Перейти к публикации
Замки и Крепости Украины - Форум

"Пластическая панорама старого Львова" Януша Витвицкого


Filin

Рекомендованные сообщения

В данной теме речь пойдёт о самом дорогом, масштабном и необычайно сложном макете Львова, который, к сожалению, так и не был закончен. Этот макет должен был стать одним из украшений города, но так случилось, что во Львове "в полный рост" он никогда не экспонировался, а сейчас макет и вовсе находится в Польше, хотя изначально создавался львовянином исключительно для Львова.

Общий вид макета:

658854.jpg
Источник

Бернардинский монастырь:

658855.jpg
Источник

Автор и руководитель проект Януш Витвицкий (Janusz Witwicki) родился 10 сентября 1903 г. во Львове. Здесь же, в родном городе, он умер 16 июля 1946 г. Ему было чуть более 40. К сожалению, смерть была насильственной.

Януш Витвицкий:

janusz.jpg
Источник

Януш Витвицкий и макет старой львовской ратуши:

00.jpg
Источник

История создания макета Львова, очевидно, началась в Париже, где Януш Витвицкий увидел впечатляющие макеты укреплённых городов, созданных фортификатором Вобаном. Увидел и загорелся. Если хотите понять, какие виды/образы оказали необратимое влияние на сознание молодого творца, проследуйте сюда, а затем сюда.

У Януша Витвицкого, восхищённого французскими макетами, появилась идея воссоздать в похожем формате старый Львов, чтобы показать людям, каким был город во 2-ой половине 18 века (а точнее - в 1772-1775 году). Нужно отметить, что в облике Львова в конце 18 - начале 19 века произошло много изменений. В середине 18 века многие объекты (и прежде всего линии укреплений) всё ещё существовали, хотя находились в стадии упадка, но после того, как в результате Первого раздела Речи Посполитой (1772) город отошёл Австрийской империи его укрепления стали разбирать, валы разравнивать, рвы засыпать, и Львов постепенно утратил часть своего средневекового колорита.

Старый город в 1920-х:

154488.jpg
Источник

Казалось бы, город прекрасно сохранился, но на самом деле в его облике недоставало многих деталей и потому их воссоздание могло совершенно в ином свете показать старый Львов.

Замысел был грандиозным – воссоздать средместье (Старый город со всей его застройкой и укреплениями), а также частично показать предместья. Всё это должна была дополнить масштабная картина-панорама, изображающая ближайшие околицы Львова. К слову, термин "панорама" в данном случае многомерен, поскольку включает в себя макет и его окружение. В целом всё это должно было создавать эффект присутствия.

Я. Витвицкому было 26 лет, когда он приступил к реализации своего амбициозного замысла. Тогда он не знал, что создание этого макет превратится в дело его жизни. Вряд ли он мог тогда, в начале пути, предположить, что даже через 18 лет ему так и не удасться довести свой труд до конца.

Работа над проектом началась с масштабных исследований, в процессе которых была накоплена масса уникальных сведений, касающихся архитектуры Львова. Накопление необходимых материалов, а также изучение множества планов города, рисунков, гравюр, чертежей и прочих документов заняло годы. Всё это сопровождалось натурными обмерами сохранившихся памятников архитектуры, изучением рельефа Львова и другими работами.

Были созданы макеты нескольких выдающихся строений Львова: ратуша, королевский арсенал, королевская каменица. Макеты этих строений, презентованные публике в рамках выставки в Познани в 1929 г., в итоге пополнили коллекцию Исторического музея во Львове.

Макет Ратуши от Я. Витвицкого, 1929 г.

ratush-02.jpg ratush-01.jpg

Макет города нужно было воссоздать в серьёзном масштабе 1:200, и это было дорогое предприятие. Чтобы найти инвесторов и презентовать будущий проект публике, для начала решили создать макет города в масштабе 1:500. Он был лишён жилой застройки, не блистал деталями, однако и в таком исполнении Старый город удивлял львовян. Этот макет впоследствии, к сожалению, исчез при невыясненных обстоятельствах и на данный момент считается утраченным.

В 1936 году, когда уже был готов макет в масштабе 1:500, и стало понятно, как воплотить в жизнь главную цель (воссоздание Львова в масштабе 1:200), была выпушена книжечка-брошюра "Пластическая панорама старого Львова" ("Panorama plastyczna dawnego Lwowa"). Это было своего рода презентационное издание, описывающее проект Я. Витвицкого, его плюсы и коммерческую составляющую. Главной целью публикации было привлечение меценатов/спонсоров, без которых реализация проекта была бы невозможной. Об этом издании в деталях читайте в следующем сообщении. Спустя два года, в 1938-м, брошюру переиздали.

