Перейти к содержимому
Замки и Крепости Украины - Форум
Filin

Подгорцы (замок): парк

Recommended Posts

Обсуждается этот объект: Подгорецкий замок в селе Подгорцы

Здесь будет обсуждаться парковая зона Подгорецкого замка. Некогда она состояла из Итальянского (северного) и Французского (южного) парков, а то что сейчас осталось на месте этих парков уже, вероятно, не поддаётся чёткой классификации. Сейчас имеем просто запущенный парк, или парки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Загадка фильма «Дикая охота короля Стаха»

В советское время в замке прошли съёмки нескольких фильмов. Иногда всматриваешься в случайные кадры и ловишь какие-то интересные нюансы. Так было и с «Дикой охотой». Но начнём не с этого кино, а с более раннего...

Итак, фильм «Потоп» (страничка на КиноПоиске) 1974 года выпуска. Смотрим на террасу Итальянского парка:

post-1-0-29151200-1322756371_thumb.jpg

Видим, что она заставлена бутафорскими позициями для артиллерии, а о том, что дело происходит на территории парка, ничего особо не напоминает. Видим голые площадки и поросшую травой подпорную стену террасы.

Теперь перенесёмся в 1979 год и посмотрим на знакомый кадр из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» (страничка на КиноПоиске):

post-1-0-55246700-1322756370_thumb.jpg

Перед нами ракурс, знакомый по кадру из «Потопа», только уже без декораций. Мы видим чистые «поляны» и пологую подпорную стену между двумя террасами парка.

А теперь переходим к загадке. В том же 1979 году на экраны выходит «Дикая охота короля Стаха» (страничка на КиноПоиске). Подгорцев там больше, чем в «Потопе» и в «Мушкетёрах» вместе взятых. И вот в нескольких кадрах мелькнуло то, чего тогда в Подгорцах не должно было быть – лестница и балюстрада между террасами, фонтан на ближайшей к замку террасе и прочие «мелочи»:

post-1-0-06954400-1322756372_thumb.jpg post-1-0-59614200-1322756374_thumb.jpg post-1-0-83769100-1322756373_thumb.jpg post-1-0-34559000-1322756375_thumb.jpg

Что это? Неужели декорации, построенные ради нескольких эпизодов? Причём эпизодов, которые просто утопали в снегу… Ведь ясно видно, что до «Стаха» ничего такого там не было. Да и после «Стаха» тоже, ведь тогда в Подгорцах лечили туберкулёз, а до ближайшей реставрации было ещё очень далеко. Ничего такого там нет и в наши дни. Такие вот призрачные артефакты – появились и исчезли.

P.S. Этот кадр тоже из «Дикой охоты». Вполне возможно, что это тоже снимали в Подгорцах (UPD: Gadukina подсказала, что это в Олеско):

post-1-0-43660400-1322756376_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что общего между Подгорецким замком и замком Шато Неф, резиденцией королей Франции?

Описывая историю Подгорецкого замка, часто мельком отмечают, что о нём во 2-ой половине 17 века лестно отзывался француз Франсуа Поль Де Алейрак, путешественник, который некоторое время находился при дворе короля Речи Посполитой Яна III Собеского. Погостив у поляков, Де Алейрак вернулся на родину, т.е. во Францию, где в 1699 году издал «Les anecdotes de Pologne» («Анекдоты из Польши»), нечто вроде мемуаров. Нашлось на страничках этого издания место и описанию Подгорецкого замка. Описание это само по себе интересно (с ним можно ознакомиться на страничке истории замка), но в рамках данного поста хочется сконцентрировать внимание на финальной части описания, где Де Алейрак отметил: «На первый взгляд напоминает Подгорецкий замок Шато Неф в Сен-Жермене, который имеет точно такое же расположение». Смею предположить, что речь идёт даже не о самом замке, а о его парковой части, т.к. и упомянутый французский замок и замок в Подгорцах щеголяли парками, которые были устроены на ниспадающих террасах, устроенных на склонах возвышенностей.

