмельницкому. Помещено оно на ровном месте. Форма четырехугольная с полукруглыми выступами по четырем углам; длина и ширина 65 саж. Поверхность площади ровная; обнесена co всех сторон валом, шириною в 8 саж. Въезды с с. и ю. Валы отчасти разрушены добывателями глины.

В 1/4 версты от местечка - курган, распахиваемый под посевы помещиком.

Заметно, что Сецинский не просто пересказывает данные ранее опубликованного 13 тома "Географического словаря", поскольку в его тексте встречаем много новых деталей, например, о том, где именно находится объект относительно села, какой он в плане, каковы его размеры и т.д. Т.е. даже если Сецинский опирался на "Географический словарь", то помимо его сведений сообщал немало новых данных.

Тут интересно принципиальное различие - если в плане указания месторасположения укрепления Сецинский и Шуберт друг другу не противоречат, то когда речь заходит о планировке укрепления, мнения расходятся - на карте Шуберта видим 5-угольный объект, а Сецинский пишет о 4-угольном. Кто "правее" нужно уточнять. Возможно противоречий нет, просто на карте объект зафиксирован в первоначальной 5-угольной форме, а к моменту его фиксации для "Археологической карты" Сецинского он уже успел утратить один "лучь", потому Сецинский и написал, что он был четырёхугольным. Так или иначе, с планировкой не всё ясно.

Также интересно, что вдоль речушки, на которой находится Верховка, Сецинский указывает намного больше укреплений, чем карта Боплана. Если сопоставить данные этих источников, то получится, что здесь имелся настоящий укрепрайон, поскольку на расстоянии в 30 км приходилось как минимум шесть укреплённых пунктов (с запада на восток – Шарапановка, Куничье, Китайгород, Савинцы, Верховка, Ободовка).

А это справка из "Приходов и церквей Подольской епархии" (1901) всё того же Сецинского:

Цитата
Верховка м. — расположено в долине по течению речки Дохны или, как еще называют ее, Бершадки, в юго-восточ. углу уезда.

Климат в Верховка вполне здоровый; почва большею частью чернозем.

Достоверных данных для истории образования Верховки и дальнейшаго ея существования нет. Местное предание говорит следующее о происхождении м. Верховки. Сначала (когда именно — неизвестно) через то место, на котором теперь находится Верховка, шла большая дорога к Черному морю, по которой постоянно тянулись обозы чумаков с солью, рыбою и другими продуктами. Какой-то промышленный еврейчик выстроил здесь "коршомку", которая сделалась местом привала чумаков. Небольшая коршомка со временем обращается в целую корчму; около нея является еще несколько еврейских лавок, торгующих различными предметами чумацких нужд. Мало-помалу этот еврейский поселок развивается в целое местечко. Чумаки делают его постоянным пунктом своих остановок, или, как говорят теперь Верховские разсказчики, — "почтовою станциею". В. некогда принадлежала Потоцким, теперь Собанским.

Приход Верховка в настоящее время состоит из следующих частей: собственно Верховки, с так называемыми "кутками" — Томашовкою и Пироговкою, и дер. Малой-Стратиевки. Все прихожане, которых числится 3471 д., - малороссы, за исключением двух-трех семейств великороссов; главное занятие жителей — земледелие. Кроме того, в м. Верховке живут еще евреи, численность которых достигает 1113 д. об. пола. Православные прихожане отличаются набожностью, усердием к храму Божию и любовью к паломничеству по святым местам. Настоящий храм в Верховке построен в 1884 г. на пожертвования местных прихожан с пособием от казны. Храм — каменный, пятикупольный, с колокольнею вместе, однопрестольный, во имя св. Ап. Иоанна Богослова (26 сентября); колокольня помещается в двух передних башнях. В 1886 г. на церковном погосте посажен сад. Настоящий священник в м. Верховке является 8-м по числу. Предшественниками его были Симеон Бахталовский, Симеон Лапинский и Александр Лапинский; о последнем в приходе сохранилась самая добрая память. Церк. земли: усад. 3 д., пахат. в 3-х смен. 39 д., хутора гористаго 10 дес. и сенок. также гористаго 9 д. 1800 с., — всего 61 д. 1800 с. Причт. помещ. ветхи. В Верховке существует 3 школы: одноклассное народное училище М. Н. П. и две школы грамоты — для мальчиков и для девочек.