Параллельно с выпуском брошюры началась работа над главным макетом. По началу работы финансировались самим Я. Вивтицким. Позднее специально было создано товарищество, занимавшееся "пиаром" макета, сбором средств на его создание и т.д.

Масштаб, как уже писал выше, 1:200. Основные материалы: дерево (липа), фанера, картон, свинец, медные листы и проволока. Патину имитировали при помощи красок и растворов кислот.

Общая стоимость проекта была оценена в 192 тыс. злотых. Ознакомившись с проектом, городские власти дали согласие на финансирование 1/3 части работ, но, к сожалению, к началу Второй Мировой войны со стороны города было перечислено только 10 тыс. злотых.

Постепенно к проекту, который привлёк большое внимание, подтянулись энтузиасты. В общей сложности за всё время в создании макета приняли участие около 30 человек.

Творила команда Я. Витвицкого на 2-м этаже дома "Времён года", расположенного по адресу ул. Армянская, д. 23, т.е. в черте старого города. В наши дни дом занимает Львовская национальная академия искусств:

366.jpg
Источник

К началу Второй Мировой была готова основа (подмакетник), а также были созданы макеты главных достопримечательностей города.

Работа над макетом не прекращалась и в годы войны, причем тогда (с 1939 по 1944) был выполнен довольно большой объём работ, в результате которых город обзавёлся десятками новых строений. Можно сказать, что именно в период оккупации макет окончательно сложился. И это несмотря на массу сложностей, о которых будет рассказано ниже.

Пороховая башня (бастея) городских укреплений, где планировали экспонировать макет/панораму:

poroh-01.jpg poroh-02.jpg
Источники фото: 1, 2

После Второй Мировой, перекроившей границы Польши, макет планировали вывезти из Львова, но советские чиновники этому всячески мешали. В своих попытках получить разрешение на выезд Я. Витвицкий, как указывает несколько источников, даже добился личной встречи с Хрущёвым.

Летом 1946 года Я. Витвицкий всё же получил разрешение на выезд. Несколькими днями ранее представителями Академии наук Украинской ССР были конфискованы всего его наработки по Львову (книги, карты, чертежи и т.п.), которые вывезли в Киев, где они пополнили коллекцию Государственного научно-исследовательского института теории и истории архитектур и градостроительства.

Буквально за несколько дней до отъезда Я. Витвицкого посетили несколько человек, представившихся "искусствоведами", с которыми автор макета покинул квартиру. Жена Я. Витвицкого позднее сообщила, что один из "искусствоведов" был сотрудником НКВД. На следующий день Януша нашли мёртвым. Причина смерти не до конца ясна, но ряд источников сообщают, что он был застрелен. Так или иначе, смерть была насильственной.

Януша похоронили на Лычаковском кладбище во Львове:

658857.jpg
Источник

Так закончилась история создания макета. С 1946 года развитием проекта перестали заниматься.

Вскоре жена Я. Витвицкого всё же решает довершить дело мужа, и ей каким-то образом удаётся вывезти громоздкий макет в шести массивных коробах, каждый из которых был размером с диван, и нескольких десятках более мелких коробок. Макет переправили в Варшаву, где он некоторое время тайно хранился то ли в запасниках Национального музея, то ли в подвалах Королевского замка.

Опекуны макета больше всего опасались, что как только о его пропаже и местонахождении станет известно, макет тут же потребуют вернуть, потому с момента, как макет покинул Львов, все его передвижения были максимально засекречены.

Спустя какое-то время макет перевозят во Вроцлав. Среди мест, где он мог храниться, указывают Вроцлавскую Политехнику.

wroclaw.jpg
Живая карта

В 1975 г. макет переносят в Музей архитектуры во Вроцлаве.

Всё это время, пока макет тайно переезжал с места на место, он пылился и разрушался. Но хуже всего было то, что за этот период макет лишился ряда важных достопримечательностей, пропавших неведомо когда и при каких обстоятельствах. В числе пропаж значились макеты Доминиканского собора, башня Корнякта и ряд других строений.

С развалом СССР макет решили наконец-то показать публике, но за годы тайного хранения он пришёл в плачевное состояние (не говоря уж об утраченных фрагментах). Некоторое время макет реставрировали и вот, в 1994 году, он впервые был выставлен на обозрение публики в Историческом музее во Вроцлаве. Правда, макете пришлось показывать не в полном виде, и на месте пропавших зданий зияли бреши.

В конце 1990-х наследники Витвицкого передали права на владение макетом Национальной Библиотеки им. Оссолинских. Параллельно с демонстрацией макета продолжались работы по его реставрации, которые, впрочем, так и не были завершены, а бреши так и не были заполнены.

Уже в начале 21 века злоключения макета продолжились, поскольку музей, где он экспонировался, вступил в стадию реорганизации. Макет снова запаковали в коробки и перестали экспонировать.