Учитывая тот факт, что Де Алейрак сравнил резиденцию в Подгорцах именно с Шато Неф в Сен-Жермене, предлагаю немного познакомиться с этим замком.

Шато Неф со 2-ой половины 16 века и до 1680 года служил в качестве резиденции для королей Франции. Кстати, весьма почётно, что француз сравнил Подгорецкий замок не с каким-то средним «шато», а с резиденцией королей. Итак, основное здание дворца французской резиденции было построено во 2-ой половине 16 века, к нему примыкал парк. Этот парк, состоящий из пяти террас, спускался к самому берегу Сены, почти так же как и в Подгорцах, где террасы парка спускались в долину. Интересно, что в создании парка замка Шато Неф помимо французов принимали участи и итальянцы, которые, в частности, занимались созданием фонтанов, а точнее системы их водоснабжения. Всё это очень интересно в контексте истории про необычную систему водоснабжения резиденции в Подгорцах, основанную на передачи воды под давлением с близлежащей возвышенности. Ведь известно, что её в Подгорцах внедрил какой-то искусный итальянский мастер. Уж кому как не итальянцам, с их великолепными акведуками и прочими мощными системами водоснабжения городов Римской империи, знать толк в этом деле! Видимо в Европе эту схему давным-давно опробовали, а уже на земли Речи Посполитой она пришла с некоторым опозданием. Поскольку Шато Неф был королевской резиденцией, то тут много чего происходило, много чего можно было бы расказать. Чего стоит хотя бы тот факт, что именно здесь родился Людовик XIV, знаменитый «Король-солнце»…

О том, как выглядела эта французская прелесть, похожая на Подгорцы, даёт представление, например, рисунок Огюста Александра Гийома (1815-1892), который на своей картине пытался показать, как выглядел Шато Неф в 1637 году, т.е. фактически в тот период, когда велось строительство резиденции в Подгорцах.

Saint-Germain-en-Laye_chteau2_dessin.jpg

Есть ещё более старая гравюра начала 17 века (?) авторства Клода Шатильона:

post-1-0-52709700-1322776306_thumb.jpg

Если хотите всё это рассмотреть в деталях, то вам сюда (картинка размером 2916 х 1804 и весом в 4 МБ)

Вот, что-то похожее было и в Подгорцах в своё время.

P.S. Между прочим, французскому замку в итоге повезло даже меньше, чем Подгорецкому. Это большой привет тем, кто кричит, что у нас всё хуже, чем в Европе. Так вот там эту резиденцию разрушили почти полностью после французской революции. Сейчас от неё остались лишь парочка павильонов и какие-то подвальные помещения. Лишний повод задуматься о том, как в этом плане повезло Украине с Подгорцами, где и более-менее замок цел, и территория вокруг него не застроена, что позволяет при желании восстановить роскошную парковую зону. Вот те же французы себе этого позволить не могут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотелось бы обратить ваше внимание на один ряд скульптур (по 6 с каждой стороны и одной по центру, скорее всего тоже устроенной как фонтан) расположенных в нишах стены отделяющей второй и третий ярусы итальянского сада. Их мы можем видеть на самом раннем изображении замка 17-го века. На старой фотографии конца 19-го века их уже нет, ровно как и этой стены. Когда я там был в последний раз и разговаривал с сотрудницей замка по этому поводу, она сказала что долго искала что же это были за фигуры?? Не могла найти информацию нигде, и только в каком то старинном источнике на латыни, где описывался замок нашла что это были 12-ть скульптур "Гидр". Учитывая что этот участок засыпан или обвален уже очень давно, (возможно даже со времён восстания Хмельницкого, когда были уничтожены фонтаны, которые больше никогда не восстановили) то может быть эти скульптуры или их обломки там до сих пор под слоем обвалившейся стены и земельной насыпи??

post-743-0-55210400-1332962560_thumb.jpg post-743-0-41788000-1332962568_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Их мы можем видеть на самом раннем изображении замка 17-го века

Важный нюанс - это не изображение 17 века. Это рисунок конца 19 или начала 20 века, - попытка реконструировать внешний облик замка на основе сохранившихся старинных описаний, данных, полученных в ходе изучения сохранившихся строений и так далее.

