Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

Рекомендованные сообщения

Обсуждается этот объект: Кирилловский монастырь
 

Есть огромное количество публикаций, посвящённых Кирилловской церкви, выдающемуся образцу архитектуры 12 века, который чудом дожил до наших дней. Некоторое внимание уделялось перестройкам храма 17 и особенно 18 века... Но всё это лежит немного в стороне от тематики проекта www.zamki-kreposti.com.ua, а вот полноценных публикаций по теме оборонного прошлого этого уголка Киева я пока не встречал. Да, церковь часто называют оборонной, храмом-крепостью и т.д, а участок монастыря описывают, как обнесённый деревянными стенами с башнями уголок на подступах к Киеву, но в основном об этом пишут бегло и вскользь, так что даже непонятно, на основе чего именно были сделаны выводы. Потому и хотелось бы уточнить детали, чем и предлагаю заняться в рамках данной темы.

Поскольку основные источники, затрагивающие историю архитектуры монастырского комплекса, я ещё не успел профильтровать, то допускаю, что на многие вопросы, заданные чуть ниже, уже давно есть ответы.

В наш дни монастырский участок находится в черте Киева, но в 12-17 веках участок обители был удалён на несколько километров в северо-западном направлении от укреплённого ядра Старого города:

kc-karta-01.jpg
Живая карта

Монастырский участок и Кирилловская церковь, взгляд с высоты:

IMG_7826-kopiya.jpg IMG_7834-kopiya.jpg IMG_7833-kopiya.jpg

Кирилловская церковь (аксонометрия), памятник архитектуры 12-18 вв.:

kc-01.jpg
Источник

Снаружи храм воспринимается как памятник эпохи барокко, но в интерьере полностью раскрывается его более древнее происхождение.

Макет Кирилловской церкви в парке "Украина в миниатюре":

maket-01.jpg maket-02.jpg
Источники фото: 1, 2

Странички на Википедии:
- Кирилівський монастир
- Кирилівська церква
- Благовіщенська церква-дзвіниця

Статья, описывающая историю храма и монастыря, опубликованная на официальной страничке Кирилловской церкви (филиал Национального заповедника "София Киевская"):

Цитата
В 1140-х гг. великим киевским князем Всеволодом ІІ Ольговичем в северо-западной части Киева был основан родовой монастырь, посвященный св. Кириллу Александрийскому. Месторасположение его было выбрано не случайно. В начале второй половины ХІІ в. древнерусское государство объединяло ряд самостоятельных княжеств, каждое из которых имело свой экономический, политический и даже культурный статус. Усиление влияния отдельных княжеств однако не ослабило роли Киева как государственного центра. В ХІІ в. за киевское княжение боролись две княжеские династии – киевские Мономаховичи (потомки Всеволода Ярославича и его сына Владимира Мономаха) и черниговские Ольговичи (потомки Святослава Ярославича и его сына Олега). Важным стратегическим плацдармом на пути к «стольному граду» было урочище «Дорогожичи» («Дорожичи»), неоднократно упоминаемое летописными источниками. Именно здесь сходились дороги, связывающие Киев с Черниговом, Полоцком, Новгородом, Волынью, Галичем, а также с торговыми центрами Европы. В 1139 г. черниговский князь Всеволод ІІ Ольгович захватил Киев со стороны Дорогожичей и во время своего киевского княжения (1139-1146 гг.) заложил на Дорогожичах церковь, посвященную своему патрональному святому Кириллу Александрийскому. Точная дата строительства Кирилловской церкви неизвестна. Статья Ипатьевской летописи под 1171 г. содержит первое упоминание о храме: «…снѧшасѧ братӕ Вышегороде и пришедше сташа на Дорогожичи подъ ст҃ымъ Курилом». Строительство церкви завершилось, очевидно, при вдове Всеволода, княгине Марии Мстиславовне. Церковь стала местом упокоения представителей черниговской княжеской династии Ольговичей. Летописи сообщают о захоронении здесь: княгини Марии Мстиславовны (†1179 г.); княжны Марии Казимировны (†1179 г.); киевского князя Святослава Всеволодовича (†1194 г.), известного героя «Слова о полку Игореве»; князя Всеволода Чермного (†1215 г.). Саркофаги с княжескими погребениями до нашего времени не сохранились, но в западной части храма сохранились аркосолии – специально выделенные арочные ниши, предназначенные для захоронений.