И вот свежая новость – макет, хоть и спрятанный от глаз публики, не лишился внимания специалистов. Министерство культуры и национального наследия Польши выделило деньги на "консервацию и восполнение утраченных элементов макета". В общем, сейчас проводится реставрация макета и даже есть план наконец-то воплотить в жизнь часть задумок Я. Витвицкого, которые так и не были реализованы. С момента создания макета прошло немало времени, изменились технологии, и сейчас можно воплотить в жизнь многие мечты автора макета. Так, к примеру, Я. Витвицкий хотел, чтобы в его павильоне существовала смена дня и ночи, дабы посетители, к примеру, могли увидеть старый Львов в свете утренней зари или в ночном образе, и сейчас всё это возможно показать в лучшем виде.

Отдельное внимание исследователей приковывают недостающие детали, потерянные здания. Но и здесь есть подвижки. Так, есть надежда на возвращение здания Доминиканского собора, макет которого, по слухам, уцелел и сейчас составляет часть коллекции одного из жителей Вроцлава. Разумеется, можно заполнить бреши современными макетами, но опекуны оригинального макета делают всё возможное, чтобы современных вкраплений там было минимум.

Радует, что Украина не осталась в стороне от проекта восстановления макета. Поляки пишут, что из Киева им помогают сканами оригиналов документов из коллекции Я. Витвицкого, которая, как уже писал выше, была конфискована и вывезена в Киев в 1946 г.

Чтобы лучше ориентироваться в укреплениях, показанных на макете, пользуйтесь этой схемой:

plan.jpg


Фото макета в его нынешнем состоянии:

Восточная часть Старого города:

4m.jpg 5m.jpg

Общий вид (разумеется, не все детали присутсвуют), на котором видно 6 секций макета:

pq-25.jpg

Ворота близ костёла иезуитов (западная линия укреплений):

pq-01.jpg pq-19.jpg

Нижний (Низкий) замок. На заднем плане Краковские ворота:

pq-02.jpg

Ворота Нижнего замка:

pq-12.jpg

Нижний замок (фрагмент):

pq-06.jpg

К Краковским воротам мчит карета львовских архиепископов:

6m.jpg pq-13.jpg

Кстати, её оригинал можно увидеть в Музее этнографии:

25520061.jpg
Источник

Фрагменты и секции макета:

pq-27.jpg

Осмотр секции города с южной стороны:

pq-07.jpg pq-08.jpg

Вид на секции макета старого города с запада:

pq-09.jpg

Набор городских строений, в числе которых видим синагогу "Золотая Роза". Оригинал этого макета авторства Я. Витвицкого, к сожалению утрачен, потому пришлось заменить его копией:

pq-10.jpg

Латинский кафедральный собор. Ещё один макет, созданный уже в наши дни взамен утраченного:

pq-03.jpg

Армянский собор:

pq-11.jpg

Бастея внешней линии укреплений на фоне Нижнего замка:

pq-14.jpg

Одно из укреплений внешней линии обороны (вероятно, до реставрации и после):

pq-24.jpg pq-21.jpg

А это та самая панорама, которая по замыслу Я. Витвицкого должна была окружать макет:

pq-23.jpg pq-22.jpg

"Босацька хвіртка" в восточной линии укреплений (вид "до реставрации"):

pq-26.jpg

А так этот участок выглядит в наши дни:

OJuEdf-2mc4.jpg
Источник

Застройка:

pq-04.jpg pq-05.jpg

pq-18.jpg pq-15.jpg pq-16.jpg pq-17.jpg
Источники фото: 1, 2

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Брошюра 1936 года

Как писал выше, в 1936-м была издана брошюра, призванная популяризировать проект и найти меценатов, необходимых для воплощения проекта в жизнь. В брошюре описывались колоссальные усилия создателей макета, благодаря которым в итоге удалось бы посмотреть на старый Львов образца 18 века.

0001.jpg 0002.jpg 0003.jpg 0004.jpg 0005.jpg 0006.jpg 0007.jpg 0008.jpg 0009.jpg 0010.jpg 0011.jpg 0012.jpg 0013.jpg 0014.jpg 0015.jpg 0016.jpg 0017.jpg 0018.jpg 0019.jpg

Планировали воссоздать около 400 объектов, из которых около 90 были объектами фортификации. Труд предстоял гигантский.

Сообщалось, что создание проекта преследует три цели: научную, педагогическую и пропагандистскую.

Научная составляющая проекта заключалась в мощной исследовательской работе, которую необходимо было провести, чтобы на должном уровне воссоздать старый город. Здесь отдельно стоит упомянуть воссоздание фортификаций Львова, поскольку именно этот сегмент архитектуры города больше всего пострадал в конце 18 века.

