Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Каменец-Подольский: минарет собора Св. апостолов Петра и Павла


Рекомендованные сообщения

Обсуждается этот объект: минарет(ы) Петропавловского собора


Единственный сохранившийся на территории Украины минарет, пристроенный к католическому храму, а также единственный сохранившийся памятник турецкого зодчества в Каменце, если не считать построенных или модернизированных османами укреплений города и замка-крепости. Объект интересный, деталей и мелочей, с ним связанных, хватает, потому минарет обзавёлся отдельной темой, которая является ответвлением от темы Петропавловского костёла

Полная история минарета будет изложена на страничке Петропавловского костёла, а здесь кратко: Захватив в 1672 году Каменец, турки превратили Петропавловский костёл в главную мечеть, снабдив храм минаретом. Точная дата постройки минарета неизвестна, ориентировочно – последняя четверть 17 века. После того, как в 1699 году турки город вернули Речи Посполитой, католики, к счастью, минарет не снесли, а приспособили его для своих нужд. В частности – водрузили на его вершину статую Девы Марии (об этом в деталях речь пойдёт ниже). Пережив несколько неприятных ситуаций, минарет всё же дотянул до наших дней, превратившись в одну из занятных изюминок города.

Вид на костёл с минаретом с северо-запада:

post-1-0-86424400-1353088472_thumb.jpg


Вид на западный фасад костёла:

735_original.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

После того, как в 1699 году турки город вернули Речи Посполитой, католики, к счастью, минарет не снесли, а приспособили его для своих нужд.

Мінарет не знесли, бо це було обумовлено Карловицьким мирним договором. Поляки, звісно, могли його зруйнувати, знехтувавши умовами договору, але після 1756 року в цьому відпала потреба, коли встановили статую Богородиці. І добре, що така пам"ятка дійшла до наших днів, бо в Україні більше ніде такого нема :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, пишут, мол, отдельно было оговорено, что минарет и мембар поляки обижать не будут. Но тут есть вот какие сомнения - Карловицкий мирный договор был слишком масштабным явлением, чтобы там отражались такие мелочи. Ну вот не могу поверить, что на переговорах между Османской империей, Речью Посполитой, Австрией, Венецией и Россией обсуждалась, помимо всего прочего, сохранность минарета и мембара. В сравнении с тем, что турки потеряли Подолье, потеря минарета и мембара, коих в Турции валом, была мелочью, как мне кажется. Возможно этот вопрос решался на более низком уровне, например, между представителями турок, которые передавали город полякам, и между комиссией, которая город принимала. В любом случае, интересно, в каком письменном источнике такая договорённость была зафиксирована.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О Деве Марии, Полумесяце и символах

Как известно, минарет увенчан статуей Девы Марии, которая якобы попирает мусульманский полумесяц, олицетворяя таким образом победу христиан над турками. Эта история довольно популярна, она прижилась как на простоватом туристическом уровне, так и на уровне вполне серьёзной литературы, но есть ли основание для таких утверждений? Казалось бы, зачем нужны какие-то основания, если и Дева Мария и полумесяц хорошо различимы, но на самом деле не всё так просто.

История преображения верхушки начинается в последней четверти 17 века, когда турки, вероятно, увенчали минарет полумесяцем. Когда поляки завладели городом, они практически сразу увенчали минарет деревянной статуей Девы Марии. Причём нет чёткого понимания того, как это выглядело – то ли мусульманский полумесяц снесли, а на его место поставили статую, то ли статую как-то «примотали» к полумесяцу. Вторая версия мне кажется менее правдоподобной. После этого, как говорят имеющиеся у меня источники, деревянная статуя простояла чуть более 50 лет. В середине 18 века началась значительная реконструкция костёла, в процессе которой, помимо всего прочего, вместо деревянной статуи минарет увенчали медной позолоченной статуей, специально отлитой в Гданське (Польша). Матушка природа, которая иногда весьма непочтительно относится к христианским святыням, несколько раз потрепала статую, но, к счастью, Деву Марию удалось спасти, благодаря чему мы можем лицезреть её сейчас.

