Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Каменец-Подольский на картинах художников (до 1-ой половины 20 века)


Рекомендованные сообщения

Начало темы Каменец-Подольский на картинах художников (2-ая половина 20 века - наши дни)


Здесь будет публиковаться всякого рода иконография, относящаяся к Каменцу.

Начну с такого вот интересного "Вида города Каменец с северной стороны". На сайте, где было обнаружено это изображение, картинка была снабжена подписью: "Місто Кам’янець-Подільський з півночі. Аркуш із серії малюнків "Древности города Каменца Подольскаго", 1842 р. Музей України (Збірка Потоцького)".

post-1-0-51918900-1362266555_thumb.jpg

Возможно изображение было сделано не с натуры, а с какого-нибудь другого рисунка. Так, например, художник прямо на поверхности башни Стефана Батория нарисовал ворота, которые в реальности находятся рядом с башней. Но, так или иначе, изображение очень интересное.

P.S. Интригует упоминание целой серии рисунков "Древности города Каменца Подольскаго".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Гравюра Г. Харитонова, конец 18 века

Добрые люди, пожелавшие остаться неназванными, поделились c www.zamki-kreposti.com.ua гравюрой Г. Харитонова. Качество довольно неплохое, так что можно поглазеть на детали и опечалиться по поводу того, как много интересного было просто разобрано век назад (например, боевые парапеты Замкового моста, предмостовая надвратная башня и т.д.):

post-1-0-10999600-1365538394_thumb.jpg


А это цветная версия (акварель?) из путеводителя "Кам'янець Подільский" (2007) издательства "Центр Европы":

post-1-0-52578400-1365538393_thumb.jpg


И ещё один вариант:

post-1-0-53656300-1460738469_thumb.jpg

По данным Евгении Пламеницкой этот рисунок был создана где-то между 1793 и 1799 годами. Нижняя планка - момент передачи Каменца россиянам после Второго раздела Речи Посполитой.

Судя по всему, изображение было полулярным и его часто копировали (прям повторение истории с планом Киприана Томашевича).

Вот, например, знакомый вид на обложке газеты 1841 года. Вполне может быть, что это нарисовали по мотивам картины Харитонова:

post-1-0-44820500-1365539808_thumb.jpg post-1-0-72196600-1365539808_thumb.jpg

Источник

Напоследок предлагаю вашему вниманию фрагмент из статьи Николая Петрова "Малюнки і гравюри Кам'янця-Подільского XVII-XVIII ст. як джерело для вивчення історичної топографії міста", где как раз идёт речь о гравюре Харитонова:

Цитата
Заслуговує на увагу й гравюра Кам’янця, виконана художником Г. Харитоновим [43]. На відміну від малюнка Є. Кошкіна, зображення на гравюрі Г. Харитонова ближче до реальності, хоча також не позбавлене художніх домислів автора. Відтворивши панораму Старого замку, художник зумів передати й архітектурні особливості його башт, стін, замкових воріт тощо. Об’єктивно відтворив гравер сполучення замку з містом (високим кам’яним мостом) та з передмістям Підзамче, показуючи роль рельєфу місцевості у формуванні історико-топографічних особливостей замку та передмість. Говорячи про передмістя Карвасари, підкреслимо, що автор гравюри справедливо розмістив його в каньйоні р. Смотрич, на її неширокому правому березі, який із заходу підступав до високого мису (40 м), на якому знаходився замок. Г. Харитонов передав забудову передмістя, яке тягнулося майже від Руських воріт до Христовоздвиженської церкви, а за Довжоцьким струмком – до високих скель, які піднімаючись з долини р. Смотрич, на висоті понад 50 м., поступово переходили у велике за розмірами плато, котре отримало назву "урочище Татариска". На схід від Карвасар (через річку) художник відтворив і західну частину передмістя Руські фільварки, які з Карвасарами сполучалися мостом.

____________

43. Пламеницька Є.М. Дослідження Кам’янець-Подільського замку. – С. 18, рис. 2.

Жаль, что по причине безвременной кончины автора статьи мы не сможем узнать, что он подразумевал под "художніми домислами автора", а в описании гравюры Николай Петров, к сожалению, на этих недостатках особого внимания не заострял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Гравюра Елисея Кошкина, 1794 год

Копии этой гравюры можно увидеть в ряде музеев Украины и России. Так, например, одна из копий находится в Национальном музее истории Украины.

Интересно, что во всех случаях гравюру показывают в таком формате:

post-1-0-08950100-1366294434_thumb.jpg

... со стандартной подписью: "Вид Города и крепости Каменца Подольскаго с Восточной стороны". При таких раскладах создаётся ощущение, что в левой части изображения мы видим Крестовоздвиженскую церковь, в нижней части - Русские ворота и т.д.

Но на самом деле, очевидно, что копии показывают зеркальное отображение оригинальной гравюры. Потому и подпись не соответствует действительности, т.к. перед нами скорей всего вид на город с севера, северо-запада или запада:

post-1-0-88846400-1366294434_thumb.jpg

В таком виде логичней выглядит изображение укреплений в районе Башни Стефана Батория и Турецкого бастиона, в нижней части оказываются не Русские, а Польские ворота, а Крестовоздвиженская церковь оказывается Георгиевской (?).