Педагогическая составляющая заключалась в пробуждении у львовян желания изучать свой город. Особенный упор делали на молодых львовских архитекторов, которые могли бы формировать свой стиль, понимая, не забывая о том, по каким принципам развивался город в течение многих веков.

Что касается пропаганды, тот тут планировали и своим и чужим показывать величие города, его наследие.

В далёких планах Януш Витвицкий думал создать ещё парочку макетов, один из которых показывал бы средневековый Львов, а другой – Львов периода позднего средневековья. Можно сказать, что частично эти планы были воплощены в жизнь, но уже в наши дни, когда Игорь Качор создал несколько макетов (макет №1, макет №2) Львова. И. Качор, к слову, сделал и макет Львова образца 2-ой половины 18 века, но в масштабе меньшем, чем у Я. Витвицкого.

В брошюре сообщалось, что начало проекту положено. В частности, тогда уже был выполнен макет в масштабе 1:500, фото которого украсили издание.

На вопрос, кто должен участвовать в создании макета, привели в пример участие городских властей (согласившихся оплатить часть создания макета), а также возложили большие надежды на пожертвования со стороны частных меценатов.

В брошюре много внимания уделили описанию того, как панорама должна была выглядеть в итоге. Всего было выделено три составных части: павильон, макет и панорамное изображение. Всё это в целом должно было восприниматься как единый образ.

Макет планировали разместить внутри павильона, созданного из железобетона, но имитирующего старинную архитектуру. В частности, планировали, что свод помещения будет крестовым. В идеале нужно было помещение высотой в 19 метров.

Макет по плану должен был обосновать на площади круга 15-метрового диаметра. Сердце панорамы – макет Старого города, занимающего участок размером 4х3,6 метра. Вокруг макета, на стене павильона, планировали нарисовать панораму с видами на околицы Львова. Вокруг макета планировали поместить подборку старых фото, рисунков и описаний, информирующих посетителей "панорамы" об изюминках старого Львова.

Галерея, которую планировали сделать вокруг макета, должна была помочь посетителям осмотреть город со всех сторон. Причём, планировалось два уровня "взгляда" с верху - с высоты около 350 метров, и с высоты 600 метров. Пройдясь вдоль галереи посетители "панорамы" смогли бы посмотреть на город с 350-метровой высоты, а поднявшись на уровень выше, и пройдя по стеклянному полу, могли бы посмотреть на город с высоты птичьего полёта. На нижнем ярусе планировалось разместить несколько биноклей (перископов), которые бы помогли посетителям рассмотреть детали макета.

ris-07.jpg

Примечания:

2. Рисунок (круговая панорама) с видом на околицы.
3. Макет.
4. Коридор/галерея вокруг макета. Отсюда открывался вид как бы с близлежащих возвышенностей.
5. Верхний обзорный ярус. Отсюда можно было бросить взгляд на город с высоты птичьего полёта.
6. Зал с перископами. Предназначен для созерцания деталей.

Район (обозначен контуром), который планировали показать на макете:

ris-08.jpg

Макет старого Львова в масштабе 1:200 и 1:500 (в дальнем углу), с демонстрацией возможной схемы размещения информации о достопримечательностях города:

ris-14.jpg

Брошюра описывает перечень достопримечательностей, которые планировали воссоздать на макете.

Сообщалось о планах внедрить особую подсветку в павильоне, чтобы показать посетителям Львов в разное время суток.

В целом, ожидалось, что стоимость проекта не превысит 200 тыс. злотых, и это при том, что его реальная оценочная стоимость (с исследованиями и прочими неучтёнными доходами) составляла 400 – 500 тыс. злотых.

Цена вопроса выглядела так:

  • Макет средместья – 42 тыс.
  • Предместья – 80 тыс.
  • Околицы (графика) – 10 тыс.
  • Павильон – 40 тыс.
  • Техническое оборудование/инструменты – 20 тыс.
  • Итого 192 тыс.

Значительное место в буклете уделили бизнес-составляющей. В частности, там можно найти интересные рассуждения на тему окупаемости проекта. Так при ожидаемой средней посещаемости в 150 человек в день доход составил бы 35 000 злотых в год. В первый год планировали посещаемость на уровне 300 человек в день. Исходя из цены в 50 грошей (0,5 злотых) на человека можно было предположить, что уже в первый год павильон получил бы 108 000 посещений и доход в 54 тыс. злотых. При самом пессимистичном прогнозе макета мог окупиться за 6 лет.

Что касается заработка создателей макета, то они планировали его получать за счёт процента от дохода.

В книжечке отмечалось, что к проекту планировали привлечь инвесторов, имена которых (с небольшим количеством дополнительных сведений) планировали разместить на бронзовых табличках, вывешены в вестибюле панорамы.