В истории Кирилловской обители были периоды расцвета и запустения, разорений и ремонтов. Летописная статья 1231 г., упоминающая игумена Кирилловской церкви Климента, свидетельствует о существовании монастыря в ХІІІ в. Во время опустошительного набега орд хана Батыя в 1240 г. Кирилловский монастырь, вероятно, как и многие киевские монастыри, был разграблен и разорен. Послемонгольский период существования храма освещен только в нескольких документах (1539 г. и 1555 г.), содержащих сведения, связанные с монастырскими земельными владениями.

Возрождение монастыря относится к началу ХVІІ в. Это было связано с общим подъемом национальной культуры и повстанческим казацким движением. В это время в Киеве восстанавливались древние храмы, был создан православный коллегиум, открылась крупная типография. Патроном Кирилловской обители стал князь К. Острожский – борец за политическую и религиозную самостоятельность западнорусского народа. Монастырем управлял игумен Василий (Красовский) (1605-1614 гг.), который «тую запустелую и заваленную от давних часов церковь працею и старанием своими, муры обваленние, верх самой диравой працею, коштом и накладом своим оправил». В 1612 г. в Кирилловской церкви было устроено три престола: в честь Св. Троицы, Св. Кирилла Александрийского, Архангела Михаила, храм был заново освящен и переименован в Свято-Троицкий.

В 1651 г., во время захвата Киева войском Я. Радзивилла, Кирилловская церковь, как и многие другие киевские храмы и монастыри, подверглась разграблению и опустошению. Но уже во второй половине XVII в., вследствие увеличения земельных владений и деятельности влиятельных монастырских игуменов, Кирилловская обитель достигла особого расцвета. Под патронатом гетмана И. Мазепы, при игуменах Иннокентии (Монастырском), 1681-1697 гг., Дмитрии (Ростовском (Туптало), 1697 г., и других, в церкви проводились значительные строительные работы.

После большого пожара 1734 г. к восстановительным работам в монастыре был привлечен известный украинский архитектор И. Григорович-Барский. По его проекту, на протяжении 1748-1760 гг., на подворье возводится комплекс каменных сооружений. Монастырь был обнесен мощными стенами с четырьмя угловыми башнями. В центре ансамбля возвышалась Кирилловская церковь, обновленная в изысканном стиле украинского барокко. В 1759 – 1778 гг. была построена 3-ярусная колокольня. Из всех сооружений до нашего времени уцелела только небольшая часть монастырской стены с одной из четырех наружных башен.

В конце ХVІІІ в. в связи с ликвидацией крупного церковного землевладения, по указу императрицы Екатерины ІІ в 1786 г. Свято-Троицкий Киево-Кирилловский монастырь был упразднен. После создания в 1806 г. Киево-Кирилловских богоугодных заведений, ставших впоследствии известной городской лечебницей для душевнобольных, Кирилловская церковь стала больничной.

ХІХ в. открыл новую страницу в истории изучения многих древнерусских памятников. В течение 1880-1889 гг. под руководством профессора А. Прахова в Кирилловской церкви проводились исследовательские и реставрационные работы, целью которых было «вернуть храму благолепный древний вид». По завершению работ, 29 мая 1889 г., церковь была освящена.

18 мая 1929 г., по решению Совета Народных Комиссаров УССР, Кирилловская церковь стала музеем. В условиях антирелигиозной пропаганды и национализации церковного имущества создание Киево-Кирилловского государственного историко-культурного заповедника было единственным способом сохранения памятника культовой архитектуры. В состав музея, возглавленного А. Александровым, вошло 11 монастырских сооружений, многие из которых были разрушены в 1930-х гг.

В послевоенные годы в Кирилловской церкви проводились продолжительные ремонтно-реставрационные работы. В 1965 г. музей был открыт для посетителей, как один из филиалов Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

С 1995 г. в Кирилловской церкви проводятся богослужения Украинской православной церкви. Совместное использование памятника осуществляется в рамках заключенного договора и является одним из примеров конструктивного взаимодействия музея и церкви с целью сохранения культурного наследия.

Справка из "Памятников градостроительства и архитектуры Украинской ССР", Том 1, стр. 85-86:

Цитата
Кирилловская церковь, середина XII в.