... это были 12-ть скульптур "Гидр".

Это интересные данные, о таком читать не приходилось )

Учитывая что этот участок засыпан или обвален уже очень давно... то может быть эти скульптуры или их обломки там до сих пор под слоем обвалившейся стены и земельной насыпи??

Вот не могу сразу точно вспомнить, когда эти скульптуры впервые всплывают в упоминаниях, то ли в период Конецпольского, то ли уже позднее, при Ржевуском. Роман Афтанази, вроде, писал о них, однако не особо детально. Но зато знаю, что попыток привести парк в порядок после очередного упадка было множество. Потому сложно представить, что такой завал могли не разгрести и там что-то ещё осталось. Скорей всего вертикальная подпорная стена в какой-то момент была разрушена, после чего склон террасы начал ползти. В итоге, по нему (уже далеко не вертикальному) смог бодро вскарабкаться д’Артаньян, даже не слезая с лошади:

3_mushketera_2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну этот вопрос, когда как и при каких обстоятельствах эта стена была разрушена и почему не востановлена была при таких основательных попытках привести парк в порядок, остаётся открытым....))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предлагаю вашему вниманию фрагмент текста под названием "Підгорецький парк" из книжечки "Підгірці: історико-архітектурна перлина України". Это, как мне показалось, компиляция данных из нескольких польских источников, + в одно целое смешались разные периоды развития парка. но, может, кому-то будет интересно )

Неповторного вигляду архітектурному ансамблю в Підгірцях надає парк, у зелені якого ховаються і замок, і заїжджий двір та цілий ряд інших споруд. В давнину власне парк справляв на подорожнього значно сильніше враження ніж сам замок.

Підгорецький парк належить до пам'яток садово-паркового мистеитва державного значення. Побудований на рівні найкращих зразків так званих "італійських" парків, він є найгарнішим і чи не єдиним в Україні парком такого типу.

Для "італійського" парку характерні: системне розташування доріг і алей, чітко виявлений центр, геометричне членування плану, використання рельєфу і створення терас. Всі ці елементи можна спостерігати в Підгірцях. Місцевий парк оточує замок з усіх боків, він вирізняється цілісністю художнього задуму і глибокопродуманим взаємозв'язком рельєфу, архітектури, скульптури і рослинності.

З гостинця до Підгорецького замку можна було дістатися центральною алеєю, шо збігалася з композиційною віссю всього комплексу. По обидва боки алеї були розбиті два великі зелені газони, на яких стояли дві корінфські колони, увінчані скульптурами. З північного боку ці травники обмежував стрижений грабовий живопліт — боскет. Такі ж боскети облямовували і головну паркову алею, яка вела до замку. Замок був включений в основну перспективу, шо відкривалася з головної алеї. Таке композиційне вирішення справляло перше захоплююче враження на відвідувача, шо заходив до парку.

Симетрично до головної алеї прилягають дві великі луки, які перетинаються двома алеями, засадженими липами. Пі алеї були паралельними головній, а липи являли собою важливий елемент загальної композиції парку — вони підкреслювали контраст окремих краєвидів.

Головна алея зв'язувала вхід до парку з його центральною частиною — замком. Обабіч алеї росли смуги підстрижених грабових живоплотів, серед яких були влаштовані ніші з скульптурами.