Бросим общий взгляд на статую:
m-3.jpg m-4.jpg m-5.jpg m-6.jpg m-7.jpg

Чуть ближе:
m-8.jpg

А теперь разложим на элементы:
m-9.jpg

1. Сфера-Земля
2. Змей
3. Полумесяц
4. Дева Мария
5. Звёзды в количестве 12 штук

Я не специалист по символам, но попавшиеся мне на глаза источники помогли в общих чертах расшифровать сакральный смысл того, что без нужного знания выглядит просто как Дева Мария на мусульманском полумесяце. На самом деле каждая из этих деталей имеет прямое отношение к каноническому образу Девы Марии. Например, когда догмат «Непорочного зачатие Девы Марии» как-то хотели запечатлеть в формате картины или статуи, то использовали все те элементы, которые можно увидеть на вершине минарета:

Цитата
Католические художники обычно иллюстрируют доктрину Непорочного зачатия Девы Марии следующим образом: в Царстве Небесном, сразу после его создания, дух Марии (в виде молодой женщины) созерцает лик Бога (чаще всего взгляд женщины обращён вверх). В словах Откровения Иоанна Богослова «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» католикам видится образ Непорочного Зачатия Девы Марии. Поэтому солнце, луна и венец из 12-ти звёзд - атрибут канонического изображения этого догмата. Также путем изображения Богоматери, попирающей ногами змея, иллюстрируются слова из Бытия о вражде между змеем и женою (эти слова указывают о свободу Девы Марии от греха). Часто рядом с духом Марии изображаются ангелы.

Источник
 

Цитата
Змея(ю) своим атрибутом также могут иметь: Дева Мария — попирает змея ногами, как символ победы над грехом…

Источник

Как было сказано выше, такой образ Девы Марии проистекает из образа Жены, облечённой в солнце:

Цитата
…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.

Источник: Откровения Иоанна Богослова (12:1-17)

К слову:

4978EUflag.jpg

Цитата
Художник, придумавший флаг Совета Европы, Арсен Хейц (Arsène Heitz) заявил, что вдохновлялся Откровением Иоанна Богослова, а именно следующими строками: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Отк 12:1). Обращает на себя внимание и тот факт, что флаг был утверждён 8 декабря 1955 года, что совпало с католическим праздником Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Источник

Так вот, получается, что минарет венчает цельный образ Девы Марии с присущими ей символами. При желании, в Сети можно отыскать массу изображений Девы Марии в компании полумесяца, а всё потому, что он была её символом. Таким образом, получается, что полумесяц на минарете никакого отношения к исламу не имеет. Единственный символ ислама, который попирает Дева Мария в наши дни – это сам минарет. К слову, в основе минарета находится католическая часовня, так что «слоёный пирог» получился неординарный.

Ниже представленная небольшая подборка картинок по теме того образа, о котором речь шла выше. «Мусульманский» полумесяц, как можно видеть, повсюду. Подобных изображений в Сети масса.

Иконы:

i-5.jpg i-1.jpeg i-4.jpg i-2.jpeg i-3.jpg
Источники: 1, 2, 3, 4

Картины:

k-1.jpg k-2.jpg k-4.jpg k-5.jpg k-3.jpg
Источники: 1, 2

Статуи:

s-1.jpg s-2.jpg s-3.jpg s-4.jpg s-5.jpg
Источник: 1

Если копнуть немного в сторону, то можно увидеть, что полумесяц украшал и продолжает украшать множество крестов, венчающих христианские храмы. Причём полумесяц на них появился задолго до того, как его начали использовать в качестве своего символа османы. Иногда попадаются особенно интересные сочетания, как, например, у крестов собора в Вологде (Россия), где помимо полумесяца имеется ещё и 12 звёзд (тянутся на тонких прутиках от центра креста):

00233_20100824_070320.jpg
Источник

Полумесяц у христиан вполне канонический элемент, даже название своё имеет – Цата, и есть масса христианских вариантов толкования этого символа.

Впрочем, использование сочетание креста и полумесяца – это не самый занятный нюанс в истории христианства. Куда интересней, на мой взгляд, использование в христианской символике полумесяца со звездой в чистом виде, вообще без каких-либо крестов и прочей привычной христианской атрибутики. Но это уже отдельная тема.