Расположена на холме, возвышающемся над предместьем Киева — Куреневкой, в урочище Дорогожиче (сохранилось в названии современной ул. Дорогожицкой). Здесь сходились дороги из Галича, Волыни, Чернигова, Новгорода, Полоцка, Смоленска, местность эта была важной в стратегическом отношении на подступах к городу, часто служила ареной битв между удельными князьями за киевский престол. Захватив предместье (1139 г.) и овладев вскоре киевским престолом, черниговский князь Всеволод Ольгович основал в Дорогожиче монастырь.

Около 1150 г. жена Всеволода, княгиня Мария Мстиславовна, строит при монастыре Кирилловскую церковь в память о муже, принявшем, как предполагают, имя Кирилла при пострижении в монахи перед смертью. В дальнейшем церковь служила усыпальницей черниговской династии князей Ольговичей. В частности, в 1194 г. там был похоронен герой «Слова о полку Игореве» — киевский князь Святослав Всеволодович.

В летописи Кирилловская церковь впервые упоминается под 1171 г. В XII—XIII вв. к церкви с юга, севера и запада были пристроены небольшие притворы, позже разобранные.

В 1605 г. киевский воевода князь В. К. Острожский поручил игумену В. Красовскому обновить церковь и монастырь. Во время ремонта были восстановлены своды церкви (ниже первоначальных), прежние позакомарные перекрытия были заменены четырехскатными крышами. При игумене И. Монастырском (1687—1697 гг.) ведутся большие ремонтные работы — перекрывается крыша, возводятся боковые четыре купола, полуколонны на фасадах заменяются пилястрами, фасады завершаются профилированным карнизом. В церкви сооружается многоярусный иконостас. Очередные перестройки церкви имели место в середине XVIII в. после пожара 1734 г.: над западным фасадом возводится барочный фронтон, фасады декорируются лепным орнаментом. С 1748 по 1760 гг. деревянные монастырские сооружения заменяются кирпичными. По проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского к юго-западу от церкви строится трехъярусная колокольня (первый ярус — въездные ворота, второй — церковь, третий — собственно колокольня), территория монастыря обносится стеной с четырьмя угловыми башнями, возводятся новые кельи. В 1786 г. Кирилловский монастырь был упразднен. На его территории организована больница.

В 1860 г. под штукатуркой была обнаружена фресковая живопись XII в. Фрески были расчищены и записаны в 1881 —1884 гг. масляной живописью под руководством А. В. Прахова. На участке, где были утрачены древние фрески, выполняются новые композиции, написанные в технике масляной живописи. В 1929 г. Кирилловская церковь была объявлена историко-культурным заповедником. В 1965 г. она стала филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

Церковь сложена из кирпича-плинфы на известково-цемяночном растворе.

Композиция Кирилловской церкви характерна для группы Киево-Черниговских памятников 30—80-х годов XII в. Это трехнефный трехапсидный шестистолпный крестовокупольный храм первоначально с одним куполом и системой коробовых сводов. Фасады были расчленены пилястрами с полуколоннами и завершены профилированным карнизом с аркатурным орнаментом. После переделок церковь приняла формы, характерные для украинского барокко. В нартексе сохранились древние аркасолии, в которых еще в середине XVII в. стояли саркофаги князей Ольговичей. Здесь же, в южной части нартекса, была устроена древняя крещальня.

Интерьер церкви расписан фресковой живописью середины XII в. и масляной живописью конца XIX в. (работа художников Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко под руководством А. В. Прахова и М. А. Врубеля) Исключительный интерес представляют росписи XII в. в нартексе, южной апсиде, на пилонах.

Живопись XVII в. представлена портретом игумена И. Монастырского, написанным маслом на пилоне южной стены. Масляные росписи 80-1 годов XIX в. были сделаны на новой штукатурке в местах утраты фресок. Особый интерес представляют композиции, выполненные М. А. Врубелем.

В советское время памятник исследовали И. В. Моргилевский, Ю. С. Асеев, Н. В. Холо-стенко. В 1954, 1965, 1968, 1976 гг. были произведены поэтапные реставрационные работы. Древняя фресковая живопись исследовалась и частично реставрировалась в 1927 (Д. М. Кип-лик), 1935 (П. И. Юкин), 1949—1954 гг. (Е. С. Мамолат, О. Ф. Плющ, Л. П. Калиниченко). В 1965—(980 гг. полностью закончена ее реставрация (И. П. Дорофиенко, П. Я. Редько и др.).