Далее пройдёмся по иллюстрациям. На них мы в основном видим фото макета в масштабе 1:500, тот самый, который считается утраченным. Львов в масштабе 1:200, конечно же, выглядел куда более эффектно.

Средместье Львова в конце 18 века:

ris-02.jpg

Старая ратуша. Современные фото этого макета, созданного для демонстрации на выставке в Познани, я показывал в первом сообщении:

ris-03.jpg

Укрепления Краковских ворот:

ris-04.jpg ris-05.jpg ris-12.jpg ris-13.jpg

Укрепления Галицких ворот:

ris-18.jpg

"Босяцкие валы" (восточная линия городских укреплений). Виден Королевский арсенал:

ris-06.jpg

Нижний замок:

ris-15.jpg ris-16.jpg ris-09.jpg ris-17.jpg

Северо-восточный угол городских укреплений (видим Королевский арсенал, Пороховую башню):

ris-10.jpg

И снова "Босяцкие валы" с Пороховой башней. Эта башня уцелела и Я. Витвицкий надеялся именно там разместить "панораму".

ris-11.jpg ris-01.jpg

Напомню, что это масштаб 1:500. Это была всего лишь тренировка перед главным действом - созданием макета в масштабе 1:200.

В 1938 году брошюра была переиздана:

ryc00.jpg
Источник

Вид на город с юга. В левой половине кадра видны Галицкие ворота и Латинский собор, в правой - башня ратуши, Доминиканский собор, башня Корнякта и укрепления Бернардинского монастыря:

pq-30.jpg

Укепления близ Галицких ворот:

pq-36.jpg pq-28.jpg

Укрепления близ Краковских ворот:

pq-29.jpg

Иезуитские ворота (западная линия городских укреплений):

pq-32.jpg pq-31.jpg

Низкий замок:

pq-35.jpg pq-33.jpg

Осада Львова войсками Богдана Хмельницкого. Вид с юго-запада, со стороны отеля "Жорж":

pq-34.jpg

Графическая реконструкция Бернардинского монастыря:

ris-19.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 2004 году по случаю 100-летия со дня рождения Януша Витвицкого была издана книжечка, описывающая историю панорамы.

tytul.jpg

Если владеете польским, то можете прочитать её здесь. Там много всяких интересных данных. Ниже приведу некоторые сведения из этого источника.

Формирование центральной части Львова в 13-14 вв.:

gh-00.jpg

В книжечке сказано, что первой попыткой реконструировать облик города 18 века принадлежит Витольду Долинскому. Пишут, что он показал вид на Старый город с юго-запада. Там же сказано, что творение указанного автора можно увидеть в экспозиции Львовского исторического музея. Однако в экспозиции висит картина (прекрасная, кстати, работа), созданная Зигмунтом Розвадовским и С. Яновским в 1929 году. Возможно В. Долинский выступил в качестве научного консультанта и потому его иногда называют автором проекта?

Вот так выглядит панорама (общий вид + несколько фрагментов):

pano_01.jpg

pano_02.jpg pano_03.jpg pano_04.jpg
Источник

На открытке:

gh-02.jpg

Я. Витвицкий решил пойти дальше.

Созданию каждого из строений макета предшествовала огромная исследовательская работа, включавшая в себя работу со старыми картами, рисунками, письменными источниками. Уцелевшие памятники архитектуры обмеряли, причём многие из них были впервые обмеряны именно в рамках работы над макетом. На основе старых карт и схем создавались новые. Для зданий делали чертежи в масштабе 1:50, которые служили основной для рабочих чертежей в масштабе 1:200. В результате проделанной работы у Я. Витвицкого сформировалась великолепная коллекция материалов, касающихся архитектуры города. Эта коллекция сведений уже сама по себе имела огромную ценность и не имела аналогов.

Обмер фасада здания мастерской:

gh-09.jpg

Укрепления Львова, наложенные на современный план города:

gh-01.jpg

В списке 1937 года, где перечислялись источники, на основе которых делали макет, значилось 23 плана города (3 плана 17 века, 11 планов 18 века, 9 планов 19 века), 17 исторических изображений Львова (2 изображения 17 века, 10 рисунков 18 века и 5 рисунков 19 века), а также многочисленные архивные материалы, чертежи и обмеры.

Специально для создания макетов Я. Витвицким было разработано несколько механизмов. Для макета был разработан перископ, позволявший рассматривать детали, расположенные как на расстоянии нескольких сантиметров от него, так и детали, удалённые на расстояние нескольких метров.