Цитата
Как видим, сочетание креста и полумесяца читается, так сказать, в двух кодах, т. е. может интерпретироваться в двух концептуальных системах — языческой и христианской. В одном случае это сочетание предстает как солярно-лунарная символика, в другом же случае оно символизирует соединение Христа и Богородицы. Поскольку, в свою очередь, Христос ассоциируется с солнцем, а Богородица с луной, это сочетание оказывается очень устойчивым.

Источник

Если продолжить погружение в мир символов, то выясниться, что полумесяц, который зачастую прямо ассоциируется с мусульманами в целом, и с турками в частности, на самом деле к ним имеет не совсем прямое отношение:

Цитата
Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) исламские армии и караваны в качестве опознавательного средства использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. В более позднее время мусульманские лидеры продолжали использовать простой черный, белый или зеленый флаг без обозначений, письма или символики. Только в Османской империи полумесяц и звезда стали ассоциироваться с мусульманским миром. Когда турки в 1453 г. завоевали Константинополь (Стамбул), они приняли существующий флаг и символ города.

В течение сотен лет Османская империя управляла всем мусульманским миром. В результате столетий вражды между Османской империей и Европой символы этой империи стали естественным образом ассоциироваться в умах людей с исламской верой в целом.

Зная эту историю, многие мусульмане не желают использовать полумесяц в качестве символа ислама. Исламская вера исторически не приняла никакого символа, и многие отказываются принять то, что по существу является древним языческим изображением.

Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией – Османами. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама. Итак, звезда и полумесяц - это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настаивает на понятии «нет богa помимо Аллаха, и нет никаких изображений».

Источник

Да и вообще, символ полумесяца куда более древний, чем христианство и мусульманство, так что…

Таким образом, у меня сформировалось убеждение, что никакого попирания османского полумесяца на самом деле не происходит. Но тут возникает новый вопрос – а было ли это попирание вообще когда-нибудь в истории минарета или это некая байка, когда-то кем-то сочинённая и внедрённая в историю костёла? Может первая деревянная статуя попирала исламский полумесяц? Чо-то я сомневаюсь в этом. Не так-то и просто на 40-метровой высоте без кранов и тому подобным механизмов примотать к полумесяцу деревянную статую. К тому же вряд ли полумесяц и его крепления были изначально рассчитаны на такую дополнительную нагрузку.

К сожалению, попадавшиеся мне источники не сильно глубоко погружаются в историю символов на минарете. Вот, например, загадка – если известно, что статую Девы Марии торжественно водрузили на минарет 10 мая 1756 года, то почему на рисунке Е. Кошкина, созданном в 1794 году, мы видим только полумесяц? Может это и не мусульманский полумесяц, а христианский, но даже при таком раскладе есть неувязка с датой установки статуи...

m-10.jpg

Ольга Пламеницкая, к моему удивлению, историю про католическую статую поверх мусульманского полумесяца повторила дважды, применив её, как к ранней деревянной статуе, так и к более поздней медной:

Цитата
Відразу після турецької окупації було зроблено лише нагальний ремонт споруди, а на мінареті, поверх мусульманського півмісяця, поставлено дерев'яну статую Діви Марії

Дерев'яну статую Ціпи Марії замінено на мідну позолочену, іроблену в Гданську. По завершенні робіт на костьолі 10 травня 1756 р., її урочисто встановили на мінареті зверху турецького півмісяця.

Источник: «Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі» (262-263)

То ли автор не вдавался в символизм, автоматом зачислив полумесяц в разряд исключительно исламских символов, то ли Ольге Пламеницкой известны какие-то детали, которые не попались мне на глаза.

Поскольку с символами, догматами и прочими сакральными штуками почти не знаком, то вполне допускаю, что где-то частично или полностью в своих россуждениях мог ошибиться. Если кто-то хочет подправить что-то или уточнить, то милости просим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Второй минарет

Об одном минарете собора мы знаем, но, насколько я понял, планировалось строительство ещё одного минарета, который должен был вознестись с севера от костёла.