От построек Кирилловского монастыря XVIII в. сохранились сильно перестроенное здание келий, остатки стены и одна из башен ограды. Башня кирпичная оштукатуренная круглая в плане. Покрыта каркасным куполом со шпилем. Стены завершены высоким профилированным карнизом. С западной стороны к башне примыкает небольшой участок монастырской стены, завершенной идентичным карнизом.

Кирилловская церковь — выдающийся памятник древнерусского зодчества. Уникальный ансамбль фресковой росписи XII в. и росписи худож. М. А. Врубеля имеют большое значение в истории русского и украинского искусства.

Месторасположение:

Мысль о том, что здесь мог существовать оборонный пункт, закрадывается во время знакомства с местностью. Как уже писалось выше, церковь построили на подступах к Киеву, близ линий важных дорог. В качестве основы для комплекса строений, главным из которых была церковь, выбрали мыс, с площадки которого хорошо просматривались северные подходы к столице.

kc-ms-01.jpg

Сейчас общие очертания возвышенности видоизменились благодаря строительной деятельности на монастырском участке и рядом с ним, а в добавок ко всему склоны основательно заросли:

kc-f-01.jpg
Источник

Тем не менее, северо-западные оплывшие склоны мыса всё ещё внушительно выглядят и без труда можно представить, что при более значительной крутизне склона и при наличии оборонных сооружений на вершине возвышенности мыс мог служить хорошим укреплённым пунктом:

kc-f-02.jpg kc-f-03.jpg kc-f-04.jpg

Остриё мыса:

kc-f-05.jpg kc-f-06.jpg

Северо-восточный склон, кажется, даже более крутой:

kc-f-09.jpg kc-f-07.jpg

kc-f-08.jpg

Вид на мыс с востока. Высота и крутизна склона вполне внушительная:

kc-f-10.jpg

Итого, мыс выглядит вполне подходящим для обустройства здесь оборонного рубежа. Уж что-то, а укреплять мысовидные возвышенности славяне умели, потому и тут могли соблюсти традицию.

12-13 века:

Просто с точки зрения логики сложно представить, что в 12 веке кто-то стал бы строить роскошную церковь и другие постройки на порядочном удалении от городских укреплений Киева, забыв при этом о безопасности нового очага цивилизации. Т.е. укрепления нужны были как минимум для самообороны, а ведь укрепление на мысу ещё и играло роль форпоста на подступах к городу, потому наличие оборонных сооружений было необходимо вдвойне. Не редко в разнокалиберных статьях можно встретить упоминание укреплений 12-13 вв., но упоминания эти в основном настолько поверхностные, что толком непонятно, были ли обнаружены следы этих укреплений или всё это не больше, чем предположения?

Течение мысли приводит к выводу, что для нормального функционирования мысового укрепления нужно было защитить подступы к площадке с напольной стороны, потому тут ждёшь увидеть следы земляных укреплений. Сейчас, конечно же, ничего подходящего и явно выраженного на подступах к церкви с напольной стороны не видно, однако и строительная история участка была весьма бурной (особенно в 18-20 вв.), потому если что-то и было, то в итоге исчезло, было засыпано и размётано.

Если в наличие укреплений по периметру участка я вполне верю, то с оборонным прошлым самой церкви не всё так просто. Да, массивную каменную постройку могли использовать и для дозорных целей и в качестве последнего убежища, но был ли приспособлен храм 12-13 веков к активной обороне? Пока информации о таком использовании церкви я не встречал, а те, кто пишут, что храм в 12-13 вв был укреплённым, зачастую в качестве аргумента приводят лишь толщину стен, а этого, очевидно, маловато для однозначных выводов.

План, реконструкция первоначального облика церкви и аксонометрия авторства Юрия Асеева:

kc-plan.jpg rekonstr1.jpg rekonstr2.jpg

Ещё одна реконструкция, украшающая стенд на подступах к церкви:

rekonstr3.jpg

В целом, тема оборонного потенциала храмов 10-13 вв. достойна отдельной темы.

2-ая половина 13 - 15 век:

Насколько я понял, нет никаких сведений о том, что происходило на монастырской территории после нашествия Батыя. Не исключено, что ничего толком и не происходило - церковь стояла в запустении, монастырь не функционировал, и этим как раз можно объяснить отсутствие сведений.

16 век:

Хотя есть несколько источников, сообщающих о функционировании обители в этот период, толком непонятно, что она собой представляла, не говоря уж о том, была ли она укреплена.