Ця алея закінчувалася на покритій травою передзамковій плоші. Розпланований перед в'їзною брамою зелений газон не лише виразно вимальовував контури плоші, а й створював чудовий фон для самого замку. Розміри плоші, яка мала напівокруглу форму, були встановлені як масштабним співвідношенням її до замку й дерев, так і шириною головної алеї. На газоні перед в'їзною брамою замку знаходилась паркова скульптура. Все це надавало цій місцині своєрідної мальовничості та імпозантності.

Вся передзамкова територія становила собою південну частину парку і вирізнялася яскраво вираженим симетричним розподілом всіх елементів. Велику роль у цьому відігравала горизонтальність рельєфу.

Наймальовничішою частиною Підгорецького парку є північна, шо розкинулася позаду замку у трьох рівнях — терасах. Не один з перших на Україні зразків "італійського" парку з терасами. Розташовані на одній осі паркові тераси становлять основу архітектурно-планувальної композиції північної частини парку.

На першій терасі стоїть сам замок. Рівень цієї тераси збігався з рівнем дна оборонного рову, який захишав замок із сходу, півдня і заходу. Викладені тесаним каменем стіни рову контрастно акцентували навколишню зелень парку і вдало гармоніювали з архітектурою замку. В північній частині тераса закінчувалася кам'яною балюстрадою. Відразу ж за замком на другій, ше нижчій терасі знаходився квітковий партер, фонтан і скульптури.

Першу горішню терасу підпирає викладена з кам'яних блоків стіна. В центральній частині цієї стіни знаходиться портал з кількома гротами, шо вели у великі підземні приміщення - тут колись знаходились величезні резервуари з водою для фонтанів, а також розташовувались і лазні. З обох сторін портал мав двоє збіжних кам'яних сходів, увінчаних балюстрадою. Ці сходи сполучали верхню і середню тераси. Середня тераса становила центральну частину парку; вона являла собою прямокутний майданчик розміром футбольного поля. Тут розташовувався неодмінний атрибут "італійського" парку — партер. Композиційно він складався з восьми однорідних квадратних у плані квітників, розділених доріжками однакової ширини. Квітники оточувалися низьким живоплотом з самшиту та розмарину. Центр партеру прикрашав великий фонтан. Важливим елементом композиції центральної тераси служили дві альтанки, які знаходилися на її північних рогах. Крім композиційного значення, альтанки відігравали і практичну роль — це були місця для відпочинку і сховку від спеки. У XVIII ст. паркові доріжки центральної тераси були викладені плитками з червоного пісковика. Нейтральна тераса розташована на висоті 371 м над рівнем моря. Вона на 6 метрів нижче від верхньої тераси і на 4 метри виша від нижньої.

На нижню терасу можна пройти центральними, а також двома бічними сходами, які збігають від обох альтанок. В центрі нижньої тераси знаходились чотири трикутні квітники, а решту її території займали високі підстрижені грабові стіни — боскети і вистрижені аркади з самшиту — шпалери.

Нижче, на схилах гори, розташовувались малі тераси, а зовсім внизу знаходились городи, сади і ставок, куди стікала вода з усього парку.

Серед квіткового розмаїття парку, шо милувало око від ранньої весни до пізньої осені, значне місце посідали троянди, півонії, лілеї і гвоздики. Паркові споруди та скульптури підкреслювали масштабність парку, його окремих ділянок, концентрували увагу відвідувачів на певних пейзажах та орієнтували їх.

Шляхтич Станіслав Освенцім, відвідавши замок і парк у серпні 1651 року, записав у своєму щоденнику, шо "Підгірці, прекрасним палацом коштовно з оборонними спорудами збудованим, а особливо фонтанами, гротами і каскадами на всю Польщу славне місце". Нашого сучасника ще й тепер спроможний здивувати факт дії фонтанів на вершині гори, особливо, якшо врахувати, шо вони працювали без помп. Весь секрет за словами француза Де Алейрака полягав у тому, шо вода до Підгореиького замку і парку подавалася мідними трубами з сусідньої, ше вищої гори. В парку вода зосереджувалася у величезних мурованих резервуарах під першою терасою, а звідти трубами розподілялася до фонтанів. З водограїв вода стікала каскадами на нижні менші тераси і збиралася у ставку. Свідчення Де Алейрака підтверджуються фактом частого викопування мідних труб селянами Підгореиь ше у минулому столітті.