Об оборонном прошлом Верховки в этом источнике нет, правда, отмечено, что Верховка находилась на "большой дороге к Чёрному морю" (может это и есть причина появления в этом районе цепи укреплений?), а также немаловажно, что ею владели Потоцкие, весьма могущественный род, как вы знаете.

Возвращаясь к теме укреплений, упомянем также "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона", нужный том которого вышел, если не ошибаюсь, в 1892 году. В этом издании о Верховке написано мало, но при этом укрепления всё же упомянуты:

Цитата
Верховка, местечко Подольск губ., Брацлавского уезда, при реке Дохне; жит. 1900. Остатки укреплений Богдана Хмельницкого (1654).

То ли кто-то у кого-то позаимствовал информацию (это я о том, что нужные тома "Географического словаря" и "Словаря Брокгауза и Ефрона" вышли с разницей в год), то ли авторы обоих изданий использовали один и тот же источник, готовя материалы по Верховке.

Если учесть, что источники по типу "Географического словаря", "Словаря Брокгауза и Ефрона" и книг Сецинского, не могут чётко обозначить, о каком именно объекте идёт речь (замок, крепость, шанец, городские укрепления и т.д.), хочется довериться данным карты Боплана, поскольку пока только она более-менее чётко намекает - на месте Верховки был укреплённый городок с замком. Тот объект, который связывают с Хмельницким (и укрепления которого ещё в начае 20 века хорошо читались), как мне кажется, на самом деле существовал и до начала Хмельниччины, т.е., возможно, речь идёт о замке.

Если с расположением линий укреплений городка придётся долго и нудно возиться (пока лишь понятно, что городок находился на левом берегу реки, между самой рекой и замком), то с "крепостью Хмельницкого" всё более-менее просто, т.к. она показана на карте Шуберта и потому её можно привязать к современной карте. Отбрасывая в сторону графические материалы, связанные с процессом привязки, сразу перехожу к главному, т.е. к месту, где находился объект (по моим предположениям):

post-1-0-04679600-1394483895_thumb.jpg post-1-0-00502200-1394483896_thumb.jpg
Живая карта

Если присмотреться, то на карте можно увидеть линии приблизительно такой вот "звёздочки" (вспоминаем карту Шуберта):

post-1-0-22507400-1394483883_thumb.jpg

Правда, её размеры явно превосходят размеры среднего замка 17 века раза этак в два, поскольку "звёздочку" можно вписать в квадрат 300 х 300 метров, тогда как многие замки 17 века вписывались и в квадрат 200 х 200 метров или 150 х 150. Вот и возникает вопрос – то ли в Верховке был весьма неплохо укреплённый для того времени объект, раз мог позволить замок таких размеров, созданный в таких современных для того времени бастионных формах, либо я неправильно указал месторасположение линий укреплений. Впрочем, даже в этом случае с районом поиска я вряд ли сильно ошибся, потому тем, кто заедет в Верховку и заинтересуется, где там был замок, и что от него осталось, рекомендую погулять по территории указанного участка.

Судя по тому, что во 2-ой половине 19 века укрепление ещё сохраняло свою основную форму, а Верховка в настоящее время представляет собой село (в городах расширение застройки зачастую связано с уничтожением старых укреплений), то есть шанс, что на местности и в наши дни можно будет рассмотреть следы валов и рвов. Интересно также узнать, что в данный момент находится на территории замчища… Судя по всему, это какой-то колхозный двор (кстати, колхозные дворы часто обустраивали на территории старых укреплений и резиденций).

Напоследок отмечу, что село, в основном, среди туристов известно благодаря усадьбе рода Собанских, построенной здесь во 2-ой половине 19 века. Усадьба находится на противоположном (правом) берегу реки, т.е. напротив старого городка:

post-1-0-01153300-1394483918_thumb.jpg

Об усадьбе решил упомянуть, т.к. её создатель явно вдохновлялся укреплениями более раннего периода, а может даже таким вот образом подчёркивал связь новой резиденции с существовавшими в Верховке укреплениями:

post-1-0-39291000-1394483920_thumb.jpg post-1-0-99199900-1394483921_thumb.jpg post-1-0-97176700-1394483922_thumb.jpg post-1-0-25090400-1394483924_thumb.jpg post-1-0-78493700-1394483926_thumb.jpg

Источник фото (там же можно подробнее прочитать о дворцово-парковом комплексе).

