Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Верховка: укрепление

Рекомендованные сообщения

Обсуждается этот объект: укрепление в селе Верховка
 

Сразу уточню, что речь идёт о селе Верховка, которое находится в Барском районе. Дело в том, что в Тростянецком районе есть своя Верховка, в которой также были укрепления, так что можно запутаться.

Та Верховка, о которой пойдёт речь в этой теме, находится в 19 км к югу от Бара:

post-1-0-54510300-1394123626_thumb.jpg

Село на карте Боплана (издание 1650 года):

post-1-0-78615800-1394123628_thumb.jpg

На карте Боплана (издание 1670 года):

post-1-0-54323600-1394123631_thumb.jpg
Источник

Как видим по карте, через Верховку проходил тракт, связывающий Бар с Могилёвом-Подольским на Днестре. На карте, недалеко от села, показана переправа через реку.

Обратите внимание, что к югу от Верховки расположился целый укрепрайон, состоящий из трёх городков, каждый из которых (если верить Боплану) был укомплектован замком. Но сейчас не об этих форпостах. Эти укрепления здесь упомянул, чтобы показать, каким живым и важным был упомянутый выше тракт и путь вдоль реки, раз вдоль него настроили столько оборонных объектов.

Село на карте Шуберта (1868):

post-1-0-25532500-1394123634_thumb.jpg

Стоит отметить, что село обосновалось на мысу, площадка которого несколько приподнята над окружающей местностью, и, как видите, он прикрыт с нескольких сторон двумя речушками:

post-1-0-98086700-1394123634_thumb.jpg
Живая карта

Судя по всему, место в качестве опорного пункта интересовало военных и в 1-ой половине 20 века. Так, к примеру, в южной части села, возле дамбы, можно увидеть вот такой ДОТ:

post-1-0-26428800-1394123637_thumb.jpg
Источник фото

После краткого знакомства переходим к тому укреплению, ради которого завёл эту тему.

Краткие сведения о нём находим в Археологической карте Подольской губернии (1901) Евфимия Сецинского:

Цитата
Верховка м. при рч. Лядаве.

Возле местечка находится "Городысько", представляющее собою площадь в форме пятиугольника, длиною 137 саж., шир. 132 саж.; окружено рвом шириною в 4 саж. и валом в некоторых местах. Въезд с ю. Обращено ныне в пахотное поле.

В лесу под горою, недалеко от местечка, находится пещера с крутыми поворотами, длиною в 25 саж. Вход в пещеру шириною в 1 саж. В 60-хъ годах местные крестьяне находили в той пещере разное оружие: ружья, сабли и т. п.

Интересно, что это за "городисько" 5-угольной формы со сторонами длиной в 270-280 метров (если использовать сажень длиной в 2,1 метра)? Интересно, что размеры Сецинский привёл без округления, да и само укрепление описано с деталями, так что, возможно, он его видел своими глазами или, как вариант, его кто-то измерял.

Хочется понять, что это было за укрепление и, конечно же, нужно понять, где оно находилось и что от него сохранилось. К сожалению, в текстовом формате Сецинский не сообщает, где именно стоит искать "городисько", зато отмечает его на своей "Археологической карте":

post-1-0-26000600-1394123638_thumb.jpg

По наводке рассматриваем северную околицу села и находим объект, похожий на "городисько" Сецинского:

post-1-0-03778700-1394123639_thumb.jpg post-1-0-74899800-1394123639_thumb.jpg post-1-0-01814800-1394123641_thumb.jpg
Живая карта

С одной стороны объект находится в нужном районе и форма у него вроде бы пятиугольная, с другой стороны не совпадают размеры, т.к. у этого объекта линии валов (?) не достигают и 200 метров в длину, тогда как Сецинский предлагает искать валы длиной под 300 метров… Или может Сецинский использовал для измерений не 2-метровую сажень, а 1,5 метровую? Только в этом случае получается сопоставить размеры.

Странным кажется и то, что такой достаточно немаленький оборонный (?) объект не показан на карте Шуберта, хотя на южной околице села на этой карте показали даже кладбище, менее значимое с точки зрения военной картографии.

Если же (несмотря на все "но") представить, что это и есть укрепление, описанное Сецинским, то можно отметить его удачное расположение относительно дорог и относительно дамбы-переправы. На городище это не похоже, по виду скорее смахивает на редут, но размеры объекта тянут на небольшую крепость или замок. Пятиугольная форма, удалённость от реки и расположение на равнинной местности (хотя неподалёку есть мыс) – эти детали тоже не позволяют назвать объект городищем, а форма и размеры отсылают, наверное, к 18 веку…

Или может догадка о местонахождении "городиська" ошибочна и я тут обсуждаю что-то совсем "левое"? Но тогда нужно найти более подходящий объект для обсуждения.

Может у кого-то возникнут дельные мысли по поводу всего этого?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Историческая справка

Географический словарь Королевства Польского (1893):

post-1-0-07906000-1394126332_thumb.jpg

"Приходы и церкви Подольской епархии" (1901):

Верховка м. — расположено на холме, омываемом двумя речками: с запада Лядавою, а с востока Мощаницею; находится на почтовой дороге из м. Шаргорода в г. Баръ, на 19 версте от последняго, а от ближайшей ж.-д. ст. "Копайгород" в 6-ти вер.

Возвышенное местоположение, обилие речной и ключевой воды и близость леса делают местность здоровою.