Мастерская, расположенная по адресу ул. Армянская, д. 23, занимала две комнаты. Со стороны лестничной клетки первом делом можно было попасть в меньшую комнату, где находился макет Львова в масштабе 1:500, созданный в основном для рекламных целей. Этот макет показывал линии укреплений, основные достопримечательности, но на нём не была показана застройка жилых кварталов. Макет не отличался хорошей детализацией, зато имел небольшие размеры (примерно 1,6x1,4 м).

Из этой комнаты можно было попасть с соседнее помещение, которое было вдвое больше. Здесь и находился главный макет. В этой же комнате стояли механизмы для макетирования и несколько столиков, на которых и создавались макеты.

В мастерской:

gh-08.jpg

Поразительно, но у проекта были противники, причём одним из них был Александр Чоловский, известный исследователь фортификации, автор ряда известных изданий на тему укреплений. А. Чоловский настолько скептически отнёсся к затее, что даже выпустил брошюру, в которой критиковал задумку Я. Витвицкого, утверждая, что невозможно достоверно воссоздать застройку города 18 века, и что макет по этой причине не может вызывать доверия. Стоит отметить, что многие годы спустя, когда приступили к проведению раскопок на участках укреплений, ряд привязок Я. Витвицкого подтвердить не удалось (например, не смогли найти фундаменты нескольких башен там, где их предлагал искать Я. Витвицкий), т.е. ошибки в проекте действительно были. Впрочем, это не говорит о том, что ошибки для детища Я. Витвицкого не были редкостью, скорей всего они появлялись там, где ощущался особый недостаток сведений.

Первые "пробы пера" были созданы Я. Витвицким, для выстаки в Познани (там же была показана панорама З. Розвадовского и С. Яновского, о которой речь шла выше). Среди экспонатов был макет ратуши, который сейчас можно увидеть в Львовском историческом музее:

ratush-01.jpg ratush-02.jpg

К созданию большого макета Я. Витвицкий приступил в 1932 г. (по другим данным - в 1936 году). Основа макета состояла из 6 секций, которые при необходимости можно было отделить друг от друга. Макеты зданий крепились к подмакетнику без применения клея. Всё это делалось для того, чтобы сделать макет удобным для транспортировки.

Блоки домов собирали из листов фанеры. Кровли делали из медных и свинцовых листов. Мелкие детали декора зданий воссоздавали преимущественно при помощи свинца. Деревья делали из электрических проводов: более толстые провода использовали в качестве основы для стволов, более тонкие имитировали ветки. С особой тщательностью делали макеты, которые должны были попадать в поле зрения перископов. В таких случаях работа становилась ювелирной, потому приходилось использовать увеличительные стёкла (например, именно так делали часовню Боимов, которая отличалась богатым декором). Патину имитировали красками, а металлические поверхности обрабатывали растворами кислот, чтобы визуально состарить детали.

В период оккупации Львова макет начал постепенно заполняться новыми зданиями. В этот период к Я. Витвицкому присоединилось несколько энтузиастов, которые первоначально работали бесплатно, но в итоге макетчики всё же начали получать деньги за работу. Интересно, что большинство из них вообще не имели отношения к макетированию, но, тем не менее, быстро освоили методику. Несколько таких энтузиастов впоследствии стали довольно известными специалистами макетного дела.

Макетчики за работой:

gh-07.jpg

В процессе работы над макетом Я. Витвицким была создана серия рисунков, на которых виды оживляли персонажи. Один из этих рисунков (осада Львова войсками Хмельницкого) был показан выше. Также Я. Витвицкий написал ряд научных статей, некоторые из которых касались фортификации Львова.

Может показаться, что работа над проектом была исключительно приятным времяпрепровождением, однако на самом деле существовало множество сложностей. Так, проект постоянно испытывал нехватку финансов, потому развивался во многом не благодаря поддержке меценатов, а вопреки отсутствию такой поддержки. Помимо макетирования Я. Витвицкий содержал свою жену, двух маленьких детей и престарелую мать. В годы оккупации шесть коллег Я. Витвицкого были убиты, а сам он несколько раз задерживался, как советскими, так и немецкими властями. Были попытки выселить мастерскую из дома на ул. Армянской, и тут Я. Витвицкий шёл на хитрость – заявлял, что огромный макет физически невозможно вынести из зала, где его делали. Естественно о том, что макет легко можно разобрать, он не сообщал, и, к его счастью, никто не пытался проверить правдивость слов.

Общий вид макета:

gh-12.jpg

gh-11.jpg

Семья Я. Витвицкого:

gh-03.jpg

Хотя макет так и не получил полноценного экспозиционного помещения, и потому никогда не презентовался широкой публике, мастерскую посетило множество гостей. Среди них были не только поляки, но и советские чиновники и архитекторы, а также немецкие военные. Макет у всех вызывал восхищение, т.к. советские граждане видели в нём древний украинский город, а немцы считали, что перед ними австрийский город Лемберг, т.е. как бы своё. В мастерской была гостевая книга, на которой отразились изменения, происходившие во Львове, и там можно было найти записи на польском, русском, немецком языках. Как-то раз на макет пришёл посмотреть Отто Густав Вехтер, глава дистрикта Галиция, и он также оставил запись в гостевой книге.