Такой вот укреплённый пункт. Если есть, что добавить по теме оборонных объектов Верховки – добавляйте!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается, что валы лежали как-то так:

post-1-0-62075200-1394901718_thumb.jpg

Солидное укрепление. По размером и планировке сопоставимо с замком-цитаделью в Бродах (Львовская обл.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мальченко О. "Укріплені поселення Брацлавського, Київського і Подільського воєводств (XV- середина XVII ст.)" (2001):

1.jpg.2d94e025fad613fd2364d6039c91724d.jpg

В якості джерел, крім Сіцінського, Мальченко використав карту і опис Боплана.

"Опис України..." Г.Боплана:

Цитата

Менш як за годину-дві, сарана пожирає усе до грунту, потім знімається і її несе туди, куди дме вітер. Коли вона летить, то у найясніший день сонце видно не краще, ніж якби небо було б затягнуте величезними хмарами. 1646 р. у місяці червні, перебуваючи протягом двох тижнів у новому місті, /78/ званому Новгород [Novogrod], де я будував фортецю [325], я був здивований, побачивши її там у такій великій кількості.

Також примітка (325) звідти:

Цитата

 ...у новому місті, званому Новгород, де я будував фортецю... — Спробу 3. Вуйціка ототожнити згадувану фортецю з містечком Новгородом або Верховом «поблизу Бару на Поділлі» (Eryka Lassoty i Wilhelma Beauplana Opisy Ukrainy. — S. 193) слід визнати не зовсім вдалою. Очевидно, йдеться про зафіксоване на картах Боплана м-ко Новгород Брацлавського воєводства, розташоване поблизу Бершаді, в районі сучасного с. Верхівки Тростянецького р-ну Вінницької обл. (див. карти: Кордт. Материалы. — Вып. 2. — № 5, 9). Г. Б.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пришла тут в голову одна интригующая мысль, взволновавшая меня. Она сырая, не всё сходится, кое-что нужно проверить, потому пока выскажу её в сыром виде. 

Итак, есть факт наличия в Верховке довольно редкого для Украины оборонного объекта - пятиугольного бастионного укрепления. Далее из текста Боплана узнаём, что, очевидно, именно здесь Боплан строил укрепление, о чём упомянул в своих заметках. Уцелевший объект и по размерам и по планировке сопоставим с замком в Бродах (Львовская обл.), о чём уже писал выше, но тогда я ещё не знал о Боплане, а именно он, между прочим, участвовал в строительстве замка-цитадели в Бродах. Получается, что эти укрепления не просто похожи, а связаны этакими родственными узами? Но и это, возможно, не всё. Также интересно, с чего бы Боплан стал строить тут такое укрепление? За чей счёт этот банкет? И тут снова стоит обратиться к истории Бродов, а там, как мы знаем, замок возвели по воле Станислава Конецпольского. Также мы знаем, что есть связь Конецпольского с рядом населённых пунктов Винницкой обл., поскольку он был барским старостой. Самое забавное, что он числился владельцем Верховки ("Барское староство" М. Грушевского, стр. 112-113), но не этой (о которой здесь идёт речь), а о другой, которая находится ближе к Бару. Если бы выяснилось, что Конецпольский владел не только барской Верховкой, но и тростянецкой, то с большой долей вероятностью именно его можно было бы считать инициатором строительства здешнего пятиугольника. 

Также смущает то, что Сецинский описывает укрепление в тростянецкой Верховке как четырёхугольное, хотя мы видим, что оно явно пятиугольное, а вот касательно барской Верховки Е. Сецинский пишет, что близ местечка есть укрепление, "представляющее собою площадь в форме пятиугольника". И тут закрадывается сомнение - а не были ли перепутаны у Е. Сецинского описания укреплений двух Верховок? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 година тому, Filin сказав:

Также смущает то, что Сецинский описывает укрепление в тростянецкой Верховке как четырёхугольное, хотя мы видим, что оно явно пятиугольное, а вот касательно барской Верховки Е. Сецинский пишет, что близ местечка есть укрепление, "представляющее собою площадь в форме пятиугольника". И тут закрадывается сомнение - а не были ли перепутаны у Е. Сецинского описания укреплений двух Верховок?