Народонаселение состоит главным образом из крестьян-малороссов православнаго исповедания (м. 545 и ж. 545), но есть небольшое количество (м. 86 и ж. 77) евреев. Исключительное занятие крестьян — хлебопашество. Почва — суглинистая, а подпочва — каменистая; земля средней урожайности.

Верховка основана Яном Верховским, которому это урочище на Лядаве дано барским старостою Гольским и утверждено за ним королем в 1611 году. В скором времени ею завладел староста барский Конецпольский, а от него она в 1638 году перешла к П. Верховскому (см. "Барское староство", стр. 112 — 113). Еще лет 40 тому назадъ Верховка называлась селом; н помещик этого села, подполковник Илья Бабаков, исходатайствовал право на переименование села Верховки в местечко; после этого здесь стали появляться евреи и назначены базарные дни по вторникам через каждыя две недели.

Теперешний Св.-Николаевский храм начат постройкою в 1874 году с благословения преосв. Леонтия и окончен в 1879 году. Построен на средства прихожан, стоимостью в 5463 руб. Этотъ храм — деревянный, на каменном фундаменте, однокупольный, крытый жестью; к храму пристроена колокольня деревянная, однокупольная, крытая жестью. Иконостас одноярусный, стоимостью в 750 руб., устроен вместе с храмом. В 1891 году верхняя часть храма (осьмерик), грозившая падением, стянута железными болтами.

Раньше теперешней церкви в местечке была старая деревянная, тоже во имя св. Николая, построенная в 1754 году. Из священников выдающимся по долголетней и полезной для прихода службе был Антоний Рыбицкий (1837 — 1873 г.).

Церковн. земли: усад. 2 д. 238 саж., пах. 25 д. 2047 саж., сенок. с лесом 7 д. 1200 саж., а всего 35 д. 1085 саж. С давняго времени (около 1862) до 1880 года в местечке существовала школа грамоты, а в этом году открыта церковно-приходская школа и устроено для нея в 1895 году деревянное, крытое жестью здание. Дома для священника и псаломщика — деревянные, построенные в 1880 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению добавить кроме карты нечего. Барский район в плане археологии практически не исследован. Карта так-же мало что дает - на ней этот объект не обозначен.

post-1336-0-95398000-1394347222_thumb.jp

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По наводке рассматриваем северную околицу села и находим объект, похожий на "городисько" Сецинского

Сегодня обследовал эту территорию - это остатки бывшего тракторного стана (остатки бетонных конструкций, фундаменты зданий и т.п.). Никаких следов валов и рвов. Опрашивал местное население - никто никогда не слышал и не видел никаких валов, рвов или укреплений (кроме конечно остатков Летичевского УРа). Я так думаю Сецинский перепутал Тростянецкую Верховку с Барской и из одного укрепления сделал два.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жаль, конечно, что догадка не подтвердилась.

А чем формируется 5-угольный контур? Просто деревья на ровной местности, высаженные вдоль невидимых линий? Или там есть какая-то ограда?

В ошибку Сецинского как-то не очень верю. Вряд ли он мог слить два укрепления в одну запись, поскольку он упоминает обе Верховки, в каждом из случаев описывает укрепления (описания тоже отличаются друг от друга), да и на его карте укрепления отмечены как рядом с одной Верховкой, так и со второй, причём указано расположение объектов относительно населённых пунктов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пятиугольный контур формируется частично деревьями, частично кустами, которые растут вдоль бывшей ограды (не сохранилась - была просто сеточная на столбах). Там где растут деревья абсолютно ровно, все неровности это остатки фундаментов и кучи строительного мусора, оставшиеся после разборки строений. Остались фундаменты, какие-то бетонные тумбы, ступени и подвалы. Я фото не делал - лень было, но могу предложить кадры с видеорегистратора - качество не важное, но разобрать можно (на дату не обращайте внимание - она не выставлена).

post-1336-0-04245900-1394955857_thumb.jp post-1336-0-92211000-1394955857_thumb.jp post-1336-0-67967800-1394955858_thumb.jp post-1336-0-34122400-1394955859_thumb.jp post-1336-0-09103000-1394955860_thumb.jppost-1336-0-04375000-1394955861_thumb.jp post-1336-0-91537600-1394955861_thumb.jp

В ошибку Сецинского как-то не очень верю.

У Сецинского куча ошибок!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гульдман В.К. "Памятники старины в Подолии" (1901):

Цитата

Г. при м. Верховке, Могилевскаго уезда. В 11-ти саженях от местечка находится "городисько", представляющее собою площадь, в форме пятиугольника, длиною в 137, а шириною в 132 саж., окруженную со всех пяти сторон рвом шириною в 4 сажени; глубина этого рва не превышает ныне 2-х аршин. Самая площадь снабжена еще земляною насыпью, имеющею вид вала, в 2+1/2 саж. высоты; длина этого вала простирается до 5+1/2 саж. Въезд в "городысько" находится с южной стороны. Никаких преданий о городище этом не существует; обращенное ныне в пахотное поле, оно находится в общем пользовании местных крестьян и владельца. Заметим здесь, что нынешнее м. Верховка— поселение относительно недавнее и правами местечка пользуется с 1814 года.

Трохи ширший і точніший опис (правопис адаптовано), ймовірно саме звідси Сіцінський брав довідку для Арх.карти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×