На третій терасі парку знаходилась оранжерея, у якій росли лимонні, мандаринові, лаврові, фігові, маслинові та інші теплолюбні дерева та куші.

Хоча "італійський" парк з його регулярним розплануванням і терасами був головним у Підгореиькому парковому комплексі, тут знаходився також і так званий "французький" парк. Він являв собою добре доглянутий лісовий масив, в якому переважали листяні породи дерев: липи, бука, клена, граба, дуба. "Французький" парк розкинувся у східній частині замкового комплексу, він служив одночасно і звіринцем — тут у природніх умовах утримувались косулі, зайці, дикі свині та інша дичина. Часто замкова знать у "французькому" парку влаштовувала пишні мисливські лови.

У планово-композиційній структурі парку в Підгірцях головне місце відводилося замку, який домінував над оточуючою місцевістю. Влаштування терас в північній частині і засадження їх квітниками та низькорослими деревами забезпечувало відкриття з вікон замісу чарівної краси краєвидів. Залишаючись відкритим, Підгореиький замок воднораз чудово проглядається з навколишньої округи, його добре видно з шоссе Київ-Львів. Вночі, коли у замку світиться, він виглядає як великий казковий кристал на темному силуеті Підгірців.

На превеликий жаль, історія не донесла до нас імені митця, який створив дивовижний парк; відомо лише, шо він був "римлянином", тобто вихідцем з Італії. А закладався парк одночасно з будівництвом замку.

Тепер Підгореиький парк знаходиться в жалюгідному стані. В північній його частині тубсанаторій спорудив різні господарські будівлі, які вносять дисгармонію в композиційну структуру парку. На колись зелених луках, які простягалися вздовж головної алеї, влаштовано фруктовий сад і городи працівників санаторію. Підстрижений грабовий живопліт, шо оформляв вхід до парку, протягом кількох десятиріч ніхто не доглядав і він перетворився на алею старих дерев, за якими не видно замку. Посередині головної алеї розбито квітники і встановлено електричні ліхтарі, які теж утруднюють зорове сприймання замку. На колись рівній і зеленій підзамковій плоші розбито квітники і живоплоти, які спотворили її первісний вигляд, зробили непомітними паркові скульптури, шо знаходяться тут. Прокладені на пе-редзамковій плоші асфальтові доріжки вносять дисгармонію і різко контрастують із давньою архітектурою.

В катастрофічному стані перебувають паркові споруди. На кожному кроці видно руїни: порталу, паркових альтанок, арок і сходів. На самому замку, опорних стінах терас і оборонних валів, альтанках та інших спорудах ростуть дерева і чагарники, які своїм корінням прискорюють руйнацію архітектурних пам'яток. Саме це стало причиною руйнування у 1987 році опорної стіни верхньої тераси. Згодом подібне руйнування сталося з опорною стіною західного рову.

Тривога за долю архітектурного ансамблю у Підгірцях не залишає поза увагою широкі кола громадськості.