Основанием для первого минарета служит небольшая часовня кубической формы. Турки, готовя её к перестройке, срезали углы часовни в её верхней части:

post-1-0-23556400-1353163933_thumb.jpg


Точно также были срезаны углы и у второй часовни, пристроенной к северному фасаду храма:

post-1-0-85950100-1353163932_thumb.jpg

Такой приём был нехарактерен для католического строительства, а вот османы его активно использовали. К тому же, главная мечеть такого значительного города по статусу могла претендовать как минимум ещё на один минарет. На основании этого исследователи делают вывод, что вторую часовню турки также планировали увенчать минаретом, но, судя по всему, строительство заморозили на начальной стадии.

Почему второй минарет так и не был построен? Сохранившийся минарет производит впечатление добротной постройки. Для его возведения потребовалось изготовить множество специальных изогнутых белокаменных блоков, что заняло некоторое время, затем процесс самого строительства. Ольга Пламеницкая считает, что первый минарет возвели в конце 1670-х годов, т.е. спустя несколько лет после того, как турки в 1672 году заняли город. Исходя из размеров второй часовни, которая больше первой, можно предположить, что новый минарет мог иметь ещё более значительные размеры (высоту, диаметр), чем «старый», а это в свою очередь означало, что и построить его было сложнее. К тому же, Каменец находился в состоянии перманентной осады, и со временем, разрушенный и растерявший своё население, превратился из города-крепости чуть ли не в чистую крепость, а после этой трансформации уже было не до строительства минаретов.

P.S. Изредка натыкаюсь на беглые упоминания того, что к костёлу планировали пристроить не два, а четыре минарета, но пока не выяснил источник этой информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Старая новость, но примечательная, как по мне:

Цитата

22.04.2008

Минарет раздора – в украинском городе назревает конфликт между местными католиками и мусульманами

Каменец-Подольский, Украина. В украинском городе, богатого на архитектурное наследие и исторические события, сложилась уникальная в своем роде ситуация. Местная община мусульман требует в суде отмежевать минарет от католического костела.

Исторически сложилось, что здание католического костела, построенного еще в XIV столетии, объединило в себе и конструкцию минарета. Он был воздвигнут здесь турками после смены власти в XVII столетии. Позднее, когда турки ушли, минарет был перестроен в часовню и, что примечательно, на его верхней части вместо традиционного оформления была установлена статуя Девы Марии.

Местная мусульманская община, не смирившись с таким положением дел, требует в судебном порядке снять культовую статую с минарета и предоставить свободный доступ к нему.

По словам украинских журналистов, здесь развернулась «настоящая война» за минарет.

Сергей Макоцей, глава мусульманской религиозной общины «Партия Аллаха», называя статую «католическим идолом», сказал, что ее установка вместо полумесяца «унижают честь и достоинство каждого мусульманина».

Также, по словам Макоцея, два года назад римо-католическая община «без разрешения власти и согласований с мусульманами города разобрала минбар, находившийся в костеле, и перенесла его в другой костел». А по некоторым данным, мраморный оригинал исчез, и вместо него установлена известняковая подделка.

Вместе с тем представители местной католической общины говорят, что мусульмане должны были бы быть благодарны за сохраненные и не уничтоженные культовые архитектурные строения.

Леон Дубравский, епископ Каменец-Подольской епархии римо-католической церкви в интервью украинскому телеканалу «1+1» резко критиковал высказывания Макоцея: «Мусульмане тоже почитают Деву Марию как мать пророка Иисуса». По его словам, назвав статую Девы Марии идолом Макоцей «обижает не только католиков, он обижает всех христиан».

По словам представителей мусульманской общины Каменец-Подольска, местная власть нарушает их права и свободы, не способствуя возвращению культовых сооружений и не разрешая строить в городе мечеть.

Олег Демчук, заместитель мэра города утверждает, что кафедральный костел Петра и Павла изначально был построен представителями римо-католической церкви.

«В свое время, когда Каменец находился 27 лет под властью Османской империи, у нас все фактически христианские храмы выполняли функцию мечетей. Позиция историко-архитектурного заповедника и городской власти. Мы бы хотели, чтобы храм сохранился за римо-католической общиной», - заявил заместитель мэра.