Начало 17 века:

Интересный строительный период, связанный с деятельностью Константина Острожского (1526-1608), при содействии которого монастырь возродился, а церковь ремонтировалась и реконструировалась. И если в строительство/восстановление оборонного пояса вокруг монастыря вполне можно поверить, то в случае с использованием церкви в качестве оборонного пункта опять же не всё гладко. Так, к примеру, её в теории могли бы надстроить оборонным ярусом, но осуществлялись ли подобные работы?

2-ая половина 17 века:

В 1651 году войска Я. Радзивилла разграбили и опустошили монастырь и церковь, но к концу 17 века, обитель снова возродилась. Церковь в очередной раз ремонтируется и реконструируется, ведутся строительные работы и на территории монастыря. Даже если в 1-ой половине 17 века монастырь не обзавёлся укреплениями, то они могли появиться к концу 17 века. Во всяком случае, на известном плане 1695 года авторства полковника Ушакова вокруг церкви виден ряд деревянных построек, некоторые из которых можно интерпретировать, как оборонные сооружения.

kc-ushakov.jpg

18 век и далее:

После пожара 1734 г., уничтожившего практически все монастырские строения, начался новый этап реконструкции монастыря, продолжавшийся в течение середины - 2-ой половины 18 века. И хотя возрождённый монастырь уже не рассматривался в качестве оборонного пункта, в чертах новых построек можно было заметить черты укреплений. Так, к примеру, комплекс был окружён стеной с четырьмя башенками, а главные ворота были устроены в нижнем ярусе башни-колокольни. Как мне кажется, всё это служило отсылкой к классическому внешнему виду укреплений старых монастырей. Временами в статьях проскакивает информация о "мощных стенах" и "крепостной ограде с башнями" 18 века, но, как по мне, все эти постройки использовались преимущественно в качестве декора, украшавшего и ограждавшего монастырский участок.

План Кирилловского монастыря 2-ой половины 18 века (реконструкция Т. Килесо). На плане обозначены: 1 - Свято-Троицкая (Кирилловская) церковь; 2 - Благовещенская церковь-колокольня с воротами; 3 - трапезная; 4 - дом игумена; 5 - хозяйственный двор; 6 - пристенные келии; 7 - братский корпус; 8 - келии; 9 - комора; 10 - ризница; 11 - стены; 12 - башни.

kc-mon-plan-2-1.jpg

Попытался наложить план на спутниковый снимок. Идеальной стыковки не добился, но хоть стало понятно, какую территорию занимал монастырь и где находились его основные постройки. Красным контуром на плане выделил постройки, дожившие до наших дней (церковь и фрагмент ограды):

kc-mon-plan-2-2.jpg

Монументальная колокольня (1748-1760 гг.), на 1-м этаже которой находилась арка ворот, а на 2-м обосновалась Благовещенская церковь, а 3-й был занят собственно колокольней:

kc-dzv-02.jpg kc-dzv-01.jpg kc-dzv-03.jpg

kc-dzv-05.jpg
Источник

Всё это благополучно дожило до 1930-х годов, когда и было уничтожено идеологически подкованными советскими гражданами. Есть проект восстановления колокольни, но его воплощать в жизнь пока не спешат. Пока в роли колокольни выступает такое вот убожество (Иван Григорович-Барский умер бы от смеха, увидев такую "замену" его выдающегося творения):

kc-dzv-04.jpg

А так выглядели ныне не существующие воротца 18 века в монастырской ограде, рисунок 1931 года:

km-brama.jpg
Источник

И, наконец, чудом уцелевший участок монастырской ограды с одной из 4-х башенок, переживших уничтожение большинства построек монастырского комплекса. Как этот осколок прошлого уцелел на узком пятачке, рядом с напирающими на него зданиями, я пока понять не могу.

kc-bashnya-01.jpg kc-bashnya-02.jpg kc-bashnya-03.jpg

kc-bashnya-04.jpg

В целом, основная часть бывших монастырских владений в наши дни выглядит достаточной уныло:

km-uchastok.jpg

Церковь, давно признанная уникальным памятником архитектуры (претендент на место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО), зажата на небольшом участке кольцом грубого бетонного забора. Вокруг церкви, в том числе и на монастырской территории, раскинулись владения Киевской городской клинической психоневрологической больницы, у подножия мыса ещё одна клиническая больница, неподалёку от церкви разместилось здание морга и т.д. Такая вот "буферная зона" у памятника. А если добавить к этому заросшую лесом возвышенность и удалённость от основных туристических троп, то станет понятно, почему памятник можно назвать не особо везучим. Кажется, что оазис с древним храмом со всех сторон душит депрессия и негатив.