Подпись:

post-1-0-33596500-1366294435_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Каменец на рисунке Эразма Фабианского, середина 19 века

post-1-0-22029700-1368083735_thumb.jpg

Это изображение в книге Олега Будзея "Вулицями Кам'янця-Подільського" (2005) подписано так: "Кам'янець-Подільський. Гравюра К.Вейєрмана за малюнком С.Фабіянського". Как мне кажеся, в подписи ошиблись дважды. Во-первых, создание изображения отнесли к началу 19 века, хотя её автор родился в 1820 (по другим - в 1826) году, и по этой причине ну никак не мог рисовать Каменец в начале 19 века. Во-вторых, написано, что это "малюнок С.Фабіянського", хотя он никакой не "С.", его звали Эразм.

Имя упомянутого в подписи К. Вайермана уже попадалось мне ранее, например, он создал гравюру с изображением Предтеченской церкви, использовав в качестве основы рисунок Н. Хохрякова. Дело было в конце 19 века и, вероятно, к этому периоду стоит отнести и гравюру, созданную на основе картины Эразма Фабианского.

Получается, что перед нами копия некой оригинальной картины.

Что же касается датировки первой картины, то тут, как мне кажется, адекватную информацию предоставляет эта страничка, где значится, что художник рисовал Каменец ориентировочно в 1850 году. Оттиск хранится в Национальном музее в Кракове.

Также картина Эразма прописалась на открытке рубежа 19 - 20 веков:

post-1-0-55827300-1368083735_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Каменец на картине Михаила Кулеши, середина 19 века

Фрагмент этой картины послужил в качестве обложки для книги "Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі" (2005) авторства Ольги Пламеницкой:

post-1-0-92437200-1369255124_thumb.jpg

Автор упомянутой книги по теме изображения сказала следующее:

Цитата
Одне з найромантичніших зображень західної панорами міста належить М. Кулеші, за яким у середині XIX ст. гравер Ламерсьє виконав відому літографію.

А вот и она:

post-1-0-36267800-1369254654_thumb.jpg
Изображение предосталено Ольгой Пламеницкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

Йоган Генрих Мюнц / Johann Heinrich Müntz (1727-1798) - военный инженер, архитектор, художник. В начале 1780-х его покровителем стал Станислав Август Понятовский, последний король польский. По королевскому велению, Йоган Генрих Мюнц занимался перестройкой королевской резиденции Вавель в Кракове. Были у него "королевские заказы" и на территории Украины. Так, в рамках разработки проекта резиденции в Корсуне, Йоган Генрих Мюнц проехался по территории Украины, совместив приятное с полезным, в результате чего появилась интересная коллекция рисунков с видами на пейзажи, населённые пункты и прочие занятные диковинки нашей страны.

Путешествуя по Украине, Йоган Генрих Мюнц не упустил возможности побывать в Каменце (уже не с королём ли он прибыл!?), в память о чём оставил несколько интересных рисунков.

На сайте-источнике этот рисунок 1781 г. подписан как "замок", часто в разных публикациях встречал чёрно-белую версию этого изображения, подписанную как "замковый мост" или "Польская брама", хотя, как по мне, очевидно, что перед нами "Руська брама". Касательно датировке этого изображения часто встречалась мысль о начале 19 века (мол, фантазии художника), а на самом деле перед нами, вероятно, относительно неплохой документальный рисунок 1781 г.

post-1-0-00649200-1451504990_thumb.jpg post-1-0-37955700-1451504990_thumb.jpg
Источник

Опять же на сайте-источнике нас пытаются убедить, что перед нами замок, но, как мне кажется, что художник изобразил одну из башен городских укреплений:

post-1-0-43748000-1451505312_thumb.jpg post-1-0-88785700-1451505312_thumb.jpg
Источник

И для полноты картины ещё парочка рисунков, сделанных в околицах Каменца.

Курганы и возвышенности в околицах города, 1781 г. Вот здесь мне подсказали, что это могут быть так называемые "Чотири кавалери" (товтры близ Каменца)

post-1-0-86771000-1451508111_thumb.jpg post-1-0-61583600-1451508112_thumb.jpg
Источник

Рисунок 1783 г. (?) также созданный где-то неподалёку от города:

post-1-0-77086800-1451505481_thumb.jpg post-1-0-28114600-1451505482_thumb.jpg
Источник

Тому, кто расшифрует оригинальные подписи художник на обороте рисунков, откроются дополнительные сведения о показанных на картинках локациях. Дерзайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

дерзнул, но пока безуспешно: текст плохо читается, а координаты, указанные на обороте, не совпадают с Каменцем - на обороте рисунков широта 48.48 - это южнее Каменца на 30-40 км, а долгота 43 градуса - это ближе к Казахстану

Координаты Каменца Ш 48.68, Д 26.60

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Очевидно, что на 2-м рисунке Мюнц изобразил Кравецкую (Слесарскую) башню.

Пока немного неясно, что за каземат или стена южнее башни

post-1417-0-99287300-1456860640_thumb.jp

и её же 100 лет спустя нарисовал Наполеон Орда

У него мы видим уже построенные Новый мост и Большую ремесленную синагогу

post-1417-0-59562000-1456860713_thumb.jp

и ещё одна литография польского литографа, фотографа и художника Максимилиана Фаянса (Maksymilian Fajans) с рисунка Наполеона Орды

post-1417-0-39564400-1456860999_thumb.jp

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...