Представители религиозной общины «Партия Аллаха» проиграв судебное дело в Хозяйственном суде Хмельницкой области, останавливаться не собираются, и по их утверждению готовы обратиться даже в Европейский суд по правам человека.

Исторические хроники говорят, что Казанский кафедральный собор, нынешний костел Петра и Павла, был основан еще в XIV веке. При вступлении в 1672 г. в Каменец турок, этот костел был переделан в главную мечеть города. При нем, тогдашней властью, был построен из тесаного камня минарет.

Когда, по Карловицкому трактату 1699 г., Каменец был возвращен Польше, то мечеть вновь была перестроена в католический костел, но минарет при этом был оставлен и сохранен до наших дней, являясь одним из памятников турецкого владычества.

Позднее в 1756 г. костел и минарет были значительно обновлены и вместо полумесяца на вершине минарета водружено было бронзовое изображение Девы Марии.

Источник

Несколько примечаний:

  • Пишут "Позднее, когда турки ушли, минарет был перестроен в часовню". Это не так. Минарет был построен над часовней, чтобы его возвести, часовню вместе с расположенными под ней склепами, пришлось частично засыпать/забутовать, а частично заполнить её объём колодцем винтовой лестницы. Сложно восстановить часовню, не разрушив при этом основание минарета, который торчит в кубе часовни как цветок в вазе.
     
  • "что примечательно, на его верхней части вместо традиционного оформления была установлена статуя Девы Марии", "ее установка вместо полумесяца «унижают честь и достоинство каждого мусульманина»", "Позднее в 1756 г. костел и минарет были значительно обновлены и вместо полумесяца на вершине минарета водружено было бронзовое изображение Девы Марии". Не бронзовое, а медное. Но куда интересней то, что люди пишут "вместо", т.е. одно заменили другим, а не поставили одно на другое. Кстати, примечательно, что о попирании полумесяца в статье не говорится.
     
  • "Местная мусульманская община... требует... предоставить свободный доступ к нему". Интересно, а что дальше? Кому именно и для каких целей нужен доступ? Речь идёт о доступе для муэдзина, для представителей общины или для туристов-мусульман?
     
  • "мусульмане должны были бы быть благодарны за сохраненные и не уничтоженные культовые архитектурные строения" и "По словам представителей мусульманской общины Каменец-Подольска, местная власть нарушает их права и свободы, не способствуя возвращению культовых сооружений...". Откуда множественное число? Культовое строение османов в городе всего одно - это минарет.
     
  • "Исторические хроники говорят, что Казанский кафедральный собор, нынешний костел Петра и Павла...". Жёстко вляпались - Костёл Петра и Павла - это один объект, Казанский собор (бывший костёл кармелитов) - совсем другой.

Местами похоже на статью в духе тяп-ляп, но в целом она мне показалась интересной во многом за счёт того, что в этой попытке отбить минарет нет упоминаний о том, что Дева Мария попирает или попирала ранее мусульманский полумесяц. А учитывая настроение статьи и то, что она опубликована на сайте "Ислам для всех!" о таком вопиющем неуважении католиков к мусульманам наверняка упомянули бы.

P.S. Про мембар интересно. Это весьма ценная штука, потому не удивился бы, если узнал, что в какой-то момент его заменили подделкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Напевно ще раз повторюсь якщо дам посилання на книжку Katedra w Kamieńcu, правда її російський переклад Кароль Иваницкий.Кафедральный костёл в Каменце і почитати багато чого цікавого про цей собор, а також подивитись плани як собору так і мінарета.

ось декілька прикладів.

post-1-0-76445400-1392714991_thumb.jpg post-1-0-29204300-1392714994_thumb.jpg post-1-0-47137500-1392714996_thumb.jpg post-1-0-31373100-1392714999_thumb.jpg post-1-0-06174200-1392715001_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В электронной версии книги "Katedra w Kamieńcu", которую можно скачать, эти планы в лучшем качестве, видно больше деталей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В электронной версии книги "Katedra w Kamieńcu", которую можно скачать, эти планы в лучшем качестве, видно больше деталей.