После окончания Второй Мировой Я. Витвицкий планировал вместе с семьёй и, конечно же, с макетом поехать в Констанцин под Варшавой, где у его отца Владисава был дом. За три дня до отъезда Януша убили, причём до сих пор неизвестны подробности того, что произошло.

Как уже писал выше, макет всё же вывезли из Львова. В процессе перевозок и долгого хранения макет частично был повреждён, а некоторые здания пропали, очевидно, были украдены. К сожалению, пропало пять макетов авторства Я. Витвицкого, относящихся к числу особо важных и ценных объектов панорамы. Это были Латинский собор, Доминиканский собор, Успенская церковь с колокольней Корнякта, синагога Золотая Роза и центральный квартал с ратушей. Позднее, когда макет рассекретили и решили его экспонировать, семья Я. Витвицкого оплатила создание новых макетов Латинского собора и ратуши, благодаря чему часть брешей была заполнена.

Когда макет впервые показали во Вроцлаве, то его выставили на всеобщее обозрение на два месяца, затем снова преступили к его реставрации. Судя по всему, макет находился не в лучшем состоянии, т.к. работа по его восстановлению затянулась на несколько лет, и потому дирекция музея решила, что не стоит ждать окончания работ, после чего недоукомплектованный макет снова появился на публике. Ещё одну брешь заполнили, когда был сделан макет синагоги Золотая Роза.

Архитектор и реставратор Михал Витвицкий, двоюродный брат Януша, возле макета в музее Вроцлава (27 октября 2003):

ryk-22.jpg

На этих старых фотографиях видим полный комплект зданий, часть которых (Доминиканский собор, колокольня Корнякта) позднее были утрачены:

gh-10.jpg gh-04.jpg gh-06.jpg gh-05.jpg

Вид на город с юго-востока:

ryk-11.jpg

Фрагмент, на котором видим арсенал и синагогу Золотая Роза:

ryk-10.jpg

Вид с северо-востока. На первом плане "Королевский белюард" (бастион), виден Королевский арсенал и Пороховая башня:

ryk-16.jpg

Общий вид восточной части старого города. Как видите, не хватает колокольни Корнякта и Доминиканского собора:

ryk-1.jpg

Вид на город с севера:

ryk-2.jpg

Движемся вдоль северной линии укреплений, показались Краковские ворота:

ryk-6.jpg ryk-4.jpg ryk-20.jpg

Нижний (Низкий) замок:

ryk-7.jpg

Общий вид на город с северо-запада, со стороны Оперного театра. В углу городских укреплений видим Нижний замок:

ryk-9.jpg ryk-19.jpg

Западная граница старого города. Виден комплекс монастыря иезуитов:

ryk-12.jpg ryk-3.jpg

Вид на южную часть Старого города. Видны Галицкие ворота:

ryk-13.jpg ryk-5.jpg ryk-18.jpg

Укрепления Бернардинского монастыря:

ryk-21.jpg ryk-8.jpg ryk-15.jpg

Площадь Рынок с ратушей:

ryk-14.jpg

Латинский собор:

ryk-17.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

По наводке сообщества Архітектура Львова вышел на новость о макете, украшением которой служит приятная подборка фото детища Витвицкого.

В самой новости сообщается, что консервация макета в общих чертах завершена. Работы обошлись в кругленькую сумму - 100 тыс. злотых, т.е. около 30 тыс. у.е. С сентября 2015 года макет начнут экспонировать в Зале Столетия, расположенного во Вроцлаве (Польша). Сейчас, как я понял, поляки работают над созданием общей концепции будущей экспозиции и у них есть масса идей, как можно дополнить проект Витвицкого.

post-1-0-05762500-1415051039_thumb.jpg post-1-0-03259100-1415051043_thumb.jpg post-1-0-81081100-1415051045_thumb.jpg post-1-0-63175100-1415051048_thumb.jpg post-1-0-34040800-1415051051_thumb.jpg post-1-0-93944800-1415051054_thumb.jpg post-1-0-82271500-1415051057_thumb.jpg post-1-0-40851300-1415051061_thumb.jpg post-1-0-29654800-1415051064_thumb.jpg post-1-0-96071000-1415051066_thumb.jpg post-1-0-86968300-1415051085_thumb.jpg post-1-0-48567900-1415051088_thumb.jpg post-1-0-01306900-1415051092_thumb.jpg post-1-0-34423800-1415051095_thumb.jpg post-1-0-45718900-1415051098_thumb.jpg post-1-0-41329600-1415051101_thumb.jpg post-1-0-56835300-1415051104_thumb.jpg post-1-0-56378200-1415051107_thumb.jpg post-1-0-17818700-1415051111_thumb.jpg post-1-0-31723300-1415051115_thumb.jpg post-1-0-03193800-1415051139_thumb.jpg post-1-0-60363600-1415051141_thumb.jpg post-1-0-11338400-1415051145_thumb.jpg post-1-0-23546700-1415051148_thumb.jpg post-1-0-09608900-1415051151_thumb.jpg post-1-0-28721500-1415051154_thumb.jpg post-1-0-04125900-1415051157_thumb.jpg post-1-0-86906400-1415051159_thumb.jpg