У багатьох країнах світу такі архітектурні перлини, як ансамбль Підгореиького замку, використовуються для розвитку туризму і дають чималу частку валютного притоку, сприяють не тільки піднесенню культури, а й розвитку економіки. Вартий уваги і той факт, шо Підгореиький архітектурний ансамбль знаходиться всього за півтора кілометра від автостради Львів-Київ, по якій кожен день мчать на автомобілях і автобусах вітчизняні і іноземні подорожні, не припускаючи про близьке сусідство замку і паркч. які протягом трьох віків викликали захоплення й подив мандрівників.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только что по телефону разговаривал с той женщиной которая мне давала ту инфу, наконец то я её нашёл! Значит касаемо этих скульптур Гидр, то есть такая маленькая книжечка в которой написана ода на латинском языке, посвящённая Подгорецкому замку, издана эта ода в 1641г, написал её Марчин Камадарский, и хранится эта книжечка в архиве Люблинского музея. Там есть всего две строчки описывающие эти скульптуры "водных стихий" или "гидр" именно на этой подпорной стене. Кроме того силами львовского политехнического музея не так давно там были раскопки (именно на этом месте) - вырыли полоску земли глубиной 2-2.5 метра, ровно по середине этого откоса, и там уже стены не обнаружили, возможно - говорит Светлана Мостова, что ближе к краям эта стена всё-таки есть, и она согласна с версией что стена перестала существовать после восстания Хмельницкого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... и она согласна с версией что стена перестала существовать после восстания Хмельницкого.

А есть другие варианты? :lol: Замок и парк были построены при Конецпольском, в конце 1630-х - 1640-х годах, и вскоре после постройки всё это было разрушено (парк больше, замок-дворец - чуть меньше). Т.е. грубо говоря, до восстания Хмельницкого всё это разрушить было сложно, т.к. этого либо ещё не было, либо всё это ещё только строили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самое толстое, на сегодняшний день, дерево в замковом парке:

post-1-0-67601600-1359230257_thumb.jpg

и сохранившаяся парковая скульптура.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В продолжении упомянутого в этой теме Дворца Конецпольских в Варшаве, обращу ваше внимание на его итальянский парк и вообще на похожее размещение резиденций и примыкающих к ним парков/садов на склонах.

Дворец Конецпольских на рисунке 1656 года:

Koniecpolski_Palace_by_Dahlberg_1656_zpseeea251a.jpg

Источник

Больше всего меня заинтересовала та часть истории, которую в тексте выделил жирным:

Первый дворец на этом месте был построен для великого коронного гетмана Станислава Конецпольского. Дворец был спроектирован придворным архитектором Владислава IV Константино Тенкалла. Это был образчик генуэзской резиденции, с первым в Польше садом итальянского типа, спускающимся до самой Вислы, которая тогда текла у самого подножья берегового обрыва. Строительство началось в 1643 году. Станислав Конецпольский предназначал дворец для своей варшавской резиденции (главной его резиденцией были Броды), однако в 1646 году гетман умер и работы завершались уже его сыном Александром.
Источник

Если у итальянского сада в Варшаве действительно есть статус первого итальянского сада Польши, то тут что-то не так, ведь в Подгорцах тоже был итальянский сад/парк и, судя по всему, построили его раньше, чем сад в Варшаве. Судите сами – резиденцию в Варшаве (и, вероятно, сад) начали возводить в 1643 году, тогда как в Подгорцах строительная деятельность велась ещё в 1630-х. В 1640-м году, если ничего не путаю, никакого итальянского сада в Варшаве ещё не было, а между тем в 1640-м году князь Альбрехт Станислав Радзивилл, посетивший Подгорцы, и в его описании резиденции можно встретить немало слов и об итальянском саде, обустроенном на террасах склона.

Возникает вполне логичный вопрос – если итальянские сады в Варшаве действительно считаются самыми ранними в Польше, но при этом почему-то забыли о Подгорцах, где они появились ещё раньше, то получается, что именно в Подгорцах были построены, либо самые ранние, либо одни из самых ранних итальянских садов в Польше (Речи Посполитой)?

Во всём этом нужно разбираться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
P.S. Этот кадр тоже из «Дикой охоты». Вполне возможно, что это тоже снимали в Подгорцах:

post-1-0-43660400-1322756376_thumb.jpg

Этот источник находится на територии Олеського замка. Сейчас пребывает в том же виде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваша публикация должна быть проверена модератором

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoticons maximum are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...

×