Продублюю сюди опис городища у Верхівці Могилівського повіту (тобто Верхівки Барського району) з книги Гульдман В.К. "Памятники старины в Подолии" (1901):

Цитата

Г. при м. Верховке, Могилевскаго уезда. В 11-ти саженях от местечка находится "городисько", представляющее собою площадь, в форме пятиугольника, длиною в 137, а шириною в 132 саж., окруженную со всех пяти сторон рвом шириною в 4 сажени; глубина этого рва не превышает ныне 2-х аршин. Самая площадь снабжена еще земляною насыпью, имеющею вид вала, в 2+1/2 саж. высоты; длина этого вала простирается до 5+1/2 саж. Въезд в "городысько" находится с южной стороны. Никаких преданий о городище этом не существует; обращенное ныне в пахотное поле, оно находится в общем пользовании местных крестьян и владельца. Заметим здесь, что нынешнее м. Верховка— поселение относительно недавнее и правами местечка пользуется с 1814 года.

Скоріше всього Сіцінський звідси брав інформацію для Арх.карти або вони обидвоє брали її з іншого джерела. Тут може бути цікавим відстань від "городиська" до містечка – 11 сажнів (~25 метрів?).

Цікаво, що в цьому ж виданні про Верхівку Брацлавського повіту (тобто Новоград) вказано лише вже згадувану інформацію про укріплення Хмельницького 1654 року:

Цитата

В том-же уезде, в окрестностях м. Верховки сохранились остатки земляных укреплений, сооруженных Богданом Хмельницким в 1654 году.

Також у Арх.карті Сіцінського про Верхівку-Новоград зустрічається інформація про курган у поміщицькому полі. У Гульдмана цей курган також відноситься до Верхівки Брацлавського повіту:

2.jpg.24c4988e373a1e9136b658873abdb945.jpg

Також Сіцінський вказує, що в Верхівці-Новограді укріплення знаходиться коло кладовища, що підтверджується крім карти Шуберта також двохверстовою картою 1912-1913 року (в темі раніше не публікувалась):

3.jpg.3c10c0945c81adbd6feeebed9a04763d.jpg
Джерело

Також карта 1840-х не дуже хорошої якості, що опублікована у виданні "100 еврейских местечек Украины. Вып. 2. Подолия 2" (2000):

3.jpg.5d1d02839a46379f44b5fc95dbf72dc1.jpg

Тому це все менше схоже на плутанину з назвами. Можливо частина валів на поч.ХХ ст. уже була зруйнована і це вплинуло на опис?

21 година тому, Filin сказав:

Если бы выяснилось, что Конецпольский владел не только барской Верховкой, но и тростянецкой, то с большой долей вероятностью именно его можно было бы считать инициатором строительства здешнего пятиугольника. 

Хіба що ініціатором, адже на Вікіпедії датою смерті вказано 11 березня 1646 року, а Боплан будував фортецю уже в червні цього ж року.

Хоча цікаві відомості подає А.Урбанський у виданні "Podzwonne na zgliszczach Litwy i Rusi" (1928):

12.thumb.jpg.988730419aefc379ce6420fe29ddde48.jpg13.thumb.jpg.54d79cc1d129928c36a95c8ef5c70eff.jpg14.thumb.jpg.3784ae50ee5f55fd4203c9ba033f7eab.jpg

Крім уже відомої (і, як виявилось, неточної) інформації про дату побудови укріплення він згадав також, що цю місцевість охороняли 3 замки – Ладижинський, Бершадський і Кінецьпільський (чому саме ці три?). Тут цікаво що Кінецьпіль (нині село Миколаївської області) було засноване якраз таки Станіславом Конецпольським і в тексті згадуються залишки валів, які донедавна там існували. І навіть більше, Урбанський вказує, що фортецю в Кінецьполі збудував Боплан у 1634. Я знайшов цю інформацію у "Описі України":

Цитата

Усть-Саврань [Oucze Sauram], або Новий Конєцполь [Konespol Nowe] —останнє поселення поляків з боку Очакова, яке я заклав 1634 р., а 1635 р. збудував тут королівську фортецю; гадаю, що в цьому місці можна було б звести добрий арсенал проти турка.

 Про Верхівку ще може зацікавити подана інформація про власників – князі Короткі, Збаразькі, Вишневецькі, Потоцькі і зрештою Собанські.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Знайшов першоджерело інформації, яку подавали Сіцінський і Гульдман.

"Сведения 1873 г. о городищах и курганах" вміщені у "Записках Императорского Русского Археологического Общества" (1896):

123.jpg.dcc6660375862617bdd39f66d1e6898e.jpg
Джерело

Бачимо, що авторство побудови приписують туркам (чому ця інформація більше ніде не фігурує?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×