А так живописно было в 1843-м, хотя уже тогда комплекс переживал не лучшие времена:

1843.jpg

Такой вид комплекс имел на рубеже 19 и 20 века:

Kirillovsk_belltower_church.jpg
Источник

Может всё же возродится? Ведь стоит восстановить колокольню, ограду, привести в порядок склоны и буферную зону, как этот уголок Киева сильно изменится, в разы повысится его привлекательность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фотоотчёт от MadMax

post-1-0-33799800-1420486056_thumb.jpg

post-1-0-67129700-1420486062_thumb.jpg post-1-0-52196700-1420486057_thumb.jpg post-1-0-66341400-1420486058_thumb.jpg post-1-0-05279300-1420486060_thumb.jpg post-1-0-26946300-1420486067_thumb.jpg post-1-0-18692100-1420486061_thumb.jpg

Узкий окна, похожие на бойницы, отмечают диагональ внутристенного хода, ведущего на хоры:

post-1-0-83788300-1420486063_thumb.jpg post-1-0-89092600-1420486064_thumb.jpg post-1-0-70706100-1420486065_thumb.jpg

Больше фото здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А, находилась ли нормальная информация по поводу подземной части, если такая есть. А то, везде много мусора и бреда, а нормальной информации нету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если под "подземной частью" подразумеваются пещеры, то о них что-то было написано в книжечке Петра Толочко "Тайны киевских подземелий" (1971). Книжка у меня есть, но не под рукой. Как доберусь, брошу сюда нужный фрагмент текста.

Насколько я понял, когда пещеры были доступны, их толком не обследовали и детально не описывали, позднее уже не было к ним доступа, а в тот момент, когда пещеры снова о себе напомнили (случай с проседанием стены Кирилловской церкви) во избежание аварии пещеры быстро залили бетоном. Всё это может объяснить наш скромный багаж знаний об этих подземных полостях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Днями, выехал на облет коптера после падения и ремонта.

Чтобы выезд был не просто так - поехал к Кириловской церкви. И вот он результат выезда =)

post-1-0-28300000-1429293741_thumb.jpg

post-1-0-44394400-1429293735_thumb.jpg post-1-0-53260800-1429293736_thumb.jpg post-1-0-62695500-1429293737_thumb.jpg post-1-0-78387800-1429293738_thumb.jpg

post-1-0-63082800-1429293739_thumb.jpg post-1-0-36322400-1429293740_thumb.jpg post-1-0-24251800-1429293742_thumb.jpg post-1-0-96042300-1429293742_thumb.jpg

ну как то так =))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

post-1-0-96942700-1431272621_thumb.jpg

Цитата
Київ. Куренівка. Кінець 1840-х pp. Акварель Михайла Сажина. Місцезнаходження оригіналу невідоме. Фоторепродукція зберігається в Центральній науковій бібліотеці Академії наук, Київ.

У XVII сторіччі на північ від Старого міста козаки ставили прикордонну сторожу, там стояли їхні курені до XVIII ст. Пізніше селище козаків і міщан, що тут виникло, стали називати Куренівкою. Ліворуч на малюнку – шинок, над ним, за деревами, височіє Петропавлівська дерев’яна церква. Праворуч – дерев’яна дзвіниця з опасанням. Вдалині – Кирилівські висоти, де стоїть Кирилівський монастир з п’ятибанною церквою й дзвіницею.

Джерело

post-1-0-23213600-1431272622_thumb.jpg

Цитата
Краєвид Києва з Куренівки.

Акварель Михайла Сажина, кінець 1840-х pp. Місцезнаходження невідоме. Фоторепродукція зберігається в Центральній науковій бібліотеці Академії наук УРСР, Київ.

У пейзажі праворуч зображена Кирилівська церква з дзвіницею, далі, на схилі гори, мабуть, на Лук’янівці, – вітряк, ще далі – будівлі Старого міста: Трьохсвятительська, Андріївська, Михайлівська Золотоверха з дзвіницею і Десятинна церкви. Ліворуч – панорама Подолу.

Джерело

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...