Как и планировал Витвицкий, макет снабдили подсветкой. Благодаря использованию светодиодов, подсветку удалось внедрить без ущерба для макета.

post-1-0-37636500-1415051163_thumb.jpg post-1-0-10018400-1415051167_thumb.jpg post-1-0-57204100-1415051199_thumb.jpg post-1-0-93377400-1415051202_thumb.jpg post-1-0-28399300-1415051206_thumb.jpg post-1-0-63988500-1415051209_thumb.jpg post-1-0-86194700-1415051212_thumb.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сделали - классно! Особо радует наличие на макете Доминиканского собора, колокольни Корнякта и некоторых других объектов, украденных во время длительного хранения макета в запасниках.

Когда я снимал макет 10 лет назад, эти детали на нём отсутствовали.

Съёмка (качество фотографий), приведенных здесь, конечно, отвратная, но для общей информации пока сойдёт. Надеюсь, когда Панорама будет выставлена в общем доступе, в Сети появятся более качественные её снимки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 месяцев спустя...

С 25 сентября 2015 г. отреставрированную панораму могут увидеть все желающие

Сайт панорамы: http://panoramalwowa.pl/

Panorama-Plastyczna-Dawnego-Lwowa-we-Wroclawiu-ZOBACZ-7.jpg

Panorama-Plastyczna-Dawnego-Lwowa-we-Wroclawiu-ZOBACZ-8.jpg Panorama-Plastyczna-Dawnego-Lwowa-we-Wroclawiu-ZOBACZ-4.jpg Panorama-Plastyczna-Dawnego-Lwowa-we-Wroclawiu-ZOBACZ-5.jpg Panorama-Plastyczna-Dawnego-Lwowa-we-Wroclawiu-ZOBACZ-6.jpg
Источник

male_PPDL_panoramaPolnocnyZachod.jpg

male_PPDL_panoramaZachod.jpg

male_PPDL_zLotuPtaka.jpg

male_PPDL_bramaKrakowska2.jpg male_PPDL_niskiZamek.jpg

male_PPDL_KatedraWoloska.jpg male_PPDL_Dominikanie2.jpg male_PPDL_grodzkich_bezPierwszegoBudynku.jpg male_PPDL_skarbkowska.jpg male_PPDL_synagoga.jpg

Источник


panorama-lwowa-009.jpg panorama-lwowa-029.jpg panorama-lwowa-002.jpg panorama-lwowa-016.jpg panorama-lwowa-017.jpg panorama-lwowa-018.jpg panorama-lwowa-019.jpg panorama-lwowa-020.jpg panorama-lwowa-008.jpg panorama-lwowa-006.jpgpanorama-lwowa-011.jpg panorama-lwowa-012.jpg panorama-lwowa-015.jpg panorama-lwowa-021.jpg panorama-lwowa-026.jpg panorama-lwowa-027.jpg panorama-lwowa-010.jpg panorama-lwowa-022.jpg panorama-lwowa-003.jpg panorama-lwowa-004.jpg panorama-lwowa-023.jpg panorama-lwowa-024.jpg
Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...
  • 11 месяцев спустя...
  • 1 год спустя...

Здесь нашлась такая вот интересная информация:

Цитата

Львів 1930-х. Проект реконструкції Порохової вежі.
Працюючи над створенням пластичної панорами Львова 1775 року, Януш Вітвіцький планував її розмістити у приміщенні Порохової вежі на вул. Підвальній. У маштабі 1:200 її розмір мав становити 4 х 3,6 метра. У кожному з 350-ти об'єктів панорами планувалась підсвітка. Для обслуговування панорами під нею запроектували поверх.

01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Попалась на глаза книжечка Sprawa panoramy plastycznej dawnego Lwowa: kilka uwag i zastrzeżeń (1937), в которой её автор Александр Чоловский, известный исследователь фортификации, делится своими мыслями по поводу проекта панорамы Я. Витвицкого. 

sprawa.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Здесь найдёте коллекции фото макета:

+ несколько видео:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...