То так, на всяк випадок дав посилання на російський переклад, для тих хто не читає польською.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё один крупный план статуи:

post-1-0-95150300-1353348370_thumb.jpg


Взгляд вверх:

post-1-0-51668600-1353348491_thumb.jpg

В нижней части фото виден контур старого замурованного входа в минарет, чуть выше - замурованное окно часовни.

Место, где минарет крепится меаллическим стержнем к собору:

post-1-0-13303600-1353348492_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Авиньон (Франция). Местный собор Notre-Dame des Doms венчает статуя с уже знакомыми чертами/символами:

458504_original.jpg 461648_original.jpg
Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Авиньон (Франция). Местный собор Notre-Dame des Doms венчает статуя с уже знакомыми чертами/символами:

От тільки місяця під ногами тут бракує :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я так понял, что был некий набор символов, присущих образу Мадонны, но художники и скульпторы использовали их в своих работах по-всякому. Иной раз изображали Деву Марию с Землёй, но без змея, со змеем, но без Земли, с полумесяцем, но без Земли и змея. Комбинаций хватало. В Каменце, похоже, полный комплект )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так выглядит вход в минарет (дверь справа):

post-1-0-35427400-1354479473_thumb.jpg

Дверь слева, как я понимаю, ведёт на хоры костёла.

Что касается двери, ведущей к винтовой лестнице, то это относительно новый вход, а первоначально вход в минарет был устроен снаружи, в северной стене основания минарета (читайте - часовни). Контуры старой двери можно увидеть на фото часовни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Минарет №3

В 5-м сообщении данной темы писал о часовне, которую, турки, вероятно, рассматривали в качестве основы для ещё одного минарета. Как известно, минаретов у мечетей могло быть несколько. Как я понял, их количество в некотором роде зависит от статуса храма. В этом случае мечеть в Каменце заслуживала более чем одного минарета, ведь она была центральным храмом новой турецкой провинции.

Читая книгу "Кам'янець на Поділлі" (2008, Каменец) наткнулся на любопытную деталь. Оказывается, ту самую лестницу, которой я интересовался здесь, авторы книги считают "недостроенным восточным минаретом"...

post-1-0-43427800-1355863818_thumb.jpg

Цитаты из книги:

Цитата
Із західної та східної сторін катедри розпочалося зведення двох мінаретів. До 1699 р. був зведений лише західний мінарет.
Цитата
Недобудований східний мінарет був пристосований як вхід на горище костьолу.

С одной стороны, в книге ничего не говорится о перестройке северной часовни ради возведения гипотетического минарета №2, с другой стороны, упоминается совершенно новое место, где мог находится ещё один минарет. В такой ситуации возникает вопрос о том, сколько планировали возвести минаретов рядом с храмом? Интересно, есть ли где-то в старых источниках прямые или косвенные упоминания того, что планировали построить или начинали строить какие-то другие минареты кроме того, который сохранился до наших дней.

А так в наши дни выглядит место, которое по мнению авторов книги является основой для ещё одного минарета:

post-1-0-24916200-1355869620_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

З приводу другого мінарету.

Теза про його існування помилкова. Існує безліч прикладів існування в готичних костьолах кручених сходів при пресбітеріумах.

І кам'янецька катедра цілком вписується в цю групу, див. нижче - вона перша згори.

post-1154-0-39360900-1359597792_thumb.jp

На жаль, катедра ніколи грунтовно не досліджувалася архітектурно-археологічними методами. Тому все, що пишеться про неї - лише критичне узагальнення і аналіз джерельних даних (за невеликим виключенням досліджень, проведених Є.Пламеницькою на західній частині костьолу - при вході та на каплиці під мінаретом). Але цього дуже замало, щоб з впевненістю говорити про історію костьолу.

Найбільш інтригуюче питання - це час спорудження пресбітеріуму (його пізніше походження по відношенню до нави не викликає сумніву) і з'ясування - якою була східна частина на початковому етапі.

Що стосується турецького етапу, то перевірити (якщо є таке нагальне бажання) слушність припущення щодо другого мінарету дуже просто - треба порівняти тип мурування сходів в обох конструкціях та їх будівельний розчин. Оскільки гаданим часом спорудження другого "мінарету" може бути лише період 1672-1699 (турецький) - будівельна технологія, і розчин мурування передусім, будуть ідентичними.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Минарет и католический храм - уникальное сочетание?

Бытует мнение, что минарет в Каменце уникальный. Точнее уникален не сам минарет, а то, что он пристроен к католическому собору. Нет сомнений в том, что ранее только на территории нынешней Украины существовал целый ряд христианских храмов, к которым были пристроены минареты, но во всех остальных случаях минареты были в итоге уничтожены. В границах Украины минарет и костёл, объединённые в рамках одного дожившего до наших дней сооружения, - это действительно неординарный тандем, а как на счёт Европы?

Существует ряд расхожих и популярных версий, которые несколько преувеличивают значение каменецкой парочки:

  • "Единственный в мире христианский храм с мусульманским минаретом"
  • "Единственный в Европе христианский храм с минаретом"
  • "Единственный в мире католический собор с минаретом"

Смею вас заверить, что в Каменце не единственный в мире/Европе христианский/католический храм с минаретом.

Знакомьтесь, Собор Святого Николая, построенный в городе Фамагуста (Кипр), 14 век:

Famagusta.jpg
Источник

Фамагусту турки с большим трудом захватили в 1571 году (на 101 год раньше, чем Каменец) после знаменитой осады, затянувшейся на 9 месяцев. После захвата города был запущен типичный турецкий сценарий - главные христианские храмы превратили в мечети. Тогда рядом с собором Св. Николая возвели минарет.

А это собор Св. Софии в Никосии (Кипр). Похожая история - старый готический храм, захват турками в 1571 году, перестройка собора в мечеть. На этот раз к храму прилепили сразу два минарета:

sob_svyat_sofii8.jpg
Источник

Всё это заставляет задуматься о правильной формулировки, которая бы адекватно очерчивала границы уникальности каменецкого собора и его минарета. Как видим, есть другие католические соборы с минаретами, другое дело, что они сейчас фунционируют как мечети, тогда как из Каменца турок вытеснить удалось, а здешний минарет не разрушили, потому сейчас католический храм действует и возможно это и есть уникальное явление в пределах Европы - действующий католический храм с минаретом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Щодо обидвох соборів у Фамагусті і Нікосії є невеличке "але" - вони діючі мечеті, рік тому міг особисто переконатись :)

До речі, фамагустський варіант помітно гуманніший ніж в столиці - він майже не псує вигляду собору.

Стан пам’яток на турецькиій біш ніж по середній, особливого враховуючий їх значно спокійніший клімат...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

luxvarius, так я на вашем "але" как раз и сделал акцент в своём предыдущем сообщении:

... другое дело, что они сейчас фунционируют как мечети, тогда как из Каменца турок вытеснить удалось, а здешний минарет не разрушили, потому сейчас католический храм действует и возможно это и есть уникальное явление в пределах Европы - действующий католический храм с минаретом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

К вопросу об уникальность

В 19-м сообщении уже рассуждал на тему уникальности каменецкого минарета, а тут на днях услышал ещё одну версию по теме. Звучала она следующим образом - уникальность объекта заключается в том, что это единственный (в Европе?) пример мусульманского минарета, увенчанного католической статуей. Звучит логично. Версия также интересна тем, что она концентрирует всё внимание на минарете, без вовлечения в эту схему собора.

post-1-0-79996200-1384650601_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Готический костёл Святой Екатерины (Кипр), превращённый в Мечеть Хайдар Паши. Минарет в наличии:

1123767_900.jpg
Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...
  • 2 месяца спустя...

Каменецкий минарет и Дева Мария на нем может иметь много различных версий почему она там. Вы забыли о том что фасадная стена стянута стяжными тросами. Минарет подерживает саму стену. Но попирание полумесяца то ни мусульман как веру унижают. Поляки показали свою трусость и здали самый уникальнешый город-крепость то отыгрались на символе империи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...